«Из всех городов, где мы работаем, Казань — единственный, который систематически выживает транспорт микромобильности», — заявляют в компании Whoosh, предупреждая, что уйдут из города, если так будет продолжаться. Притеснения подтверждают и в Urent, но реагируют философски: «Меньше поездок — меньше штрафов». В исполкоме Казани не теряют надежды найти компромисс, но все в руках ГИБДД, для которой главное — число ДТП. О том, что по этому поводу думают эксперты, — в материале «БИЗНЕС Online».
Представители кикшеринговых компаний Whoosh и Urent заявили о резком снижении количества арендных сессий в Казани. В Whoosh указали на то, что с июня число поездок упало почти вдвое
«122 парковки — это настолько плохо, что мы скорее закроем проект сразу»
Представители кикшеринговых компаний Whoosh и Urent заявили корреспонденту «БИЗНЕС Online» о резком снижении количества арендных сессий в Казани. В Whoosh с июня число поездок упало почти вдвое. Сколько это в абсолютных цифрах, в компании не уточнили, но ранее сообщалось, что за первые три дня мая сервисом воспользовались 17 тыс. уникальных пользователей.
«В основном это (падение числа поездок — прим. ред.) связано с сокращением числа точек парковки самокатов, на данный момент их около 500 на всю Казань, — отметили в компании. — Чтобы самокаты работали как транспорт, чтобы на самокате можно было доехать туда, куда нужно, в городе их должно быть более 1 тысячи. Сейчас появился еще тендер, который предполагает 122 парковки, и по сопроводительным документам их может выкупить только одна компания, в Казани работает несколько. 122 парковки — это настолько плохо, что мы так не сделаем. Скорее закроем проект сразу».
Напомним, ограничение числа парковок для электросамокатов предусматривает соглашение, заключенное исполкомом Казани с двумя крупными кикшеринговыми компаниями Whoosh и Urent. Этот документ также запрещает самокатчикам выезжать на дороги для автомобилей, по велодорожкам предписывает двигаться не быстрее 15 км/ч, а по тротуарам — не быстрее 10 км/ч. Это не первое указание кикшеринговым компаниям усилить регулирование перевозок. Ряд рекомендаций, инициатором которых являлось управление ГИБДД МВД по РТ, прокатные компании реализовали. Было создано несколько зон в черте города, где движение самокатов полностью запрещено, а также снижена максимальная скорость на ряде участков, таких как улица Баумана и Кремлевская набережная.
Однако новое соглашение операторы в полной мере не выполнили, и за дело взялись инспекторы ГИБДД. Только в этом году за езду по дорогам были оштрафованы почти 1 тыс. человек по ст. 12.29 КоАП РФ («Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом», штраф 500 рублей). Инспекторы ГИБДД привлекают к ответственности не только клиентов прокатных компаний, но и владельцев личных электросамокатов, которые могут двигаться значительно быстрее арендных — до 30–40 км/ч и выше. Самокаты с мощностью более 250 Вт приравниваются к мопеду, для управления ими нужны права категории «М», выше 4 кВт — категории «А», как для мотоцикла. В этом году за управление сверхмощными самокатами без прав были оштрафованы 8 водителей.
Только в этом году за езду по дорогам были оштрафованы почти 1 тыс. человек по ст. 12.29 КоАП РФ («Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом», штраф 500 рублей)
Претензии предъявляются и к операторам. Представители исполкома Казани выявляют самокаты, оставленные в местах, не предназначенных для парковки. В начале июля прошло несколько рейдов, итогом которых стало 14 административных дел по ч. 1 ст. 3.6 КоАП РТ («Нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов»). Максимальное наказание для юрлица за хранение складируемого имущества за границами предусмотренных парковок — штраф в 500 тыс. рублей.
«Из всех городов, где мы работаем, Казань — единственный, который систематически выживает транспорт микромобильности, — заявили в Whoosh. — Мы доставили в столицу РТ новый вид мобильности, нас заставляют превратить его в дорогое, никому не нужное развлечение. Штрафы за размещение самокатов в городе приходят нам с апреля 2021 года. Мы их оспорили в суде. Сейчас получили новые. Наши самокаты начали эвакуировать с улиц без предоставления документов. Более 50 самокатов сейчас находится на штрафстоянке совершенно без какой-либо законной и логичной причины. Самокаты нам не отдают. При этом мы заинтересованы в компромиссе, переговорах и всегда на связи со всеми».
Другой взгляд на происходящее у компании Urent. «Количество штрафов выросло [в сравнении с тем, что было в мае], но не кардинально, — сообщили корреспонденту „БИЗНЕС Online“ в компании. — Мы просто уменьшили количество парковок. Правда, это оказалось менее удобно для пользователей, и поездок стало существенно меньше». В то же время в компании видят и плюсы таких изменений. «Мало поездок — мало штрафов», — подвели итог работы по новому соглашению в Urent.
Как сообщили нашему корреспонденту в пресс-службе исполкома Казани, в мэрии также надеются на компромисс и готовы приложить усилия для его достижения. «Необходимо соблюсти баланс между желаниями пешеходов, их безопасностью и интересами кикшеринговых компаний», — уточнили в пресс-службе.
