Итоговая коллегия 2020 года минкульта РТ в этом году прошла не в Казани, а в обновленном здании татдрамы Набережных Челнов Итоговая коллегия 2020 года минкульта РТ в этом году прошла не в Казани, а в обновленном здании татдрамы Набережных Челнов Фото: mincult.tatarstan.ru

«СЕГОДНЯ ТАТАРСТАН ВХОДИТ В ТОП-10 РЕГИОНОВ СТРАНЫ ПО ТЕМПУ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ»

Итоговая коллегия 2020-го минкульта РТ в этом году прошла не в Казани, а в обновленном здании татдрамы Набережных Челнов. Местом проведения автоград был выбран не случайно. Именно строительство театра во втором городе Татарстана весь прошлый год лично курировала Ирада Аюпова. И этот проект можно назвать одним из самых удачных в «ковидном» 2020-м. Поэтому желание министра показать его всей культурной элите РТ объяснимо.

Приветственное слово было доверено заместителю министра культуры РФ Ольге Яриловой, которая обратилась к собравшимся по видео. «Татарстан в этот непростой период в очередной раз продемонстрировал умение креативно мыслить, продуктивно участвовать в разработке стратегических ориентиров развития российской культуры. Сегодня республика входит в топ-10 регионов страны по темпу развития культуры», — сказала Ярилова, в очередной раз отметив, что татарстанский минкульт на хорошем счету у федералов.

Далее к залу обратился мэр Челнов Наиль Магдеев, который поблагодарил собравшихся за здание театра: «Мы сегодня находимся в одним из красивейших театров нашей страны и Татарстана. Кто скажет, что у нас с вами был кризис? В трудное время разве такие театры строят?» Впрочем, забегая вперед, скажем, что находящемуся в президиуме председателю Госсовета РТ Фариду Мухаметшину не пришлись по душе эти слова.

Основной докладчицей коллегии стала сама Аюпова, которая подвела итоги для культурной среды республики за 2020 год Основной докладчицей коллегии стала сама Аюпова, которая подвела итоги для культурной среды республики за 2020 год Фото: mincult.tatarstan.ru

ДОХОДЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ СОСТАВИЛИ 986 МЛН РУБЛЕЙ

Основной докладчицей коллегии стала сама Аюпова, которая подвела итоги для культурной среды республики за 2020-й. Она рассказала, что, несмотря на специфичность года, многие запланированные проекты удалось реализовать. Министр отметила, что культура в период пандемии оставалась не только доступной, но была и очень востребованной. В 2020-м также состоялось первое заседание совета по культуре при президенте РТ с участием министра культуры РФ Ольги Любимовой, в ходе которого обсудили стратегию развития республики в данном направлении. В настоящее время, по словам Аюповой, завершается согласование межведомственного документа.

Особенным был год и в плане экономики. Доходы от оказания платных услуг по организациям в сфере культуры за 2020-й составили 986,7 миллиона. Несмотря на то что это на 18% ниже по сравнению с 2019-м, Аюпова назвала цифры «хорошими», учитывая условия, в которых приходилось работать.

В частности, посещаемость учреждений в соответствии с целевым показателем национального проекта «Культура» составила 80,2%, тогда как средний показатель по РФ был 35%. Несмотря на очевидные эпидемиологические издержки, все целевые показатели были достигнуты. Это строительство и ремонт объектов культуры, оснащение музыкальным инструментарием образовательных организаций, проведение масштабных фестивалей и выставок, реализация культурно-просветительских программ и детских конкурсов и т. д.

«Сложнее всего возвращаться к работе пришлось кинотеатрам. Релизы премьерных фильмов были перенесены. Непросто пришлось мастерам народных ремесел — их продажи упали почти в три раза, несмотря на переход на онлайн-продажи» «Сложнее всего возвращаться к работе пришлось кинотеатрам. Релизы премьерных фильмов были перенесены. Непросто пришлось мастерам народных ремесел — продажи в данной сфере упали почти в три раза, несмотря на переход на онлайн» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Сложнее всего возвращаться к работе пришлось кинотеатрам. Релизы премьерных фильмов были перенесены. Непросто пришлось мастерам народных ремесел — продажи в данной сфере упали почти в три раза, несмотря на переход на онлайн», — обозначила министр.

Также в прошлом году произведена закупка произведений у деятелей культуры и искусства для государственных фондов на 5 млн рублей. При этом досталось от министра концертным учреждениям республики. После анализа и рекомендации счетной палаты выяснилось, что учреждения, имеющие в своем штате коллективы, выступают в разы меньше, чем приезжие артисты. «Условно говоря, в месяц на их площадке четыре раза выступают приглашенные коллективы и менее одного раза коллективы, находящиеся в штате. Уважаемые коллеги, нельзя превращать профессиональные коллективы в банкетную обслугу. Это неправильно! — обратилась к залу Аюпова. — Коллектив должен чувствовать сцену».

