Старые, унылые пространства можно менять в короткие сроки — в очередной раз это доказали в Казанском государственном архитектурно-строительном университете, создав центр «ГРАДО». Как на уровне формирования решений территориального планирования и подготовке кадров скажется новый центр, обсудили с руководителями направления и преподавателями КГАСУ. В беседе приняли участие директор института архитектуры и дизайна Анна Романова, заведующий кафедрой «градостроительство и планировка сельских населенных мест» Александр Дембич, а также преподаватели кафедры градостроительства Светлана Гафурова и Мария Латыпова.
«ГРАДО / Urban Planning» — ответ на запрос республики и ее столицы!
— С чем связано создание «ГРАДО / Urban Planning*» в вашем университете?
Анна Романова:
— Ранее мы рассказывали о наших научно-образовательных центрах, соответствующих мировым стандартам: «Прочность», ВFFT**, «Системы», «Технологии» и «Дороги». Каждое направление подготовки обеспечено современными научно-образовательно-проектными центрами.
Необходимость создания нового центра, современной образовательно-проектной среды «ГРАДО / Urban Planning» была обусловлена важностью дальнейшего развития подготовки бакалавров и магистров по направлению «градостроительство».
Еще один мотив для открытия центра был определен решением задач по территориальному и архитектурному планированию в нашем регионе, что в последнее время становится приоритетно важным.
Также до конца 2021 года мы планируем открыть новые центры, которые дополнят и усилят в том числе другие направления подготовки Института архитектуры и дизайна:
— «Мирас» (наследие/heritage) — реставрация и реконструкция (архитекторы Ильнар и Резеда Ахтямовы, Светлана Персова, Ирина Карпова),
— Archi-physics — архитектурная физика (архитекторы-инженеры Антон Попов, Алексей Иванцов, Артем Петров),
— «АрхТЭП» — теория и практика архитектуры. Особенность данного проекта, в том, что его авторы — Елена Денисенко, Степан Новиков, Наталья Киносьян, Иван Краснобаев — планируют использовать совмещенную крышу, прилегающую к будущему центру.
В создании центра «ГРАДО / Urban Planning» большую роль сыграл Александр Алексеевич Дембич, заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест, основатель Казанской градостроительной школы.
Проявляя озабоченность отсутствием должного внимания к подготовке градостроителей, способных решать актуальные задачи территориального планирования, и имеющимися недочетами в планировании территорий городов и районов республики, эксперт подтолкнул руководство университета к принятию решения по созданию этого замечательного центра.
Отлично поработали и представители молодой генерации урбанистов Мария Латыпова и Светлана Гафурова, студенты, и в рекордно короткие для нас сроки, пять месяцев, центр был создан. Как и в создании других наших центров, в условиях наших скромных финансовых возможностей, мы использовали ревитализацию, показав очередной раз на своем примере, как можно в короткие сроки и качественно менять старые, унылые пространства.
Александр Дембич:
— Спасибо руководству КГАСУ, что нас поддержали. Создание данного центра, наряду с решением утилитарных задач, позволит нам и дальше развивать Казанскую градостроительную школу. Формирование научной школы, как известно, — процесс длительный и занимает порой десятки лет. Создание научной школы нельзя ускорить финансовыми накачками и приглашением сторонних специалистов, ибо научная школа — это сформированная в течение десятилетий система научных взглядов и методологических подходов, а также коллектив единомышленников, в котором представители более молодых генераций являются хранителями и приумножателями системы научных взглядов. Формирование научной школы происходит при наличии лидирующей группы специалистов, эрудиция, круг интересов и стиль работы которых имеют определяющее значение для привлечения новых сотрудников и учеников.
Вуз полностью разрабатывает генеральный план крупного городского поселения — это единственный случай в России
— Александр Алексеевич, расскажите об этапах становления Казанской градостроительной школы.
— Началом становления школы можно считать открытие в 1990 году кафедры градостроительства и планировки сельских населенных мест — кафедры «Градо». В тридцатилетний период постепенно сложилась, не побоюсь сказать, самобытная и глубоко профессиональная Казанская градостроительная школа. Она позволила подготовить за это время около 500 архитекторов со специализацией «градостроительство», а после 2012 года — свыше 160 бакалавров и 58 магистров градостроительства. Из студенческих аудиторий Казанской градостроительной школы за это время вышли 11 главных архитекторов городов — областных центров РФ. За 30 лет работы кафедры подготовлены более 20 кандидатов наук, доцентов. В этом году планируется защита еще трех кандидатских диссертаций. В среднем 10–11 аспирантов ежегодно обучаются на кафедре.
