С начала 2021 года биржевые котировки сжиженных углеводородных газов (СУГ) выросли вдвое, тонна автогаза стоит теперь 50 947 рублей. Подорожание докатилось и до розницы, в ряде регионов пропан-бутан стоит больше 30 рублей за литр, не избежал этой участи и Татарстан. Виноват комплекс причин — от аварии на заводе «Газпрома» до высокой инфляции и больших объемов экспортного газа в ущерб продажам внутри страны. Эксперты указывают на риск появления в продаже некачественного топлива. О том, удастся ли властям сдержать цены на газ перед выборами и какова справедливая цена для пропан-бутана, — в материале «БИЗНЕС Online».
Прибывший на газовую заправку ТАИФ-НК корреспондент «БИЗНЕС Online» увидел ценник в 29 рублей за литр. Заправщик, представившийся Андреем, заметил, что в мае цена на газ упала до 26 рублей. «А потом поднялась до 27, 28 рублей, а сейчас — 29 рублей»
«Из-за чего переходили на газ? Потому что дешевле был в 2 раза. Теперь нет»
Вслед за стремительным ростом оптовых цен на сжиженный углеводородный газ (СУГ) подорожание догнало и розницу. В регионах Сибири цены поднялись до 30 рублей и выше, а в Тверской области пропан-бутан продают автомобилистам по 33 рубля за литр. Не обошла эта участь и Татарстан. Прибывший на газовую заправку ТАИФ-НК корреспондент «БИЗНЕС Online» увидел ценник в 29 рублей за литр. Заправщик, представившийся Андреем, заметил, что в мае цена на газ упала до 26 рублей. «А потом поднялась до 27, 28 рублей, а сейчас — 29 рублей», — говорит Андрей.
По его словам, такое происходит ежегодно — сначала цена падает, а потом поднимается выше первоначальной. Водители продолжают покупать газ, но, если цена станет подниматься и дальше, в этом не будет смысла, считает он.
В АГЗС IRBIS на Чуйкова газ продается по 30 рублей 99 копеек. Покупатели такие цены не приветствуют.
«Что уж тут хорошего, — огорчен водитель Ришат. По его словам, он уже задумывается о переходе с газа обратно на бензин. По его мнению, цена на газ за последний месяц подорожала на 3 рубля. — Теперь буду реже пользоваться автомобилем», — делает выводы он.
«Я не понимаю, как страна, которая сама добывает нефть и газ, поднимает цены? — негодует Шамиль. — Почему у нас бензин и газ дорожают? Причем постоянно, несмотря на курс доллара. Доллар у нас начинает дешеветь — бензин дорожает. Доллар дорожает — бензин все равно дорожает. Я этого не понимаю. Также не понимаю, почему металл и дерево подорожали».
По словам оператора АГЗС Элины, газ на АГЗС поднялся в цене на 2 рубля с 10 августа. «Да, водители жалуются на цены, но меньше покупателей у нас из-за этого не стало. И продажи газа тоже не уменьшились»
По словам Шамиля, если цена на газ превысит 35 рублей за литр, придется переходить на метан. А сейчас он старается экономить топливо и «не газовать», но отказаться от автомобиля не сможет из-за работы.
«Разве что придется менять профессию, но я индивидуальный предприниматель, без машины мне нельзя», — объясняет он.
По словам оператора АГЗС Элины, газ на АГЗС поднялся в цене на 2 рубля с 10 августа. «Да, водители жалуются на цены, но меньше покупателей у нас из-за этого не стало. И продажи газа тоже не уменьшились», — добавила она.
АГЗС «Татнефти» на Батыршина продает голубое топливо за 29 рублей. Таксист Антон пообещал нашему корреспонденту с завтрашнего дня перейти на бензин.
«Сейчас уже невыгодно ездить на газе, которого на 100 километров расходуется больше, чем бензин. Так что выгода — минимальная. И какой тогда смысл портить двигатель газовым топливом?» — задает таксист риторический вопрос.
Впрочем, какая-то надежда на то, что цена на топливо снизится, у него еще остается.
