Татарские деликатесы раздали на благотворительность, сувениры пылятся на складе

Диана Басырова  директор сети магазинов сувенирной продукции TatarMaster:

Диана Басырова: «Держали руку на пульсе, старались узнавать, какие есть меры поддержки, писали письма в Торгово-промышленную палату РТ» Диана Басырова: «Держали руку на пульсе, старались узнавать, какие есть меры поддержки, писали письма в Торгово-промышленную палату РТ» Фото: Андрей Титов

— Понимание, что локдаун — это не краткосрочное решение властей, пришло довольно быстро. Панике старались не поддаваться, успокаивали персонал. Хотя было непонятно, на какой срок нас закроют.

Держали руку на пульсе, старались узнавать, какие есть меры поддержки, писали письма в Торгово-промышленную палату РТ. Некоторые ремесленники, у кого был ОКВЭД (кодовое обозначение вида экономической деятельности — прим. ред.) «народные и художественные промыслы», все же получили господдержку. Мы нет, так как при регистрации сувенирные магазины обычно выбирали ОКВЭД «розничная торговля». Но мы же напрямую зависим от туристического потока!

Когда уходили в вынужденный отпуск, мы за свой счет выплатили персоналу зарплату за две недели, чтобы у людей имелись какие-то страховочные деньги. Потом, естественно, раз выручки нет, возможности оплачивать зарплату в полной мере тоже не было. О том, чтобы сокращать штат, речи не шло, я всем сказала сразу: «Давайте я вам помогу на время найти какую-то другую, удаленную, работу, так как я не хочу, чтобы вы оставались без средств», предлагала варианты подработки.

С кем-то из поставщиков мы смогли договориться и продать продукты в супермаркеты. Что-то пришлось отдавать персоналу со скидкой или дарить. Например, у талкыш калеве (татарский десерт прим. ред.) срок годности всего две недели, это ручная работа, поэтому было принято решение просто угостить персонал «пирамидками». Коробок 20, наверное, раздали. Хранить продукты тоже было опасно — без присмотра холодильник может перестать работать и продукты испортятся.

На День Победы свою продукцию предоставляли ветеранам войны — чаи, сладости. Мы понимали, что у нас продуктов много и срок годности еще есть в запасе, но неизвестно, когда карантин закончится, поэтому постарались хотя бы таким образом разгрузить склады.

«Например, у талкыш калеве (татарский десерт — прим. ред.) срок годности всего две недели, это ручная работа, поэтому было принято решение просто угостить персонал  «пирамидками», коробок 20, наверное, раздали» «Например, у талкыш калеве срок годности всего две недели, это ручная работа, поэтому было принято решение просто угостить персонал «пирамидками». Коробок 20, наверное, раздали» Фото: «БИЗНЕС Online»

Потом перевезли из офиса домой все цветочки и документы и перешли на «удаленку». У нас до пандемии было три магазина: две сувенирные лавки TatarMaster (в комплексе «Туган Авылым» и рядом с рестораном «Татарская усадьба) и фермерская лавка «Лукошко» (в фойе ресторана «Туган Авылым»), также мы сезонно участвуем в ярмарочной деятельности на территории Казанского кремля. Они закрылись с 30 марта прошлого года. С сувенирным магазином в комплексе «Туган Авылым» сложностью оказалось то, что у нас там нет отдельного входа, как, например, у сувенирных магазинчиков на улице Баумана. Мы находимся внутри комплекса, и если ворота закрыты, то и мы не можем вести свою деятельность. Сувенирный магазин заработал только 8 июня. С этого дня комплекс открыт, но гостей особо не было, потому что даже местные жители не знали, куда им можно ходить, а куда нет, не говоря уже о туристах.

Магазин в Старо-Татарской слободе, который торговал деликатесами, полностью закрыли. Все продукты оттуда пришлось раздать на благотворительность и персоналу. А когда жесткий карантин закончился, в Старо-Татарской слободе был затеян ремонт, бо́льшая часть набережной оказалась закрыта. В результате мы не стали продлевать аренду. Из четырех точек не выжила в итоге одна.

