rauzil haziev (2).jpg

«Мы все прекрасно понимаем, что никто нас любить не будет: ведь если принять максимально сжатые тарифы, это хорошо для потребителей, но плохо для поставщиков услуг, и наоборот»

«ТАРИФЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОНЯТНЫ ВСЕМ»

- Раузил Магсумянович, тарифы можно найти в открытом доступе?

- Конечно, все принимаемые в республике тарифы на товары, работы или услуги, отнесенные законодательством к сфере регулирования, размещаются на сайте Госкомитета РТ по тарифам kt.tatarstan.ru и доступны любому.

- А простой человек со средним образованием может в них разобраться?

- Да, со средним образованием может. Знаете, откуда вообще появилось это слово - тариф? Это очень интересная история! Слово «тариф» пришло к нам от названия острова возле Гибралтарского пролива. На берегу Средиземного моря, стоял, впрочем, он и сейчас благополучно существует, город Тарифа. В те времена по обе стороны пролива хозяйничали арабы, и, разумеется, что они старались извлечь из этого выгоду. С каждого корабля, который проходил через пролив, по специальной таблице взималась пошлина – в зависимости от качества и количества груза. Таблица, в которой были приведены все платы, была логичной и простой и потому понятной каждому. Потом подобные таблицы для взимания различных сборов стали использоваться и в других странах. Все говорили - как в Тарифе. А теперь весь мир применяет это слово – тариф.

Сегодня одна из наших важнейших задач – сделать так, чтобы принимаемые тарифы были понятны всем, чтобы то, как складывается тариф и как его применять, не было бы тайной за семью печатями. Они должны быть понятны, как те арабские таблицы, и вся работа по установке тарифов должна быть максимально открытой. Это позволит держать «в рамках» и регуляторов, и регулируемые предприятия.

К примеру, раньше в квитанции квартплата обозначалась одной суммой, было сложно проследить, что из чего складывается. Сейчас все услуги разбиты по составляющим – водоснабжение, канализация, электроэнергия, отопление, газоснабжение и т.д. Потом сделали две колонки – жилищные и коммунальные услуги. Умножив тариф на потребленный объем, каждый человек может посчитать, правильно ли ему начисляют плату.

Или в электроэнергетике - непосвященному человеку понять, что такое активная и реактивная мощности, зоны и полу-зоны… В этом иногда и с высшим энергетическим образованием сложно разобраться! И вот чтобы потребители не делали больших ошибок, мы на своем сайте разместили калькулятор расчета электрической энергии для малого и среднего бизнеса. Теперь, вставляя в эту форму свои цифры, каждый предприниматель может подсчитать свой тариф.

- Кто разработал этот калькулятор и когда его внедрили?

- Разработали мы вместе с Федеральной службой по тарифам (ФСТ) и внедрили в августе этого года. Сейчас им пользуются на территории всей России. Недавно на съезде предпринимателей многие выступающие говорили, что очень сложно разобраться в этой системе и узнать тарифы. На что им было рекомендовано войти на наш сайт, ввести свои данные в калькулятор и самим проверить правильность примененных тарифов. Кроме того, мы передали в торгово-промышленную палату и в агентство инвестиционного развития республики формы и объяснения, как нужно считать. Теперь и в тарифах электроэнергетики может разобраться каждый желающий. Если все-таки у кого-то не получается, то мы готовы объяснить и научить считать. При этом надо учесть, что в электроэнергетике есть и цены, и тарифы, причем, тарифы – только для населения.

Между тем, мы все прекрасно понимаем, что никто нас любить не будет: ведь если принять максимально сжатые тарифы, это хорошо для потребителей, но плохо для поставщиков услуг, и наоборот. Нас всегда будут критиковать – или одна сторона, или другая… Но когда вся информация открыта, многое становится понятным и возможным.

Именно для того чтобы добиться максимальной прозрачности, мы расширили состав согласительной комиссии до 20 человек. В ней активно работают представители профсоюзов, ассоциации малого и среднего бизнеса – на заседаниях комиссии они задают много вопросов поставщикам услуг. Уверяю вас, так просто тарифы не принимаются! Кстати, мы и журналистов приглашаем на эти заседания, с одним лишь условием не выдавать коммерческую тайну рассматриваемых предприятий. Дело в том, что по закону мы не имеем права передавать третьим лицам коммерческую информацию компаний. Хотя мы вышли с предложением, чтобы снять гриф «коммерческая тайна» со всех регулируемых государством компаний.