29,90 рубля стоит литр газа на АГЗС SUBSTAN. По оценке оператора Сергея, водители стали реже заправляться газом. Словно подтверждая его слова, за все время нашего разговора к АЗС никто не подъезжает.
«Из-за чего переходили на газ? Потому что газ был дешевле в 2 раза. Теперь нет», — отмечает Сергей.
К заправке подъезжает «Газелька». По словам водителя Константина, хоть он и наемный рабочий, т. е. платит за газ не из своего кармана, но повышение цен ему не нравится.
«Я за людей переживаю», — делая сочувствующее лицо, говорит водитель.
Подорожание цен на топливо заметили и в секторе автобусных перевозок. Первый заместитель директора ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» охарактеризовал ситуацию как «ужасную». «Конечно, газ подорожал, но не так сильно, как запчасти и смазочные материалы, — указал Юсупов. — Масла, тосол поднялись в цене почти на 100 процентов. Лампочки подскочили на 150 процентов, провода… В сравнении с этим рост цен на топливо не такой впечатляющий. Но в совокупности ужас».
Подорожание цен на топливо заметили и в секторе автобусных перевозок: «Конечно, газ подорожал, но не так сильно, как запчасти и смазочные материалы»
Авария на заводе «Газпрома»: «У ряда участников возникли опасения дефицита»
С начала 2021 года биржевые котировки сжиженных углеводородных газов (СУГ) на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже выросли вдвое. В феврале для стабилизации цен минэнерго и ФАС внесли изменения в совместный приказ, которые в том числе увеличили нормативы биржевых продаж СУГ в 1,5 раза — с 5% до 7,5% от производства. Однако увеличение поставок помогло несильно — и уже в марте розничные цены на СУГ значительно увеличились.
В последние несколько дней цена на бирже буквально бьет рекорды, 10 августа по итогам торгов она подскочила на 8,61%, достигнув 50 947 рублей за тонну. Отчасти это связано с аварией на заводе «Газпрома» по подготовке конденсата к транспорту под Новым Уренгоем, произошедшей 5 августа. По мнению заместителя генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролова, цены раздула паника. «После аварии у ряда участников рынка появились опасения, что может возникнуть дефицит предложения пропан-бутана или сжиженных углеводородов на внутреннем рынке, — рассуждает Фролов. — ново-уренгойский завод „Газпрома“ по подготовке газового конденсата перерабатывает углеводородное сырье, направляя его дальше на более глубокую переработку на Сургутский завод стабилизации конденсата (ЗСК), и одним из продуктов этой переработки является пропан-бутан. Сургутский ЗСК производит порядка 10 процентов пропан-бутана в стране. Соответственно, участники рынка, ожидая дефицита, увеличивают закупки, что создает локально повышенный спрос, который и приводит к резким скачкам цены, так как предложение на бирже ограничено определенными объемами, которые ориентируются на типичный объем спроса. И спрос возникает атипичный».
По оценке Фролова, крупные сети незначительно подняли цены, тогда как мелкие игроки переписали прайс на 6–7 рублей. «В Оренбургской области наблюдалось такое повышение, — добавил он. — Небольшие сети часто опираются на биржевую торговлю, выходят на биржевые площадки и закупают там. Сейчас они закупили газ по более высокой цене, но возможностей хранения пропан-бутана в значимых объемах у них нет. Поэтому они его сразу пускают в розницу и, чтобы свести концы с концами, повышают цену».
Собеседник издания напомнил о волатильности цен на пропан-бутан, в течение года они сильно колеблются, на бирже, например, они сейчас на 10–12 тыс. рублей превышают сезонную норму. «В этом полугодии цены в рознице уже повышались до 32 рублей за литр, потом снижались до 29 рублей, хотя лет 10 назад цены на пропан-бутан были существенно ниже — 20–22 рубля за литр, — указал Фролов. — Они растут как из-за подорожания сырья, так и ввиду того, что изменяется налоговый режим».
