Пройдя экспресс-тестирование на ковид, предприниматели, банкиры, чиновники и представители профессиональных ассоциаций встретились в стенах редакции лицом к лицу, чтобы без страха обсудить итоги первого пандемийного года Пройдя экспресс-тестирование на ковид, предприниматели, банкиры, чиновники и представители профессиональных ассоциаций встретились в стенах редакции лицом к лицу, чтобы без страха обсудить итоги первого «пандемийного» года

Участники круглого стола «Лизинг: головная боль или удачная возможность?»

  • Бачурин Олег Сергеевич, председатель правления ООО КБЭР «Банк Казани»
  • Долгих Алексей Сергеевич, генеральный директор ООО «Лизинг-Трейд»
  • Москвин Анатолий Валерьевич, директор департамента продаж АО «Региональная лизинговая компания РТ»
  • Сираев Ильнур Ринадович, заместитель директора НО «Гарантийный фонд РТ»
  • Николаев Артур Сергеевич, первый заместитель председателя Союза «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан»
  • Абдуллина Лиана Анасовна, исполнительный директор ООО «Ника»
  • Сорожкина Сабина Анасовна, директор ООО «Производственная компания Магеллан»

Алексей Долгих: «Сейчас некоторые крупные сделки обсуждают с полупроцентной наценкой. С одной стороны, это благоприятно для клиентов — из-за высокой конкуренции они получают более выгодные, дешевые условия. С другой стороны, растет привлекательность продуктов»

Все чаще предпочитают платить не за вещь, а за комфорт от ее использования в моменте

«Съездом победителей» так и хотелось назвать встречу участников «круглого стола» на тему «Лизинг: головная боль или удачная возможность?», организаторами которого стали газета «БИЗНЕС Online» и Банк Казани. Каждый из присутствующих признавал, что год для бизнеса выдался непростым, но при этом отмечал, что лично его компания прошла пандемийный период с профитом. Это особенно удивительно на фоне оценок рейтингового агентства «Эксперт», подсчитавшего, что в целом в 2020 году рынок лизинга России просел на 6%, причем в первом полугодии — на 22%. Справедливости ради, в Европе, где ограничения намного жестче и продолжают действовать до сих пор, в минус ушли и вовсе на треть.

«Российский лизинговый рынок глобально делится на две части. Игроков, которые занимаются самолетами, железнодорожными перевозками, не так много, где-то пять, но в хорошие годы они занимали в деньгах 30–50 процентов от всего объема, — объяснил данный парадокс генеральный директор ООО „Лизинг-Трейд“ Алексей Долгих. — Один самолет может стоить 10–15 миллионов долларов, 20 штук передали, и вот финансовые показатели „взлетают“ вверх».

Так что если отделить «монстров», то, считает Долгих, рынок лизинга для МСБ расширяется, на него приходят новые игроки, конкуренция нарастает, из-за чего маржинальность снижается ежегодно по 0,5–1% в последние несколько лет.


«Раньше супермаржинальный бизнес был, под 10 процентных пунктов, — с ноткой ностальгии вспомнил спикер. — А сейчас некоторые крупные сделки обсуждают с полупроцентной наценкой. С одной стороны, это благоприятно для клиентов — из-за высокой конкуренции они получают более выгодные, дешевые условия. С другой стороны, растет привлекательность продуктов. Лизинговые компании, чтобы находить новых клиентов, вынуждены все время что-то придумывать».

В пандемийный год, как выяснилось, «придумалась» в основном диджитализация процессов. Не секрет, что лизинг в плане «цифры» до недавних пор был более консервативным, чем банки. Но режим «удаленки» подстегнул компании в очень сжатые сроки внедрить новые сервисы, которые дают возможность заключать сделки дистанционно. Например, ввести систему «личного кабинета» и электронный документооборот с использованием электронной цифровой подписи. Для лизинга это особенно важно, так как в сделках задействовано много сторон, включая государственные органы — ГИБДД, Гостехнадзор  и т. д. Благодаря тому, что ряд этапов можно пройти онлайн, теперь сделка, которая раньше осуществлялась за неделю, с помощью смартфона и мобильного приложения может закрываться за несколько часов.

По мнению руководителя «Лизинг-Трейда», еще одним стимулом для развития отрасли послужит распространение в обществе идей шеринговой экономики (экономики совместного потребления), когда с помощью технологий и онлайн-платформ люди могут обмениваться активами, которые они не используют. Молодежь, жители мегаполисов все чаще готовы не покупать, а брать те или иные блага — машины, электронику, инвентарь — на время, то есть платить не за вещь, а за комфорт от ее использования в моменте.

Олег Бачурин: «Лизинговые компании сами обращаются в банк и берут кредиты. Для нас это снижение рисков, прежде всего потому, что лизинговые компании имеют большой портфель, собственный капитал»

Способны ли лизинговые компании «объесть» в перспективе пирог финансистов?

