«Чаевые реже оставляют как раз богатые и обеспеченные!» — говорит о гостях бывшая официантка одного из известных ресторанов Казани. После пандемии она сменила профиль: люди реже благодарят тружеников подноса, и персонал потянулся в более денежные места. В разговоре с «БИЗНЕС Online» наша героиня рассказывает, каково это — трудиться за 120 рублей в час, сколько выходит в месяц и почему персоналу порой не стыдно подъесть остатки еды за гостем.
В плане обучения работа официанта вроде бы несложна. Нужно знать меню, карту бара и банальные азы обслуживания гостей. Несколько смен хватает, чтобы понять основные принципы работы
Наша героиня
Нашей собеседнице 25 лет. Почти 6 из них она проработала официанткой в одном из престижных ресторанов Ново-Савиновского района столицы РТ. Устроилась еще студенткой: мечтала подработать, пока получает высшее образование. Однако профессия затянула ее на годы, и лишь на фоне пандемии она сменила профиль, став баристой.
О зарплате и графике работы: 35–40 тыс. в месяц, смена — 16–17 часов
- Я начала работать официантом в 2016 году в ресторане итальянской и европейской кухни. Мне удобно было совмещать с учебой, а зарплата на тот момент была сродни большим деньгам. Хороший коллектив, лояльные администраторы — мне повезло. Но со временем копится усталость, и я кое-как доживала последние смены. После окончания вуза стремления идти работать по профессии (а училась я на психолога) уже не ощущалось: за годы работы хватило опыта решения чужих проблем.
- В плане обучения работа официанта вроде бы несложна. Нужно знать меню, карту бара и банальные азы обслуживания гостей. Несколько смен хватает, чтобы понять основные принципы работы. В основном работают студенты — очень мало заведений, где можно встретить тех, кому за 30 лет.
- Зарплата официанта — это ставка в час плюс чаевые. Чаевые в некоторых заведениях общие, когда все складывается в одну копилку и делится в конце смены на всех официантов, а где-то — между баристой и барменом. Практикуется также такой подход: все, что тебе дали гости, забираешь себе. У меня так и было — и не потому, что мы такие жадные. Такой подход диктуется порядком начисления зарплаты, когда чаевые составляют около 70% доходов и ты фактически работаешь ради них.
- Когда я только устроилась, ставка была 55 рублей в час. Спустя 5 лет ставка поднялась до 95–100 рублей. График мы себе ставили сами в зависимости от загруженности — для кого-то это вторая работа, а кто-то просто учится. Я трудилась в среднем 160 часов в месяц — это как стандартная 40-часовая рабочая неделя. По часам выходило около 8–10 тыс. рулей в месяц, остальное — чаевые. В итоге ежемесячный заработок — 35–40 тыс. рублей. Можно работать полную смену 16–17 часов, либо по 8 — утром или вечером. Если это время учебы, ты зарабатываешь меньше. В 2016 году это были довольно-таки большие деньги, тем более для моей первой работы. Летом доходы выше.
- Что входит в обязанности официанта? Многие гости думают, что официант просто принял заказ и принес тарелку, но это не все. Принятие заказа, консультирование по меню — это привычно всем. Приносишь блюдо, уносишь грязную посуду; когда гости уходят, убираешь стол. Гости часто говорят: «Почему вы не подходите, почему так долго ждать?» Но надо успевать относить всю посуду на мойку, принимать блюдо с кухни, принимать заказы с бара — приходится делать много параллельных вещей.
- Помните такую расхожую истину: кто-то есть капусту, кто-то — мясо, а в среднем это голубцы? Так же и с официантами. Те зарплаты, которые «висят» на сайтах объявлений, сомнительны. Я вижу: 40 тысяч. Вы тогда пишите — это ставка за часы или с чаевыми? Если с чаевыми, то реально, а если без — не поверю! У нас было как: если ты плотно поработал, то выходило 15 тыс. рублей за часы, но это надо было работать почти каждый день — невозможно же.
- В чем плюс? Ты привыкаешь к тому, что у тебя постоянно есть наличные, и ты не живешь от зарплаты до зарплаты. Деньги есть всегда. Плюс работа удобна тем, что ты в любой момент можешь сорваться и уехать на неделю в отпуск — остается только договориться со своими коллегами.
- Средняя ставка в Казани сейчас — 100–120 рублей в час. С чаевыми, скорее всего, у официантов выходит около 2 тыс. рублей в день. Много или мало — решайте сами.
