Врио Мордовии Артем Здунов столкнулся с существенным оппонированием со стороны местных элит. В результате он провел слишком резкие кадровые решения, и это может создать сложности на осенних выборах. Об этом говорится в новом рейтинге политической устойчивости губернаторов, подготовленном холдингом «Минченко консалтинг». Эксперты «БИЗНЕС Online», напротив, видят в Мордовии «кладбищенскую стабильность», но соглашаются, что падение доверия населения к власти становится фундаментальной проблемой.
В отличие от других кандидатов в губернаторы, бывший замначальника ФСО Алексей Дюмин (справа) региональный список ЕР в Госдуму не ведет. Но это не от недоверия, а наоборот, с прицелом на нечто большее. Невключение Дюмина может означать в будущем его переход на высокую федеральную должность
«Губернаторы будут вынуждены выстраивать более плотное взаимодействие с вице-премьерами»
Выборы глав регионов, которые пройдут в сентябре вместе с выборами в Госдуму, будут не менее сложными, чем в прошлом году, и для федерального центра, и для основных кандидатов. Об этом предупреждают эксперты «Минченко консалтинг», которые подготовили 10-й рейтинг политической устойчивости губернаторов «Госсовет 2.0». Напомним, во время выборов-2021, которые пройдут в трехдневном формате в сентябре, губернаторские выборы состоятся в 12 субъектах. В 9 из них глав регионов будут выбирать прямым голосованием. Это Хабаровский край, Мордовия, Чечня, Тыва, Тульская, Тверская, Белгородская, Пензенская и Ульяновская области. В Дагестане, Северной Осетии и Карачаево-Черкесии глав регионов изберут местные парламенты.
В то же время почти все кандидаты от власти, кроме Алексея Дюмина (Тульская область) и Владислава Ховалыга (Тува), используются еще и в качестве паровозов партии власти в парламентской кампании. Они возглавляют региональные списки кандидатов ЕР на выборах в Госдуме, что усиливает нагрузку и «формализует ответственность за федеральную избирательную кампанию». Усложняет ситуацию и ряд других губернаторских стресс-тестов, считают эксперты. В частности, борьба с третьей волной коронавируса, а также балансирование ограничительных мер с работоспособностью региональных экономик, с одной стороны, и негативная реакция части общества на кампанию по вакцинации — с другой, плюс рост цен на продовольствие. И все это на фоне высоких ожиданий наращивания социальной поддержки и фактора антиэлитных настроений в обществе.
Твердые позиции в зоне высокой политической устойчивости, так называемой «зеленой», у главы Чечни Рамзана Кадырова (справа). Кадыров единственный из инкумбентов, с кем провел рабочую встречу Владимир Путин в 2021 году
При этом над губернаторами появляется еще один инструмент контроля в лице вице-премьеров правительства, которые становятся кураторами федеральных округов. «Задача правительственных кураторов — обеспечить единство региональной экономической политики и синхронизацию процессов по реализации национальных целей. Теперь региональные элиты находятся не только под контролем АП РФ (в том числе через полпредов президента), но и правительства РФ. Губернаторы будут вынуждены выстраивать более плотное взаимодействие с вице-премьерами для получения инвестиционных и бюджетных привилегий. Более того, придется соблюдать баланс интересов, поскольку во всех случаях (кроме ДФО) кураторы от правительства никак не связаны с клиентелой полпредов президента. Это повысит востребованность эффективного политического менеджмента среди глав регионов. В то же время губернаторы должны будут повысить вовлеченность в те отрасли и процессы, которые курируются вице-премьерами в федеральных округах», — отмечают авторы рейтинга.
