О чем угодно, только не о сделке ТАИФа с СИБУРом, говорили сегодня на очередном заседании «Татнефтехиминвест-холдинга». Ни старшего, ни младшего Шигабутдиновых в зале не было, хотя раньше они были завсегдатаями «клуба». О том, как на нефтехимию повлияло аномальное похолодание в США, Талия Минуллина жаловалась на бегство инвесторов из промпарков, а Рустам Минниханов ставил Альметьевск в пример Нижнекамску, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Очередное заседание совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» провел сегодня президент Татарстана Рустам Минниханов. В работе принял участие премьер-министр РТ Алексей Песошин
Нефтехимики зафиксировали рекордную выручку в 500 млрд рублей
Одним из самых интересных пунктов повестки сегодняшнего заседания совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» стало подведение итогов работы предприятий отрасли в первом квартале 2021 года. Историческая сделка по поглощению ТАИФа СИБУРом при этом не упоминалась, что выглядело красноречивее любых слов. Отметим, что ни председателя совета директоров ТАИФа Альберта Шигабутдинова, ни гендиректора ТАИФа Руслана Шигабутдинова в зале не было.
Но и без этого прозвучало много любопытных цифр. Как следовало из доклада гендиректора ТНХИ-Х Рафината Яруллина, предприятия сектора зафиксировали рекордную выручку в 500 млрд рублей, а совокупные налоговые отчисления предприятий в консолидированный бюджет РТ выросли в 1,7 раза. Но объем производства снижен практически у всех компаний, и до результатов доковидного 2019 года по многим направлениям еще далеко.
Если смотреть в разрезе отраслей, то отрицательная динамика зафиксирована в сфере добычи и переработки нефти, производства полиэтиленов. Зато произведены рекордные объемы дизтоплив, минеральных удобрений, моющих средств, поликарбонатов и технического углерода.
«Мировые цены на большинство видов продукции были выше прошлого года из-за восстановления после „коронакризиса“», — широкими мазками набрасывал Яруллин глобальную нефтехимическую картину. — Аномальное похолодание в США привело к сокращению добычи нефти и газа, остановке химпроизводств на юге страны. Вместе с ростом спроса в Китае, проблемами на европейских заводах это привело к дефициту большинства видов базовых пластиков, резко выросли цены на удобрения. Снизилась рентабельность переработки полимеров и каучуков, сказалось ограничение возможности роста цен по заключенным контрактам и тендерам. В потребительском секторе ситуацию осложняет снижение доходов населения: общая численность безработных в стране выросла на 21 процент».
В январе – марте объемы производства в нефтегазохимическом комплексе РТ снизились на 3% по сравнению с первым кварталом 2020 года, у базовых предприятий — на 6%. Тезисно итоги предприятий выглядят так:
- «Татнефть» добыла 6,4 млн т нефти — на 11% меньше, чем годом ранее из-за ограничений ОПЕК+. Впрочем, в марте 2020-го среднесуточная добыча уже постепенно увеличивалась.
- Общая переработка нефти РТ сократилась на 10% — до 4,6 млн тонн.
- Производство ТАИФ-НК просело на 12%, компания сократила закупки нефти и снизила выпуск дизтоплив, освоив при этом выпуск марки «Евро-6».
- ТАНЕКО за январь – март нарастило производство дизтоплива, после пуска установки гидроочистки по итогам года планируется увеличить выпуск почти вдвое. А выпуск бензинов незначительно снизился, в итоге общий объем производства сократился на 4%.
- «Нижнекамскнефтехим» увеличил производство на 9%. «Необходимо прорабатывать вопросы использования керосиновой и дизельной фракций в качестве сырья на „Нижнекамскнефтехиме“. Производство полиэтилена в РФ к 2030 году вырастет минимум в 1,9 раза, переход на более тяжелое сырье может стать конкурентным преимуществом, потому что даст возможность развития малотоннажной химии», — рекомендовал Яруллин уже новым собственникам.
- «Казаньоргсинтез» увеличил квартальный выпуск пластика до 25 тыс. т — на 7% больше, чем в прошлом году.
- Выпуск полиэтилена на КОСе сократился на 8%, на НКНХ — на 5%. Основная причина — дефицит сырья. Сокращение добычи нефти привело и к сокращению поставок попутного газа и этана от «Татнефти», к тому же после аварии на «Уфаоргсинтезе» временно снизилась подача этилена.
- «Нэфис косметикс» в первом квартале увеличил выпуск жидких моющих средств, гелей для стирки и технической продукции. Объемы производства подросли на 7%, но в условиях снижения цен на рынке бытовой химии рентабельность продаж снизилась с 19% до 12%.
