В первый день весны кондукторы выдадут билет «наличникам» не за 30, а за 35 рублей. Для большинства пассажиров ничего не изменится, ведь остальные 75% транзакций идет через безнал, а там тарифы останутся прежними — 27 рублей для транспортной карты и 30 для банковской по NFC-оплате. Перевозчики готовятся к снижению доли оплаты наличными до 10% и верят, что принятые меры посодействуют в борьбе с воровством кондукторов. Но поможет ли это транспортникам компенсировать убытки и обелить расчеты с пассажирами?
Накануне вечером стало известно, что с 1 марта стоимость проезда в общественном транспорте Казани при оплате наличными поднимается с 30 до 35 рублей
РАДИ «ОБЕЛЕНИЯ» ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ И «ПОДДЕРЖАНИЯ ШТАНОВ» ПЕРЕВОЗЧИКОВ
Накануне вечером стало известно, что с 1 марта стоимость проезда в общественном транспорте Казани при оплате наличными поднимается с 30 до 35 рублей. Затраты при оплате транспортной и банковской картами останутся прежними — 27 и 30 рублей. На том же уровне остается и цена проезда для пенсионеров: безлимитная карта для них, как и раньше, будет стоить 526 рублей.
Те, кто регулярно пользуется общественным транспортом, предпочитают платить безналом. Доля таких транзакций — 75%, говорил ранее в интервью «БИЗНЕС Online» председатель комитета по транспорту исполкома Айдар Абдулхаков. Строго говоря, это повышение без повышения для большинства пассажиров.
Увеличившаяся разница между ценой проезда по безналу и за наличные, по прогнозам, снизит долю наличного оборота в салонах общественного транспорта до 10%. И это одна из целей роста цены разового проезда — соответствующую методику давно и успешно применяют в транспортных системах. Разовый билет «за деньги» стоит значительно дороже «карточной» оплаты во многих других городах, включая Москву и Санкт-Петербург.
«Цель увеличения тарифа за наличный расчет — еще один шаг по обелению денежных потоков, а не только повышение выручки, — пояснил Абдулхаков. — По нашим прогнозам, от платежа деньгами откажутся часть пассажиров. Если оборот наличных сократится до 10 процентов, то перевозчики снизят соблазн для воровства кондукторов».
Вторая цель повышения цены «денежных» билетов — компенсация убытков перевозчикам. Система финансирования общественного транспорта Казани полностью зависит от денег пассажиров. Бюджет компенсирует лишь перевозку льготников, прямых дотаций «автобусникам» не предусмотрено. Так что все более или менее нормально, если есть пассажиры, но в результате последствий «коронавирусного» года пассажиропоток резко снизился. Но автобус на маршруте все равно исправно потребляет солярку, тикают рабочие часы персонала, поэтому выручка перевозчиков в 2020-м упала на 1,6 млрд рублей. В результате фиксируются убытки на 175 млн рублей, разорилось три перевозчика. Ответом на рост издержек становится сокращение автобусов на маршрутах, и людям приходится дольше ждать. Поэтому повышение в какой-то мере позволит поддержать «спадающие штаны» казанских «автобусников». А им в этом году предстоит заплатить отложенные суммы налогов и «подмороженный» на время всплеска пандемии лизинговый взнос.
Айдар Абдулхаков: «Цель увеличения тарифа за наличный расчет — еще один шаг по обелению денежных потоков, а не только повышение выручки»
«МЫ НЕ ЗНАЕМ, УЙДУТ ЛИ ЛЮДИ ОТ НАЛИЧКИ И КУДА»
Надеяться на то, что повышение стоимости проезда за наличные решит проблемы транспортников, преждевременно, полагает директор МУП «ПАТП №2» Альберт Мухаметшин. В новых реалиях нужно поработать хотя бы месяц, но позитивные изменения все же есть. «Рады ли мы повышению? Рады или не рады, есть экономика, и от нее никуда не деться, это вопрос с „хвостом“», — говорит Мухаметшин. Собеседник издания согласен с тем, что рост «наличной» цены проезда приведет к тому, что пассажиры перейдут на банковские карты. «Мы сами просили, чтобы расчеты за проезд ушли на безналичный расчет. Это обеспечит прозрачность, обеление работы водителей и кондукторского состава, — подчеркнул перевозчик. — Кроме того, эпидемия никуда не ушла, безналичные расчеты безопаснее.
«И все-таки нужно понимать, что подняли стоимость проезда только за наличный расчет, при этом цена билета по банковским картам, для льготников осталась прежней, — сетует Мухаметшин. — А у нас каждый год пополнение автопарка. Замена автобусов идет по лизинговой схеме, что дает дополнительную финансовую нагрузку. Кроме того, из года в год все растет в цене: запчасти, топливо, энергия…»
«Мы сами просили, чтобы расчеты за проезд ушли на безналичный расчет. Это обеспечит прозрачность, обеление работы водителей и кондукторского состава»
По оценке собеседника издания, доля пассажиров, которые оплачивают проезд за наличку на его предприятии, составляет 30%. Еще 36% — это льготники, которые ездят за 20 рублей, остальные оплачивают проезд по карте за 27 или за 30 рублей. В комитете по транспорту уточнили, что в целом по городу транспортной картой пользуются 56,6% пассажиров, из них 38% составляют льготники, еще 18% пользуются банковской картой.
Куда и как быстро «уйдут» пассажиры от наличного расчета, пока не понятно. Примерный анализ можно сделать через месяц, говорят транспортники.
В ПАТП-2 допускают, что 10% пассажиров останутся на наличной оплате — это те, у кого разовые поездки. 10% перейдут к банковским картам и согласятся платить по 30 рублей за проезд, а еще 10% — перейдут на приложение с оплатой в 27 рублей. «При таком расчете средняя стоимость проезда подрастет на 30 копеек, — говорит Мухаметшин. — А что такое 30 копеек? Но мы не знаем, уйдут ли люди от налички, куда они уйдут, в каком проценте? Надо поработать, посмотреть».
По словам активиста движения «Петербуржцы за общественный транспорт» Романа Агапитова, введение условной «скидки» за оплату проезда по безналичному расчету есть в большинстве регионов России. Вместе с тем причины таких решений у каждого региона свои. В Санкт-Петербурге, например, «вилка» призвана поддержать местных жителей. Там «наличная» цена — 55 рублей, по «безналу» — 36.
«За наличку оплачивают проезд в основном гости города, туристы, а петербуржцы используют различные виды электронных проездных билетов, — объяснил собеседник нашего издания. — И не совсем правильно из бюджета города компенсировать расходы на перевозку гостей города. Поэтому для местных жителей мы сделали такую хорошую скидку, а полную стоимость подняли. Мы добились того, что 90 процентов пассажиров пользуются безналичным расчетом, но такой процент мы достигли не только повышением цен, но и рекламой электронных проездных. Поэтому для нас вопрос обеления серого нала неактуален».
Агапитов добавил, что переход на безналичный расчет удобен для перевозчиков: деньги, полученные за наличный расчет, им приходится «учитывать, пересчитывать, фиксировать, инкассацией заниматься».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 186
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.