Сегодня гендиректор ЦИТ РТ Денис Улесов вышел на свободу под обязательство о явке. Ранее он занимал должность первого зама гендиректора ПАО «Таттелеком», где, по версии МВД, заключил крайне невыгодные для татарстанского информационного гиганта РТ контракты на аренду с региональным отделением МТС. По словам его адвоката Владимира Гусева, вину Улесов не признал, обвинение ему не предъявлено. О том, какие аргументы в защиту специалиста приводит министр цифрового развития Татарстана Айрат Хайруллин, — в материале «БИЗНЕС Online».
Задержанного гендиректора ЦИТ РТ Дениса Улесова сегодня освободили из изолятора временного содержания под обязательство о явке. За решеткой он провел около двух суток
«Никаких доказательств вины моего подзащитного нет»
Задержанный гендиректор ГУП «Центр информационных технологий РТ» Денис Улесов провел в изоляторе около двух суток: оперативники управления экономической безопасности МВД по РТ постучались к нему домой во вторник. А позже по решению следователей отправили в ИВС — в качестве подозреваемого в мошенничестве на 539 млн рублей. Дело касалось того периода, когда Улесов занимал кресло первого зама гендиректора ПАО «Таттелеком».
Максимально возможный срок задержания, а это 48 часов, заканчивался днем. Однако ходатайство следствия с требованием об аресте фигуранта уголовного дела в суд так и не поступило. Как пояснили источники нашей газеты в силовых структурах, такое решение приняли следователи ГСУ МВД по РТ. Информацию о том, что Улесова отпустили под обязательство о явке, подтвердил его представитель — известный казанский адвокат Владимир Гусев.
«Это достаточно логично, потому что никаких доказательств вины моего подзащитного нет, — рассказал защитник главы ЦИТа. — Вину он не признает. Следователям логично объясняет, как заключались договоры, как все происходило. Он все объясняет нормальной хозяйственной деятельностью».
Несмотря на то что Улесова выпустили из камеры изолятора временного содержания, вопросы у следствия к нему все еще остаются. По нашим данным, Улесов сохраняет статус подозреваемого. Однако и обвинения ему пока не предъявлены.
Самый первый контракт с МТС подписывался теперь уже бывшим гендиректором ПАО «Таттелеком» Лутфуллой Шафигуллиным (на фото), а все последующие — Улесовым, чего тот не отрицает
Как МТС получал кабельную канализацию «Таттелекома» по подозрительной низкой цене
О том, каковы претензии правоохранителей к гендиректору ЦИТа, мы подробно писали сегодня утром, фабула уголовного дела пока остается неизменной. По версии следствия, Улесов в бытность службы в ПАО «Таттелеком» на должности первого заместителя Лутфуллы Шафигуллина заключил 6 контрактов с ПАО «МТС» и ее дочерней организацией ТРК «ТВТ» на оказание услуг по аренде кабельной канализации «Таттелекома» с необоснованно заниженной стоимостью. Первый такой договор был подписан в июле 2010 года, последний — в июне 2014-го. Всего МТС арендовал у «Таттелекома» 817,8 км кабельной канализации.
Основной вопрос следователей — к стоимости этих самых контрактов. По оценке госкомитета РТ по тарифам, цена сдачи в аренду 1 км канализации на момент заключения договоров варьируется в диапазоне от 9 415 до 10 106 рублей. Но по факту 5 из 6 контрактов с МТС были заключены на крайне выгодных для арендатора условиях — километр канализации оператор получал по цене в 1 350 рублей, что в 7 раз ниже установленного тарифа. Еще в одном договоре фигурирует цена в 1 431 рубль за километр, что в 6 раз ниже тарифа. Такие выгодные для МТС условия развязали ему руки для проведения агрессивной ценовой политики против «Таттелекома». При этом татарстанский оператор связи недосчитался как минимум 539 млн рублей, которые, по версии следствия, могли присвоить себе Улесов и «пока неустановленные лица». Сумма неокончательная, так как договоры заключались на 20 лет без возможности их расторжения.
Следствием установлено, что 5 из 6 таких сомнительно заниженных контрактов заключались Улесовым — под ними стоит его подпись, еще в одном договоре есть виза непосредственно бывшего гендиректора компании — Шафигуллина. Со стороны арендаторов на договорах подписей несколько — трижды свой автограф оставлял директор филиала МТС в РТ Марат Шакиров, на остальных — некие Рассказова, Ворожцова и Свирский. Какие есть вопросы у следователей к этим фигурам, пока неизвестно, но их наличие в данном уголовном деле определенно открывает большие перспективы для дальнейшего расследования.
