«Мы буквально знали график сна каждого ребенка, который живет в поселке. Чтобы спецтехника не шумела при выгрузке грунта, подстилали минвату — доходило и до такого!» — делится курьезными ситуациями герой рубрики «Инсайдер» — садовник из Казани. В беседе с «БИЗНЕС Online» он рассказал, сколько VIP-клиенты готовы отдать за экзотику на участке, почему фирмы не связываются с рабочими-мигрантами и как заставляют мыть колеса машин при въезде на территорию приказанских «дворцов».
О герое
Нашему собеседнику чуть за 40, работает садовником «на себя». Стаж — 10 лет, больше половины из которых проработал в одной из казанских фирм по ландшафтному дизайну. В его команде также несколько помощников, вместе с которыми они разрабатывают проекты по озеленению приусадебных участков.
Сразу говорю — никаких фамилий тех, кому мы делаем проекты. Мы никогда не фотографируем участки, не показываем свою работу в «Инстаграме», если заказчик против
Подбор клиентов и заказы за 10 млн рублей
- Ландшафтный дизайн — это такая сфера, где вращаются очень крупные клиенты, у которых есть большие деньги. Это чиновники, бизнесмены, депутаты. Встречаются и обычные люди со средним достатком, но, как правило, это большая редкость. Они чаще всего либо делают все сами, либо не делают ничего — это же не картошка, практической пользы никакой. Заказчик с деньгами обычно просто говорит, мол, обеспечьте мне участок как с картинки.
- Сразу говорю — никаких фамилий тех, кому мы делаем проекты. Мы никогда не фотографируем участки, не показываем свою работу в «Инстаграме», если заказчик против. Это всегда отдельно оговаривается, потому что никто не хочет огласки: многие в силу работы бывают «в кадре» телевидения, их цитируют в прессе.
- Бывают проекты и за 10 миллионов рублей, и за 120 тысяч. Но за бюджетные работы берусь редко, только если это хорошие знакомые или соседи клиентов, их родственники или ко мне обратились по рекомендации. С VIP-клиентами я общаюсь только лично. Если в какой-то момент я поручу это своему помощнику или ассистенту, он оскорбится. Заказчик, имея определенный статус в своих кругах, не все поручает замам — вот и я так не могу. Как правило, 90 процентов обеспеченных заказчиков общаются сами, ну а в остальных случаях контактируют их жены, а бывает, что и заместители!
- Если клиент приходит впервые, то в моих правилах собрать небольшое досье, главным образом чтобы понимать — бизнесмен это или чиновник. Иногда звоню знакомым и спрашиваю. Ведь есть клиенты, с которыми лучше не работать: они, допустим, очень сложны в работе из-за своей заносчивости, а то и вовсе могут не заплатить. Иногда просто смотрю на номера машин: если они блатные, пробиваю, на кого оформлены — организация это, госучреждение или обычный человек.
- В среднем работы на участках в элитных поселках стоят 2–3 миллиона рублей «под ключ». Это относительно немного: элементарная брусчатка с укладкой стоит 1,5 тыс. за «квадрат». А у вас, например, по проекту ее нужно на 400 «квадратов» площади на 15 сотках. Это уже 600 тыс. рублей. Плюс нужны поребрики, цемент, пескосмесь, нужно бетон залить, работу оплатить — это уже 1,2 миллиона. А еще необходимо организовать полив, уложить газон, обеспечить дренаж, растения посадить… Когда мне клиент говорит, можем ли мы уложиться в 2 млн на 30 соток, — ну что тут скажешь? Один только автополив на такую площадь будет под миллион, но ведь нужно им еще что-то поливать — не фасад же?
- Вообще, автополив стал темой болезненной: из-за роста курса евро эти системы подорожали, как говорится, космически. Я имею в виду автоматизированные, которыми можно управлять с телефона. Их монтируем в тех случаях, когда заказчик хочет просто любоваться и пользоваться участком, но ему неинтересно за ним следить. Такие системы позволяют взять все на себя — управляю сам, включаю-выключаю, когда нужно. Вот такая игрушка для взрослых!
Вы не поверите, но гораздо легче работать с чиновниками и депутатами, чем с бизнесменами. Те, кто у власти, ближе к людям, они гораздо проще в общении
«Инкогнито» в элитной усадьбе
- Сами клиенты создают иногда такие условия работы, как будто ты на секретном объекте. В одном из районов под Казанью есть поселок, где проживает большое количество богатых людей. Перед тем, как наша машина с работниками заедет на территорию и проедет по их асфальту, нам мыли колеса!
- Попадаются закрытые поселки, где нельзя выгружать чернозем даже днем — из-за шума техники. Нужно выбирать время: однажды пришлось выяснять вплоть до графика сна каждого ребенка, который там живет. Чтобы не было лишнего шума при выгрузке грунта или щебня, подкладывали минвату — доходило и до такого. Но плюс такой «нежной» работы в элитных поселках в том, что все соседи потом так или иначе становятся клиентами, потому что ценят деликатность и хорошую работу.