Все это, очевидно, добавляет сложностей губернаторам, которым предстоит пройти через выборы. Тем более что почти все они находятся в средней зоне политической устойчивости. За исключением двух глав регионов, у которые твердые позиции в «зеленой» зоне — зоне высокой политической устойчивости. Это губернатор Тульской области Дюмин (у него в рейтинге 20 баллов) и глава Чечни Рамзан Кадыров, у которого 18 баллов. «Оба де-факто являются политиками федерального уровня. Кадыров единственный из инкумбентов (действующий держатель должности, претендующий на продление полномочий, — прим. ред.), с кем провел рабочую встречу Владимир Путин в 2021 году. С остальными главами регионов – инкумбентами (которые пойдут на ЕДГ-2021) Путин последний раз встречался осенью – зимой 2020-го», — отмечают составители рейтинга.
При этом в Чечне проходят выборы не только главы региона, но и в региональный парламент и горсовет Грозного, а сам Кадыров возглавляет еще и региональный список ЕР на выборах в Госдуму. Однако для главы Чечни, который после последних ротаций в губернаторском корпусе превратился в опытного старожила, ЕДГ-2021 вряд ли пройдет затруднительно, считают авторы доклада.
Труднее всего в сентябре придется врио главы Мордовии Артему Здунову. Избирательная кампания у него протекает наиболее сложно. Главная проблема бывшего министра экономики Татарстана заключается в том, что он столкнулся с существенным оппонированием со стороны местных элит
«Новоиспеченный лидер Мордовии провел слишком резкие кадровые решения»
В отличие от других кандидатов в губернаторы, бывший замначальника ФСО Дюмин региональный список ЕР в Госдуму не ведет. Но это не от недоверия, а наоборот, с прицелом на нечто большее. Невключение беспартийного Дюмина, как считают авторы рейтинга, может означать будущие кадровые перестановки в губернаторском корпусе и его переход на высокую федеральную должность. То же самое касается и другого бывшего высокопоставленного сотрудника ФСО (и тоже беспартийного), губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова, но его срок полномочий истекает в 2022 году.
У двух других губернаторов, которым предстоят перевыборы в нынешнем сентябре, позиции менее устойчивы. Игорь Руденя (Тверская область), как и Рашид Темрезов (Карачаево-Черкесия), набирает всего 12 баллов. Хотя Темрезов усилил собственные позиции за счет того, что улучшил работу информационного блока и политического менеджмента, сумев практически полностью нивелировать негативный эффект от ареста экс-сенатора Рауфа Арашукова.
Что касается врио глав регионов, то все они находятся в «желтой», то есть средней зоне политической устойчивости.
Из них лидируют врио губернатора Белгородской области Вячеслав Гладков и врио главы Дагестана Сергей Меликов. У обоих по 14 баллов. «Гладков демонстрирует высокий уровень политического менеджмента, что в том числе выражается в рекордных показателях вакцинации — среди крупных субъектов РФ Белгородщина занимает первое место по удельной доле привитых граждан (более 30%). Меликов пользуется значительной поддержкой в „Политбюро 2.0“ и продолжает постепенное обновление республиканской власти. При этом оба возглавляют региональные списки партии „Единая Россия“», — отмечается в докладе.
Менее устойчиво положение Олега Мельниченко (Пензенская область) — у него 13 баллов, так же у Ховалыга, Сергея Михайлова (Северная Осетия) и коммуниста Алексея Русских (Ульяновская область), которые набирают по 12 баллов.
В конце этого списка находятся врио Хабаровского края, член ЛДПР Михаил Дегтярев и врио главы Мордовии Артем Здунов. У обоих по 11 баллов. Причем положение Здунова, как следует из доклада, сложнее даже, чем у Дегтярева.
Хотя именно вокруг фигуры врио Хабаровского края было больше всего шума, а шансы на его победу многие эксперты оценивали довольно скромно. Авторы данного рейтинга тоже отмечают, что избирательная кампания Дегтярева проходит «не гладко». Однако в целом политическую ситуацию в крае, где после ареста бывшего губернатора Сергея Фургала прокатилась волна протестов — с помощью федерального центра — удалось стабилизировать, публичные акции сошли на нет. Но это может быть временно, признают составители рейтинга, так как Хабаровский край все равно остается одним из наиболее протестных регионов России. В этой связи эксперты напоминают, что в 2016 году на думских выборах за ЕР проголосовали менее 40% избирателей, хотя глава региона тогда представлял партию власти. Не исключено, что такой фокус может повториться и сейчас.