- Действительно, какая может быть коммерческая тайна, например, у «Водоканала»?!

- Тем более что у него нет конкурентов! Но закон есть закон, а «водоканалы», в основном, акционерные общества… Но, думаю, мы своего добьёмся – у регулируемых государством предприятий тайн не должно быть.

«С ОБАНКРОЧЕННОЙ УК НЕ ПОЛУЧИШЬ НИЧЕГО!»

- Что касается «понятности», объясните, пожалуйста, ситуацию: жители Казани платят в управляющую компанию за горячую воду по своему счетчику. А общедомового счетчика нет, и поставщик выставляет счет по нормативу. И примерно на 150 миллионов рублей возникла спорная цифра между управляющими компаниями и поставщиком горячей воды. Но не могут же УК обанкротиться, значит, они будут распределять разницу между жильцами. И объяснить жителю, почему он должен доплачивать, невозможно. Где выход?

- Это вопрос не тарифа холодной или горячей воды, а системная проблема жилищно-коммунального хозяйства в части распределения расходов внутри дома. Наш комитет не регулирует этот вопрос, но, тем не менее, отвечу, поскольку я долгое время работал в сфере ЖКХ.

Как эту проблему можно разрешить? Во-первых, управляющая компания не может оплатить поставщику услуг не собранные деньги – будет платить столько, сколько собрала. Во-вторых, этой ситуации будет положен конец: в июне 2012 года в каждом доме России будут установлены общедомовые счетчики. Ряд городов Татарстана – Челны, Лениногорск, Нижнекамск – уже завершили эту работу.

- А что делать с накопившейся разницей?

- Конечно, ресурсопоставляющее предприятие может обанкротить управляющую компанию. Но тогда она вообще ничего не получит! Поэтому мы предлагаем, чтобы ресурсопоставляющее предприятие не требовало деньги, которые не начислены населению. Иначе – тупик!

- Но они уже все суды выиграли!

- Ну и что? Сейчас они могут получить собранные деньги, а с обанкроченной УК не получишь ничего! Повторю, это вопрос не регулирования, а системная проблема ЖКХ, потому что раньше все дома строили без счетчиков учета потребления ресурсов. По сравнению с другими странами у нас вода в 20 раз дешевле. В Европе потребляют 120-150 литров, а у нас без прибора учета на каждого жителя расходуется 200-250 литров.

Именно поэтому капитальный ремонт жилья в Татарстане в 2008 году начинался с ремонта инженерных сетей, с установки счетчиков учета. Мы доказывали, что регулирование и учет расхода ресурсов со временем государству обернется серьезной экономией – не нужно будет строить дополнительные мощности. Только тогда на федеральном уровне было принято решение о проведении капитального ремонта жилья.

«ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ - НЕ ВЫШЕ УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ»

- Какие тарифы установлены на 2012 год? Опять рост? С какого числа и насколько?

- 2012 год отличается тем, что раньше мы считали тарифы с января по январь, а теперь расчеты ведутся в несколько этапов – с 1 января до 1 июля, с 1 июля до 1 сентября, с 1 сентября до 1 января следующего года.

- Почему так? Это связано с предстоящими президентскими выборами?

- Я вам объясню, а вы сами решите, связано это с выборами или нет.

Руководством страны была поставлена задача, чтобы повышение тарифов было не выше уровня инфляции. Повышение будет происходить в два этапа – с 1 июля и с 1 сентября. Но это касается не всех услуг. Самое важное, что стоит в начале списка всех услуг, - это газ, потому что без него нельзя получить тепло, выработать электрическую энергию, а без электроэнергии ничего не произведешь. Для населения цена газа с 1 июля поднимается на 15%. Если в 2011 году для населения цена за куб газа была 3,49 рубля, то с 1 июля будет 4,01 рубля. Что касается промышленности, предприятий малого и среднего бизнеса, то все они разделены на семь групп в зависимости от объема потребления: чем больше потребление, тем дешевле газ. Эта методика расчета разработана ФСТ, она действует уже два года по всей Российской Федерации.