Всегда старалась обслуживать хорошо каждый стол и уделяла внимание каждым мелочам. Бывало обидно, когда ты стараешься, а твоим коллегам, которые снисходительно относились — в телефоне зависали, обслуживали «так-сяк», — оставляли неплохие деньги
Как добываются чаевые
- Тут все очень похоже на ловлю рыбы: то ли клюнет, то ли нет! В ход всегда идет внешность официанта и харизма, ну и вообще как повезет. Вот иногда думаешь: сидит приличная семья, ты идеально их обслужила, упрашивала поваров в чем-то, а по факту тебе ничего не оставляют. А бывает, приходит неприметная парочка, ты не на что не рассчитываешь, а они вдруг дают очень хорошие чаевые!
- Самые большие чаевые у меня были около 2 тыс. рублей. Но это на самом деле немного — случалось, у нас и 15 тыс. рублей оставляли! Это была компания из трех мужчин, и они примерно на столько же и заказали.
- В свое время мне было смешно, когда люди говорили: «Ой, извините, у меня только безнал». Сейчас в любом месте можно оставить чаевые по терминалу. Я чисто из вежливости об этом не напоминала, понимая, что человек просто не хочет тратить лишнего,. Ну не стыдить же его, унижая себя? Понятно, что человек скрипя зубами, может, и оставит что-нибудь, но в следующий раз он, скорее всего, уже не придет. Если есть желание, всегда можно найти способ отблагодарить официанта или повара — перевести онлайн, попросить номер телефона. Способов много.
- Те, кто понимает, каков труд официанта, всегда стараются отблагодарить. Теперь и сама всегда оставляю чаевые — и таксистам, и официантам — пусть немного, но сверх чека. Мне кажется правильным поступать именно так.
- Я всегда старалась обслуживать хорошо каждый стол и уделяла внимание каждым мелочам. Бывало обидно, когда ты стараешься, а твоим коллегам, которые снисходительно относились — в телефоне зависали, обслуживали «так-сяк», — оставляли неплохие деньги.
- На моем опыте богатые и обеспеченные оставляют чаевые редко. Кто-то оставляет 10% четко — особенно часто так делают иностранцы.
Даже если какой-то серьезный случай происходит на кухне, что-то перепутали в меню, волос нашелся или суп холодный, обидно, что это не твой косяк, а косяк кухни. Но все плюхи достаются официантам: тогда прощай, чаевые!
О стрессоустойчивости: «Скандалы на кухне — почти каждую смену»
- Бывало, мы путали заказы, приносили не на тот столик. Тут многое зависит от правильной маршрутизации работы: обычно за каждым официантом закрепляют свои столы. Если случаются моменты запары, то мы друг другу помогаем. Перепутал заказ — придется договариваться с кухней или с администратором. Например, заказали блюдо из курицы, а ты передаешь поварам совсем другое, а клиента уже не уговорить. Но продукты-то уже потрачены! И приходилось, например, покупать курицу в магазине на кухню за свои деньги — это дешевле, чем оплачивать стоимость полного блюда.
- Скандалы на кухне у нас происходили каждую смену. Это не то чтобы грызня между поварами и официантами, нет, просто когда большой поток людей и все работают на износ… У поваров тоже бывают трудные дни! Но, в отличие от них, официант работает на свои чаевые, и очень сложно прожить на ту ставку, которую он зарабатывает. Даже если какой-то серьезный случай происходит на кухне, что-то перепутали в меню, волос нашелся или суп холодный, обидно, что это не твой косяк, а косяк кухни. Но все плюхи достаются официантам: тогда прощай, чаевые! При этом гость-то не должен уйти недовольным, надо сделать все, чтобы сгладить неприятный момент.
- Скандалисты встречаются довольно часто. Раз в месяц точно доходило до того, что нажимаешь тревожную кнопку. В основном скандалят пьяные: они либо отказываются платить, либо грубо ведут себя. А бывает, просто заснут так, что их не добудишься!
- У поваров ставка оплаты намного выше, чем у официанта, хотя это тоже не золотые горы, но все же. Официант же физически не может выжить на официальную часть зарплаты. Бывает, конечно, что мы делимся с ними чаевыми, если гость попросил что-то неординарное и ты с кухней договариваешься об этом. Случается и так, что гость очень торопится — в аэропорт или еще куда, ему нужно здесь и сейчас поесть и уйти. Ты просишь кухню, чтобы они в первую очередь выполнили именно этот заказ, — а гость просто никак не благодарит! Как будто так и надо: «Вы мне должны, потому что я сюда пришел», — а не потому, что это чисто по-человечески и я всех на уши поставила.