Но труднее всего, по мнению составителей доклада, в сентябре придется врио главы Мордовии Здунову. Избирательная компания у него протекает наиболее сложно. Главная проблема бывшего министра экономики Татарстана заключается в том, что он столкнулся с существенным оппонированием со стороны местных элит. В результате новоиспеченный лидер Мордовии провел резкие кадровые решения, что может вызвать противодействие местной элиты во время выборов. Ситуация для чиновника осложняется еще и тем, что ему приходится контролировать сразу несколько кампаний, так как кроме выборов главы региона в Мордовии проходят выборы еще и в Госсобрание республики, а также в горсовет Саранска. А сам Здунов возглавляет и региональный список ЕР в Госдуму, и список единороссов в Заксобрание республики.
Непростой ЕДГ-2021 предстоит Антону Алиханову (Калининградская область), Дмитрию Махонину (Пермский край) и Владимиру Владимирову (Ставропольский край). Несмотря на то, что эти губернаторы сами на выборы не идут, они несут формальную ответственность не только в качестве лидеров региональных списков ЕР, но и за выборы в парламент региона и горсовет столиц.
У президента Татарстана Рустама Минниханова (в центре) самые устойчивые позиции
«В губернаторском корпусе самые устойчивые позиции у губернатора Севастополя и президента Татарстана»
В целом же во всем губернаторском корпусе сегодня самые устойчивые позиции у губернатора Севастополя Михаила Развозжаева и президента Татарстана Рустама Минниханова. Первый набирает 23 балла, второй — 22.
Рейтинг Минниханова по сравнению с предыдущим, мартовским выпуском «Госсовет 2.0», остался прежним. Президент Татарстана набрал 24 бонуса и два штрафа. В качестве бонусов он получил 9 баллов из 10 возможных в графе «Поддержка Политбюро 2.0». По второму критерию, «Большие проекты», заработал максимальные 5 баллов. Еще 3 балла — за качество политического менеджмента из 5 возможных. По 3 балла начислено за окончание полномочий, позиционирование и качество политического менеджмента, а также 1 балл за экономическую привлекательность региона. В качестве штрафов под 1 баллу «снято» за региональные и федеральные конфликты.
Далее идет Александр Дрозденко (Ленинградская область) — у него 21 балл, затем Дюмин и Владимир Солопов (Камчатский край) — у них по 20 баллов. У Кадырова 18 баллов. В «зеленой» зоне также мэр Москвы Сергей Собянин, губернаторы Московской, Челябинской и Иркутской областей Андрей Воробьев, Алексей Текслер и Игорь Кобзев — у них по 17 баллов. Столько же у Александра Осипова (Забайкальский край), Ростислава Гольштейна (ЕАО) и Александра Никитина (Тамбовская область).
В ПФО Минниханов лидирует с большим отрывом. Следом за ним идет глава Чувашии Олег Николаев. У него 16 баллов, и он также попадает в «зеленую зону». Все остальные главы субъектов ПФО в «желтой». У Дмитрия Махонина (Пермский край) и Дениса Паслера (Оренбургская область) по 14 баллов, у Глеба Никитина (Нижегородская область) и Олега Мельниченко (Пензенская область) — по 13. По 12 баллов набрали глава Башкортостана Радий Хабиров и глава Удмуртии Александр Бречалов. А хуже всего положение у Александра Евстифеева (Марий Эл), Дмитрия Азарова (Самарская область), Игоря Васильева (Кировская область), Валерия Радаева (Саратовская область). У них всего 11 баллов. Как и у врио Мордовии Здунова, о чем было сказано выше.