Важно сказать, что появлению и успешному развитию Казанской градостроительной школы способствовала Казанская школа архитекторов, которой больше 50 лет, и она также базируется в нашем университете. Таким образом, была создана благодатная почва для прорастания корней новой школы, ибо на пустом месте рождение школы потребовало бы значительно большего времени.
С самого своего основания кафедра была нацелена на непосредственное участие в проектной градостроительной деятельности. В рамках договоров выполнялись проекты генеральных планов и целый ряд градостроительных концепций для Казани и Альметьевска, Чебоксар, Набережных Челнов. Накопленный опыт позволил организовать при кафедре научно-проектное подразделение «Интерра». Заметный импульс к практикоориентированному направлению работы кафедры в свое время дал глава Кировского района Казани — Александр Сергеев, — обратившийся в 2006 году на кафедру с просьбой разработать концепцию градостроительного развития Адмиралтейской слободы.
— Как далее развивалась данная работа?
— Следующим шагом в этом направлении стала серия научно-образовательных семинаров, организованных в КГАСУ в 2011–2012 годах для руководства Татарстана, проходивших с участием президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.
В 2015 году мы выиграли всероссийский конкурс на реконструкцию парка Победы в Набережных Челнах, а затем выполнили данный проект, получив за него и его реализацию Российскую национальную премию и серебряный диплом Ассоциации ландшафтных архитекторов России.
В 2018 году победили во всероссийском тендере на разработку генерального плана Набережных Челнов, который в настоящее время разрабатывает на основе заключенного муниципального контракта. Сегодня это единственный случай в Российской Федерации, когда вуз полностью и самостоятельно разрабатывает генеральный план крупного городского поселения.
Нужно сказать, что наша успешная работа при выполнении реальных контрактов связана и с тем, что мы тесно контактируем с нашими российскими и зарубежными коллегами. В нашем университете читали лекции известные архитекторы-урбанисты: Ян Гейл, Сергей Чобан, Фульвио Вирц, Висенте Гуаярт, Энрике Пеньялоса, Хосе Асебильо, Эд Бейкер, Норлиза Хашим, Михаил Блинкин и другие. Участие коллектива кафедры в реальной проектной градостроительной деятельности позволило выстроить свою нестандартную практикоориентированную подготовку бакалавров и магистров, способных после студенческой скамьи успешно и быстро включиться в реальную проектную деятельность.
Этот же опыт позволяет кафедре успешно вести дополнительную профессиональную подготовку и переподготовку сотрудников архитектурно-градостроительных подразделений. Так в 2017–2018 годах сотрудники муниципальных образований Республики Татарстан прошли шестимесячное профессиональное обучение по программе «Актуальная практика управления градостроительным развитием поселений и территорий».
В июне 2020 года Анна Романова организовала и провела на базе КГАСУ онлайн обучение по вопросам градостроительной тематики для 320 человек из всех муниципальных образований Республики Татарстан. Проект был инициирован министром транспорта и дорожного хозяйства республики Фаритом Ханифовым и одобрен президентом Республики Татарстан.
Предстоит планомерная работа по созданию системы регулярного повышения квалификации градостроителей. Мы к ней готовы, есть преподаватели, есть опыт и пространство нового центра!
Предметом нашей гордости является и то, что мы стали одним из основных разработчиков федерального профессионального стандарта «Градостроитель». Это основной документ, зарегистрированный минюстом России, определяющий уровень компетенции специалиста при назначении на должность в области архитектуры и градостроительства в системе государственного и муниципального управления.
Вся эта деятельность градостроительной школы КГАСУ позволила завоевать ей заслуженный авторитет и очень престижный имидж не только в Татарстане, но и в градостроительном сообществе всей России.
«Именно наши студенты были инициаторами ярких идей, реализованных в Urban Planning»
— Вернемся к «ГРАДО / Urban Planning». Кто спроектировал эту красоту?
Александр Дембич:
— Преподаватели кафедры градостроительства Светлана Гафурова, Мария Латыпова, студенты. И я хочу, чтобы они рассказали сами.
Мария Латыпова:
— Наш вуз придерживается концепции практикоориентированного образования, поэтому было логичным и возможным вовлечь студентов в процесс проектирования. Именно наши студенты Элиза Гусева, Роман Данилов, Юля Данилова и Татьяна Табакерова были инициаторами ярких смелых идей, которые мы смогли адаптировать и оформить в центре Urban Planning.