Стоимость электрической энергии для населения сегодня - 2,43 рубля, а с 1 июля повышается на 6% и будет 2,57 рубля, средний подъем в год составит 3%. Мы также регулируем тарифы для электросетевых и сбытовых организаций, но эту работу сегодня мы еще не завершили. Здесь хочу отметить, что резкого отличия тарифов по сравнению 2011 годом не будет.

rauzil haziev (1).jpg

«Средняя по республике стоимость воды - 17,96 рубля, с 1 июля она возрастет на 6% и составит 19,03 рубля. А с 1 сентября возрастет еще на 5,6% - до 20,10 рубля за куб»

Для промышленности стоимость электроэнергии определяется на рынке. В прошлом году был огромный всплеск роста ее стоимости, потому что на рыночные отношения перешли именно зимой, когда электроэнергии всем не хватает. Все энергетики, пользуясь рынком, хотели заработать побольше – в некоторых субъектах РФ рост стоимости электроэнергии составил от 25 до 60 процентов. В текущем году в Татарстане рост составил от 14% в начале года до 5% к концу. В среднем по этому году рост будет 5-6%.

- Некоторые промышленные предприятия говорят, что у них рост оплаты за электроэнергию составил более 30%...

- Любому предприятию докажу, что такого быть не могло!

- Так они хитрят, когда так говорят?

- У тех, кто так говорит, или не совсем грамотный энергетик, или против них были применены какие-либо санкции.

- Какой рост стоимости электроэнергии будет на следующий год?

- Мы прогнозируем рост порядка 8-8,5%.

- А какой рост тарифа ожидать по другим коммунальным услугам?

- Что касается воды и канализации, то повышение пройдет в два этапа - с 1 июля и с 1 сентября. Сегодня средняя по республике стоимость воды - 17,96 рубля, с 1 июля она возрастет на 6% и составит 19,03 рубля. А с 1 сентября возрастет еще на 5,6% - до 20,10 рубля за куб. Надо сказать, что в некоторых районах республики стоимость воды давно не растет. Но есть места, где необходимо проводить капитальные работы, когда, например, вода ушла глубже, и надо бурить новые скважины – там мы рост предусматриваем.

Канализование сегодня стоит 12,28 рубля, с 1 июля возрастет на 6% до 13,01 рубля, с 1 сентября – 13,70 рубля. Я считаю, эти цифры выверенные. Без каких-то радикальных мер, как, например, программа «Чистая вода», изменений не будет. Но чем глубже мы будем очищать наши стоки, тем дороже эта услуга будет нам обходиться. И к этой проблеме надо подходить не с точки зрения экономической выгоды, а с позиций экологической необходимости. На реализацию такой программы на всю Россию в 2012 году будет выделено порядка 13 млрд.рублей. Думаю, наша республика почувствует отдачу от этой программы, потому что стоимость очистных сооружений равна двум бюджетам некоторых районов, и им с этой задачей в одиночку не справиться.

По тепловой энергии назову средние цифры по котельным, без комбинированной выработки. Сегодня у нас средняя цена – 1286,7 рубля, с 1 июля рост составит 6% - до 1363,9 рубля, с 1 сентября цена вырастет еще на 3,7% - до 1414,37 рубля.

Что касается комбинированной выработки, то мы расчет еще не завершили. Эти данные мы сможем обнародовать в конце декабря.

- Это касается в первую очередь Казани?

- Речь идет о Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Заинске, Уруссу. И здесь подъем стоимости будет не выше 6% - это однозначно, а, возможно, и меньше. Для экспертизы тарифов мы привлекали Высшую школу экономики, и сегодня видим моменты сдерживания роста цены. Например, некоторые генерирующие компании вполне могут подождать с ростом зарплаты, мы также пересмотрели стоимость мазута и газа. Поэтому можно сказать, что динамика роста тарифа в комбинированной выработке будет меньше, чем в коммунальной энергетике. Но точные цифры мы назовем чуть позже.

«ПРОСТО НАДО ОПТИМИЗИРОВАТЬ АППАРАТ И ПЕРСОНАЛ!»

- А что будет с ценами на жилищные услуги – уборка территории, вывоз мусора и т.п.? Вы их согласовываете?

- Стоимость жилищных услуг мы и не регулируем, и не согласовываем. Жилищные услуги должны согласовываться с собственниками.

- Но с нами никто ничего не согласовывает!