Еще четыре губернатора попали в «красную зону» рейтинга, что увеличивает шансы уйти в отставку. Например, в предыдущем, мартовском докладе «Госсовет 2.0» в «красной зоне» оказались 6 глав регионов. Это Вячеслав Битаров (Северная Осетия – Алания), Сергей Морозов (Ульяновская область), Шолбан Кара-Оол (Тыва), коммунист Валентин Коновалов (Хакасия), член ЛДПР Владимир Сипягин (Владимирская область), Олег Хорохордин (Республика Алтай). В результате трое из них не сохранили свои посты. Это Битаров, Морозов и Кара-Оол. Хотя последние двое поведут региональные списки ЕР на выборах в Госдуме, что само по себе показатель доверия федеральной власти к данным экс-губернаторам.
При этом Хорохордину удалось переместиться в «желтую зону» политической устойчивости. За счет снижения уровня конфликтности в регионе и демонстрации лоббистской эффективности, в частности подписания важного соглашения о снижении энерготарифов для юрлиц на 20%, а также нового проекта по развитию туристического кластера (который пока вызывает ряд разногласий среди местных элит).
А вот коммунист Коновалов и член ЛДПР Сипягин продолжают оставаться в «красной зоне». Кроме того, к ним прибавился глава Приморского края Олег Кожемяко (в результате острого внутриэлитного конфликта) и еще один представитель КПРФ, губернатор Орловской области Алексей Клычков. Он переместился в опасную зону в связи с задержанием руководителя областного департамента здравоохранения Ивана Залогина.
В то же время у Сипягина рекордно низкий рейтинг устойчивости — всего 5 баллов, и он наверняка покинет губернаторский пост уже осенью, пишут авторы доклада, предсказывая, что глава региона будет избран депутатом Госдумы по федеральному списку ЛДПР. Авторы рейтинга не исключают, что на работу в Госдуму также перейдут Клычков и Коновалов. «Данный сценарий вероятен, учитывая назначение члена КПРФ Алексея Русских на пост врио губернатора Ульяновской области (ранее главой был единоросс Сергей Морозов), хотя справедливый размен предполагает лишь одну отставку губернатора-коммуниста», — подчеркивается в докладе.
Илья Гращенков: «Последние три года любые губернаторские выборы даются власти нелегко»
«Сейчас для власти все выборы сложные»
Ждать ли каких-то сюрпризов на предстоящих губернаторских выборах и сложной ли будет кампания для федеральной власти? На эти вопросы «БИЗНЕС Online» попросил ответить наших экспертов, которые прокомментировали новый губернаторский рейтинг от команды Евгения Минченко.
Илья Гращенков — гендиректор центра развития региональной политики:
— Сейчас для власти все выборы сложные, потому что доверие к ней падает, как и рейтинг «Единой России». С другой стороны, ситуация для власти была непростой и в 2018 году, когда она проиграла в трех регионах — Приморье, Хакасии и Владимирской области. Вообще, последние три года любые губернаторские выборы даются власти нелегко.
Другой вопрос, что инструментарий, который позволяет власти достигать нужного результата, постоянно расширяется. Муниципальные фильтры вовсю работают, на региональные выборы из оппонентов власти не допускают никого мало-мальски сильного.
И последний опыт был учтен, когда избиратели проголосовали за кандидатов-спойлеров — Коновалова в Хакасии, Сипягина во Владимирской области. Власти уже не надеются на то, что избиратели станут автоматически голосовать за ее кандидатов, если не окажется сильных альтернативных претендентов.
Плюс сейчас появились новые технологические возможности, включая трехдневное голосование, которые позволяют властям держать руку на пульсе и не допускать проигрышей. Поэтому нельзя сказать, что предстоящие региональные выборы представляют большую проблему для власти. На мой взгляд, регионов, где есть хотя бы какая-то интрига, немного.
К примеру, очевидно, что Хабаровский край — проблемный регион для властей. Теоретически там может победить оппозиционный кандидат. Но при этом все равно у «Единой России» существует просто кондовая уверенность, что поддержанный властью Дегтярев победит уже в первом туре с хорошим перевесом.
