Очередным гостем проекта «Әле…» театра им. Камала стала руководитель агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина. Сегодня на официальном YouTube-канале «камаловцев» появилось без малого полуторачасовое интервью Минуллиной, которое у нее взял известный критик, куратор спецпроектов театра Нияз Игламов. Помимо привычных рассказов об инвестиционном климате в республике, глава АИР РТ поведала немало интересного и о личном, хотя о своем недавнем неожиданном браке с генеральным менеджером хоккейного клуба «Ак Барс» Маратом Валиуллиным не обмолвилась ни разу.
«Мне, наверное, работать в каком-то смысле сложнее. Потому что, во-первых, ожидания от женщин больше. И к моему внешнему виду всегда больше претензий, чем, например, к мужчинам. Какие-то идеи — есть определенный скепсис»
О жизни в мире мужчин
- Сложно. Очень, да. Мне, наверное, работать в каком-то смысле сложнее. Потому что, во-первых, ожидания от женщин больше. Во сколько встают на совещание, чтобы к 7 утра прийти, мужчины, и во сколько женщины, мне кажется, немножко разное время. Потому что к моему внешнему виду всегда больше претензий, чем, например, к мужчинам. Какие-то идеи — есть определенный скепсис. Ведь, мало того что я женщина, я еще и молодая женщина. И в этом смысле любое мое предложение имеет не двойную, а четверную оценку, переоценку. Поэтому иногда какие-то свои идеи закладываю в уста других людей, если мне очень нужно, чтобы это быстро было сделано.
- Иногда я где-то стараюсь уговорить человека, помочь надо инвестору… У нас чиновники же тоже разные. Есть те, которые считают себя очень важными, значимыми. И к ним тоже нужен подход. Вот я не могу позвонить и сказать: «Помоги там инвестору». Приходится улыбнуться где-то… Здесь мне помогает то, что я женщина.
- Но в целом, если говорить про работу международного характера... Западная история, там намного проще все это проходит. Восточная история — намного сложнее.
Были случаи, когда президент отстаивал мое присутствие за столом переговоров в одной из стран. Просто потому, что это не в их культуре. Несмотря на то что я была полностью закрыта.
- Иногда, когда эти делегации приезжают сюда (исламское направление очень важно для нас сегодня), мне приходится, для того чтобы человека к себе расположить, какое-то время с ним провести — 15–20 минут. Первые пять минут (это точно) они насторожено рассматривают меня, вникают в то, что я говорю. Ну и уже через час они понимают, что да, я в определенном смысле профессионал своего дела, влияю на процессы какие-то, владею ситуацией, имею возможность им помогать в реализации проектов. Это какое-то время занимает, конечно, с восточными странами. Ну да, сложно, но в этом, пожалуй, есть определенная прелесть, какая-то трудность, которую ты преодолеваешь. Так даже интереснее, что ли.
Об авторитарном стиле руководства
- Ой да, авторитарная, злая я совсем!.. (Смеется.) Я оканчивала МВА и некоторое время проживала в Великобритании, пока училась. У меня мастерс там именно по HR, по человеческим ресурсам, управлению персоналом, людьми… И там, в Великобритании, в этой системе образования, нам на лекциях рассказывали, что нужно в первую очередь видеть человека, всегда выслушать, помочь. И когда я с этой философией приехала обратно в Российскую Федерацию… Знаете, не хочу ругать их систему образования, она очень эффективна в определенном смысле, потому что там все завязано на том, что ты с утра до ночи сам читаешь и учишься, сам многое должен сделать, а не преподаватель тебе разжевывает, все это происходит с твоей активностью. Так вот, в России разбилась вся подобная философия о лодку нашего быта.
Я попыталась быть доброй, понимающей для сотрудников, когда меня только назначили руководителем, но это, к сожалению, не приносит своих плодов. Не всегда люди могут оценить. В большинстве — не могут.