- Очень плохо, что жильцам лень это делать!

- Создали неправильную систему, а потом жильцов обвиняют в лени!..

- В недавнем прошлом у жильцов не было вообще никаких прав и они не могли повлиять на работу ЖЭКа. А новый жилищный кодекс провозгласил переход на рыночные условия и дал собственникам большие права. Но, увы, пока население использовать свои права не готово! Я полностью с вами согласен, что обвинять их в этом нельзя, но все права у жильцов сегодня есть! Дело в пассивности, правовом нигилизме и нашем прошлом.

Сегодня создали огромные ТСЖ и УК, но порой достучаться до президента легче, чем до управляющей компании… Конечно, это уже не управление.

- Наверное, трудно организовать обслуживание там, где старые дома? Там можно построить бизнес?

- Действительно, очень часто можно услышать такое мнение, что в старых домах нельзя построить хороший бизнес. Я не считаю это логикой - это больше оправдание. Ведь единственный пункт, по которому вы авансируете, это капитальный ремонт. Остальные же средства уходят на ваш дом. А капитальный ремонт идет через государственный орган – ГИСу. Это сделано для того, чтобы деньги не пропали, и не потерялась их история. Сегодня весь этот процесс очень жестко контролируется – Президент республики каждую неделю проводит видеоконференции по капремонту!

- Разве одинаково выгодно управлять пятиэтажкой и высоткой?

- Просто надо оптимизировать управляющий аппарат и персонал. Для электрика, сантехника, дворника есть разработанная норма выработки – именно от них надо отталкиваться. А если на каждые 50 квартир брать электрика и сантехника с полной ставкой, то ни у кого никаких денег не хватит! Как правило, именно управление домами не выдерживают действующие нормы.

- А эти нормативы есть в открытом доступе?

- Есть! Руководитель ТСЖ или управляющей компании должен доказывать жильцам, что способен управлять эффективно. Только тогда нет разницы в том, большой дом или маленький. А когда говорят, что без миллиона квадратных метров нельзя эффективно управлять, - это от лукавого!

- Ваш прогноз – когда и насколько будут повышаться цены на жилищные услуги?

- Жилищные тарифы тоже привязаны к теплу и электроэнергии, поэтому, думаю, они вырастут тоже с июля. Во-первых, жилищные тарифы – это продолжение коммунальных. Во-вторых, у нас еще порядка 16% неприватизированного жилья, где собственник - муниципалитеты. И этот собственник, думаю, повысит тарифы с июля.

«МЫ УСМИРЯЕМ НЕПОМЕРНЫЕ АППЕТИТЫ НЕКОТОРЫХ КОМПАНИЙ»

- Как решение повышать тарифы с июля скажется на работе компаний, предоставляющих коммунальные и жилищные услуги? Это не подорвет их устойчивость?

- Абсолютно верное рассуждение! Для потребителей 2012 год будет благоприятным, а для ресурсоснабжающих предприятий - сложным. Мы это не скрываем.

А что касается того, с выборами это связано или нет, то ведь размер роста тарифов известен уже сегодня. Все решения по тарифам 2012 года будут приняты в текущем году, до выборов.

- Работники этих предприятий – тоже электорат! Почему же их обижают?

- Их не обижают. Все заседания согласительной комиссии у нас проходят открыто – приходите сами и убедитесь. Мы просто усмиряем непомерные аппетиты некоторых компаний. И мы обязаны это делать! А когда повышение тарифа объясняют инвестиционной программой, мы разрешаем учесть ее в стоимости порядка 10%, а остальное должно окупиться. Как правило, с заседания согласительной комиссии с перспективой убытков никто не выходит.

rauzil haziev.jpg

«Сейчас закон не позволяет перекрестное субсидирование. Такая проблема есть не только в Татарстане, но еще в 50 субъектах страны. Суммы «перекрестки» разные – от 1 миллиарда рублей и выше»

- Но ведь везде работают люди – как им объяснить, что их зарплата может вырасти только с первого июля? В итоге кадровый потенциал компаний может пострадать.

- Мы нигде не оставили зарплату без роста. У нас есть вся база для сравнения. Например, генерирующие компании мы сравниваем с 12-ю станциями России. И видим, что у кого-то зарплата уже под 40 тысяч рублей, а рядом - 28 тысяч. И таким компаниям мы даем инфляционный рост по зарплате – 6% с 1 января. А тем, у кого 40 тысяч, просим объяснить своим работникам, что роста пока не будет.

