«Из-за бурно растущего рынка электронной торговли мы наблюдаем дефицит качественных складских площадей. Загрузка логистических центров А и В+ составляет уже около 95 процентов», — так объясняет аппетиты застройщиков складов бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев. Южная «Ромекс-Кубань» анонсировала президенту РТ Рустаму Минниханову три новых логопроекта на 9 млрд рублей, и все в одном месте — в Зеленодольске. Подробности выяснял «БИЗНЕС Online».
Сегодня уже обосновавшийся в республике застройщик — ООО «Ромекс-Кубань» — после встречи с президентом РТ Рустамом Миннихановым заявил о новых многомиллиардных инвестициях
«Ромекс» привлекает миллиарды
Логобум в Татарстане продолжается. Уже обосновавшийся в республике застройщик — ООО «Ромекс-Кубань» — накануне после встречи с президентом РТ Рустамом Миннихановым заявил о новых многомиллиардных инвестициях. Компания хочет удвоить уже строящийся складской комплекс, а кроме того, осуществить четвертый и пятый крупные проекты в Татарстане — объемом в 7,14 млрд рублей. Общий объем данных планов — порядка 9 млрд рублей. И все это в уже излюбленном у ретейлеров Зеленодольске — складской Мекке Татарстана. Об этом сообщает пресс-служба куратора интернет-торговли в Татарстане — бизнес-омбудсмена РТ Фарида Абдулганиева.
Так, «Ромекс-Кубань» уже построила и в 2020 году ввела в эксплуатацию первую очередь объекта площадью 37 тыс. кв. м стоимостью порядка 2 млрд рублей. Резидентом ОРЦ стал Ozon. А теперь, как стало известно после встречи с Миннихановым, в 2021 году застройщик планирует приступить и к новому строительству склада в Зеленодольске — такой же площади, 37 тыс. кв. метров. По-видимому, речь как раз идет об удвоении ОРЦ для Ozon: о проекте возможного расширения этого логоцентра до 70 тыс. «квадратов» уже ранее заявлялось.
Неудивительно, что ретейлеру требуется расширение площадей. По итогам 2020 года оборот Ozon в Татарстане превысил 4,8 млрд рублей, сообщал директор Ozon в Поволжье Рустем Касимов. По его данным, которые привела пресс-служба бизнес-омбудсмена Татарстана, оборот компании в регионе в прошлом году вырос на 215%. Это выше темпов развития Ozon в целом по России (плюс 140%). В 2020 году Ozon доставил более 2,2 млн заказов по республике.
Ранее, в 2019–2020 годах, «Ромекс-Кубань» также построила в Татарстане два логистических комплекса для X5 Retail group: в Зеленодольске, площадью 39,2 тыс. кв. м, и Елабуге — площадью 17,6 тыс. кв. метров.
«Ромекс-Кубань» — строительная компания, входит в строительно-инвестиционный холдинг «Ромекс Групп», один из лидеров юга России в строительной отрасли. Компания образована в 2008 году в Краснодаре. За время работы введено в эксплуатацию более 30 крупных объектов строительства в 6 регионах России, общая площадь — свыше 1,1 млн кв. метров.
Согласно базе «Контур.Фокус», ООО «Ромекс-Кубань» на 100% принадлежит Алексею Прокопенко, он же президент компании, генеральный директор — Алексей Фомин. В 2020 году выручка ООО составила 7,4 млрд рублей, чистая прибыль — 103,5 миллиона.
«В Татарстане максимально открыта и доступна информация об имеющихся площадках и ресурсах, это одно из преимуществ региона. Отмечу еще гибкость республики в работе с инвесторами, — объяснял „БИЗНЕС Online“ выбор Татарстана в качестве строительных площадок ныне президент „Ромекс-Кубани“ Прокопенко. — Например, в Елабуге мы реализовали вариант, когда локация объекта заказчика устраивала, но не было необходимой инфраструктуры. Республика взяла на себя обязательства по подведению всех необходимых коммуникаций и совместно с фондом моногородов выполнила все необходимые инфраструктурные объекты».
Алексей Прокопенко: «В Татарстане максимально открыта и доступна информация об имеющихся площадках и ресурсах, это одно из преимуществ региона»
Интересанты — онлайн-ретейлеры
Как сообщает пресс-служба бизнес-омбудсмена, объем инвестиций в ОРЦ составит 1,9 млрд рублей. В рамках проекта будет создано 550 новых рабочих мест. Завершить строительство планируется в феврале 2023 года. Сегодня «Ромекс-Кубань» и президент республики добавили этот проект в инвестиционный меморандум Татарстана на 2021 год.
Новые два проекта застройщика тоже предназначены для онлайн-ретейлеров. Как сообщила пресс-служба Абдулганиева, «Ромекс-Кубань» ведет переговоры по строительству складских комплексов площадью 81,5 тыс. кв. м и 41,2 тыс. кв. метров. Резидентами комплексов также планируют выступить онлайн-ретейлеры, какие именно — не раскрывается. Приоритетной площадкой для строительства обоих комплексов является территория технополиса в «Новой Туре» Зеленодольского района.
