«Минниханов без проблем открывает двери в кабинет любого министра. А есть регионы и губернаторы, которые не обладают такими возможностями», — объясняют политологи логику распределения новых кураторов регионов из правительства. Премьер-министр РФ выделил каждому округу по своему заму, чтобы те помогали социально-экономическому развитию и достижению национальных целей. Для Приволжского округа таковым был определен Дмитрий Чернышенко, более близкого к Татарстану Марата Хуснуллина «отправили служить» на юг. О том, какая польза будет от новых кураторов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Дмитрий Чернышенко, отвечающий за цифровую трансформацию, инновации и технологическое развитие, станет куратором Приволжского федерального округа
«Каждый из вас на закрепленной территории будет ответствен за ее развитие»
Сегодня премьер-министр России Михаил Мишустин определил кураторов для федеральных округов из числа своих вице-премьеров. Приволжскому округу достался Дмитрию Чернышенко, который теперь отвечает за социально-экономическое развитие всех входящих в округ регионов.
«Президент в ходе прямой линии дал поручение закрепить за всеми заместителями председателя правительства кураторство за одним из федеральных округов нашей страны, — заявил Мишустин утром на совещании с вице-премьерами. — Каждый из вас на закрепленной территории будет ответствен за ее социальное развитие, за то, насколько эффективно расходуются бюджетные средства, отвечают ли эти траты запросам людей и как соблюдается бюджетная дисциплина».
По словам главы правительства РФ, кураторы в округах займутся экономическим ростом, повышением инвестпривлекательности, поддержкой малого и среднего бизнеса и т. д. При этом все эти задачи должны реализовывать кураторы не только в масштабах округа в целом, но и на местах, погружаясь в жизнь регионов. Координировать все действия кураторов планируется в рамках правительственной комиссии по региональному развитию, которую возглавляет вице-премьер Марат Хуснуллин. По задумке Мишустина, кураторы не будут дублировать полномочия тех же полпредов. Отметим, что те, действительно, курируют не экономику, а политику, региональные структуры федеральных ведомств, в основном силовиков.
Координировать все действия кураторов планируется в рамках правительственной комиссии по региональному развитию, которую возглавляет вице-премьер Марат Хуснуллин
«Решения о назначении ответственных принимались с учетом профессионального опыта, знаний и круга задач, которые вы выполняете в правительстве», — добавил Мишустин, обозначив в конце, как же он распределил своих заместителей.
Центральный федеральный округ будет курировать Дмитрий Григоренко, Северо-Западный — Татьяна Голикова, Уральский — Юрий Борисов, Сибирский — Виктория Абрамченко, Дальневосточный — Юрий Трутнев, Южный (включая Крым) — Марат Хуснуллин и, наконец, Приволжский — Дмитрий Чернышенко.
Почему для ПФО куратором был выбран именно Чернышенко, а не того же Хуснуллина? Вопрос только за это утро породил целую череду телеграм-дискуссий. Как считает автор канала Scriptorium, решение в пользу Чернышенко, а не Хуснуллина связано с тем, чтобы не усиливать и без того неслабые татарстанские элиты. «В случае назначения Хуснуллина, [они] приобретали бы дополнительные инструменты влияния на соседние регионы ПФО (Башкортостан, Чувашия, Мордовия и др.) Чернышенко же будет равно удален от всех губернаторов ПФО», — пишет Scriptorium (орфография и пунктуация авторов каналов здесь и далее сохранены — прим. ред.). Другая версия — Хуснуллин довольно глубоко погружен в проблемы Крыма, еще во времена, когда он работал в Москве, ему прочили назначение главой республики. Теперь его особые отношения с регионами получили официальное закрепление.
При назначении Чернышенко, по информации «Незыгаря», руководствовались прежде всего тем, что он из Саратова и имеет представление об особенностях округа. Кроме того, на регионы ПФО возлагается задача стать опорой для развития цифровой индустрии и инновационных технологий. Здесь расположен Иннополис, множество ТОСЭРов и ОЭЗ. «Такая специализация позволяет рассчитывать, что Чернышенко найдет взаимопонимание с лидерами экономически развитых поволжских республик, а проблемы дотационных Чувашии, Мордовии и Мари Эл будут решать через развитие малозатратных инноваций», — отмечает «Незыгарь».