Какой должна быть цена газомоторного топлива? «Если мы говорим о пропан-бутане, то его цена должна быть ценой 92-го бензина минус 10 рублей и минус 25 процентов, — утверждает эксперт. — На нашем рынке, переводя автомобиль на пропан-бутан, вы должны экономить порядка 10 рублей на литре. А если мы сейчас посмотрим на крупные сети и увидим цену в 30 или даже в 32 рубля за литр, то сразу возмутимся: как же так! Разница с 92-м бензином больше, чем означенные 9–10 рублей. Но дело в том, что пропан-бутан не равен бензину по эффективности. Для того чтобы получить объем пропан-бутана, равного по эффективности литру бензина, нужно взять 1,2–1,5 литра пропан-бутана. Соответствующим образом я предлагаю смотреть и на цену этого самого пропан-бутана. Если говорить о прямой рыночной цене без этих пересчетов, то стоимость пропан-бутана должна стремиться к 70 процентам от цены 92-го бензина».
В числе причин подорожания СУГ также рост цен на нефть и высокий спрос на топливо на внутреннем рынке. Немалая часть населения отказалась от авиаперелетов на зарубежные курорты в пользу путешествий на автомобиле по стране. Еще одна причина — в превышении экспортных поставок над продажами внутри страны. «У нас большой профицит производства СУГов, в 2020 году оно снизилось в связи со снижением добычи нефти по соглашению с ОПЕК, — объяснил Фролов. — Но тем не менее мы даже в 2020-м порядка 4 миллионов тонн из 15 отправили на экспорт. Экспортные поставки у нас больше, чем потребности внутреннего рынка автогаза. Поэтому у государственного аппарата есть широкое поле возможностей — надо перенаправить экспорт на внутренний рынок, если вдруг дефицит действительно возникнет».
«Невозможно смотреть на то, как бензин-дизель растет в цене, а пропан-бутан — нет. Это тоже мотив. Только за последние несколько месяцев этого года на бирже рост стоимости СУГ составил 20 процентов, а в рознице — около 6 процентов»
«Невозможно смотреть, как бензин-дизель растет в цене, а пропан-бутан — нет»
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович полагает, что вскоре цены на АГЗС откатятся на несколько рублей назад. «Появятся позитивные новости по ремонту завода „Газпрома“, и может быть некоторое снижение цены, рост вызван в том числе эффектом паники с опасениями, что будут перебои с поставками, — объяснил Митрахович. — Когда и если „Газпром“ заявит, что они устранили аварийную проблему, на 2–3 рубля цена снизится. А если появятся новости, что ремонт затягивается, откат будет более медленным, но хотя бы паника уйдет».
Цену на газомоторное топливо вверх подталкивает и высокий уровень инфляции. «Продавцы сжиженных газов видят, что их конкуренты начинают дороже продавать бензин и дизель, и вслед за ними увеличивают стоимость своего товара, — объясняет Митрахович. — Невозможно смотреть на то, как бензин-дизель растет в цене, а пропан-бутан — нет. Это тоже мотив. Только за последние несколько месяцев этого года на бирже рост стоимости СУГ составил 20 процентов, а в рознице — около 6 процентов. Притом что официальная инфляция — около 6 процентов».
Новый виток роста цен собеседник издания ожидает после сентябрьских выборов в Госдуму. «Цены на моторное топливо несут в себе социальный фактор, поэтому власти всеми методами будут держать их, особенно в рознице, — полагает эксперт. — В адрес производителей начнутся уговоры не поднимать цены, большими объемами продавать на бирже, а также им будут угрожать запретом экспорта. Это похоже на бизнес из-под палки, перерабатывающим компаниям подобное неинтересно, цены в России намного ниже на нефть и нефтепродукты, чем за рубежом. Им гораздо интереснее продавать нефть и нефтепродукты за границу».
Собеседник издания не исключает и прямое регулирование цен непосредственно перед выборами. «Я не сторонник таких мер, это сейчас мы сдерживаем цены, а в октябре опять отпустим, но фундаментально проблему не решим, — подчеркнул он. — А может, власти просто неофициально намекнут производителям, что после выборов все будет немного полегче. Так или иначе долго в таком формате они работать не смогут, иначе в продаже может оказаться и некачественное топливо».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 174
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.