- Доброту через некоторое время воспринимают уже как должное. Уже не то, что я иду на уступки в каком-то смысле, чтобы лояльность корпоративную создать, а что это уже моя прямая обязанность. Поэтому я пришла, может быть, к более жесткой модели с годами. Поняла, если не требовать, не контролировать, не осуществлять не только конечный, но и промежуточный контроль многих процессов, то результата просто не будет. А за него я несу ответственность, как руководитель коллектива. Поэтому, конечно, стараюсь где-то проявлять свою человечность, насколько это вообще уместно. Но по большей части все-таки я достаточно авторитарна. Я, как женщина, наверное, достаточно эмоциональная, и для меня очень важно, чтобы те решения, которые принимаю, обязательно были рациональными. Значимо, чтобы под влиянием эмоций я никаких решений не принимала вообще. Для грамотного менеджмента.
- (Почему в России не срабатывает британская модель?) Думаю, это история с ментальностью, нашей культурой. Даже посмотрите, как нас в школе учили всегда? Ты сидишь, молчишь… Там совсем другая модель. Для них корпоративная культура — это немножко больше, чем для нас. Я пытаюсь прививать, как мне кажется, положительные истории из других культур в нашу. Но это не всегда срабатывает.
О шансах, которые дает подчиненным
- Мой папа всегда мне говорил: «Каждому человеку надо давать три шанса». Но я с трудом иду к этой модели и еще до нее не дошла. Пока максимум [даю] два. Надо быть, видимо, добрее… Понятно, что есть дисциплина. Это государственная служба, ответственность, которую ты несешь. Ты приобрел ее вместе с должностью. В первую очередь ты взял на себя ответственность, потом уже все остальное. Ты являешься членом большой инвестиционной команды нашей республики. Это 100 промышленных парков, наши особые экономические зоны, ТОСЭРы, большой аппарат чиновников, который с инвестициями работает по разным отраслям. Ты член этой команды. Будь добр, пожалуйста, соответствовать ей по компетенциям, уровню знаний, развития, по тому, как ты общаешься. Вплоть до того, какая от человека идет энергетика. Потому что инвестор, приходя, доверяет тебе свой капитал, а это не так просто. Кому вы можете из незнакомых людей отдать свои деньги? А нам надо расположить так, чтобы вложились сюда, в Татарстан. Это очень сложная задача.
- Поэтому, конечно, существует в первую очередь дисциплина. Есть приход на работу, электронные карты, уход, все фиксируется. Поручения в электронном документообороте, в электронном правительстве. Письма, которые я сразу перенаправляю в бухгалтерию, если вижу ошибки. Скажем, вместо «уважаемый» написано «уважаемая».
- Да, когда ты много работаешь, то ошибаешься. Наверное, какие-то вещи надо прощать, но указывать на них. Потому что невозможно всегда все делать хорошо. Как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Но в контексте того, что ты несешь большую ответственность, должен понимать, что говоришь, где говоришь как представитель Татарстана на других инвестиционных форумах или в других странах. Тут, конечно, к персоналу очень высокие требования… Но я увольняла, чтобы так прямо серьезно, всего пару раз. Очень стараюсь человеку объяснить, научить, подсказать и принять какое-то взвешенное решение. Потому что, когда у тебя он работает уже какой-то период времени, он чуть-чуть лучше, чем кто-то новый, т. к. обладает определенным объемом знаний, и он ценен. А когда человек чувствует, что он ценен, ему приятно. И он хочет быть полезным.
«У каждого человека есть свой путь. И люди должны развиваться. Каждый имеет право на личностный и профессиональный рост. Надо отпускать людей с миром»
О работе АИР РТ и текучке кадров
- Ребята, которые работают у меня в агентстве (у меня коллектив небольшой, всего 40 человек, вот именно в аппарате, еще подведомственные учреждения есть), привыкли к изменениям. Потому что я постоянно что-то новое внедряю, пробую. Например, оценку меня и моих заместителей. Т. е. сотрудники дают оценку, насколько хорошо мы ими руководим. Знаю, что в министерствах у моих коллег так не принято делать. Они не спрашивают у своих сотрудников, мол, нравлюсь я тебе как руководитель, что делаю не так, помоги мне развиваться. Какие-то вещи, которые я внедряю туда, скажем, ротационные переходы, тоже вызывают как бы непринятие иногда. Поэтому стараюсь подбирать гибких людей, которые готовы меняться, воспринимают разные направления работы.