Напомним, Чернышенко начинал как программист, затем перешел в сферу рекламы, уже оттуда — в спорт. Его карьера приняла новый оборот благодаря Олимпиаде в Сочи. Был президентом оргкомитета «Сочи-2014», зампредом наблюдательного совета госкорпорации «Олимпстрой», секретарем совета при президенте РФ по развитию физкультуры и спорта, затем возглавил КХЛ, далее стал гендиректором и председателем правления «Газпром-Медиа Холдинга», откуда и перешел в правительство.
Чернышенко многое связывает и с Татарстаном. Дружба сложилась еще во времена подготовки к Универсиаде, продолжилась на почве хоккея (татарстанский «Ак Барс» — один из самых значимых клубов страны). Он часто бывает в республике — на днях ожидается его приезд на освящение собора Казанской иконы Божией Матери. Весной куратор спортивного направления в правительстве сам заявил о строительстве в Казани крытого центра по хай-дайвингу стоимостью 3,2 млрд рублей и о своей поддержке ряда других спортивных проектов. Год назад Чернышенко возглавил набсовет Университета Иннополис. Отдельно стоит выделить его дружеские отношения с председателем совета директоров ТК «Эфира» Андреем Григорьевым.
Дмитрий Чернышенко (справа) не такой уж и далекий для Татарстана вице-премьер. Он часто бывает в республике
«Наверное, было бы странно, если Хуснуллину поручили бы какие-то севера»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты объяснили логику распределения вице-премьеров между округами и дали свои прогнозы по успешности такой затеи.
Павел Салин — политолог:
— Необходимость возникла прежде всего потому, что в отношениях федерального центра и регионов возникало все больше и больше недопонимания. Процесс выстраивания вертикали привел к тому, что регионы становились все менее интересны столичным чиновникам, и в регионах это вызывало обиду. С другой стороны претензии региональных элит, которые становятся все менее ресурсообеспеченными, а с этой точки зрения все менее интересными столичным чиновникам, вызывали у этих чиновников раздражение. Апофеозом этой ситуации стало неудачное высказывание господина Хуснуллина, которое его оппоненты вытащили в СМИ, о том, что ему условно не интересно общаться с губернатором Еврейской автономной области, как отстающего мелкого региона. Вот эту ситуацию нужно было как-то расшивать, потому что региональные элиты не имели тех конкретных, ясных и нормативно закрепленных фигур, к которым они могли бы апеллировать как к представителям своих интересов на федеральном уровне. Самое главное, чтобы эти фигуры были ресурсообеспеченными.
Закономерность [распределения вице-премьеров] такая, как во всей системе российского управления — персональный подход. Где-то было сделано фактически закрепление сферы интересов. Та логика, которая указывается в публикации (РБК — прим. ред.), что на Урал поставили куратора ОПК Борисова, формально его полномочия итак с отраслевой точки зрения концентрировались там в основном, сейчас это закреплено с территориальной точки зрения. Что касается госпожи Голиковой, у нее там по фарме и формальные, и неформальные интересы сосредоточены. Действительно, фарма в основном (хотя не все так просто) на Северо-Западе локализована. У Абрамченко тоже есть территориальная привязка.
По остальным — по-разному, потому что того же Хуснуллина логично было бы ставить на Поволжье, но тогда слишком большое усиление его произошло, а Москве Поволжский султанат во главе с господином Хуснуллиным не нужен. Что касается Центрального федерального округа — это особая история. Там значительная часть игроков всегда действовала и в обход полпреда, когда он был еще ресурсообеспеченной и значимой фигурой. Условно говоря, на господина Григоренко, наверное, лоббисты из различных структур Центрального федерального округа и раньше выходили, но именно как на главу аппарата и человека приближенного к премьер-министру Мишустину. Они раньше на него выходили, как на правительственного чиновника, так и сейчас будут выходить. Ему эта лишняя должность, табличка, ничего не дает. Поэтому здесь по каждому назначенцу нужно смотреть отдельно. Примерно в половине случаев или меньше это закрепление де-юре той ситуации, которая ранее существовала де-факто. А где-то какие-то новые обстоятельства, часть из которых конъюнктурно обусловлены, а часть стратегическими моментами.