Мы приглашаем профсоюзных лидеров и просим их объяснить ситуацию своим людям. Бывает и так, что слишком большая разница между зарплатой топ-менеджмента и основным персоналом, поэтому мы просим профсоюз разобраться. И мы обязательно сверяем зарплату компаний со средним уровнем доходов в каждом конкретном районе.

«НЕЛЬЗЯ ОДНУ ГРУППУ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ СОДЕРЖАТЬ ЗА СЧЕТ ДРУГОЙ»

- Расскажите, пожалуйста, чем закончилась ситуация, сложившаяся вокруг отказа ТГК-16 от перекрестного субсидирования? Какая будет позиция комитета по данному вопросу? Есть ли риск в повышении тарифов для населения? (Дамир, Mustafin_Aidar, Идрис)

- Я считаю, что вопрос перекрестного субсидирования - это главнейшая проблема, которую мы обязаны решить. Когда я приступил к своим нынешним обязанностям, порядка 4,5 млрд.рублей за население оплачивала промышленность в городах Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Уруссу и Заинск.

В период реформирования энергетической отрасли ряд электростанций был продан. Теперь генерирующие компании имеют право торговать от коллекторов напрямую, без учета перекрестного субсидирования. Но до продажи станций были достигнуты договоренности о продолжении перекрестного субсидирования еще в течение пяти лет. Потому что ее ликвидация связана с выделением адресных субсидий, чтобы население смогло оплачивать коммунальные услуги. Ведь нельзя сразу оставить население один на один с этими платежами! Но эти договоренности, с одной стороны, были нарушены, а с другой стороны, закон позволяет это делать.

С одной стороны, закон позволяет торговать тепловой энергией напрямую, а с другой стороны, предельные уровни тарифов нам спускают сверху! Если нам спустили рост 6% с июля, то как можно населению поднять тариф в два раза? Поэтому сегодня мы не можем уйти от перекрестного субсидирования, для этого нужно специальное разрешение правительства РФ и Федеральной службы по тарифам. Нам ответили в ФСТ, что по 2012 году пересмотра параметров не будет – рост тарифов по всей России планируется примерно одинаковый.

Но тем не менее несколько предприятий ушли на прямые договора, в связи с чем недополучил доходы "Таттеплосбыт", который оплачивает содержание тепловых сетей. А промышленным предприятиям, для которых тариф с 900 упал до 500, это, конечно, хорошо.

- Сколько "Таттеплосбыт" потерял в этом году?

- В начале года было 4,5 млрд. рублей, сейчас осталось 3,9 млрд. рублей.

По поручению президента Татарстана под руководством премьер-министра республики мы разрабатывали несколько вариантов ухода от перекрестного субсидирования. Уйти надо – это однозначно! Потому что рыночная экономика не позволяет одну группу потребителей содержать за счет другой.

И ведь в татарстанской коммунальной энергетике перекрестного субсидирования нет! В 2004 году Госсовет РТ принял закон о переходе на экономически обоснованные тарифы коммунальной энергетики. Почему руководство республики тогда пошло на это, хотя доходы населения районов нельзя было сравнивать с доходами казанцев? Потому что ТЭЦ дает теплоэнергию «Оргсинтезу» и населению в одной и той же сети. А, например, в Дрожжановском районе нет «Оргсинтеза». Если бы тогда не ушли от «перекрестки», то ресурсоснабжающие предприятия вообще не смогли бы существовать. Это была вынужденная мера. А в городах за счет устойчивой промышленности еще могли поддержать население.

Но сейчас закон не позволяет перекрестное субсидирование. Такая проблема есть не только в Татарстане, но еще в 50 субъектах страны. Суммы «перекрестки» разные – от 1 миллиарда рублей и выше.

- Какова доля ТГК-16 в этих 3,9 млрд. рублей?

- Около 80 процентов.

- Какие предприятий ушли на прямые договора?

- ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскнефтехим»,ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «ТАИФ-НК», ЗАО «Камэнергоремонт», ООО ТК «Майский», «КЗСМ», ООО «Казанский завод ЖБИ», ООО «Форпласт», ЗАО «БЭСТКАМ», ТЭФ «Камастройсервис», ООО «СЭМ».