- Когда они (сотрудники АИР РТ — прим. ред.) объекты сопровождают, они делают это год-два. И, как правило, инвестор их переманивает к себе, потому что предлагает зарплату почти в 5, а то и в 10 раз больше, чем он получал здесь. И в этой истории можно понять всех. И человека, который сопровождал данный проект, у которого явный рост, и того, кто его к себе переманивает, — инвестора… Уходят ребята из агентства и в федеральный центр, вот в минпромторг России, сейчас агентство инвестиционного развития федеральное создали… Борьба за кадры идет.
- Татарстан в целом кузница кадров. Это же политика и Рустама Нургалиевича [Минниханова] тоже. Он много вкладывается в развитие персонала, что приносит свои плоды. Он говорит: «Посмотрите на это по-другому. Теперь у тебя там будет свой человек, агент. Он же к инвестору ушел, тоже будет там на нас работать». Наверное, это вопрос восприятия в некотором смысле.
- Я раньше очень переживала [из-за ухода сотрудников]. На первых порах сильно расстраивалась, думала: «Как же так, я же тебе помогла, родственникам всем позвонила, добрые слова сказала. Маме твоей в день рождения звонила, рассказывала, какой у нее сын»… А сейчас проще к этому отношусь. Может быть, у каждого человека есть свой путь. И люди должны развиваться. Каждый имеет право на личностный и профессиональный рост. Поэтому если я не могу ему как профессионалу предложить какую-то следующую амбициозную задачу, которая будет на порядок выше той, что он решал раньше, то, наверное, надо отпускать людей с миром. Ну и пытаться как-то использовать потом их местонахождение на благо нашей республики.
О том, что сформировало ее мировоззрение
- Думаю, это какая-то совокупность факторов. Каждый из нас состоит, так скажем, из множества событий, которые с нами происходят каждый день. И в повседневном, и в профессиональном быту с нами случаются разные истории. Где-то негативные, где-то курьезные. Все они формируют нашу с вами личность. Конечно, большая доля — это семья. Я все-таки дочь офицера! (Отец Талии Минуллиной — Ильгиз Минуллин, экс-глава федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) по Татарстану, ранее заместитель начальника татарстанского управления ФСБ, генерал-лейтенант госбезопасности — прим. ред.) Мама у меня врач, химик-лаборант, она работала в лаборатории пестицидов, практически всю свою жизнь занималась этим. Сестра у меня есть родная. Я тоже считаю, что это очень влияет на людей, когда у них есть родные сестры и братья, на их становление. Потому что понимаешь, что есть кто-то еще и вы вместе.
Надо признаться, что я успела также и во Франции, и в Сингапуре, и в Канаде, и в Англии поучиться, и в других странах мира. Это как-то все вместе влияет
- В каком бы месте я ни была в своей жизни, в танцевальном ли коллективе, или французский преподавала в школе одно время, например… Где бы ни была, у меня везде остаются друзья на всю жизнь. Т. е. одни-два человека, с которыми общаюсь. Где бы они ни жили, в какой бы точке мира ни были, стараюсь контакты сохранить и дальше развивать. Конечно, те люди, которые с нами больше времени провели, наверное, для нас большую ценность представляют.
- Поэтому сложно сказать, что одно что-то повлияло. Наверное, и воспитание, и среда, в которой я расту. Надеюсь, что и потом что-то повлияет, что дальше буду развиваться. Я много работаю над собой, стараюсь совершенствоваться и прививаю этот навык в том числе своим подчиненным. Да и круг общения мой, близкие друзья тоже над собой очень много работают. Потому что определенное счастье есть в личностном профессиональном развитии.