Константин Калачев — руководитель Политической экспертной группы:
— Чем занимаются полпреды? Внутренней политикой. Можно ли отрывать внутреннюю политику от вопросов социально-экономического развития? Нет, нельзя. Потому что социальное самочувствие на территории зависит от решения проблем трудовой занятости, доходов населения, создания новых, перспективных рабочих мест, от новых драйверов развития. И, собственно говоря, здесь вице-премьеры должны будут помочь регионам именно в решении проблем социально-экономического развития. А у полпредов задачи несколько иные. Они, конечно, занимались и тем и другим, но на самом деле полпреды — это в большей степени учет и контроль, координация всего, что связано с крупной политикой. То есть вице-премьеры должны стать эффективными логистами и защитниками интересов вверенных им территорий.
Да, при этом возможны и перекосы финансирования. Но вы же прекрасно понимаете: вы находитесь в Татарстане, и Минниханов без проблем открывает двери в кабинет любого министра. Более того, ваша диаспора весьма влиятельна, возьмите хотя бы Хуснуллина. А есть регионы и губернаторы, которые не обладают такими возможностями и которым реально нужна помощь в решении проблем депрессивного региона. У этих губернаторов иногда нет даже достаточно квалифицированных кадров, чтобы подготовить те или иные проекты развития, документацию по этим проектам. Да, понятно, что сейчас будут во многом ориентироваться на неблагополучные территории. Хотя мне всегда казалось, что поощрять нужно в первую очередь лучших. Но бросать тех, кто не может помочь себе сам, тем, кто находится в сложной ситуации, тоже нельзя. У нас есть глубоко дотационные регионы, где нет собственных ресурсов развития, и их нужно найти. Например, если Новак назначается на Северный Кавказ, то, наверное, помимо газификации, там будут решаться вопросы, связанные с наличием на Северном Кавказе природных ресурсов. То есть полезные ископаемые тоже могут оказаться драйверами роста.
Так что для Татарстана эта новость ничего особо не меняет, но для других регионов она важна. Да, может быть, бюрократии станет больше. Может быть, документооборот, бумагооборот увеличится. Могут быть перекосы. Но это неизбежно при решении проблем, связанных с поисками решений на тех территориях, где социальное самочувствие не растет. Где самостоятельно решить свои проблемы зачастую не могут. Ну а что делать? Нельзя приготовить яичницу не разбив яиц. Идеального ничего не бывает.
В назначения вице-премьеров логика, мне кажется, просматривается. Новак, например, — это Кавказ. Но давайте вспомним, что Кавказом занимался Трутнев и делал ставку на туризм. Но можно ли заниматься туризмом, не решая остальных проблем? Так что мне кажется, что это распределение связано еще и с теми приоритетами, которые являются определяющими для каждого округа. Наверное, было бы странно, если Хуснуллину поручили бы какие-то севера. Специализация премьер-министров и порученные им территории должны как-то совпадать.
Евгений Минченко — президент «Минченко консалтинг»
— Честно говоря, я думаю, что здесь несколько составляющих. Составляющая первая — кризис института полпредов президента. Единственный округ, где сочетается экономическая и политическая власть — это Дальневосточный федеральный, там, где Юрий Петрович Трутнев имеет одновременно статус полпреда президента и вице-премьера по соответствующей территории. В других округах полпреды обладают контрольными функциями, но не обладают экономическими.
Еще интересный момент. Я посмотрел на назначения — нигде не дублируется группа, которая выдвинула полпреда, и группа, которую представляет вице-премьер. К примеру, в Приволжском федеральном округе полпред из команды Чемезова, а вице-премьер, который будет приглядывать, из команды Мишустина. На Урале — полпред Собянинский, а курирующий вице-премьер — от Чемезова. Это говорит о том, что Путин придерживается логики баланса групп влияния.
Я думаю, есть логика, что закрепляют наиболее проблемные зоны. Например, вице-премьера по энергетике Новака закрепили за Северным Кавказом, а там огромное количество проблем, связанных с коррупцией в энергетической сфере, с газификацией. Урал — это ОПК: пожалуйста, профильный вице-премьер Борисов. Для Приволжья актуальны вопросы, связанные с цифровизацией и так далее, — вот профильный вице-премьер Чернышенко.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 196
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.