Завтра начинается трехдневный марафон — KazanSummit 2021, который организаторы традиционно представляют как главную площадку экономического взаимодействия Российской Федерации и стран исламского мира. 32 посла иностранных государств, 60 стран, 33 региона РФ, 90 круглых столов — очерчивала масштабы нынешнего форума на сегодняшней пресс-конференции глава АИР РТ Талия Минуллина. Впрочем, подсчитать экономическую эффективность мероприятия по-прежнему непросто, хотя Минуллина и напомнила, что у РТ растет товарооборот с Казахстаном, Узбекистаном и Турцией, но это и результат «системной работы». О том, за счет чего в АИР РТ хотят сделать KazanSummit прибыльным для Татарстана и кто оплатил основную часть затрат, — в материале «БИЗНЕС Online».
В прошлом году KazanSummit не проходил из-за пандемии, так что АИР РТ вложило всю нерастраченную энергию в саммит-2021
«Контакты — в контракты!»
Что-что, а большие международные форумы Татарстан проводить научился. Вот и сегодня ночью, по рассказам пассажира рейса из Домодедово, шумную компанию хорошо одетых мужчин зрелого возраста, говоривших, кажется, по-арабски, девушки в национальных татарских костюмах с чак-чаком встречали прямо на взлетной полосе аэропорта им. Тукая. Причем дело было в шаговой доступности от «Казань Экспо», где завтра и стартует KazanSummit.
И вообще 12-й по счету международный саммит «Россия — Исламский мир: KazanSummit» достиг максимального размаха на всю историю, окончательно утвердившись в качестве важнейшего имиджевого мероприятия для республики, правда, экономический эффект его все еще вызывает споры. Вот и прошедшая сегодня пресс-конференция главного организатора, руководителя агентства инвестиционного развития Талии Минуллиной не радовала откровениями о текущих в республику деньгах из Персидского залива.
Зато нет никаких сомнений в том, что сам форум разрастается, не преминула подчеркнуть сама Минуллина. Если пять лет назад в рамках деловой программы саммита проходило 7–10 круглых столов, то в этом году — уже 90. Свою роль сыграло то, что в прошлом году саммита не было из-за пандемии, так что АИР РТ вложило всю нерастраченную энергию в саммит-2021.
Представительство тоже на беспрецедентном уровне, заявила Талия Ильгизовна: 32 посла иностранных государств, 60 стран, 33 региона РФ. Из высоких гостей глава АИР РТ пожелала выделить министра торговли Турции. «Из всех стран ОИС (Организация исламского сотрудничества — прим. ред.) самые дружественные, теплые и эффективные по цифрам отношения складываются с Турецкой Республикой, и самая представительная делегация едет к нам из Турции, это более 50 человек», — сообщила руководитель агентства. Также Минуллина отметила министра внешней торговли ОАЭ, который посещает саммит впервые.
Представительство на KazanSummit-2021 планируется на беспрецедентном уровне: 32 посла иностранных государств, 60 стран, 33 региона РФ
На машиностроительном кластерном форуме, который пройдет в рамках саммита впервые, Татарстан рассчитывает подсветить свои экспортные возможности и «попробовать продать что-то в страны ОИС». В общем, «установить контакты, которые в последующем перейдут в контракты», как емко отметила спикер.
Также впервые в рамках форума состоится съезд торгово-промышленных палат стран ОИС. Почти 30 президентов ТПП субъектов РФ сведут с президентами ТПП иностранных государств, например Бахрейна и Узбекистана. Организаторы возлагают надежды на то, что и другие регионы наладят торговлю со странами ОИС. По инициативе МИД РФ в рамках саммита также пройдет «Каспийский клуб», здесь будут обсуждать международный транспортный коридор «Север – Юг» как альтернативу Суэцкому каналу.
Участие в деловой части форума стоит от 25 тыс. до 50 тыс. рублей. Выставка Russian Halal Expo и показ исламской моды будут бесплатными (но на показ нужна предварительная регистрация через сайт саммита).
Население Казани и гости города могут воспользоваться шаттлами, которые будут отходить от отеля «Корстон», проспекта Победы, театра им. Камала. Тест ПЦР от рядовой публики не требуется, организаторы настаивают лишь на соблюдении масочного режима. Но одеться лучше поприличнее, без шорт и маек, хотя это и оставляют на усмотрение гостей.
