«Мы купили железо и положили на склад, чтобы нам поставили галочку», — так характеризуют положение дел с закупками участники рабочей группы по созданию интеллектуальных транспортных систем. Без общего плана каждый регион действует на свое усмотрение, что в будущем и помешает «поженить» системы разных субъектов. О том, чем для Казани обернулась отмена левого поворота, сколько сэкономили на извещении нарушителей и когда татарстанцев ждет радиочастотная идентификация машин, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Татарстан в прошлом году освоил 370 млн рублей на создание в республике интеллектуальной транспортной системы, хотя пока неясно, как она будет интегрироваться с системами других регионов
Весогабаритный воз и ныне там
Татарстан в прошлом году освоил 370 млн рублей на создание в республике интеллектуальной транспортной системы, хотя пока неясно, как она будет интегрироваться с системами других регионов. Об этом накануне рассказал директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов на заседании рабочей группы по интеллектуальным транспортным системам (ИТС).
ИТС — это системы навигации, весогабаритный контроль транспортных средств, видеонаблюдение, система косвенного управления транспортными потоками, общественным транспортом, обеспечение приоритетного проезда, «умные» машины и электромобили, мониторинг экологических параметров и, конечно же, платные дороги, пояснил Минниханов в своем докладе. Сеть ИТС строится по всей России в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Директор ГБУ начал с экскурса в историю. Татарстан занялся цифровизацией дорожного движения еще с 2010 года, когда не было координирующей федеральной структуры и регионы действовали разобщенно. С 2012-го республика в качестве «пилота» развивает систему приоритета для выделенных групп спецтранспорта. Сейчас к ней подключено 12 пожарных машин и 20 светофоров. Система автоматически активирует требуемую фазу светофора, в результате время машин в пути сократилось на 37%, сообщил Минниханов.
Отмена левых поворотов повысила пропускную способность улично-дорожной сети в 1,5 раза. Директор ГБУ отметил, что увеличение пропускной способности потребовало освобождения примыкающих и параллельных улиц от припаркованных в неположенном месте машин. Затем была введена система платной парковки, что снизило эффект от отмены левого поворота, констатировал Минниханов, назвав это примером противоречия между основными и обеспечивающими системами.
Миллиардные ущербы наносит республике допуск на дороги транспортных средств с осевыми нагрузками, превышающими нормативные ограничения. По словам Минниханова, республика в данном направлении работает активно и у автоматизированной системы весогабаритного контроля «большие перспективы». Необходимо наделить органы исполнительной власти субъектов полномочиями по административному воздействию на нарушителей и осуществлению производства по таким делам, подчеркнул директор ГБУ. Он напомнил, что президент РФ Владимир Путин еще в 2014 году дал поручение подготовить соответствующие предложения. «Однако воз и ныне там», — посетовал Минниханов.
Система непрерывного контроля на федеральных и региональных дорогах РТ «стимулирует законопослушное поведение на протяжении всего участка дороги», что значительно снижает риск возникновения аварийных ситуаций
«Тотальный контроль» стимулирует законопослушное поведение»
С 2008 года в республике функционирует система фотовидеофиксации нарушений на дорогах. «Наглядный эффект ее появления — это снижение уровня социального риска более чем в 2 раза. Сегодня автоматикой регистрируется свыше 86 процентов от общего количества нарушений, выявляемых Госавтоинспекцией», — удовлетворенно отметил директор ГБУ.
Система непрерывного контроля на федеральных и региональных дорогах РТ «стимулирует законопослушное поведение на протяжении всего участка дороги», что значительно снижает риск возникновения аварийных ситуаций, убежден Минниханов. «К сожалению, сегодня обсуждаются вопросы законности применения непрерывного контроля», — добавил он и согласился с тем, что действующие методы фотовидеофиксации несовершенны. Директор ГБУ рассказал об успешных прошлогодних испытаниях радиочастотной идентификации транспортных средств на полигоне в Казани. Испытания «подтвердили высокую надежность данного метода», но законодательная база для его применения пока не разработана.
