«Даже консервативный сценарий развития энергетики предполагает снижение объемов потребления нефти», — предупреждал на прошедшем заседании ТНХИ-Х Рафинат Яруллин, допуская, что интенсивная декарбонизация уронит спрос на черное золото на 78%. На заседании генералы нефтехимии РТ подвели итоги года, услышали, что помет — лекарство для почвы, на АЗС «Татнефти» появляются зарядки для электромобилей, а в госархив с 1978 года не поступило ни одной научно-исследовательской разработки.
Прошедшее накануне заседание совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» выдалось особенно насыщенным
За 2020 год выпуск предприятий снизился на 8,4%
Прошедшее накануне заседание совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» выдалось особенно насыщенным. С ключевым докладом выступил гендиректор ТНХИ-Х Рафинат Яруллин, который подвел итоги деятельности нефтехимического комплекса в 2020 году. Естественно, производственные показатели и финансовые результаты нефтегазохимического комплекса республики ухудшились. Однако связывать это только с пандемией, по его мнению, неправильно — негативные тенденции отмечались и в 2019-м, а за 2020 год выпуск предприятий снизился еще на 8,4%.
Яруллин зафиксировал отрицательную динамику во всех секторах, кроме производства резиновых и пластмассовых изделий. За 2020 год «Татнефть» снизила объемы добычи на 13% до 25,6 млн т (в период минимальных квот добыча сокращалась до 60,4 тыс. т в сутки, после смягчения условий выросла до 69,7 тыс. т в сутки). «В более выигрышной ситуации от сделки ОПЕК оказались страны, которые в ней не участвовали. В условиях восстановления цен они наращивают объемы добычи», — с некоторым сожалением констатировал он. И перечислил проблемы и трудности отдельных предприятий.
Так, в 2020 году ТАНЕКО нарастило переработку сырья на 12%, выпуск автобензинов — на 6,5%, но производство дизтоплива снизилось на 6% из-за капремонта на предприятии. На шинном комплексе «Татнефти» и «Нижнекамсктехуглероде» производство пока не удалось восстановить после падения в 2019-м: в итоге выпуск легковых шин с 2018 года снизился на 32%, грузовых — на 17%, а техуглерода — на 11%. На ТАИФ-НК за год переработка снизилась на 12%, основная причина — капитальный ремонт всего завода, включая новый комплекс глубокой переработки тяжелых остатков. На КОСе было падение выпуска этилена и полиэтилена из-за капремонта и дефицита сырья. Продолжают снижаться поставки полиэтилена республиканским потребителям — они сократились на 30%. НКНХ в четвертом квартале улучшил производственные показатели по сравнению с 2019 годом, однако компенсировать падение предыдущих кварталов не удалось. «Нэфис Косметикс» увеличил выпуск мыла на 12%, жидких моющих средств — на 19%, гелей для стирки — в 2 раза. На химзаводе им. Карпова выручка от продаж сократилась на 17%, а последние инвестпроекты были реализованы аж в 2013-м.
Дальше Яруллин перешел к мировым тенденциям. По его словам, локдауны негативно сказались на рынке моторных топлив, пострадал выпуск авиакеросина. Падает спрос на полиэтилен в машиностроении, строительстве, производстве бытовой техники и товаров, мировое потребление натурального каучука снизилось на 9%. Спрос со стороны шинной отрасли сократился на те же 9%.
В 2020 году снизились мировые цены на нефть, нефтепродукты, пластики, каучук, карбамид, а вот биржевые цены на бензин выросли на 2–2,5%. «С 2018-го растут убытки в сфере нефтепереработки. Сказываются проблемы с пуском комплекса глубокой переработки на ТАИФ-НК. Наибольшими темпами сокращается прибыль в химическом секторе, увеличить выручку удалось „Нэфис Косметикс“, его рентабельность достигла 19 процентов — это максимальный показатель за последние пять лет», — говорил Яруллин. Интересно, что общих итоговых цифр по выработке и выручке всего сектора он не дал, уточнив, однако, что базовые нефтехимические предприятия перечислили 348 млрд рублей налогов — это на 31% ниже уровня 2019-го. В консолидированный бюджет республики при этом перечислили всего 54 млрд — падение к прошлому году составило 41%. Впрочем, несмотря на кризис, предприятия умудрились увеличить среднесписочную численность, которая всего по комплексу выросла на 2%.