О духовном и финансовом богатстве культуры
- Самые [главные] вещи в жизни какие? Бесплатные: любовь, понимание, уважение. Это что? Тоже часть культуры человека. И это самая богатая отрасль на сегодняшний день. А если возвращаться к вопросу финансирования, то сегодня у нас — посмотрите на реконструкцию наших театров, сколько мы вкладывались. Даже вот театр кукол, где такой видели, кроме как в Казани? Это же обалдеть можно! У нас все инвесторы спрашивают: «Это что там за здание такое? Нельзя рядом пройтись, фотографию сделать?» Мы даже цирк полностью отремонтировали. Говорить о том, что сегодня отрасль культуры как-то не так финансируется — не знаю. Конечно, денег всегда мало, вечно их не хватает. Я еще ни разу не встретила человека, который бы сказал, что ему они не нужны, потому что их у него много и хватит.
Как вы сказали, что культура нищая? Культура — это самая богатая отрасль! Потому что богатство — в нашей душе!
- Что касается инвестиций в культуру и вообще в театральное искусство, здесь, конечно, мы понимаем, что на сегодняшний день это низкорентабельная, низкомаржинальная отрасль. Пока мы не научились, у нас нет таких компетенций, и не только у нас, в России, даже в мировом пространстве сегодня отрасль культуры не та, где можно очень много прибыли получить за короткий промежуток времени. Именно возврат инвестиционный такой скорый. Хотя сейчас отрасль набирает обороты, особенно в связи с тем, что она больше уходит в развлекательно-образовательную часть. В данном смысле, конечно, сегодня есть примеры частных интересных успешных проектов в сфере культуры, которые окупаются быстро, но это скорее единичные примеры.
- Если мы с вами рассмотрим пирамиду Маслоу, то что нужно человеку? Мы знаем, что внизу низший уровень — это какие-то наши с вами физиологические потребности. Как шутку слышу, что сейчас туда относится и Wi-Fi, потому что люди не могут жить без интернета. Но вот именно удовлетворение духовных ценностей, потребностей находится выше. Поэтому чем лучше развито общество, тем, наверное, там больше культуры.
О коммерческих возможностях учреждений культуры
- Все-таки в зарубежных странах есть определенная культура коммерциализации. Вот нам сегодня этого очень не хватает. Допустим, приходишь в театр за рубежом (не хочу сейчас какие-то конкретные театры называть, но в общем организована работа так), тебе говорят: «Пожалуйста, пройдите в фотозону». Там уже сразу ты какую-то копеечку кладешь, чтобы сфотографироваться на свой, например, фотоаппарат, можешь на профессиональный. Пока идет спектакль, тебе красиво распечатают, передадут. Представлена сувенирная продукция, и она совершенно разнообразная. Это не какой-то скудный ларек, а действительно серьезный ассортимент. С актерами, их автографами разные вещи. Даже элементарно сфотографироваться после спектакля с этими артистами стоит каких-то денег. Все это идет в фонд, в общий бюджет. И вот с миру по нитке, как говорится, по чуть-чуть…
- Я была с иностранцем в театре им. Камала, подошла наушники сдавать, спросила: «С нас сколько?» Отвечают: «Нисколько, это у нас услуга аренды». Спрашиваю: «Что за аренда такая бесплатная? В мире такого нет, вы почему деньги не забираете?!» Сказали, что это политика театра. Так вот, неправильная это политика. Надо брать хоть 50 рублей, хоть 100 рублей. Обязательно нужно коммерциализировать эту историю, чтобы театр имел возможность развиваться. Потому что бюджет дает возможности для развития, новых постановок, костюмов, даже технологического оснащения и т. д. Это же все денег стоит.
- На сегодняшний день у нас есть примеры внутри республики, когда учреждения действительно зарабатывают больше, чем им дает бюджет. Это цирк, кукольный театр, есть музейные комплексы такие. Надо стремиться к тому, чтобы коммерческая составляющая была больше. Можно сколько угодно сидеть и причитать, что здесь нам не дали, это не так, почему ничего не пришло ко мне.... А можно начать работать… Чтобы это сделать, нужна профессиональная команда, люди, у которых горят глаза, которым это интересно. Надо любить свою работу. Если ты не хочешь помогать этому театру — не нужно здесь работать! Уйди оттуда, не мешай.