Талия Минуллина: «На сегодняшний день экономика саммита отрицательная, мы сейчас ставим задачу начать как-то выходить в ноль, ну и потом уже на заработок»
«На сегодняшний день экономика саммита отрицательная, мы ставим задачу выходить в ноль»
Так сколько же инвестиций из исламских стран удалось привлечь за 10 с лишним лет работы форума? Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», Минуллина отметила, что на сегодняшний день в Татарстан инвестировали 79 стран и 90% этих инвестиций произошло за последние 15 лет, когда республика начала активную международную инвестиционную повестку. Также растет товарооборот с исламскими странами, в качестве которых Минуллина перечислила Казахстан, Узбекистан и Турцию, основываясь на их членстве в ОИС.
«Саммит вносит очень серьезный вклад в торгово-экономическое развитие. Но от того, что один раз на одной площадке произойдет одна встреча, эффекта не будет, это большая системная работа», — отметила руководитель АИР. Таким образом, вычленить долю саммита из общего потока иностранных инвестиций не представляется возможным. Можно лишь отметить, что шариатские страны инвестировать в Татарстан не торопятся: Турция, хоть и входит в ОИС, все-таки страна светская, а не исламская, а Казахстан и Узбекистан и вовсе СНГ. Вряд ли для привлечения инвестиций их этих стран нужна какая-то привязка к исламскому миру.
Также Минуллина ответила на вопрос «БИЗНЕС Online» о стоимости проведения саммита. Как оказалось, из бюджета РТ на организацию KazanSummit тратится только 12 млн, что не покрывает даже половины его стоимости. «У нас есть государственная программа, в которой заложено на проведение саммита 12 миллионов рублей, они идут через торги. Но это даже близко не покрывает [стоимости] всех наших деловых мероприятий, даже наполовину», — заявила глава АИР РТ. Она напомнила, что участие в саммите платное, хотя по факту участники берут «недорогие пакеты», и вырученных средств не хватает даже на аренду «Казань Экспо».
«На сегодняшний день экономика саммита отрицательная, мы сейчас ставим задачу начать как-то выходить в ноль, ну и потом уже на заработок», — добавила Минуллина. По словам руководителя агентства, основные затраты проведения саммита покрываются за счет спонсорской помощи. Ее оказывает среди прочих Ак Барс Банк, а в последние пять лет и Сбербанк. «Мы стремимся [долю] бюджета минимизировать и максимально проводить за спонсорские средства», — заверила руководитель республиканского агентства.
KazanSummit начинался в конце нулевых как проект тогдашнего директора российского центра исламской экономики и финансов при РИУ Линара Якупова (слева). Сенсацией стало участие в саммите 2010-го 85-летнего отца малазийского «экономического чуда», экс-премьер-министра Малайзии Махатхира Мохаммада (справа). Ни до, ни после саммит не привлекал гостей такого уровня
Якупов: «В этом как раз и есть основная задача, чтобы быть не местечковым мероприятием…»
Напомним, что KazanSummit начинался в конце нулевых как проект тогдашнего директора российского центра исламской экономики и финансов при РИУ Линара Якупова. Сенсацией стало участие в саммите 2010-го 85-летнего отца малазийского «экономического чуда», экс-премьер-министра Малайзии Махатхира Мохаммада. Ни до, ни после саммит не привлекал гостей такого уровня. Тот успех можно объяснить тем, что сам Якупов учился в Международном исламском университете в Малайзии, а затем работал там.
В 2011 году Якупов стал руководителем комитета по развитию малого и среднего бизнеса, который через несколько месяцев был реорганизован в агентство инвестиционного развития РТ. После ухода Якупова из АИР в 2014 году в советники тогдашнего премьер-министра РТ Ильдара Халикова KazanSummit не прекратил существование, а напротив, продолжал увеличиваться в масштабе.