- Шинный комплекс «Татнефти» в первом квартале произвел 3 млн шин, есть отставание от уровня 2018-го из-за низкой потребительской активности населения. Производство грузовых и легкогрузовых шин осталось на уровне прошлого года, общая динамика по комплексу положительная — плюс 3,5%.
- На 3% нарастил производство и «Аммоний»: после завершения модернизации компания увеличила выпуск аммиачной селитры и плотно работает с минсельхозом и «Рацином». Совокупная выручка, рентабельность продаж выросли в первую очередь из-за увеличения цен.
Как следовало из доклада гендиректора ТНХИ-Х Рафината Яруллина, предприятия сектора зафиксировали рекордную выручку в 500 млрд рублей, а совокупные налоговые отчисления предприятий в консолидированный бюджет РТ выросли в 1,7 раза. Но объем производства снижен практически у всех компаний, и до результатов доковидного 2019 года по многим направлениям еще далеко
«Водорода мы не боимся»
Бо́льшая часть доклада Яруллина оказалась традиционно визионерской и была посвящена экологии. «Внедрение в России раздельного сбора отходов требует развития системы переработки пластика. Необходимы универсальные решения, которые можно тиражировать по всей стране», — говорил руководитель ТНХИ-Х, приведя в пример Германию, где для этого планируется использовать модульные системы.
«Активно обсуждаются вопросы трансграничного углеродного налога и углеродной нейтральности в нефтяной и химической промышленности. Большинство мировых компаний планирует достичь нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году, однако понимание, за счет каких технологий будет достигнута эта цель, в отрасли пока слабое. В основном компании инвестируют в сокращение потерь, энергосбережение, переход на ВИЭ», — рассуждал Яруллин.
По его словам, сегодня прорабатывается водородная энергетика, технологии улавливания углерода, но эффективных решений тоже мало. «Татарстан ежегодно производит 400 тысяч тонн водорода — 4,5 миллиарда кубов. Есть большой опыт у ТАНЕКО и ТАИФа, водорода мы не боимся, у нас уже порядка 12 электролизеров, которые работают более 50 лет. Водородную энергетику надо развивать, слабое место — компрессора — покупать или производить. КАМАЗ собирается технику переводить на водород, „Раритэк“ — тоже. Мы можем начать быть первыми в России в этом вопросе», — призывал он.
Необходимо также, по его словам, ускорять ликвидацию климатического ущерба и переходить к экономике замкнутого цикла. Яруллин напомнил про рынок чистых технологий и «зеленого» финансирования, направленный на создание в России циркулярной экономики, на котором татарстанские компании обязаны занять лидирующие позиции. «Нужно активнее включиться в федеральные инициативы и предлагать свои. Объем вложений группы „Татнефть“ до 2030 года составит порядка 1,2 триллиона рублей, ТАИФ в синергии с СИБУРом планирует реализовать более 30 проектов, стоимость будет определяться, но где-то тоже больше триллиона рублей. В диверсификацию производств „Аммония“ вложат значительные средства, чтобы обеспечить углеродную нейтральность и экологичность продукции», — рассказал он, и это было единственным упоминанием СИБУРа.
«Наиль Ульфатович, спасибо вам, ваша команда очень многое делает»
Впрочем, обсуждали на холдинге и традиционные ноу-хау в Татарстане и России. Так, Петр Судоплатов — главный исполнительный директор глобальной консультационной и страховой компании Willis Towers Watson — презентовал возможности компании, клиентами которой, по его заверениям, являются все крупнейшие корпорации РФ и по всему миру. Татарстанцам он предложил запустить пилотный проект, в котором Willis Towers Watson сможет сформировать профиль рисков и свои предложения по управлению, снижению операционных затрат. «Это будет способствовать целостности и надежности выполнения финансовых планов предприятий. Мы готовы и инвестировать трудозатраты, и окупать расходы, это даст возможность создания кластера компетенций», — обещал Судоплатов.