Рафинат Яруллин: «Даже консервативный сценарий развития энергетики предполагает снижение объемов потребления нефти»
К 2050 году потребление нефти может снизиться на 10–78%
Во всех секторах, кроме нефтедобычи, выросли инвестиции в основной капитал. Большинство предприятий освоило выпуск антисептических средств и товаров медицинского назначения. На ТАНЕКО начался выпуск экологического судового топлива и бензина «Евро-6», а запущенная в декабре установка гидроочистки дистиллятов позволит увеличить выпуск дизтоплива на 70%. Ряд новых производств открылся в «Алабуге» и «Химграде».
За пять лет серьезно увеличились мощности производства нефтепродуктов, а вот в химическом производстве серьезного расширения мощностей не было, в результате его удельный вес сократился. На ТАНЕКО планируется увеличить мощности переработки до 15,3 млн тонн. Это обеспечит дополнительные сырьевые потоки для нефтехимии. Нужно максимально перерабатывать данное сырье в республике, создавать новые рабочие места, налоги. «Это возможно только в условиях добрососедских отношений между компаниями „Татнефть“ и ТАИФ», — отметил Яруллин.
Он подчеркнул, что в России и мире реализуется много крупнотоннажных проектов на дешевом сырье, рынок перенасыщен, рентабельность снизится, поэтому посоветовал татарстанским предприятиям уходить в малую и среднюю химию (например, производить окись пропилена). К тому же он напомнил, что в России стоит цель на 70% увеличить выпуск малотоннажной химии, для этого в октябре принят закон об обратном акцизе на метан и сжиженный углеводородный газ.
Яруллин также напомнил о мировом тренде на декарбонизацию, который дошел до отказа от двигателей внутреннего сгорания. «Запрет на продажу таких автомобилей уже объявило 14 стран! Даже консервативный сценарий развития энергетики предполагает снижение объемов потребления нефти», — отметил он, продемонстрировав присутствующим неутешительный слайд, на котором в зависимости от интенсивности декарбонизации спрос на черное золото в обозримом будущем может упасть от 10% до 78%. «Это еще раз говорит, что все продукты нефтепереработки надо направлять на развитие химических товаров», — подчеркнул он.
Закончил доклад Яруллин призывом внимательно относиться к технике безопасности (с кратким перечислением последних катастроф) — мол, нефтехимия беспечных людей не любит.
Президент РТ Рустам Минниханов допустил, что до снижения потребления топлива пройдет еще достаточно много времени — главное, по его словам, чтобы экономика развивалась
Цеолит в смеси с пометом — лекарство для почвы
Президент РТ Рустам Минниханов допустил, что до снижения потребления топлива пройдет еще достаточно много времени — главное, по его словам, чтобы экономика развивалась. «Альтернативные источники надо иметь в виду, но в то же время сырьем для нефтехимии являются углеводороды, это надо понимать», — пояснил он и дал слово азнакаевскому ООО «НПГ „Экомашорганик“». Директор предприятия Владимир Аксенов презентовал технологию получения органических удобрений и кормовых концентратов из куриного помета.
В Муслюмовском районе запущено пилотное производство. «Цеолит в смеси с пометом — лекарство для почвы, которое позволит вернуть плодородие столетней давности», — заверял он. Эту же смесь Аксенов рекомендует использовать и в виде кормовой добавки: по его словам, стоимость протеина в помете в 4–5 раз дешевле растительного протеина, а исследования показали, что такая смесь улучшает кровь и позволяет добиться большего привеса. «Можем получить тренд по экологически чистым продуктам питания», — заключил он. И добавил, что такое производство уже налажено на основе птицефабрики «Яратель»: производительность — 350 т в сутки, себестоимость готового удобрения крайне низка.