Оба проекта, по нашим данным, могут начать строить уже в конце года — однако, по-видимому, окончательно эти планы еще не согласованы.
К слову, в 2019 году «Яндекс.Маркет» анонсировал строительство складского комплекса в Татарстане, но не в Зеленодольске, а в Лаишево. Соответствующее соглашение власти Татарстана и руководство компании подписали на Петербургском экономическом форуме 2019 года. На объекте планировали создать 200 рабочих мест. В пресс-службе «Яндекс.Маркета» не стали комментировать информацию, хотят ли они строить склад в РТ.
Помимо Ozon, складской комплекс на 100 тыс. «квадратов» под Казанью построил Wildberries, свой комплекс возводит «поженившийся» с китайцами Kazanexpress и т. д.
«Проблема не в рабочих местах, а в людях — работать некому»
Конечно, навскидку новые стройки удивляют своим масштабом на фоне и без того бурно развивающихся мегастроек складских площадей РТ. Так, помимо Ozon, складской комплекс на 100 тыс. «квадратов» под Казанью построил Wildberries, свой комплекс возводит «поженившийся» с китайцами Kazanexpress и т. д. «БИЗНЕС Online» подробно описывал логобум Татарстана в своей аналитической статье.
Однако, по мнению Абдулганиева, пустовать новые площади не будут. «Уже сейчас из-за бурно растущего рынка электронной торговли мы наблюдаем дефицит качественных складских площадей. Загрузка логистических центров А и В+ составляет уже около 95 процентов. В связи с этим проекты, которые предлагает к реализации компания „Ромекс-Кубань“, очень своевременны. Появление новых качественных складских площадей обеспечит дальнейший опережающий рост объемов рынка eCom в Татарстане», — объясняет омбудсмен планы «Ромекс-Кубани».
«Сейчас Татарстан — лидер по строительству складов. И даже при этом республика является самым дефицитным регионом по количеству складов. Их сильно не хватает, мы сами от этого страдаем, — соглашается генеральный директор и сооснователь KazanExpress Линар Хуснуллин. — Склад — узкое место всей логистики. Рынок всей торговли в РФ — примерно 40 триллионов рублей, рынок онлайн-торговли — 2,5–3 триллиона рублей. В ближайшие 6–7 лет он вырастет до 20 триллионов рублей, и все это нужно обеспечить складами. Грубо говоря, за короткий промежуток времени в 5–6 лет в стране должно появиться складов столько, сколько есть сейчас у крупных сетевых магазинов продуктов питания. И даже больше: если для сетевиков складом является сам магазин, в котором хранятся товары, то у интернет-игроков вся продукция хранится на складах. Поэтому площадь всех складов сетевых магазинов нужно суммировать с площадью самих магазинов — столько примерно складов понадобится стране в ближайшее время».
«То, что в Татарстане появляется такой мегахаб для ретейлеров — это очень хорошо, для республики это новый виток развития бизнеса. Особенно если мы говорим не про просто распределительные центры, а про центральные хабы», — резюмирует Хуснуллин.
Председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников обращает внимание и на другие аспекты логобума. «По моей специфике и по моему опыту, все-таки должны быть какие-то предварительные расчеты по необходимости тех или иных бизнес-проектов, в том числе в сфере складской логистики. Если мы посмотрим на зарубежное поле, то там есть регулирование, есть комиссии, общественные ли объединения, которые рассматривают, не будет ли причинен ущерб городу, местному бизнесу при открытии нового ресторана, производства. Думаю, и в случае со складскими помещениями нужно смотреть с этой точки зрения», — поясняет эксперт.
«Сейчас мы часто слышим, что пришел инвестор, он создаст новые рабочие места, но в настоящее время проблема не в рабочих местах, а в людях — работать некому. Второй вопрос — квалификация этих рабочих мест: каким бы замечательным ни был склад, рабочие места на нем не требуют зачастую сложных компетенций, люди, которые учились на неких более сложных направлениях, остаются как бы не у дел, — поясняет Сотников. — Считаю, что стоит от количества перейти к качеству: республике нужны более долгоиграющие планы стратегического характера, свои новые производственные мощности, высокотехнологичные производства, свои кадры, которые будут работать на этих производствах. Почему мы делаем акцент на маркетплейсах? Они же торгуют продукцией, произведенной в другом месте, то есть мы даем рынок сбыта тем компаниям, которые находятся не в Татарстане. Нужно создавать условия для своих производств. Неужели мы футболки шить не сможем? Почему мы их должны из Китая везти?»
Важный момент — дорожный вопрос, напоминает Сотников. «К этим складам будут подъезжать машины. Не создадим ли транспортный коллапс? Если мы, например, доставляем товары в Казань из Зеленодольска, получается нагрузка на Горьковское шоссе. Представляете, какое количество дополнительного транспорта появится здесь?» — задает вопросы эксперт.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 82
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.