Министр «цифры» РТ Айрат Хайруллин объяснил, что аналогичные решения на рынке требуют значительных операционных ресурсов. По его словам, про «цифровой двойник» в телефоне или айпаде еще не слышали, поэтому надо пробовать
Управляющий директор столичного ООО «ВГТ» Александр Тихонов представил собравшимся платформу цифровой трансформации ключевых отраслей промышленности. Компания работает с 3D-данными, умеет конвертировать их, не теряя детализации, но облегчая размер в 100 и более раз. Так что любой пользователь сможет изучить всю номенклатурную базу завода от болта до самолета с мобильного устройства. Присутствовавший министр «цифры» РТ Айрат Хайруллин объяснил, что в этом и заключается новация: аналогичные решения на рынке требуют значительных операционных ресурсов. По его словам, про «цифровой двойник» в телефоне или айпаде еще не слышали, поэтому надо пробовать. «У нас ведется большая работа по Заинску, НКНХ, на дорогах… Это не только стройка, а жизненный цикл, — отреагировал президент РТ Рустам Минниханов. — „Оргсинтез“ сидит (речь о гендиректоре завода Фариде Минигулове — прим. ред.), прячется пока, но я думаю, что тоже задумается, что двойник нужен. Не ему — заводу, ему не надо пока», — пошутил он.
Начальник управления по работе с персоналом «Татнефти» Андрей Глазков презентовал научно-познавательный центр «Альметрика», открывшийся в прошлом году в нефтеграде. Он рассказал также, что в комплексе также работают уникальная для региона школа компьютерной анимации, языковая школа, есть многофункциональный зал, гастрономы, художественные галереи, выставка музыкальных инструментов, лектории и так далее. Все это, по его словам, формирует социокультурную парадигму, точку притяжения жителей, которая будет воспитывать культурного, духовно-нравственного человека, а «Альметрика», рассчитанная не только на детей, но и на взрослых, позволяющая пощупать руками законы жизни, демонстрирует выход образования за стены образовательных организаций.
«Сегодня все пытаются куда-то уехать — надо, не надо. Наиль Ульфатович [Маганов], спасибо вам, ваша команда очень многое делает. Мы должны будем просить, чтобы наши коллеги в Нижнекамске и Челнах тоже последовали примеру. Все, что создадим, будет наше. Никто из воздуха ничего не даст, никуда мы от этого не денемся»
«Сегодня все пытаются куда-то уехать — надо, не надо, — констатировал Минниханов. — Наиль Ульфатович, спасибо вам, ваша команда очень многое делает. Мы должны будем просить, чтобы наши коллеги в Нижнекамске и Челнах тоже последовали примеру. Все, что создадим, будет наше. Никто из воздуха ничего не даст, никуда мы от этого не денемся». Он призвал и другие компании следовать примеру «Татнефти». Он подчеркнул, что Альметьевск сегодня — один из мощнейших, интересных, культурно-спортивных городов, но «должна быть движуха».
Директор уфимского ООО ПКФ «БИК» Тимур Бикмухаметов говорил про ремонтно-восстановительные работы, которыми компания занимается 24 года. «Мы занимаемся трибофизикой — наукой о трении, — говорил он. — Силикатный состав, обнаруженный в 60–70-х годах. До момента развала страны не получилось довести до логического конца данную тему, и я этим занялся в 90-е». Речь идет о минерале серпентин — змеевик. При трении с черным металлом он образует слой силиката, японцы называют его металлокерамикой, который в 50 раз мощнее, чем сталь. Механизм может работать без масла.
А генеральный директор челнинского ООО «Наноэкохим» Айдар Гимадеев выступил с рассказом о производстве бытовой химии и автохимии из мочевины для дизельных автомобилей. По его словам, компания уже арендовала промплощадки в Елабуге и теперь нуждается в поддержке.
«Опять уводите из наших 15 промпарков резидентов в ТОСЭР! О чем я и говорю! Площадки, которые находятся не в зонах с федеральными налоговыми льготами, наполнить резидентами очень сложно», — возмущалась глава АИР Талия Минуллина
— Как вы помните, на нашей годовой коллегии нам передали 15 промышленных парков, чтобы мы их наполняли, — поднялась глава АИР Талия Минуллина. — У нас практически все инвесторы сегодня уходят в особые экономические зоны и территории опережающего развития. Промпарки новыми резидентами наполнить очень сложно, 10 из них являются частными площадками, мы с ними пытаемся общаться и им помогать. Я на елабужскую площадку приезжала, там, может быть, не самые лучшие условия, но все подведено, условия есть, работать там можно.
— Есть ТОСЭР «Менделеевск» — со всеми действующими льготами. Надо посмотреть… — предложил Песошин.
— Вот видите, вы опять уводите из наших 15 промпарков резидентов в ТОСЭР! — всплеснула руками Минуллина. — О чем я и говорю! Площадки, которые находятся не в зонах с федеральными налоговыми льготами, наполнить резидентами очень сложно.
— Вместе с Мидхатом Рафкатовичем (Шагиахметовым, министром экономики РТ, — прим. ред.) посмотрите, задача-то общая стоит, — примирительно ответил Песошин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 83
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.