«Один недостаток у вашего проекта — он может быть только рядом с птицефабрикой? — поинтересовался Минниханов. — Птичий помет — это вообще головная боль, экологические проблемы и так далее… Но это один вопрос, а второй — сколько в этом удобрении калия, фосфора?»
Аксенов дал химическую разбивку и заверил, что в паре с цеолитом вещества не вымываются и лучше вносятся в прикорневую зону.
«Мы же видим, что, когда отходы птицефабрики выносят, в радиусе 10 километров симпатичный запашок. Смотря куда ветер дует. Поэтому данная работа очень интересная», — отреагировал Минниханов, задав несколько вопросов по мощности и процентному содержанию цеолита, и поручил просчитать окупаемость и проработать механизмы внесения, собрать птицеводов и ученых-экологов. «Если реально есть такая возможность, наверное, через лизинговую компанию птицефабрики надо обязать, чтобы они весь продукт жизнедеятельности птиц перерабатывали», — заключил президент РТ.
Профессор КФУ Дмитрий Яхваров долго и специфически рассказывал о разработке новых катализаторов селективной олигомеризации этилена, иллюстрируя свой спич слайдами с научными формулами, схемами и графиками
«высокомолекулярный полиэтилен начисто забивает все аппараты»
Следующий доклад вызвал еще более бурное обсуждение. Профессор КФУ Дмитрий Яхваров долго и специфически рассказывал о разработке новых катализаторов селективной олигомеризации этилена, иллюстрируя свой спич слайдами с научными формулами, схемами и графиками. По его словам, производители полиэтилена зависят от импорта бутена-1, который в дефиците на отечественном рынке, но это вещество можно получить с помощью димеризации этилена, причем качественной фракции. А тримеризация даст другой важный реагент — гексен-1. «Мы готовы провести адаптацию наших технологий под существующие промышленные аппараты, готовы к сотрудничеству», — заверил он.
«Я не такой крутой знаток химии, но знаю, что есть олефины более маржинальные, а есть альфа-олефины, которые менее», — улыбнулся Минниханов. И поинтересовался: наработки, о которых говорил ученый, — лабораторные или уже опытно-промышленные?
«Они находятся на лабораторном уровне, но очень легко масштабируются, мы пробовали это делать», — ответил Яхваров. Но Минниханов попросил прокомментировать услышанное промышленников.
«Мы выпускали бутен-1 для внутреннего потребления, — отреагировал гендиректор КОСа Фарид Минигулов. — В сравнении с нашими показателями бутена-1, которые мы получаем, и теми, которые заявлены в работе [ученого], есть серьезные отличия. Это очень интересно, нужно будет дойти до промышленных испытаний в ближайшее время», — поддержал он. А глава «Нижнекамскнефтехима» Айрат Сафин был более осторожен. Он уточнил, что линейные олефины, которые сегодня выпускает НКНХ, «четко заточены под наши потребности, а селективность в одну или другую сторону надо посмотреть».
Довольно скептически оценил предложение коллеги из КФУ новый ректор КНИТУ-КХТИ Юрий Казаков. «У нас была пилотная установка по получению гексена-1 по сибуровской технологии, мы патентовали катализаторы, в том числе за рубежом. Но при разработке собственных систем стремились к использованию максимально доступного сырья. Селективность регулировали соотношением компонентов и условиями синтеза. Что важно при масштабировании, мы не отлавливали при лабораторных процессах получение полиэтилена. Это штука очень опасная, потому что высокомолекулярный полиэтилен, который образуется, начисто забивает все аппараты. Примерно полгода мы эксплуатировали пилотную установку, реально намучились. Тут не все так просто», — рассказал он. Казаков уточнил, что полученный тогда — в 2016 году — гексен-1 как раз тестировали на КОСе с выпуском 5 тыс. т линейного полиэтилена.