«На переговоры с «Таттелекомом» МТС пришел с готовым подписанным договором с «Телесетом» именно по этой цене [1 350 рублей]. Когда сказали, что так-то цена у нас [у «Таттелекома»] планируется больше, они [МТС] ответили — либо на данных условиях, либо никак», — передал версию своего подзащитного Владимир Гусев
Адвокат Улесова о контрактах «Таттелекома»: «МТС ответили — либо на этих условиях, либо никак»
У Гусева возникли вопросы к самому составу преступления. «Я внимательно изучил постановление о возбуждении уголовного дела, — рассказал нашему корреспонденту адвокат. — Где там мошенничество? В какой оно части? Достаточно рыночная цена на оказание услуг по аренде этих колодцев. Знаете, кто-то арендует же 100 метров, а кто-то — сотни километров. Причем сотни — это мягко сказано, там порядка 850–900 километров. Естественно, цена на такую крупную аренду возможна и ниже».
По словам защиты Улесова, в собранных следствием материалах дела нет классического состава преступления по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). В частности, возникают вопросы к расчетам суммы ущерба. Кроме того, у следствия, как отметил Гусев, в настоящий момент нет данных о том, что Улесов мог что-то положить себе в карман с заключенных не выгодных для «Таттелекома» контрактов. «Я еще понимаю, если бы с них [МТС] не взымали арендную плату, и это не приносило бы прибыли — здесь одно. Но ведь арендную плату же брали. Кто кого обманул? Чем тут „Таттелеком“ потерпел? Этого я пока из того, что видел в постановлении, не очень понял, — пояснил адвокат. — Мы же прекрасно понимаем, что мой подзащитный не похитил ничего у „Таттелекома“. Соответственно, о каком тут мошенничестве может идти речь? Мошенничество — это имущественное преступление, то есть обязательно что-то должно быть осязаемо похищено. В постановлении непонятен сам механизм данного хищения. Просто так вычесть из одной цены другую и помножить все на годы или месяцы и получить, исходя из подобного, ущерб — это тоже, извините, неправильно».
Защитник Улесова также обратил внимание, что самый первый контракт подписывался теперь уже бывшим гендиректором ПАО «Таттелеком» Шафигуллиным, а все последующие — Улесовым, чего тот не отрицает. «Но они [контракты], естественно, были составлены по образцу первого договора, — особо отметил адвокат. — Решение по первому контракту принял Шафигуллин, а все остальные заключались по аналогии. То есть фактически та же цена, те же условия, только увеличивалось количество арендуемых колодцев».
По словам защитника, это главные вопросы, которые следователи задают Улесову, — кто подписывал договоры, как образовывалась цена. На вопрос корреспондента о том, как сам Улесов объясняет появление в договорах столь низких цен, адвокат Гусев пояснил — такие жесткие условия перед «Таттелекомом» поставил сам арендатор.
«На переговоры с «Таттелекомом» МТС пришел с готовым подписанным договором с «Телесетом» именно по этой цене [1 350 рублей]. Когда сказали, что так-то цена у нас [у
„Таттелекома“] планируется больше, они [МТС] ответили — либо на данных условиях, либо никак», — передал версию своего подзащитного Гусев.
В защиту руководителя подведомственного ему ГУПа выступил и глава минцифры РТ Айрат Хайруллин: «Прежде всего, происходящие события вызвали недоумение у всех операторов связи»
Айрат Хайруллин: «Улесов — отличный специалист!»
В защиту руководителя подведомственного ему ГУПа выступил и глава минцифры РТ Айрат Хайруллин. «Прежде всего, происходящие события вызвали недоумение у всех операторов связи», — отметил министр в комментарии «БИЗНЕС Online».
«В первую очередь речь идет о масштабной, уникальной программе „Чистое небо“ по ликвидации подвесных линий связи, — отметил Хайруллин важный аспект этого дела. — Программа начата в 2010-м, в период подготовки ко всемирной Универсиаде 2013 года. В рамках программы более 2,5 тысячи километров воздушных линий связи были переведены в подземные коммуникации. Посмотрите, какая красивая Казань без проводов! Ни один город в России не может подобным похвастаться». Данные слова дополняют пояснение Гусева: получается, стояла политическая задача перенести коммуникации под землю, а на большую цену МТС не соглашался. Однако остается вопрос, как в таком случае действовали другие операторы связи.
Также Хайруллин дал и общую характеристику главе ЦИТ РТ: «Что касается Улесова Дениса Васильевича, могу сказать, что он обладает многолетним опытом в отрасли и отличный специалист». «Уверен, что высокий профессионализм главного следственного управления МВД республики поможет объективно разобраться в обстоятельствах 2010 года», — резюмировал министр.
Наше издание обратилось в региональное и федеральное представительство МТС, однако на момент публикации комментарий компании не поступил.
Какова дальнейшая судьба гендиректора ЦИТ РТ, неизвестно. Но пока он пребывает в «абсолютно нормальном боевом настроении», отметил его адвокат.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 237
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.