И подобное ни у кого не вызывает ни сомнений, ни опасений. Поэтому о чем еще можно говорить, если даже такой тревожный для власти регион, как Хабаровский край, считается стабильным и спокойным? Ну а если и будут какие-то сюрпризы, связанные, возможно, с Госдумой, то они станут так называемыми «черными лебедями», которые традиционно появляются в августе. Тогда ситуация может выйти из-под контроля. В теории все возможно, но делать прогнозы я бы не стал.
Если возвращаться к теме Хабаровского края, то «Новые люди» и «эсеры» выдвинули там сейчас достаточно адекватную замену Дягтереву. Поэтому Хабаровский край еще более-менее подвижный с электоральной точки зрения. Во всех остальных регионах никаких особенных перемен ждать не стоит.
Если говорить о Мордовии и положении Артема Здунова, то тут нужно помнить, что регион находится под внешним финансовым управлением и является фактически банкротом. Конечно, после команды Волкова и Меркушкина в Мордовии все сложно. Но, с другой стороны, это сельскохозяйственный регион, не оппозиционный, потому политических рисков для власти здесь нет. Есть риски просто социального протеста, если закредитованность и банкротство приведут, например, к закрытию предприятий или другим социальным проблемам. Социальное недовольство может привести к тому, что люди или вообще не пойдут на выборы, или будут голосовать за любую оппозицию. Но говорить, что в регионе есть политическая конкуренция, не приходится.
О том, найдутся ли места для всех губернаторов, пока можно только гадать. Ну, например, можно предположить, что Коновалова и Сипягина уберут, такой слух есть. Бо́льшую часть сроков они просидели и теперь могут идти в Госдуму. То же самое говорят про орловского губернатора Андрея Клычкова. Он тоже проходит по партийному списку и может выбрать депутатство вместо губернаторства.
Недавно введенный институт кураторства вице-премьеров над федеральными округами вряд ли окажет какое-то влияние на выборы. Вице-премьеры будут заведовать в основном деньгами, а не политикой. Выборами занимаются структуры администрации президента. В момент выборов включается свой департамент, который руководит кампаниями провластных кандидатов, структура выстроенная и напрямую замыкается на одно из управлений администрации. В рамках этой системы вице-премьеры могут разве что прорекламировать через выборы какие-то социальные проекты.
«Особенность ситуации заключается в том, что значительная часть сюрпризов для власти может лежать за пределами электоральных процессов. То есть неожиданности могут последовать не только и не столько в рамках избирательной кампании — в том, что кто-то из кандидатов от власти проиграет, грубо говоря, — а в том, что произойти что-то может после выборов или по их итогам»
«Власть очень серьезно подстраховалась после 2018 года от всех рисков»
Павел Салин — политолог:
— В принципе, можно согласиться с тем, что в этом году выборы губернаторов будут не менее сложными, чем в прошлом. С одной стороны, падение доверия населения сейчас является фундаментальной проблемой для власти. С другой — у власти сейчас есть фундаментальное техническое средство, с помощью которого она намерена данную проблему решить, — это трехдневное голосование и применение административного ресурса.
Что касается возможных сюрпризов, то в 2018 году их также никто не ждал. Сейчас они не просматриваются, кажется, что у власти все под контролем. Но в 2018-м тоже казалось, что все под контролем. Так что если и будут какие-то сюрпризы, то это «черные лебеди», которых спрогнозировать невозможно.
Власть очень серьезно подстраховалась после 2018 года от всех рисков, большие дыры она заткнет административным ресурсом. Трехдневное голосование и фактически отмена видеонаблюдения позволяют это сделать.
В рейтинге упоминаются Мордовия и Хабаровский край как регионы, чьи главы находятся в наиболее трудном положении. Я могу сказать, что Мордовия — это регион, который характеризуется абсолютно кладбищенской стабильностью, потому здесь вряд ли стоит чего-то подобного ждать. Что касается Хабаровского края, то туда как раз прошлым летом и прилетел «черный лебедь» — никто не ожидал массовых протестов, а они случились. Дальневосточные регионы всегда более свободолюбивые, там могут быть сюрпризы, вопрос в том, какие.