Минниханов также обратил внимание, что на федеральном уровне существует уже три независимых проекта: «Умный город» от минстроя, «Безопасный город» от МЧС и «Интеллектуальные транспортные системы» в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». По последнему проекту финансирование есть, а концепции нет. На первый этап проекта республика получила 370 млн рублей, что позволило, кроме реализации «типовых решений», направить средства на создание единой платформы управления транспортной системой (ЕПУТС). Платформа будет собирать и анализировать большие данные и «генерировать оптимальные управленческие решения». К полноценному внедрению на территории РТ она должна быть готова к 2023 году. Но уже сейчас, по словам Минниханова, обозначился «традиционный набор проблем»: отсутствие контроля над данными как государственным ресурсом, отсутствие стратегии развития и регламента системного взаимодействия.
Игорь Костюченко: «Коллеги, у нас задача стоит не обеспечить кассу, а обеспечить выполнение работ»
«Мы купили железо и положили его на склад, чтобы нам поставили галочку»
Но о содержательной части ИТС говорить преждевременно. Ряд регионов по разным причинам даже не смог провести тендеры, в результате из выделенных на программы 3,3 млрд рублей полмиллиарда вернулось в резервный фонд правительства РФ. «Коллеги, у нас задача стоит не обеспечить кассу, а обеспечить выполнение работ», — обратил внимание присутствовавший на заседании заместитель руководителя Росавтодора Игорь Костюченко. Он напомнил о беспрецедентном объеме государственной поддержки и призвал получше следить за контрактацией в этом году.
Минтранс РФ разрабатывает план национальной сети ИТС, которая даст регионам общий ориентир в действиях и проведении закупок. Но пока его нет, субъектам придется работать самостоятельно, останавливаться и ждать нельзя.
Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов указал на отсутствие единой концепции ИТС на федеральном уровне. Он попросил включить в эту систему возможность отслеживать работу общественного транспорта и такси. «Не за горами кардинальные меры в функционировании общественного транспорта, данная система очень здорово бы помогла», — сказал Ханифов.
На проблемах в реализации ИТС сосредоточился президент ассоциации «Цифровая эра транспорта» Антон Журавлев. Он посетовал на то, что каждый регион идет своим путем, что в дальнейшем может аукнуться множеством несостыковок. По его словам, многие проведенные на данный момент закупки сводятся к тому, что «мы купили железо и положили его на склад, чтобы нам поставили галочку». Решения Росавтодора и минтранса РФ, по словам Журавлева, порой приводят к «вакханалии на местах», кроме того, нет реестра допустимого к установке оборудования.
Также глава ассоциации затронул больной вопрос информационной безопасности, напомнив историю с РЖД (в августе в сеть утекли личные данные более 700 тыс. сотрудников компании — прим. ред.). По мнению Журавлева, в создании ИТС сейчас указанный вопрос упускается. Президент ассоциации призвал переходить к обсуждению более конкретных технических аспектов, отметив, что создание ИТС — это не бизнес, а «государева задача».
Костюченко согласился с замечаниями, но заметил, что совсем не учитывать специфику регионов нельзя и не всем нужны одинаковые подходы. Другие участники совещания также обратили внимание на то, что в будущем может оказаться трудно «поженить» создаваемые сейчас в субъектах системы. Вопросы вызвали и китайские датчики, и американские серверы, которые используются при создании ИТС, хотя вполне можно воспользоваться российскими технологиями.
В заключение Минниханов вновь вернулся к вопросу полномочий органов власти регионов по весогабаритному контролю.
— Шесть лет исполнять поручение Владимира Владимировича — это не очень хорошо, — заметил директор ГБУ.
— Данный законопроект пока находится в Госдуме, без комментариев, — ответил Костюченко.
— Чем больше о подобном станут говорить, тем больше на это будут обращать внимание, — пояснил смысл своей реплики Минниханов.
— Сегодня наша задача — техническое регулирование, подготовка нормативной базы, а не принятие законодательных актов, — намекнул на пределы своих компетенций заместитель руководителя Росавтодора.
На этом заседание рабочей группы завершилось, и участники отправились в IT-парк и ГИБДД на практике знакомиться с достижениями татарстанской цифровизации. Следующее заседание рабочей группы решено проводить с учетом высказанных замечаний и бо́льшим привлечением технических специалистов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.