О приставаниях: «Оставь мне номер, у тебя такие красивые»
- У нас был молодой коллектив. Шеф-повару где-то 30–40 лет, его помощник су-шеф, повара горячего и холодного цеха — моложе. Случалось, конечно, что в сторону официанток пускали грязные шутки и приставали… Когда я только пришла, были такие повара, которые могли сказать девочкам-официанткам, которые во вторую смену пришли работать: «О, паровоз шлюх приехал!» — да, даже до такой степени!
- Романы на кухне — обычная история. Парни и ухаживали, и цветы дарили. Знаю пару официант-повар, они долго встречались и поженились. Были и те, кто просто баловался, так скажем, и расходился. Владельцы всегда предупреждают: мол, никаких отношений на работе. Но были, конечно, парочки, которые мило обнимались и целовались. Когда я пришла работать, у меня тоже там работал молодой человек, но мы себе ничего такого не позволяли и никаких чувств не выражали. Даже ругались по каким-то рабочим моментам.
- Гости же каждый день почти что-то говорят такое: «Я тебе чаевые оставлю за твои красивые ноги», «Оставь мне номер, у тебя такие красивые глаза». Почему-то официанта воспринимают как механического робота! Если же ты девушка, которая обслуживает мужчин, на тебя смотрят как на мясо. Это противное ощущение, поверьте.
- Конечно, владельцы любят брать на работу молодых людей — официантов: на них взваливают обязанности выносить мусор, заносить коробки с продуктами. Но их, в отличие от девушек, не так много — может, парням чаще стыдно работать официантами? Ну непрестижная это работа в России, что делать.
Официанту просто необходимо знать все блюда на вкус. В правильном заведении должно быть регулярное обучение — когда в меню появляется новое блюдо, его в идеале должен попробовать каждый
Официанты-чайки: «Времени на обед нет, поэтому по чуть-чуть с тарелки гостя»
- У меня знакомый работал в одном из ресторанов на набережной Казанки — заведение сейчас закрыли, но там были совсем другие деньги. Ходило много историй, как они «наваривались» в период чемпионата мира, вплоть до сотрудников охраны. Говорят, им платили, чтобы пустили гостей, когда столы были битком, или если гости по внешнему виду не проходили. Особенно на иностранцах наживались — приходят, например, в шортах и футболке, а так якобы нельзя. Вообще, там часто появлялись гости при деньгах с депозитами под 300 тысяч.
- То, что персонал часто доедает за гостями, — это вовсе не миф, такое случается довольно часто. Администраторы называли за это официантов стервятниками и падальщиками, а поваров — чайками. Я ела только тогда, когда была уверена, что к этому блюду не притрагивались. Я человек брезгливый и чистоплотный. Самое популярное блюдо, которое оставляют, — это картошка-фри. И вообще, если вы ее заказали, будьте уверены, что ее кто-нибудь отщипнул, пока нес до вас заказ! Клиент все равно не заметит.
- Почему так происходит? У официанта обычно нет времени на обед. Если выдастся минутка, приходится быстро-быстро подкрепляться — и за работу. Поэтому так, по чуть-чуть с тарелки гостя, маску натянул — и пошел, по-другому иногда просто никак не получится.
- Во-вторых, официанту просто необходимо знать все блюда на вкус. В правильном заведении должно быть регулярное обучение — когда в меню появляется новое блюдо, его в идеале должен попробовать каждый. Но у нас, к примеру, такого не случалось: блюдо готовилось, когда его нужно было сфотографировать для меню, а мы потом отщипывали каждый по кусочку. Вообще, каждый официант должен знать все блюда на вкус, и это еще одно объяснение, почему официанты становятся «чайками».
Запомнился один гость, который ходил к нам на протяжении года. Мы его называли Подлизой. Даже если его обслуживал один официант, он, бывало, заказывал пиццу на весь персонал, чем очень подкупал всех. Когда он приходил уже в следующий раз, все к нему доброжелательно относились
Когда клиенты бегут без оплаты, зачем официанту диктофон и что было в пандемию
- В пандемию мы просто сидели по домам. Наше заведение работало исключительно на вынос. Кто был официально трудоустроен, получал кое-какие деньги, но никого не увольняли, за это спасибо нашему директору. Еще потом стало туго с кухонными работниками. 50% из них были россиянами, остальные — из ближнего зарубежья, которые работали и отправляли деньги на родину, часть из них разъехалась по домам и не вернулась.