С магнитами и другими непродовольственными товарами ничего не случилось, они как лежали, так и лежат. В формате переговоров с поставщиками пришлось объяснять, что мы не можем этот товар оплатить, так как нет выручки. Мастера сдают нам изделия ручной работы под реализацию, потому что изделия творческие, нетиражные, расплачиваемся мы с ними в основном после реализации (с 30 процентами мастеров такая схема работы). Все они с пониманием отнеслись к нашей ситуации, что раз изделия не реализовываются, с нас спрашивать нечего. Торгово-промышленная палата РТ собирала информацию от мастеров, ремесленников, передавали ее в администрации районов, чтобы оказать помощь в виде продовольственных наборов тем, у кого, например, дети маленькие. Старались сплотиться всей отраслью.

«С учетом изменившегося спроса — меньше приезжих, больше местных жителей — просим мастеров делать изделия более универсальные, не только с татарским орнаментом или связанные с Казанью» «С учетом изменившегося спроса — меньше приезжих, больше местных жителей — просим мастеров делать изделия более универсальные, не только с татарским орнаментом или связанные с Казанью» Фото: «БИЗНЕС Online»

Лето 2020 года начинали с большими надеждами, поток людей имелся на всех площадках, ходят-смотрят, им нравится, но у них было очень испуганное состояние, чувство неизвестности, не хотели лишнюю копеечку тратить, менее расточительны стали. Только сейчас все стабилизировалось, люди приняли эту реальность.

С учетом изменившегося спроса — меньше приезжих, больше местных жителей — просим мастеров делать изделия более универсальные, не только с татарским орнаментом или связанные с Казанью. Но в целом стараемся сохранять свою концепцию и традиции.

Казанские сувениры made in China
Некоторые магазины сувениров изменяют нашим мастерам и для удешевления заказывают в Китае. Мы на это не идем.
Диана Басырова   директор сети магазинов сувенирной продукции TatarMaster
Диана Басырова директор сети магазинов сувенирной продукции TatarMaster

С коллегами приходилось созваниваться, вести психологические беседы, и, даже когда не было возможности оплатить зарплату официально, из своих денег авансом приходилось закидывать, чтобы не посеять паники и закрыть базовые расходы. Говорила, что верю, что мы вернемся к своей деятельности, просила держаться. То есть две вещи помогли нам выжить — это тимбилдинг и понимание, что нужно делиться, в данном случае мы поделились продуктами. После большого количества просветительских мероприятий со стороны министерства экономики и промышленности РТ о том, что ничего плохого нет в том, чтобы совершить ребрендинг или перейти к другой деятельности, возникали мысли закрыть дело. Но сработало понимание, что мы налаженные годами алгоритмы туристической деятельности потеряем и потом вернуть не сможем.

За нами полностью сохранились обязательства по оплате аренды, хотя мы не работали. И только на несколько месяцев нам были предоставлены льготы. 

Таких масштабов пандемии я не ожидала. И то, что из-за ОКВЭД мы не подпали ни под какие льготы и выплаты, оказалось жутковато. С выручкой все было грустно. Сейчас немного восстанавливается спрос, внутренний туризм активизируется благодаря кешбэку 20 процентов от Ростуризма, люди приезжают, но они не особенно-то платежеспособные. Ценности поменялись. Туристы готовы тратиться на рестораны и впечатления, а на «сувенирку» — не особенно. Не хотят покупать вещи, которые будут стоять и, грубо говоря, собирать пыль. 5–6 магазинов в нашей отрасли, которые очень хорошо работали, просто закрылись безвозвратно, некоторые коллеги предлагали нам их магазины выкупить.

Не жалею, что мы не закрылись год назад, потому что магазины TatarMaster — это один из каналов сбыта для наших мастеров, которые делают красивые изделия.


«Было предложено пережить карантин в театре. Просто закрыться и жить здесь»

Виктор Степанцов  руководитель молодежного театра на Булаке:

Виктор Степанцов: «Энергия — это еда, а еда — это деньги. Соответственно, все потихоньку начинает затухать. Сегодня — вроде бы неплохо, завтра — еще терпимо, а послезавтра — уже все» Виктор Степанцов: «Энергия — это еда, а еда — деньги. Соответственно, все потихоньку начинает затухать. Сегодня вроде бы неплохо, завтра еще терпимо, а послезавтра уже все» Фото: Андрей Титов

— Объявление о карантине было как объявление о начале войны. Эмоции? Абсолютная прострация. Что случится завтра, чем мы станем заниматься — ничего непонятно. Конечно же, сначала имело место легкая эйфория, что все пройдет быстро и мы со всем справимся. Даже пытались организовать флешмобы, съемки, мероприятия. Но потом почувствовали себя, как человек, попадающий зимой в тайге в сложные условия. Сначала он борется, но силы постепенно заканчиваются, если нет энергии. Энергия — это еда, а еда — деньги. Соответственно, все потихоньку начинает затухать. Сегодня вроде бы неплохо, завтра еще терпимо, а послезавтра уже все.