Возвращаясь же к экономической эффективности форума, сам Якупов в разговоре с «БИЗНЕС Online» отметил, что такие вопросы задаются с самого появления саммита. «Я знаю, что KazanSummit действительно стал визитной карточкой Республики Татарстан, благодаря данному мероприятию нас знают практически во всех мусульманских странах, это всегда подпитывает интерес к нашей республике как к центру взаимодействия российских регионов и исламского мира, — отметил главный идеолог первых KazanSummit. — Много инвестиций приходит не просто от саммита и до саммита. Это случается повсеместно, случается не только для Татарстана, не зря сюда, и мы с первых дней это продвигали, приезжают другие регионы и представляют себя. Инвестиции идут и в другие регионы, не только в РТ. В этом как раз и есть основная задача, чтобы быть не местечковым мероприятием».
«KazanSummit стал визитной карточкой Республики Татарстан, благодаря данному мероприятию нас знают практически во всех мусульманских странах, это всегда подпитывает интерес к нашей республике как к центру взаимодействия российских регионов и исламского мира»
Что касается нынешнего саммита, то, по словам Якупова, в этом году в Казань едут особенно охотно, учитывая, что в прошлом году мероприятия в режиме офлайн попросту не было. «Я буквально в субботу встречался с послом Саудовской Аравии в Москве, планируются делегации министерства промышленности и торговли, министерства спорта и отдельно бизнес-делегации. ОАЭ тоже, на днях с ними общались, они планируют приехать обширной делегацией, как бизнеса, так и госструктур, — продолжает собеседник. — Наверное, этот год будет представительным, надеюсь, и окажется много серьезных людей. Людей, которые данное мероприятие знают, которые приезжали. А раз они приезжают сюда второй, третий, четвертый раз, значит, ценят, понимают смысл и так далее».
Известный политолог Шамиль Султанов, руководитель аналитического центра «Россия — исламский мир», считает, что такого рода форумы эффективны, если они «двухэтажные» или «трехэтажные». «То есть сам по себе форум как некое бюрократическое мероприятие институализирован. Ну приезжают люди, что-то там говорят, что-то делают — это чисто формальный момент. Эффективность такого форума в общем плане не больше 10 процентов, — рассказал Султанов нашему корреспонденту. — Ключевой момент — это кулуарные встречи. Как проходит обсуждение в кулуарах, какие у вас взаимоотношения, как вы можете их наладить с соответствующими людьми, как можете найти слабые и сильные стороны и так далее, как можете их раскрыть. То есть это такой очень сложный комплекс того, что называется переговорным искусством. Да сам по себе казанский форум — это блестяще, замечательно и так далее. Но вот что будет обсуждаться кулуарно…»
Что касается инвестиций исламских стран в Россию, то они поступают, продолжает Султанов, а ключевые игроки здесь — ОАЭ и Катар: «Но дело в том, что в такого рода инвестициях главным моментом являются политические отношения. Дотации шли по линии „Газпрома“ у катарцев, и по линии „Роснефти“ у эмиратовцев. И гарантом доверия в данном случае были Сечин и Миллер. Помимо политических моментов, помимо разного рода людей в Кремле, исламские гости, инвесторы очень хорошо знают ситуацию в России. Они прекрасно знают, что Минниханов на хорошем счету у Путина, что он президентом назначен в качестве главного мусульманина в Москве».
«Во многих западных странах уже давно даже в банках существуют исламские отделения, ориентированные исключительно на работу с мусульманским отделением и с мусульманским сегментом, — напоминает бывший первый зампредседателя ДУМ РТ Рустам Батыр. — У Татарстана в этом смысле есть большие преференции, скажем так, большие возможности. Во-первых, потому что тут само государство в этом участвует. Напомню, что у нас на президентском уровне принята программа Halal Life Style, которая как раз направлена на продвижение принципов халяль в бизнесе. Это абсолютно уникальное явление, и нигде такого, насколько я знаю, больше нет. И во-вторых, наш президент Минниханов возглавляет группу стратегического видения „Россия — исламский мир“. Условно говоря, это клуб, где проводится мозговой штурм по сближению России с исламским миром. Причем с обеих сторон, не только с нашей. Это, разумеется, тоже конвертируется в контакты, связи, в какие-то личные отношения и так далее. Потому то, что KazanSummit пытается оседлать исламскую волну, — это абсолютно правильно. И это возможно».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 127
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.