У автоинспекции несколько иная позиция. «Чем меньше электросамокатов будет передвигаться по городу, тем меньше окажется ДТП с их участием, об этом говорит статистика, — отметил источник „БИЗНЕС Online“ в управлении ГИБДД. — Но мы не преследуем цели выжить их из города. Наша задача — сделать так, чтобы ДТП с участием кикшеринга как можно реже попадали в сводки. А для этого кикшеринговым компаниям надо в том числе соблюдать соглашение с исполкомом, которое предписывает снизить скорость на тротуарах и велодорожках».
В мэрии Казани надеются на компромисс и готовы приложить усилия для его достижения: «Необходимо соблюсти баланс между желаниями пешеходов, их безопасностью и интересами кикшеринговых компаний»
«Это транспорт сезонный, нельзя увольнять водителей, сокращать парк автобусов»
Председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов поддерживает республиканское управление ГИБДД и исполком Казани в подходе к регулированию рынка кикшеринга. «В Москве тоже на первом этапе кикшеринг выглядел неплохо, прокатные компании ограничили в некоторых зонах скорость движения 5 километрами в час, но московское правительство разрешило движение со скоростью до 25 километров в час, а при весе самоката 35 килограммов это очень опасно, — говорит Соколов. — При столкновении на таких скоростях удар приходится в область лица и груди пешехода, высока вероятность, что человек ударится головой об асфальт. Поэтому принятые в Татарстане ограничения в 10 километров в час по тротуарам принципиально отличаются от Москвы — это более-менее безопасная скорость, последствия от столкновений будут менее тяжелыми».
По мнению собеседника издания, немало пользователей кикшеринга используют сервис для развлечения, а не как транспорт. «Поэтому Татарстан пошел по правильному пути, снижение скорости до 10 километров в час позволит понять, для кого в городе нужен самокат, после чего муниципалитет будет развивать безопасные велодорожки, создавать условия для развития этого вида транспорта. Сейчас их нет, но надо вложить средства в безопасную инфраструктуру, построить ее, а уже потом разрешать скоростное передвижение новых транспортных средств».
Соколов добавил, что минтрансу, который разрабатывает поправки в ПДД в части организации микромобильного транспорта, следует предусмотреть введение прав для его собственников или арендаторов. «Это могут быть права любой категории, не обязательно „М“, — отметил председатель „Союза пешеходов“. — Но главное, надо определить их место для дороге. Тротуар для пешеходов, а проезжая часть — для автомобилей. Во всем мире развито велодвижение, им было проще найти место для самокатов. Но та же развитая в этом вопросе Франция сперва разрешила движение микромобильного транспорта по тротуарам на скорости пешехода, но четыре недели назад запретила. Даже в таких культурных странах гарантировать безопасность пешеходов на тротуарах сложно».
Соколов предложил сравнить тормозной путь автомобиля и самоката на скорости 20 км/ч в жилых зонах. У автомобиля он меньше 2 м, а у самоката может достигать 6–8 метров. «Но на скорости 10 километров в час тормозной путь составит 1,5–2 метра, в зависимости от массы электросамоката и скорости реакции водителя, — уточнил председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов „Союз пешеходов“. — Потому путь Казани правильный. И еще надо отдавать себе отчет в том, что это транспорт сезонный. После обледенения или сильного дождя на них не будут ездить. Так что нельзя из-за микромобильности увольнять водителей, которые занимаются общественными перевозками, сокращать парк автобусов. Пойдет дождик, и все эти автобусы-троллейбусы пригодятся. Регионы должны самостоятельно принимать решения — развивать кикшеринг или нет».
Было создано несколько зон, где движение самокатов полностью запрещено, а также снижена максимальная скорость на ряде участков
Велосипедист со стажем, вице-президент велоклуба VelikTime Александр Бикмуллин не заметил, что в Казани стало меньше электросамокатов. «Сходите на набережную Казанки после 14:00 и увидите, сколько там самокатов, — посоветовал он. — Да, на время они пропадали, когда вышло постановление (соглашение исполкома и кикшеринговых компаний — прим. ред.). Но сейчас на набережной их по 50 штук стоит. Меня больше всего напрягает, что ими пользуются дети. А ГИБДД на набережной нет, это пешеходная зона, никто их там не штрафует».
Бикмуллин обеспечивает безопасность спортивных мероприятий, например марафонов, и из-за самокатов у него нередко возникают проблемы. «Во время марафона они (самокатчики — прим. ред.) просто въезжают в толпу бегунов, а когда людям говоришь, что они неправы, они считают, что могут передвигаться где хотят и как хотят», — сетует собеседник.
Бикмуллин подчеркнул, что он против электросамокатов в таком количестве. «И главное — без правовой подоплеки, — уточнил он. — На самокатах люди катаются бесправно везде и всюду. Нужно в срочном порядке проработать и принять закон, который определит их место на дороге. А для детей в общеобразовательных школах надо ввести правила дорожного движения и безопасного передвижения по городу. Речь не про ПДД, а про безопасность в городе для детей. С этим у нас все плохо — периодически вижу, как люди выходят на перекресток, не глядя на светофор, в наушниках и глазами в телефоне».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 170
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.