Реакция чиновников
Когда я позвонил в минкульт России, минкульт Татарстана, то получил ответ: «Закрывайтесь».
Виктор Степанцов   руководитель молодежного театра на Булаке
Виктор Степанцов руководитель молодежного театра на Булаке

Когда объявили о закрытии всех государственных театров, то мы около месяца еще работали, до конца марта прошлого года. А потом, с апреля, нас уже закрыли, и сколько это продлится, никто не знал. Но самое главное — отсутствие подушки безопасности. Мы негосударственный театр и только-только отметили свое 10-летие. Получили награды, услышали поздравления. Рассчитывали, что до следующего года будем развиваться и расти. Наращивать, так сказать, жир. А тут вдруг все остановилось. И за эти полгода — апрель, май, июнь, июль и август, можно сказать, что и сентябрь включительно, никто аренду с нас не снимал. Ни машину, ни квартиру мне продавать не пришлось. Для того чтобы театр остался на плаву, я оказался вынужден взять кредит. Он на мне до сих пор висит — 6 миллионов рублей. Буквально перед началом карантина мы взяли 3 миллиона и в течение 3–5 месяцев должны были их вернуть. Но потом пришел карантин. Затем, слава богу, дали возможность получить еще один кредит, чтобы хоть как-то платить людям.

Конечно, провели собрание, где обсуждали, как быть. Предлагалось даже пережить карантин в театре. Просто закрыться и жить здесь. Сценарист сделал грандиозный проект, благодаря которому мы могли бы не только выжить, а, возможно, еще и заработать на этом. Я из того возраста, когда были популярны шоу «За стеклом». Было предложено что-то похожее, с тем чтобы выкладывать все это в интернете. Но мы театр на Булаке, у нас есть критерии, которых придерживаемся. Мат у нас запрещен, поэтому «ниже ватерлинии» мы не хотели опускаться. Наш театр 11 лет собирал полные залы, не опускаясь на дно, не применяя нецензурщины и не изменяя классических форм. То же самое и здесь. Если бы мы остались здесь на самоизоляции, то, конечно, нашли бы привлекательные формы, не доходя до низкого уровня. Но у многих семьи, поэтому от данной идеи пришлось отказаться.

«Мы писали, обращались за поддержкой в минкульт Татарстана, и к президенту республики обращались через минкульт. Нам оказали поддержку, когда театры помаленьку уже начали открываться. Дали 300 тысяч рублей от минкульта Татарстана» «Мы писали, обращались за поддержкой в минкульт Татарстана, и к президенту республики через данное министерство. Нам оказали поддержку, когда театры помаленьку уже начали открываться. Дали 300 тысяч рублей от минкульта РТ» (на фото с министром культуры РТ Ирадой Аюповой) Фото: «БИЗНЕС Online»

Стоял ли вопрос о закрытии театра? Обсуждений таких не было. Но у меня как у руководителя, как у владельца, такие мысли появлялись, но я их просто отгонял. Мы писали, обращались за поддержкой в минкульт Татарстана, и к президенту республики через данное министерство. Нам оказали поддержку, когда театры помаленьку уже начали открываться. Дали 300 тысяч рублей от минкульта РТ. Но это уже было летом.

Благодаря чему мы выжили? Во-первых, за счет веры, как бы громко это ни звучало. Вы знаете, у меня все-таки репутация порядочного предпринимателя и партнера. Поэтому я смог договориться с арендодателем, что мы потихонечку станем выплачивать после того, как начнем функционировать. Конечно, было непонятно: ну как так — мы полгода не работаем, а аренда остается. Это же форс-мажор! Уже поменялся собственник здания, а с предыдущим арендодателем мне сейчас и ссориться не хочется, потому что он нас не выгонял и не требовал тут же выдать деньги. Как только мы начали продавать билеты, тут же стали помаленьку-потихоньку выплачивать долги. 

На сегодняшний день театр живет. Конечно, я рад, что он не закрылся.