Минниханов Казакова выслушал, поблагодарил и порекомендовал все-таки обратить внимание на предложенную технологию Наилю Маганову и Альберту Шигабутдинову.
Гульнара Габдрахманова: «Здесь сейчас сидят огромное количество руководителей предприятий, о которых наши дети даже знать не будут!»
«Главное, чтобы счетчик был. А то все думают, что заправка бесплатна…»
На этом интересные доклады не закончились. Раиль Газетдинов, гендиректор ГК «Энергоразвитие», рассказал об умной линейке универсальных и быстрых зарядных станций для электромобилей. По его словам, в России в ближайшие пять лет появится больше 1 млн электромобилей. Газетдинов предложил устанавливать станции на маршруте Казань – Москва на заправках «Татнефти»: они, как он заверил, способны заменить 2–3 заправки конкурентов (каких именно, не уточняется).
«У „Татнефти“ сейчас где-то 600 заправок. У ГК ТАИФ заправок 260… 50 процентов выручки АЗС — сопутствующие товары. Почему бы, если это востребовано, не использовать такие возможности?» — согласился Минниханов. Он предложил в городах на стоянках (в том числе на подземной парковке ТАИФа) продумать такие заправки. «Главное, чтобы счетчик был. А то все думают, что заправка бесплатна, транспортный налог платить не надо. А кто будет дороги ремонтировать? Потом электроэнергию когда мы производим — газ сжигаем, другие виды топлива. Я к этому так отношусь», — пояснил Минниханов, показательно покачав ладонью, но подчеркнув, что создать такую инфраструктуру по республике обязательно надо.
«Купите нам по электромобилю, мы будем вас пропагандировать, — пошутил он. — В первую очередь Лаврентьеву (президент ассоциации предприятий и промышленников РТ Александр Лаврентьев — прим. ред.) — он у нас все время на вертолетах летал, пусть на электромобиле поездит».
А Яруллин добавил, что докладчик не сказал самого главного — что у него зарядка гораздо быстрее, чем у других. «Ну если он себя продавать не умеет, что я могу сделать? — пожал плечами президент РТ. — С этого и надо было начинать! Даже 5–10 минут важны». Газетдинов спохватился и подтвердил, что все виды электрокаров в большинстве случаев заряжаются от 30 до 50 минут.
— А маленькая за сколько? — уточнил бдительный президент — Я пока не собираюсь директором АЗС становиться — [мне] для дома…
— За 8 часов. Самая большая — за 30–50 минут.
— Многовато. Надо сделать 15–20 минут. Человек на заправку приехал, чай попил, руки помыл и поехал, — дал ценное указание Минниханов. А Маганов уточнил, что уже на трех АЗС «Татнефти» работают такие электрозаправки.
В конце заседания активнее взаимодействовать бизнесу с госархивом («кто будет историю писать?») предложила руководитель госкомитета РТ по архивному делу Гульнара Габдрахманова. Она сообщила, что «Татэнергосбыт», «Татэнерго» и ТНХИ-Х заключили договора и передали документы, а вот СИНХ, ТАИФ, «Ниинефтепромхим», Казанский жировой комбинат и ОЭЗ «Иннополис» отказались от сотрудничества. «С 1978 года ни одна научно-исследовательская разработка к нам не поступила! Мы не можем даже нашим потомкам это передать. Здесь сейчас сидят огромное количество руководителей предприятий, о которых наши дети даже знать не будут!» — возмущалась она, подчеркнув, что только благодаря тому, что во время Великой Отечественной войны все предприятия сдавали информацию в архив, Казань получила звание города трудовой доблести. Минниханов согласился, что информацию о передовиках и знаковых событиях сохранять очень важно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 91
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.