«Если посмотреть в структуре экономики по отраслям, где сейчас в Татарстане популярны лизинговые схемы?» — вернули вопросом спикера из прекрасного будущего в суровое настоящее собравшиеся.

Как оказалось, перевозчики. В сфере грузоперевозок и пассажирского автотранспорта проникновение лизинга составляет от 80 до 100 процентов.

«Такси вообще драйверы этого года, данный рынок растет второй-третий год. Для сравнения: еще 5–7 лет назад такси все брали в кредит. После того как появились агрегаторы, такие как Яндекс, Ситимобил, они начали делать партнерские программы с лизинговыми компаниями, производителями. В строительстве  проникновение — 50–60 процентов, аграрии пользуются возможностями этого вида услуг достаточно хорошо», — рассказал Долгих.

Но, признал эксперт, до сих пор есть компании, которые по роду деятельности могли бы активно обращаться к лизингу, однако по каким-то причинам не делают это.

«Примерно 11,5–12 процентов всех сделок по продаже имущества, основных средств — это лизинг. Банковское кредитование, конечно, существенно выше в таком плане. Но потихоньку лизинговая сфера „отъедает“ эти куски пирога у банков», — пояснил спикер.

Однако тут председатель правления ООО КБЭР «Банк Казани» Олег Бачурин не согласился с коллегой по группе в том, что лизингодатели способны  в перспективе окончательно «объесть» финансистов.

«Чтобы вы понимали, лизинговые компании сами обращаются в банк и берут кредиты. Для нас это снижение рисков, прежде всего потому, что лизинговые компании имеют большой портфель, собственный капитал. У Банка Казани сейчас в числе клиентов порядка четырех-пяти лизинговых компаний, это те, кто регулярно держит у нас определенный объем средств, как в РТ, так и в других регионах присутствия. И они все растут. Мы не считаем лизинг конкурентом прямым банковским продуктам. У нас в приоритете сейчас такие направления, как экспресс-продукты, направленные на пополнение оборотных средств. Мы там хорошо себя чувствуем. То есть за основными средствами производства клиент идет в лизинговую компанию, к нам с удовольствием приходят за оборотными средствами, чтобы делать бизнес. Тем самым создают некий портфель у себя: с одной стороны, у них лизинг на технику, обеспеченный техникой, с другой — оборотные средства, обеспеченные какими-то активами», — отметил председатель правления Банка Казани.

Бачурин подчеркнул, что кредитовать лизинговую компанию банку выгоднее, нежели напрямую давать деньги бизнесу для приобретения оборудования — меньше рисков. Если заемщик берет кредит и оформляет покупку на себя, в случае каких-то проблем банк вынужден пройти все процедуры — судебные, исполнительный лист, банкротство. Изъятие залога занимает от года до полутора, предмет залога тем временем устаревает, теряет потребительские свойства. Лизинговой компании проще, так как оборудование остается на ее балансе со всеми правами собственника. Так как рисков меньше, менее зарегламентирован и подход к клиентам.

Алексей Долгих (слева): «У большинства больших банковских холдингов, компаний, есть лизинговые компании, которые дополняют друг друга. Для обновления основных средств, резюмирую — лизинг чаще всего предпочтительнее» Алексей Долгих (слева): «У большинства крупных банковских холдингов, компаний есть лизинговые компании, которые дополняют друг друга. Для обновления основных средств, резюмирую, лизинг чаще всего предпочтительнее»

«Вы экономите на налогах, вы возмещаете НДС, и вы получаете ту же самую машину»

Если брать легковой транспорт, тут резоны прибегнуть к лизингу или кредиту зависят от вида налогообложения, поделился своими соображениями Долгих. Корпоративные банки могут делать время от времени спецпредложения на определенные марки, более интересные для ИП или при «упрощенке». Если же предприятие «сидит» на общем налогообложении и работает с НДС, лизинг практически всегда выгоднее.

«Представьте, что вы платите за машину как „физик“ 10 тысяч рублей. Если вы собственник бизнеса, чтобы выплатить самому себе в зарплату эти 10 тысяч, на них еще налог сверху заплатите 4 тысячи, итого 14 тысяч рублей. Плюс налог с прибыли и так далее. А если берете эту же машину в лизинг, вы 10 тысяч рублей тратите, никаких дополнительных налогов, все остается в расходах. Вы экономите на налогах, вы возмещаете НДС, вы получаете ту же самую машину», — пояснил Долгих.

Если брать не легковой транспорт, а имущество, спецтехнику, коммерческий транспорт — у банков есть определенные ограничения, связанные с ИП. Чтобы индивидуальному предпринимателю, занятому в перевозках, прийти в банк за кредитом даже на новую «газель», ему надо собрать кучу бумаг, подтвердить свое финансовое состояние, и то не факт, что дадут.