- Но не подумайте, что если клиенты выстроили график и регламент работы, то они обязательно какие-нибудь VIP’ы. Вовсе нет. Есть поселки, которые между собой установили ряд правил и соблюдают их — например, запрет на шум после 6 вечера или на въезд машин до 8 утра. Для большегрузов могут быть свои часы заезда.
- Есть и другая сторона общения с VIP’ами: с ними надо все фиксировать на бумаге. Несколько лет назад мне попался один обеспеченный клиент — это был один из самых крупных моих заказов. Он с нами рассчитался, ему все понравилось, даже завязались дружеские отношения. После окончания работ я ему отправил акты, что бы он поставил подпись, а он говорит: «Не нужно, между нами же все нормально, мне все понравилось». И я по своей неопытности не стал настаивать, о чем сильно пожалел впоследствии. Спустя какое-то время у этого человека начались проблемы на работе, он повяз в долгах и начал, грубо говоря, шантажировать, якобы не так я сделал ему работы. Гарантийные обязательства были, и мы с работниками почти год висли на этом участке! Человек говорил, что швы разного цвета, кусты не так растут. В итоге мне все это надоело. Тогда пришлось отбиваться в судах: клиент подал в суд, сумма — несколько миллионов. Годы экспертиз, десятки моих седых волос, нервы… Я пошел на принцип. Это было очень тяжело, но суд встал на мою сторону.
- Вы не поверите, но гораздо легче работать с чиновниками и депутатами, чем с бизнесменами. Те, кто у власти, ближе к людям, они гораздо проще в общении. С людьми определенного статуса легче договариваться «на берегу». Такие, как правило обращаются только по рекомендации знакомых, они никогда не придут за услугами, увидев рекламу в интернете, и никогда не пустят на свой участок незнакомых.
- Есть клиент, участок которого я обслуживаю уже несколько лет, но я его ни разу не видел вживую! Принцип у человека такой, что рабочие не должны пересекаться — и всё. Я даже не знаю, кто он и где работает! Его помощники нам звонят за полчаса до его приезда и просят покинуть участок. Среди своих мы называем его «мистер инкогнито». Зато он платит день в день и никогда не задерживается с оплатой.
- Другой постоянный заказчик — вечно на понтах, он достаточно богат, чтобы позволить себе полностью автоматизированную теплицу. Системы работают без участия человека: включают автополив, обеспечивают вентиляцию, отопление. А там у него растет буквально 15 огурчиков и столько же помидоров. Стоит такая теплица примерно миллион, но для заказчика это скорее элемент дизайна, да и друзей удивить приятно.
«Бюджетные» клиенты и мода на помощников по саду
- Как-то был один заказчик, который жил в трех часах езды от Казани. И вот спустя три года звонит и говорит, что у него какое-то растение погибло. Отказать я не мог, потому что он мне доверился. Не на всех объектах можно реально заработать. Есть вещи, от которых я получаю столько денег, которых хватит только на накладные расходы.
- Бывают очень срочные заказы, которые надо сделать «уже вчера». Звонит вчера клиент и говорит, что нужно срочно выкопать деревья, потому что у него будут заливать фундамент под баню. А время на часах — 8 вечера! Рассчитываю смету, показываю, но сумма не устроила. Теперь вот думаю, что зря: надо было торговаться и снижать, это ведь тоже мог бы быть постоянный клиент.
- Есть клиенты, у которых ну очень мало денег, но они многое на них хотят сделать в ландшафте. Как-то попалась одна женщина, которая жила в 150 км от Казани — я принял этот заказ случайно, потому что рядом обслуживал участок хорошего знакомого. У нее был бюджет в 300 тыс. рублей вместе с работой. Мы составили смету, у нас получился материал на 150 тыс., за который она сразу внесли предоплату, а остальную сумму выплачивала по факту выполненных работ. Когда мы завершили, она вдруг заявляет: «Слушай, что-то слишком мало получилось на такую сумму, давай ты мне еще это и это сделай». Я ей объясняю, что смета была составлена и она знала заранее, что будет на участке. В итоге пришлось несколько недель ей доказывать, что она неправа.
- На обслуживании участков клиенты, как правило, не экономят. Кто может себе позволить, нанимают своего садовника или помощника по хозяйству. Делают прополку сорняков, вовремя подстригают, поддерживают состояние участка в нормальном виде.
- Некоторые работники целыми семьями живут в летних домиках рядом с участком — их нанимают, чтобы они поесть приготовили и заодно убрались. Но в последнее время все же заметно, что клиенты стараются уходить от такой практики, как наем работников со стороны, потому что проще обратиться за этим к профессионалам: ну зачем содержать дорогую газонокосилку, которая обеспечивает классный результат, если ее мощности в десятки раз превышают размер участка? Просто нецелесообразно, да еще хранить ее где-то, ремонтировать иногда… Кроме того, иногда все-таки напрягает, когда кто-то постоянно живет на твоей территории, особенно когда ты отдыхаешь. Да, это круто, когда тебя нет и кто-то якобы охраняет твой дом. Но наши поселки уже настолько современные, что почти везде есть видеонаблюдение и охрана.
