«С этим оркестром не надо заниматься какими-то рутинными ремесленными задачами, можно сразу браться за музыку, концепции, добиваться какого-то волшебства, что очень важно», — говорит Евгения Кривицкая, профессор Московской консерватории по классу органа, автор цикла музыкально-просветительских программ «Сказки Пушкина». Его она реализует вместе с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. О том, как юных зрителей знакомили с поэзией Пушкина и оперой Римского-Корсакова, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Золотой петушок» пропел в Казани накануне в ГБКЗ им. Сайдашева
«ДЛЯ ДЕТЕЙ НУЖНО, КАК ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, НО ЕЩЕ ЛУЧШЕ»
«Золотой петушок» пропел в Казани накануне в ГБКЗ им. Сайдашева. Это театрализованный концерт из цикла музыкально-просветительских программ «Сказки Пушкина», получившего грант президента РФ на приобщение к высокому искусству подрастающего поколения, что кажется именно сегодня задачей еще более важной.
Первый концерт цикла состоялся в 2017 году, напоминает режиссер-постановщик Петр Татарицкий. А профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая, автор и вдохновительница этого проекта, отмечает мастерство оркестра ГСО РТ и организацию мероприятия. «Это прекрасный оркестр, один из лучших в России. Для меня большое счастье, что мы нашли друг друга и оркестр с удовольствием откликается на такие предложения и участвует в подобных программах, — говорит Кривицкая, которая сотрудничает с коллективом Александра Сладковского еще и как действующая органистка. — Конечно, это миссия — приобщать детей к великой русской классике, и она должна быть исполнена на самом высшем уровне. Для детей нужно, как для взрослых, но еще лучше. Музыка Римского-Корсакова совсем непростая, тут есть много и таких технических сложностей, и эмоциональных. Мне кажется, оркестр здесь выглядит в самом хорошем виде и может показать свои лучшие достоинства — и игру солистов, и партии отдельных инструментов, тут просто раздолье для глаз и ушей. И роскошное звучание ГСО Татарстана усиливает миссию этого проекта — приобщение молодежи, семейной аудитории к русской классике, русскому языку, вообще к основам нашей культуры».
В концерте звучала музыка Римского-Корсакова, Козловского, Чайковского в исполнении Государственного симфонического оркестра РТ
В сценарии концерта большое внимание уделяется театральному элементу — продуманы костюмы, театрализованное действие, оперные арии перемежаются со стихотворными фрагментами из поэмы в исполнении Татарицкого. Задача — не просто вспомнить с детьми сказку Пушкина «Золотой петушок», но и познакомить их с одноименной оперой Римского-Корсакова, которая сама может быть сложна для понимания. Восприятию музыки как раз и помогает театральный компонент — из повествования сказочника вырастают ожившие персонажи, которые разыгрывают действие. Вдохновители проекта подчеркивают, что действо в ГБКЗ — это полноценный спектакль.
Сюжет иллюстрирует и оригинальная песочная анимация Артема Нерсеса, который подробно выписывал каждый поворот сюжета. «Он записал аудиотрек, как читает наш режиссер и мой соавтор Петр Татарицкий, захронометрировал музыкальную часть, высчитал, сколько смен планов ему нужно, в каком темпе он должен рисовать каждый из них, чтобы успеть уложиться в текст и смысл, и все это вместе рождает красочную волшебную историю», — напоминает Кривицкая. Некоторые юные зрители признавались вчера, что иногда им было сложно понять, что пели солисты, и в эти моменты театральное действие, поэтические тексты Пушкина и песочная анимация помогали детям.
Евгения Кривицкая довольна сотрудничеством с ГСО РТ и строит дальнейшие планы на декабрь 2021 года, возможно, здесь покажут «Конька-горбунка» или одну из сказок Андерсена
«С ЭТИМ ОРКЕСТРОМ НЕ НАДО ЗАНИМАТЬСЯ КАКИМИ-ТО РУТИННЫМИ РЕМЕСЛЕННЫМИ ЗАДАЧАМИ»
В концерте звучала музыка Римского-Корсакова, Козловского, Чайковского в исполнении Государственного симфонического оркестра РТ. Вокальная составляющая здесь также выходила на первый план, поэтому было решено пригласить на этот раз оперного дирижера. «Артем Макаров — главный дирижер Башкирского театра оперы и балета, — комментирует выбор Кривицкая, — то есть опера — его конек, поэтому мне кажется, интересно соединение оркестра и чисто оперного дирижера, каждый узнает что-то свое и передаст какие-то свои секреты».
В постановках «Золотого петушка» традиционно подчеркивается национальный колорит, в котором слышится что-то родное и в Татарстане. Не зря коварную и прекрасную Шамаханскую царицу в последней по времени постановке оперы Римского-Корсакова в Большом театре пела Венера Гимадиева, а в записи Мариинки, которая даже номинировалась на «Грэмми», в этой партии отличилась Аида Гарифуллина. Во вчерашней версии «Золотого петушка» выбор организаторов пал на солистку московского театра «Новая опера» Анастасию Белукову.
Но Кривицкая подчеркнула в разговоре с «БИЗНЕС Online» национальные мотивы в постановке: «Изначально это не русская народная сказка, Пушкин ее почерпнул из сборника арабских сказок. В Казани, наверное, слушатели чувствуют здесь какие-то национальные корни, что-то знакомое и родственное для себя, и это очень важное соединение нескольких культур». Наша собеседница довольна сотрудничеством с ГСО РТ и строит дальнейшие планы на декабрь 2021 года, возможно, здесь покажут «Конька-горбунка» или одну из сказок Андерсена. «Все дирижеры, которых мы привозили, говорили после первой репетиции, что с этим оркестром не надо заниматься какими-то рутинными ремесленными задачами, можно сразу браться за музыку, концепции, добиваться какого-то волшебства, что очень важно», — объяснила профессор Московской консерватории секрет популярности «татарских симфоников» среди коллег.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.