«Появился огромный серый рынок туристических услуг»

Елена Илькун — руководитель и основатель туристической компании «Бюро путешествий Казань»:

Елена Илькун: «Знаете, о чем думала год назад? В отпуске давно не была, а тут — вынужденный отпуск — отдохнем!» Елена Илькун: «Знаете, о чем думала год назад? В отпуске давно не была, а тут вынужденный отпуск — отдохнем!» Фото: Андрей Титов

— Знаете, о чем думала год назад? В отпуске давно не была, а тут вынужденный отпуск — отдохнем! Думали, что к майским праздникам уже начнем работать, имелось очень много заказов на майские праздники, сезон обещал оказаться хорошим.

Что сказала год назад своим сотрудникам? «Ребята, затягиваем пояса». Никто не уволился. Но мои ожидания не совпали с реальностью на 100 процентов, действительность оказалась гораздо сложнее. Думаю, что пандемия не закончится еще года два. Апрель-май-июнь прошлого года — эти три месяца отсутствия работы будут еще долго сказываться на бизнесе.

Мы до сих пор возвращаем средства, заплаченные клиентами за путевки. Некоторым клиентам турфирмы до сих пор не вернули деньги за заграничные путевки, которые они оплачивали в 2020 году (мы в этих сделках работали как агенты), — и не возмещают, и не засчитывают на другое направление.

Туристический несезон
По потоку туристов в Казань мы вернулись к уровню 2010 года.
Елена Илькун   руководитель компании «Бюро путешествий Казань»
Елена Илькун руководитель компании «Бюро путешествий Казань»

За этот год кардинально поменялась форма туризма. Гораздо меньше идет групповых заказов. За те месяцы, что люди сидели дома, они научились искать предложения в интернете. Бронируют гостиницу, экскурсоводов напрямую.

Появился огромный серый рынок туристических услуг. Происходит перераспределение въездного туристического потока на обслуживание экскурсоводами, люди клюют на их рекламу в интернете. Есть экскурсоводы, которые занимаются откровенным плагиатом, выставляют в интернете не свои экскурсии, а целые программы, которые разрабатывались туристическими компаниями, хотя не имеют права этого делать. Имеются экскурсоводы, которые дробят обслуживание на разные услуги: гостиницу, питание, транспорт — все отдельно. И туристу кажется, как будто подешевле в итоге выходит. И потом, какие налоги платит экскурсовод? 6 процентов, если он самозанятый, а что-то и мимо кассы проводят, и того даже не платят. В некоторых городах экскурсоводы не имеют права принимать туристов самостоятельно, у нас на подобное никто не обращает внимания, они могут делать все, что хотят.

У нас в этом плане контролируется только территория Казанского кремля, острова-града Свияжска, Болгарского музея-заповедника, там есть аккредитация экскурсоводов конкретно по данным объектам. По Казани аккредитация тоже вроде как есть: экскурсоводы проходят курсы, сдают экзамены, получают бейджик, и все — уходят в свободное плавание. 

«Практически наш город первым в стране стал заниматься приёмом туристов. Нам завидуют и москвичи, и питерцы. Говорят: «Мы целый год пропустили». У себя они не могли принимать гостей, работали удаленно, продавали выездной туризм» «Практически наш город первым в стране стал заниматься приемом туристов. Нам завидуют и москвичи, и питерцы. Говорят: «Мы целый год пропустили». У себя они не могли принимать гостей, работали удаленно, продавали выездной туризм» (на фото с Сергеем Ивановым – председателем госкомитета РТ по туризму) Фото: «БИЗНЕС Online»

Момента отчаяния у меня не было, но тяжелые моменты имели место. Вспоминаю начало июня прошлого года, когда разрешили принимать небольшие группы туристов — по 2–3 человека. Мне звонит московская компания: «Сделай нам репортаж из Кремля с нашими туристами», у нас как раз имелись на обслуживании два человека, сделали репортаж, отправили нашим партнерам. Они запустили это в рекламу и начали «продажу Казани». Практически наш город первым в стране стал заниматься приемом туристов. Нам завидуют и москвичи, и питерцы. Говорят: «Мы целый год пропустили». У себя они не могли принимать гостей, работали удаленно, продавали выездной туризм. Сейчас выездной туризм за пределы РФ, особенно в Европу, остановился. Многие крупные туроператоры переориентировались на российский рынок. Начали запускать турпоезда — на 1–2 дня. Стали также организовывать чартерные программы по России, хорошо пошла программа в Бурятию. Для людей стала открываться РФ, города нашей страны делают яркие программы, чтобы привлечь туристов. Не знаю, как сложится этот сезон, оборотов по сравнению с началом 2020 года мы не добираем, наверное, процентов на 50 (2020-й начинался очень активно, до марта). Надеюсь, что туристический сезон – 2021 по итогу все же окажется лучше прошлогоднего. Но многие люди все еще боятся ездить. Истерия, которая была в 2020-м, еще не закончилась.