- Я уверена, что можно сделать массу интересных маркетинговых историй через SMM, социальные сети, которые привлекут в театр больше людей. Поднимать общий чек, чтобы больше продавать, лучше работать с корпоративными историями какими-то, привлекать из других регионов сюда в театры зрителя. Делать какие-то скидочные программы, убедиться, что у меня театр работает как земля. Вот земля работает, так же и театр должен. Театр — это почва для развития. Каждый день должен быть расписан. Утром у нас это, днем вот так. Смена декораций, дальше — перенастроились. График должен быть такой, чтобы не продохнуть было. Тогда появится эффект. И люди здесь должны работать, которые хотят, чтобы так было. Не просто сидят и ждут, что вот мне сейчас что-то дадут, и я организую. Так эта система не работает. Любить надо свою работу.
О том, ходят ли чиновники в театр и концертные залы
- Я вообще считаю, что каждый уважающий себя человек обязательно должен купить билет. Как это он бесплатно придет, как такое вообще возможно? Я не понимаю. Причем удивительно, что просят [пригласительные билеты] как раз те, кто может купить не только себе, но и соседу, как говорится. Ни в коем случае! Мне кажется, грамотно и правильно, наоборот, брать, если есть финансовая возможность, хорошие места и это оплачивать. Пригласительные — наверное, хорошо, если речь о каком-то юбилейном вечере или концерте человека, который действительно просто хочет собрать своих друзей. Но если это идет спектакль, то за него нужно платить.
- Ой, я так люблю Минтимера Шариповича [Шаймиева]… С большим уважением отношусь к нему, конечно. Когда бываю в БКЗ, часто его там вижу. Он ходит и сейчас тоже. Что касается других чиновников высокого ранга, я встречаю своих коллег в театрах. Да, может, не всех, но есть среди нас такие, например Камалтынов Юрий Зимелевич из Государственного Совета или Нигматуллин Рустам Камильевич — вице-премьер первый наш, он ходит часто достаточно. Мы, кому нравится ходить в театры, конечно, любим друг друга идентифицировать. Это какая-то внутренняя культура человека.
- Сказать, что Рустам Нургалиевич не ходит… Ну он ходит. Просто в разные театры, у него отраслей много, и везде надо поспевать. Тем более сейчас такая экономическая ситуация сложная, что так просто не получится вечер скоротать. Допустим, было воскресенье, а он проводил совещание. Оно началось в 14:00, все правительство на нем присутствовало до 19:00. Воскресный день, понимаете? Поэтому не всегда такая возможность есть, даже если имеется желание. В любом случае периодически я встречаю своих коллег в театре, и мне очень приятно их там видеть.
Об отношении к Камаловскому театру
- Сцену эту я знаю. С детства занималась профессионально танцами в детских коллективах. В юношестве тоже хореографией. И поэтому для меня была большая честь стоять, как артисту танца, в том числе и на этой сцене театра им. Камала.
- Мое знакомство с театром им. Камала началось, как это ни странно, с костюмерной. У меня была даваника, Талия Сафаргалеевна, меня назвали в честь нее. Она жила на Татарстан, 7, по соседству с театром им. Камала. В этом же доме жила женщина, которая работала в костюмерной. Как-то раз меня бабушка привела туда, я еще училась в начальной школе. Конечно, была совершенно потрясена необычайным буйством этих красок, украшений, татарских костюмов. Тогда я осталась под большим впечатлением, потому что еще не видела ни один спектакль.
- Приезжал по нашему приглашению один гость из Организации объединенных наций, из женевского офиса — это европейская штаб-квартира ООН, читал здесь лекцию по экономике. И мне говорит (а он уже в так называемом третьем возрасте находится): «Я уже все видел. Весь мир объездил, все знаю. Мне что-нибудь национальное». А у него визит буквально сутки. И я открываю — в этот день идет «Диләфрүз-remake» (спектакль Фарида Бикчантаева по пьесе Туфана Миннуллина — прим. ред.). Мы с ним тут же пошли вместе, и он так смеялся, столько получил удовольствия. Конечно, английский идет перевод. Но мне пришлось некоторые вещи ему объяснять. Например, в спектакле есть такой эпизод, где к главной героине подходит актер и говорит: «Ты еще из новостей про меня узнаешь!» А она ему отвечает: «Из „Перехвата“, что ли?» Это наши новости криминальные местные. Но он же приехал из Женевы, наш телевизор не смотрит, об этом не знает. Я комментировала ему такие вещи.