Высокий уровень подготовки наших студентов подтверждают их победы на различных российских и зарубежных конкурсах. Так, в 2019 году проект наших студентов-градостроителей в жесткой борьбе со столичными вузами получил Гран-при проектного семинара «Идеи развития набережных реки Яузы». Анастасия Наговицына, Аким Толмачев, Аида Сираева, Эмиль Халиуллин и Анастасия Сулайманова представили 3D-визуализацию проекта, где показали рекреации, разработанные для разных групп граждан и совмещающие различные потребности горожан.
А в 2020 году был успешно реализован проект благоустройства казанского двора по адресу: улица Химиков, 15, выполненный студентами КГАСУ под руководством преподавателей кафедры градостроительства Светланы Гафуровой и Марии Латыповой. Проект понравился как жителям, так и мэру Ильсуру Метшину.
— Расскажете подробнее о проекте центра «ГРАДО / Urban Planning».
— Центральная зона помещения центра и ранее отличалась высотой, это ее преимущество, но создание антресоли (второго уровня) позволило сделать ее более функциональной, предложить разные сценарии использования пространства. Когда мы решали, как разместить антресоль, мы ориентировались на логистику движения посетителей этажа. При движении антресоль раскрывается по-разному, в зависимости от местоположения наблюдателя, — так же, как это бывает при раскрытии пространства города, когда архитектор рассматривает улицы в перспективе, формирует более интересные точки зрения на объекты. Именно эти принципы мы хотели заложить в данное пространство, чтобы оно стало многогранным с точки зрения восприятия и многофункциональным.
В основу концепции центра заложен принцип городского планирования. Так как архитектор-градостроитель очень много работает с планами, чертежами, то дизайн-кодом пространства центра «ГРАДО / Urban Planning» стало использование элементов карт городов как основного акцента. Яркий оранжевый цвет стен — цвет молодости, энергии, мы его тоже ввели.
В основу объемно-планировочного решения лег образ городской агломерации — в пространстве центра компактно разместились три учебные аудитории — «Набережные Челны», «Альметьевск» и «Нижнекамск», многофункциональный центр «Казань» и технический центр «Зеленодольск». Коридоры выполняют функцию своеобразных межгородских коммуникационных транзитов, оснащенных навигационной системой. Входные зоны в основные помещения оформлены декоративными элементами с изображением фрагментов генеральных планов. Все учебные аудитории выполнены в едином стилистическом решении, ключевым элементом в интерьере является генеральный план города, соответствующий названию аудитории.
Светлана Гафурова:
— Естественно, Александр Алексеевич, был постоянно с нами, мы все идеи согласовывали с ним. Все говорят, что получилось хорошо, мы очень рады такой оценке. Главное, студенты и преподаватели довольны. Мы считаем, что появилось открытое пространство для взаимодействия учебного процесса и реального проектирования. Его появление позволит общаться студентам разных курсов друг с другом, а также с экспертами.
Будет больше поводов для общественных тематических мероприятий, обсуждения актуальных проблем, связанных и с развитием города, и с соответствующим образованием.
Появилась возможность возобновить практику градостроительных семинаров для руководителей муниципальных образований нашей республики. Сегодня с появлением Urban Planning есть прекрасное специализированное место для таких встреч и обсуждений.
— Какие приоритетные задачи стоят перед градостроителями КГАСУ?
Александр Дембич:
— Конечно, нам необходимо повысить популярность подготовки градостроителей в рамках бакалаврских и магистерских программ. Это приоритетно важно, так как необходимость градостроителей в районах и городах республики очевидна. Более того, это актуально для всей России. Ошибки в планировании развития территорий исправить практически невозможно, и, к сожалению, есть много негативных примеров.
Необходимо продолжение работы по профессиональной переподготовке архитекторов и мастер-классов для руководителей муниципальных объединений по вопросам территориального планирования. Наша инициатива была поддержана министром строительства, архитектуры и ЖКХ Маратом Айзатуллиным, и сегодня есть поручение президента Республики Татарстан Рустама Минниханова для работы в соответствующем направлении.
Учитывая наш потенциал, целесообразно, чтобы нас активнее привлекали, а иногда и опирались на нас, при решении различных градостроительных задач, создании концепций развития территорий районов и городов республики. Мы могли бы стать базовым научным центром создаваемых в Татарстане институтов территориального и пространственного планирования.
Благо для этого все есть: лучшие специалисты-градостроители, замечательный центр «ГРАДО / Urban Planning» и наше большое желание быть полезными нашей республике и нашей Казани!
* Урбан плэннинг
** Архитектурно-образовательное пространство