Все ушли в инвестиции, в этот хайп. Никто не хочет работать руками и головой — все хотят сидеть на печи и ждать удачи
- Квалифицированных специалистов в ландшафтном дизайне в Казани почти нет. Если и есть, то они все фрилансеры. Чтобы вы понимали: мой бывший шеф собирал команду из обычных людей без соответствующего образования. Например, нужен был инженер, но у пришедшего в команду человека имелся опыт работы только с высотными кранами, и он знал, что такое бетон, но перепрофилировался, потому что хотел работать в сфере ландшафтного дизайна. Был у нас молодой человек, который просто любил растения, — в итоге сейчас он один из самых крутых и востребованных садовников. Так что тут главное желание.
- У нас много ландшафтников, которые посмотрят несколько видео в соцсетях и думают, что они уже могут взять объект, при этом не имея никакого практического опыта. Они могут отучиться на того же архитектора или ботаника, узнать, что есть 100 видов растений, образно говоря, защитить проект дипломный и думать, что он специалист. А сколько еще всевозможных курсов в интернете! Но в реальности обучиться можно только на практике, когда ты постоянно ухаживаешь за растениями, поливаешь, участвуешь в строительном процессе и разрабатываешь проект. Потом, много ландшафтников, которые мечутся из сферы в сферу — занимаются отделкой, малярными работами, а в сезон выходят на ландшафт.
- В этом году, кстати, очень большие сложности не с профессионалами даже, а с разнорабочими. В Avito стоит зарплата 45–50 тысяч рублей, а звонков нет! Но ведь таких денег разнорабочим раньше не платили. Мне кажется, все потому, что все ушли в инвестиции, в этот хайп. Никто не хочет работать руками и головой. Все хотят сидеть на печи, закинуть ноги, поставить на кон все нажитое или в кредит и ждать удачи. Раньше подал объявление о поиске рабочих — и 10 человек в офисе стоят в очереди. Цеплялись за любую работу. У них почасовая работа — 160 рублей в час. Все, что они должны делать, — кидать, таскать, ломать: простой физический труд.
- Выросла и стоимость работ каменщиков. Раньше мы нанимали таджиков и узбеков, а теперь только наши фрилансеры — русские и татары. Хотя надо сказать, что заказчики не любят, когда в их дворе работают граждане стран СНГ. Они поэтому и обращаются в крупную компанию. И мы с ними также теперь не связываемся. Был у меня опыт, когда мой бывший начальник говорил, что он как Запашный с ними — постоянно надо дрессировать.
- Был как-то случай, когда мы приехали на объект, а там стены иностранцы штукатурят и все побелка сыпется на нашу брусчатку. Я говорю, чтобы пленку постелили. Они говорят; «Да, брат!» Но сами в ус не дуют — делают все по-своему. Пришлось доказывать, что их работа портит труд других.
Клиент хочет видеть на участке трехметровую тую, причем сегодня
- Самое тяжелое в нашей работе — переделывать чьи-то ошибки на участке. Если есть возможность, я просто не берусь за такие. Может случиться так, что вроде исправишь поверхностно, но что внутри под землей? Как проложены коммуникации, какая подложка под бетон использована, какие могут образоваться трещины… Это неблагодарная работа, а спросят с тебя. Как в строительстве — за итоговый вариант отвечает последний подрядчик.
- Был объект, где мы пересаживали деревья. Сами растения стоили больше, чем операции по их посадке, — никаких гарантий, что они приживутся. Получается много манипуляций, а денег за работы не так много: ты топчешь газон, начинаешь менять местами полив, когда форсунки «впираются» в деревья, и т. д. В общем, сложный опыт.
- Деревья свежей копки нужно сажать до середины мая и с 15 октября. В жару можно сажать только те, что растут в питомниках и в контейнерах, поскольку ком земли у них сформированный. Кстати, очень часто клиенты с хорошими деньгами не желают видеть у себя то же самое, что есть у соседа. При этом люди не хотят ждать, когда у него естественным образом саженцы превратятся в нормальные деревья. Нет, хотят видеть на участке трехметровую тую или шарик из зелени диаметром в два метра, допустим, сегодня… А, сегодня никак? Ну тогда, может, завтра! Приходится объяснять технологию — ведь какой-то «древесный эксклюзив» необходимо искать.
- Некоторые просят экзотику, вплоть до пальм. Показывают картинки и думают, что, если у них есть деньги, можно посадить все что угодно. Конечно, достать экзотику можно, но ведь не приживется! Таким лучше отказать, потому что потом от претензий не будет прохода.
- Вообще, 50 процентов успеха — это разработанный проект. И важно наладить контакт с самого начала — от проектирования до воплощения. Клиент общается с проектировщиком, они вместе подбирают растения, выбирают дорожки, и, если первому все понравилось, он точно закажет работы у вас. Кстати, в основном проект разрабатывают женщины. Не знаю, почему, но у них лучше получается рисовать. А мужчина все же берется за его реализацию. Ведь женщина не будет принимать бетон, общаться с рабочими — не женское это дело. Зато она гораздо лучше справится с красивой визуализацией, с той картинкой, что понравится заказчику, и тот захочет воплотить ее в жизнь.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.