- Значит, ушли не только предприятия группы "ТАИФ"?

- Ушли те, кто напрямую был подключен к коллекторам станций ТГК-16.

- Потери понес только "Таттеплосбыт"?

- "Таттеплосбыт" - это сбытовая организация, и она должна была эти деньги перераспределить между теплосетевыми компаниями и самой генерацией. Наибольшие потери понесли теплосетевые компании - Казанская и Набережночелнинская.

- В чьей они собственности?

- Они принадлежит государству и группе "Татэнерго".

- Сколько они не дополучили денег?

- Более 2 млрд. рублей в год.

- А кто оплатил эту разницу?

- Частично предприятия взяли кредиты на ремонт теплосетей, частично – сократили свои инвестиционные проекты.

«МЫ УТВЕРДИМ ГРАФИК ЛИКВИДАЦИИ ПЕРЕКРЕСТНОГО СУБСИДИРОВАНИЯ»

- То есть со стороны ТГК-16 было нарушено некое джентльменское соглашение о продолжении перекрестного субсидирования?

- Соглашение было официальным – был подписан соответствующий протокол. До ликвидации перекрёстного субсидирования условия соглашения должны были соблюдаться.

С мая 2011 года под руководством Премьер-министра РТ Ильдара Халикова действует общая рабочая группа, и, думаю, через 1-2 месяца мы утвердим график ликвидации перекрестного субсидирования.

- Это возможно только за счет повышения тарифов для населения?

- Да, поэтапно. С одновременным выделением средств для адресного субсидирования населения и сдерживания тарифов для энергоснабжающих предприятий. Другого выхода нет.

- То есть в рамках этой рабочей группы вам не удалось решить проблему 3,9 млрд. рублей?

- ТГК-16 не против возместить расходы, которые сегодня несут теплосетевые компании, но они хотят увидеть четкий график ликвидации «перекрестки», когда мы перейдем на экономически обоснованные тарифы для населения.

- ТГК-16 не оспаривает тарифы в судебном порядке, как это было раньше?

- И раньше, и сейчас для генерирующих компаний мы утверждаем тарифы на уровне станций. Это официальные тарифы, и они никакого нарушения не имеют.

- А почему с мая рабочая группа не может выработать этот график?

- Мы имели большую энергетическую компанию – Татэнерго, и вся экономика строилась внутри одного «котла». Никто станции отдельно не считал. И мы сами не были готовы считать их затраты, потому что нет четких методик. Но тупика нет! Я считаю, мы прошли 90 процентов пути – осталось досчитать и принять решение.

- Правда, что госкомитет РТ по тарифам не учел в тарифах ТГК-16 инвестиции в сумме 1 млрд. рублей?

- Я такого факта не помню, а то, что все расчеты анализировали представители Высшей школы экономики, и ряд затрат генерирующей компании мы убрали, это факт. Вероятно, в сумме это составит примерно 1 млрд. рублей.

- А какие затраты вы убрали у ТГК-16?

- В основном это топливо, по которому привели в соответствие объем и цену за мазут, как резервного топлива, ведь от 76 до 80 процентов затрат станции – это топливо, газ. И здесь мы разбирались особенно тщательно. А по зарплате мы у них ничего не сняли.

Что же касается инвестиций, то здесь хочу привести в пример подход «Татнефти». Они тоже купили нижнекамскую ТЭЦ- 2 и альметьевскую ПТС. Компания очень активно начала работать по модернизации: ПТС они превращают практически в мини-ТЭЦ, на ТЭЦ-2 проводят полную модернизацию с увеличением электрической мощности до 200 -300 мегаватт. С госкомитетом РТ по тарифам заключили тарифный меморандум.

- В свое время «Татнефть» применяла дифференцированный по зонам суток тариф на электроэнергию, но потом не было найдено взаимопонимание с "Татэнерго" и РЭКом. В чем была причина? Могут ли крупные предприятия применять такой тариф? (Анвар Маликов)

- Вопрос несколько некорректный - «Татнефть» в регулировании не участвует. Для дифференцированного же потребления по зонам суток у компании есть хорошее оснащение приборами учета. А конфликта с "Татэнерго" и РЭКом не было. Может быть, было что-то локальное, но не связанное с дифференцированными тарифами.

Окончание следует