Особенность ситуации заключается в том, что значительная часть сюрпризов для власти может лежать за пределами электоральных процессов. То есть неожиданности могут последовать не только и не столько в рамках избирательной кампании — в том, что кто-то из кандидатов от власти проиграет, грубо говоря, — а в том, что произойти что-то может после выборов или по их итогам.
Поэтому нужно методологически расширять зону поиска и не мыслить только в категориях электоральных процедур.
Допустим, уже накопилось какое-то напряжение, а выборы могут стать поводом для вспышки протестной активности. Это один из вариантов, потому что уязвимых мест много и большинство из них находится за пределами электоральных процедур.
При этом уже есть кандидаты на «вылет» из губернаторского корпуса, их авторы рейтинга называют. Кто-то отправится в Думу, а кто-то просто уйдет в отставку. Это те, кто избрался вопреки воле федерального центра в 2018 году. Что касается тех, кто может попасть в Госдуму, то их уже подстраховали в партийных списках, в докладе они называются — например Коновалов. Говорят еще про Клычкова, но относительно него не уверен, там сложная ситуация. Владимирская область, Хакасия… В общем, те, кто подстраховался и попал в партийные списки.
Окажет ли какое-то влияние на губернаторские кампании новое кураторство вице-премьеров над федеральными округами — вопрос открытый. Если станут обкатывать эту схему, то, возможно, для обкатки будут использованы как витрина или полигон электоральные процедуры. А может быть, и нет. Весь вопрос в том, какие есть планы и как они хронологически распределены у авторов идеи кураторства вице-премьеров.
Константин Калачев: «Пандемия, снижение доходов населения, падение жизненного уровня и ухудшение социального самочувствия и социального оптимизма не мешают на региональных выборах побеждать административному кандидату. У нас нет прямой корреляции между уровнем жизни и голосованием»
«Будут не запредельные 80 процентов, а 70 или 65 процентов»
Константин Калачев — политолог, глава «Политической экспертной группы»:
— Я не вижу особых сложностей в кампании по избранию высших должностных лиц в регионах. Да, на нее накладывается думская кампания, но она идет ни шатко ни валко. Полагаю, эксперты «Минченко консалтинг» имеют в виду, что люди, голосующие за парламентскую оппозицию, будут голосовать и за кандидатов, выдвинутых этими партиями. Но я не вижу угроз для представителей партии власти. Да, результат у врио губернаторов может оказаться пониже, чем наблюдалось в предыдущие выборные циклы, но это не большая проблема. Будут не запредельные 80 процентов, а 70 или 65 процентов. Это важно для регионов, где раньше результаты являлись просто неприличными, превышали результат президента на выборах, что нескромно, он же у нас самый популярный политик. Теперь они станут поскромнее. Я не вижу ни одного региона, где могли бы случиться неожиданности, победа им почти гарантирована, другое дело — с каким счетом.
Пандемия, снижение доходов населения, падение жизненного уровня и ухудшение социального самочувствия и социального оптимизма не мешают на региональных выборах побеждать административному кандидату. У нас нет прямой корреляции между уровнем жизни и голосованием.
Что касается регионов, где кандидаты от власти в зоне риска, то в том же Хабаровском крае все зависит от того, кто будет допущен к участию в кампании. Я не допускаю, что Дегтярев, например, со всем своим антирейтингом способен проиграть своей секретарше. Да, в Хабаровске может быть низкая явка, но он получит результат за счет районов края. В последнее время рейтинг врио рос, а того эмоционального отношения к нему, что наблюдалось изначально, в таких масштабах уже нет. Дегтярев изберется, но не с рекордными результатами, да ему они и не нужны.
В Мордовии у Здунова есть конфликты со старыми элитами, они могут ставить ему палки в колеса. Но это регион электоральных аномалий, теперь там будут естественные, а не запредельные результаты.
Вице-премьеры в тандеме с полпредами теперь должны помочь кандидатам от власти предлагать избирателям образы будущего, новые драйверы развития. Они станут способствовать им играть роль лоббистов и защитников территории.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.