- Из всего репертуара, что я здесь смотрела, на меня произвела впечатление постановка «На закате». Она не так давно появилась. Пьеса от того репертуара, который я видела раньше, мне показалось, отличается. Так, принципиально. Мне понравилась она, интересно очень. Неожиданная развязка и сюжет. Я порекомендовала друзьям сходить на эту постановку.
О своих увлечениях: шахматы, фитнес и спектакли Льва Додина
- Недавно проводила корпоративное мероприятие. Мы с агентством ходили в «Сдвиг» — это частный театр небольшой, камерный, сейчас набирает обороты такая бизнес-модель… Конечно, всегда хожу в театр оперы и балета. Весь репертуар там уже видела, часто с гостями бываю и получаю большое удовольствие от этого… В «Молодежный театр на Булаке» нет-нет да и захаживаю, несколько постановок там видела. Как я уже говорила, Тинчуринский, Качаловский, никогда не была в театре кукол. Поскольку у меня пока нет детей и это не очень актуально для меня.
- Большой, Мариинка — это гордость нашей страны. То же самое касается и драматических театров: МХТ, БДТ. Но все-таки мой любимый театр в Петербурге — это Театр Европы — Малый драматический театр Льва Додина. Я его очень люблю, много постановок там посмотрела и считаю, что Додин просто гениальный человек и специалист.
- (О своей любви к музицированию) Давайте ради справедливости все-таки отметим, что у меня нет музыкального образования. Просто у меня всегда стоял фамильный старый немецкий инструмент — это пианино, которое мне досталось от прабабушки. На нем играла она и моя бабушка, и вот таким образом я начала музицировать. Я, к сожалению, не владею нотной грамотой и просто ради удовольствия иногда это делаю.
Я играла в оркестре, когда мне было четыре года, на треугольнике в консерватории. Пока это все, что связывало меня с музыкой. Ну конечно, и любовь.
- Чтение книг. Я играю в шахматы на iPad в самолете, когда есть возможность. В детстве в шахматный клуб ходила, как-то эта игра меня увлекает. Я играю в бадминтон, достаточно часто посещаю спортзал, стараюсь каждый день, но не всегда получается. 3–4 раза в неделю в конечном итоге. Фитнесом занимаюсь, плаванием.
- Очень люблю готовить. К сожалению, на это тоже нужно много времени, потому что подбор продуктов — одна из составляющих. Выбор специй элементарно, потом приготовление пищи — все целый процесс. Бабушка научила пироги печь, и как-то с детства у меня эта история тоже идет.
- В принципе, я достаточно позитивно отношусь к кино, но редко понимаю современные фильмы, в основном люблю советское кино и часто пересматриваю, так скажем, хиты. В современном мире мало таких картин, которые я бы могла с ходу назвать и сказать, что да, фильм действительно интересный. В основном это какие-то победители фестивалей, профильная история. Например, испанский фильм «Платформа» (испанский научно-фантастический фильм с элементами ужасов и триллера. Действие происходит в многоэтажной тюрьме, построенной по типу башни с ярусами. На каждом этаже тюрьмы находятся двое заключенных. Через центр башни проходит прямоугольная шахта, по которой раз в день спускается платформа с продуктами. Еды, которая изначально поступает на верхний уровень, могло бы хватить на всех заключенных, однако обитатели нижних этажей умирают от голода, совершают самоубийства или становятся каннибалами, в то время как те, кто оказался наверху, пируют, поглощая гораздо больше еды, чем им требуется для выживания, — прим. ред.) я недавно смотрела. Очень интересное кино о социальном неравенстве людей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 249
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.