Сейчас важно, каким явится решение властей: придется ли нам возвращать 2-процентный льготный кредит, выданный на выплату зарплаты сотрудникам (из расчета один МРОТ на каждого на 6 месяцев). Кредит выдавали с условием: «Если сохраните штат, то мы вам его простим». 1 апреля будет день икс, все ждут решения Владимира Путина о списании или несписании данного кредита. Если придется его возвращать, то это будет огромная проблема для компаний нашей отрасли.


«Повара стали курьерами, менеджеры и управляющие — упаковщиками и операторами»

Айрат Гарипов  владелец Garipov Rest Family (ресторан-сыроварня CHEESERIA, бельгийская брассерия Leuven, крафтовый паб ТОР НОР, Brisket BBQ by Beerpoint, бар-музей «Вася Ложкин»):

Айрат Гарипов: «Пандемия — стала словом года для российских рестораторов. На начало локдауна мы все ходили в розовых очках и думали, что это ненадолго. Очки пришлось снять достаточно быстро» Айрат Гарипов: «Пандемия стала словом года для российских рестораторов. На начало локдауна мы все ходили в розовых очках и думали, что это ненадолго. Очки пришлось снять достаточно быстро» Фото предоставлено А.Гариповым

— Пандемия стала словом года для российских рестораторов. На начало локдауна мы все ходили в розовых очках и думали, что это ненадолго. Очки пришлось снять достаточно быстро. В данный период для предприятий сферы HoReCa обозначились две главные проблемы.

Первая — арендодатели. С их действиями сложно было спокойно согласиться. Многие не хотели понимать, что вынужденный простой окажется длительным, отказывались предоставлять не то чтобы арендные каникулы, а даже скидку на время пандемии.

Вторая проблема — беспощадные сокращения затрат, включая затраты на фонд оплаты труда. Персоналу в тот момент досталось больше всего.

Есть рестораторы, кто продавал собственные авто, одни хайповали на этом, другие реально удерживали рестораны и персонал на плаву. Мы справились с обеими проблемами, где-то путем длительных переговоров, в других вариантах денежными вливаниями. Вносили средства в оборот, чтобы платить зарплату, аренду и коммуналку. Мне звонили сотрудники и говорили: «Понимаю, что не могу получать зарплату, как раньше, но я с вами и готов работать».

Пандемия очень сплотила нас, всю команду. Стерлось понятие должности: повара стали курьерами, менеджеры и управляющие — упаковщиками и операторами. Компания сохранила 95 процентов штата. Именно в тот момент я понимал, что мы выплывем и бизнес не потонет.

Мысленно разделив город на две части, мы экстренно развернули доставку через мобильное приложение, для своевременной доставки заказов из ресторана подключили дополнительные мощности — во втором ресторане на улице Аграрной, 52. Вместо красивого открытия 12 апреля 2020 года, в День космонавтики, мы запустили с нуля ресторан на доставку, подготовили наших гостей к новому формату обслуживания.

Почему мы справились? Первое — это команда, второе — наши гости, они здорово поддержали нас в пандемию, мы стали одной семьей. Третье, конечно, наш уникальный продукт и отношение к бизнесу.

Рад, что мы продолжали работать, доказали себе, из какого теста сделаны. Другого решения я даже не рассматривал, благодаря ему моя компания продолжает успешно функционировать и сегодня.


«Горожане научились обходиться малым и плотнее вжались в диван»

Александр Хайкин  директор тренажерного зала «Наш фитнес» (в прошлом соучредитель легендарного клуба «Динамит Джим»):

Александр Хайкин: «Были ожидания, что люди изголодаются и рванут в залы после их открытия. Но на деле горожане научились обходиться малым и плотнее вжались в диван» Александр Хайкин: «Были ожидания, что люди изголодаются и рванут в залы после их открытия. Но на деле горожане научились обходиться малым и плотнее вжались в диван» Фото: Андрей Титов

— Когда объявили карантин и начались закрытия, было понятно, что все это надолго. Но нас, сферу фитнеса, приятно удивили татарстанские власти, которые достаточно быстро ввели послабления.