- С новыми требованиями по маскам и антисептикам пришлось много конфликтовать с гостями, которые не понимали таких мер. Да, возможно, они не защитят от коронавируса, но мы вынуждены их соблюдать, потому что на заведение налагают большие штрафы. Бывало, и садились по пять человек за один стол, и масок при входе не надевали. Если вдруг случится рядом быть кому-нибудь из Роспотребнадзора, туши свет.
- Раньше нам и перчатки нужно было обязательно надевать. Это был кошмар! А тем более в маске обслуживать — ты дышишь в себя. Случалось, официант спустит маску на подбородок, а гости, увидев это, отказывались заказывать! Был момент, когда все ходили с антисептиками. И вот как раньше у нас часто забывали зарядники для телефонов, так с началом пандемии у нас появился склад забытых антисептиков.
- Вообще, каждый гость отличается друг от друга, и ко всем нужен свой подход. Еще я пришла к выводу, что нужно обязательно носить с собой диктофон, когда ты принимаешь заказ. Был как-то клиент — заказал пасту с морепродуктами. Я ее приношу, а он начинает орать, что он вообще-то заказывал пасту с лососем. Ты никак не докажешь человеку свою правоту. Если начинается конфликт, я старалась звать всегда администратора, потому что официант-то ничего не решает. А тут может идти речь о блюде за счет заведения!
- Постоянных клиентов у нас было очень много — кстати, им часто дают прозвища. Наше заведение находилось в жилом доме, и многие приходили на завтраки или ужины. Запомнился один гость, который ходил к нам на протяжении года. Мы его называли Подлизой. Даже если его обслуживал один официант, он, бывало, заказывал пиццу на весь персонал, чем очень подкупал всех. Когда он приходил уже в следующий раз, все к нему доброжелательно относились.
- Если человек не заплатил и ушел, в некоторых заведениях убытки вешают на официанта. У нас же шли навстречу: ты мог донести на те заказы необходимые на кухне продукты. В момент полной посадки невозможно за всеми уследить. Особенно если это 9 Мая или День города, когда все выходят посмотреть на салют. Люди выходят , а потом, случается, сбегают без оплаты. Конечно, так и появилась у нас практика — рассчитывать гостей до салюта, или залог. Нормальные люди относятся к этому с юмором и пониманием.
С позиции официанта можно уйти в администраторы — деньги те же, а беготни и прямого контакта с посетителями меньше. Официант, допустим, зарабатывает 40 тыс. рублей в месяц, а администратор больше бумагами занимается, рассчитывает гостей
Профессиональное выгорание: борьба с цинизмом, усталостью и бесперспективностью профессии
- Я ушла не потому, что меня не устраивало это место, а потому, что устала от сферы обслуживания в качестве официанта. Сейчас работаю баристой, и это намного легче: ты меньше контактируешь с гостями, меньше с ними разговариваешь. Все-таки работа официанта сильно бьет по эмоциям: приходится постоянно улаживать какие-то конфликты, суета и беготня, все это накладывается друг на друга. Ну и физически тоже тяжело. Бывало, я работала с 8 утра до 2 ночи, а потом снова на работу, и так по 17 часов в сутки.
- Говорят, работа официанта портит человека, и это, наверное, близко к правде. Ты там морально разлагаешься: видишь персонал, который со временем черствеет, становится циничным, жадным до денег. А гости, которые приходят, чувствуют некую власть. Одно влияет на другое. Официанты, которые приходят молодыми, задорными, старательными, просто со временем выгорают.
- Не скажу что на работе каждый день одно и то же. У нас веселая профессия. А если это молодой коллектив, то есть схожие интересы. Мы могли сильно сдружиться, сходить после смены куда-то, за счет этого ты вытягиваешь.
- Надо было уйти намного раньше, но первое время меня подкупали достаточные доходы, близость к дому, коллектив. Но со временем надо двигаться дальше. У официантов нет развития — это временная работа, мало кто там «доживает» до более зрелого возраста. У нас сфера обслуживания не на том уровне, как на Западе, — работа официанта в России не считается престижной, а там с подносами ходят и более возрастные люди. У нас официанта за человека не считают — могут сорваться, выплеснуть на тебя эмоции, и это очень тяжело выносить.
- С позиции официанта можно уйти в администраторы — деньги те же, а беготни и прямого контакта с посетителями меньше. Официант, допустим, зарабатывает 40 тыс. рублей в месяц, а администратор больше бумагами занимается, рассчитывает гостей. Он также должен уметь делать напитки в баре и кофе, чтобы помогать бариста, в момент загрузки принимать заказы, знать меню, разносить блюда. Но это тоже не карьера, сами понимаете.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 251
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.