«Если он в лизинг придет, ему и скидку от производителя дадут, и одобрят, если нормальный аванс, очень быстро. Поэтому у большинства крупных банковских холдингов, компаний есть лизинговые компании, которые дополняют друг друга. Для обновления основных средств, резюмирую, лизинг чаще всего предпочтительнее. Не надо никаких дополнительных залогов, зачастую быстрое принятие решения, ведь, по сути, само оборудование в залоге остается», — отметил спикер.

Анатолий Москвин: «Для многих коммерческих компаний оборудование является неликвидным предметом лизинга. Если они его финансируют, то по завышенной процентной ставке» Анатолий Москвин: «Для многих коммерческих компаний оборудование является неликвидным предметом лизинга. Если они его финансируют, то по завышенной процентной ставке»

Рынок лизинга в Татарстане сформирован — много федеральных и региональных игроков, но есть и свободные ниши

Словом, спарринг между лизинговыми компаниями и банком завершился ничьей. А вот кто действительно может составить конкуренцию коммерческим  лизингодателям, так это компании, работающие с государственным участием. И они также были представлены на встрече.

Напомним, четыре года назад в результате конкурса для определения субъектов РФ в рамках реализации программы льготного лизинга оборудования акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» возникло АО «Региональная лизинговая компания (РЛК) Республики Татарстан». В тот момент АО «Федеральная корпорация МСП» внесло в уставной капитал нового общества 1,5 млрд рублей, еще 500 млн добавил Татарстан. Миссией компании было провозглашено расширение доступа субъектов индивидуального и малого предпринимательства к высокотехнологичному и инновационному оборудованию, в том числе в сфере промышленности и сельского хозяйства.

«Профиль нашего клиента — это микро- и малые предприятия, — пояснил директор департамента продаж РЛК Анатолий Москвин. — Для многих коммерческих компаний оборудование является неликвидным предметом лизинга. Если они его финансируют, то по завышенной процентной ставке. Наша же ставка — она фиксирована как на иностранное, так и на российское оборудование, и ради этого клиенты готовы подождать какое-то время. Так как мы государственная компания, есть определенный регламент рассмотрения заявки. Он выше, чем в коммерческих компаниях, но клиенты получают тем самым более низкую процентную ставку, комфортный для себя платеж, какую-то отсрочку, график платежей с учетом сезонности».

Москвин привел такие данные: за весь промежуток времени в компанию обратились 109 уникальных клиентов, из них 35 — из РТ. Из портфеля объемом в 2 млрд 645 млн рублей, сформированного Региональной лизинговой компанией РТ, собственно на республику приходится 58,8%.

«В прошлом году у нас порядка 900 договоров было, мы быстрая лизинговая компания, у нас низкий средний чек, и мы ориентируемся на тех, кому надо быстро, — парировал руководитель „Лизинг-Трейд“. — То есть, к примеру, предприниматель выиграл контракт, он понимает, что может пойти в другую лизинговую компанию, получить одобрение через месяц, два, три более дешево, но за это время есть возможность заработать больше, чем стоимость самого оборудования. Надо пользоваться моментом. И условные „газели“ нужны не через месяц, а сейчас. Потому что, если вы быстренько не подпишете договор с заказчиком, это сделает кто-нибудь другой».

Артур Николаев: «Лизинговые компании с удовольствием  берутся за автотранспорт. Потому что он высоколиквидный, реализация там довольно простая, рисков меньше» Артур Николаев: «Лизинговые компании с удовольствием берутся за автотранспорт. Потому что он высоколиквидный, реализация там довольно простая, рисков меньше»

«Я считаю, что рынок лизинга в Татарстане уже сформирован, много игроков как федеральных, так и региональных, — примиряюще заметил первый заместитель председателя Союза «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан» Артур Николаев. И тут же обозначил нишу, в которой, по его мнению, наблюдается все же дефицит предложений:

«Лизинговые компании с удовольствием  берутся за автотранспорт. Потому что он высоколиквидный, реализация там довольно простая, рисков меньше. Но вот оборудование, особенно специфическое, если оно завозится из-за рубежа, есть определенные сложности по завозу, по стыковке. Можно понять игроков. Все-таки лизинговая компания выкупает это оборудование, вешает на себя. И есть риски, что данное оборудование будет не востребовано, если проект не «полетит».

О том, есть ли сейчас задержки поставок оборудования из-за рубежа, насколько подорожает в этом году в связи с введением утильсбора техника и почему так мало участвует в договорах по лизингу для предпринимателей республики НО «Гарантийный фонд Республики Татарстан», читайте во второй части нашего репортажа с «круглого стола» «БИЗНЕС Online».