Власти Татарстана помогли
Не прошло и двух месяцев, как все фитнес-центры открыли. Наши друзья и коллеги из Сибири, например, сидели на карантине чуть ли не до конца августа. Коллеги из Германии до сих пор в локдауне.
Александр Хайкин   директор тренажерного зала «Наш фитнес»
Александр Хайкин директор тренажерного зала «Наш фитнес»

Но год был тяжелым. Я в прошлом спортсмен, сегодня — тренер по бодибилдингу, функционер федерации бодибилдинга России (ФББР). В прошлом году все турниры отменили, и ребята готовились впустую, получается. Спасибо ФББР и международной федерации бодибилдинга и фитнеса: чтобы совсем не пропал сезон, было проведено несколько онлайн-конкурсов, где спортсмены могли показать себя. Да, «староверы» могут возмущаться: «Нет, только под светом, на одной сцене!». Но в тех условиях это оказался неплохой вариант, куда лучше, чем сказать ребятам: «Вы готовились по полгода – по году, ну и все на этом, молодцы». Плюс уже осенью сборная РФ по бодибилдингу смогла выехать на ЧМ в Испанию, получив приглашение минспорта Испании и оформив спортивную визу. Сейчас ждем, что будет весной. Внутри страны ситуация с турнирами «разморозилась», они проходят уже очно, в большинстве регионов разрешено присутствие зрителей.

Что касается фитнеса, тут все сложнее. Имелись ожидания, что люди изголодаются и рванут в залы после их открытия. Но на деле горожане научились обходиться малым и плотнее вжались в диван. На фоне этого в плачевном положении оказались фитнес-клубы, за прошлую весну, когда бизнес встал, основательно подъевшие, а то и полностью проевшие свои финансовые запасы, которых в затянувшейся депрессивной экономической ситуации было немного.

Насколько я знаю, четыре фитнес-клуба в Казани продаются либо сами по себе как готовый бизнес, либо реализуются здания, в которых они находятся. Один клуб в стадии переезда, другой, являющийся частью федеральной сети, закрылся на текущей неделе. С одной стороны, это чистка, те обстоятельства, в которых естественный отбор становится эффективным. С другой — истинные масштабы последствий от локдауна и коронавируса только начинают проступать.

«Фитнес стал неприлично дешевым. И это плохо для развития бизнеса. А расходы только растут. То, что происходит в коммунальной сфере, это полный трэш! Я бы поостерегся на месте клиентов фитнес-клубов поддаваться на запредельные скидки» «Фитнес стал неприлично дешевым. И подобное плохо для развития бизнеса. А расходы только растут. То, что происходит в коммунальной сфере, это полный треш! Я бы поостерегся на месте клиентов фитнес-клубов поддаваться на запредельные скидки» Фото: © Антон Денисов, РИА «Новости»

У нас в клубе объявление карантина совпало с переездом. Повезло, можно сказать, мы времени зря не теряли, выходим из данной истории с минимальными потерями. Да, была пауза, сейчас мы воссоздаем клиентскую базу, но тренеры довольны, клиенты тоже. Все к лучшему.

Сложно в финансовом плане оказалось в самом начале: нам, как и всем, нужно было платить по счетам во время простоя. Я с ужасом думаю о тех бизнесах, которые закредитованы. Ну и знаю, что несколько клубов, находившихся в ТЦ, платили полную аренду за месяцы простоя. А это вводит в такой штопор, выбраться из которого очень трудно.

Фитнес стал неприлично дешевым. И подобное плохо для развития бизнеса. А расходы только растут. То, что происходит в коммунальной сфере, это полный треш! Я бы поостерегся на месте клиентов фитнес-клубов поддаваться на запредельные скидки. Из истории предыдущих громких закрытий залов в других городах именно такие распродажи в отдельно взятом клубе предшествовали их банкротству. В Казани услуги фитнес-центров одни из самых доступных, коллеги спрашивают, как мы концы с концами сводим. Но есть и плюсы: думаю, после коронавируса рынок очистится от случайных дельцов, которые захотели в свое время заниматься модным фитнес-бизнесом.