К примеру, Государственный ансамбль фольклорной музыки РТ, который возглавляет недавний лауреат Тукаевской премии Айдар Файзрахманов, дает на своей родной площадке в Татгосфилармонии лишь 0,8 концерта в месяц. «С этого года государственное задание будет сформировано с учетом увеличения сольных концертов наших коллективов, являющихся постоянными структурами», — заявила Аюпова. Собеседники «БИЗНЕС Online» в минкульте Татарстана говорят, что глава ведомства действительно задумала «крестовый поход» против госколлективов, предпочитающих зарабатывать, к примеру, выезжая в районы и выступая там на очередном праздничном мероприятии в ущерб созданию и репетициям новых программ и репертуара. Причем претензии не только к фольклорному ансамблю Файзрахманова, но и, по нашим данным, к Государственному ансамблю песни и танца РТ, а также к ряду других учреждений.

Также министр сообщила, что в целях сохранения и пропаганды национальных культурных ценностей необходимо создание единого продюсерского центра, и поручила данную работу шефу Татгосфилармонии Кадиму Нуруллину: «Это способствует приобщению широкой зрительской культуры к лучшим образцам национальной культуры РФ за рубежом».

«В Татарстане было инвестировано около 7 миллиардов рублей на реконструкцию объектов в сфере культуры. Надеюсь, в 2021 году мы продолжим эту работу. Уже вышли документы по строительству русского драматического театра „Мастеровые“», — отметила Аюпова. К слову, строительство уже находится в активной стадии. Территория для театра уже обнесена забором, внутри трудятся рабочие, которые готовят фундамент под новое здание.

«В Татарстане было инвестировано около семи млрд рублей на реконструкцию объектов в сфере культуры. Надеюсь, в этом году мы продолжим эту работу. Уже вышли документы по строительству русского драматического театра «Мастеровые» «В Татарстане было инвестировано около 7 миллиардов рублей на реконструкцию объектов в сфере культуры. Надеюсь, в 2021 году мы продолжим эту работу. Уже вышли документы по строительству русского драматического театра «Мастеровые» Фото: Олег Спиридонов

ПРОЕКТ «МАСТЕРОВЫХ» ВСЕ-ТАКИ ИЗМЕНИТСЯ?

Напомним, проект нового здания учреждения культуры вызвал неоднозначную реакцию в руководстве самого театра. Больше всего вопросов вызвал внешний облик здания, который, по мнению многих, напоминает больше торговый центр. Уже после завершения коллегии министр культуры РТ рассказала журналистам, что стиль хай-тек согласован с самим театром. При этом, по словам главы ведомства, представленный ранее обществу проект может быть доработан.

«В проект внесено колоссальное количество изменений. В части размещения технологических помещений и организации личных пространств все согласовано с театром, — рассказала Аюпова. — Что касается фасада, то я в курсе пожеланий, которые выдвигаются самим театром „Мастеровые“. Окончательный вариант проекта станет еще обсуждаться. Нужно понимать, что традиционный, пафосный, имперский стиль театра в контексте городской структуры Набережных Челнов будет выглядеть не совсем корректно. То есть проект должен рассматриваться не только с позиции желания самого театра, но и с позиции гармоничной интеграции в городскую среду».

О строительстве «Мастеровых» высказалась и депутат Госдумы Альфия Когогина, которая назвала это событие «предметом личной гордости». «В России в 2021 году не ведется строительство ни одного театра. Есть реконструкция, капитальный ремонт. Единственный театр, который мы строим с нуля в стране, — в моих любимых Набережных Челнах. Это результат нашей командной работы».

Фарид Мухаметшин: «Давайте я выступлю и попрощаюсь с вами? А вы можете тут до утра совещаться. Рәхәтлэнеп» Фарид Мухаметшин: «Давайте я выступлю и попрощаюсь с вами, а вы можете тут до утра совещаться. Рәхәтләнеп» Фото: mincult.tatarstan.ru

«НАМ ОЧЕНЬ НУЖЕН МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР»

В ходе заседания с докладами выступил Константин Яковлев, который рассказал о мероприятиях в рамках Года родных языков и народного единства. Директор дома культуры села Тойгузино Менделеевского района Гульнара Гайфутдинова поведала всем о своем опыте по возрождению народных традиций через реализацию этнокультурного проекта любительского искусства. Драматург Ильгиз Зайниев подключился по видеосвязи и высказал свое мнение о роли татарского театра на пути сохранения языка, а заместитель полномочного представителя РТ в РФ Эмиль Файзуллин — о мероприятиях по сохранению татарского языка в Москве.

В какой-то момент председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, самый высокопоставленный участник коллегии, стал поглядывать в сторону Аюповой и показывать на наручные часы. «Надо лететь, а меня не выпускают из Челнов, — шутил спикер татарстанского парламента. — У меня там назначено мероприятие, но по погодным условиям вертолет не может прибыть. Мне надо будет 2,5 часа ехать в Казань на машине. Давайте я выступлю и попрощаюсь с вами, а вы можете тут до утра совещаться. Рәхәтләнеп». Аюпова ответила, что выступления закончились, осталось выслушать комментарии президиума. «Получасовой доклад Гильмутдинова ждем тогда», — усмехнулся Мухаметшин.

К слову, еще один думец Ильдар Гильмутдинов был краток, но высказал интересные мысли. Он рассказал о принятых законопроектах. Одним из них стал законопроект о налоговых вычетах НДФЛ для тех, кто пожертвовал деньги на поддержку учреждений культуры. Также в первом чтении приняли закон о передаче в аренду учреждений под книжные выставки и литературные ярмарки. «Я получаю много обращений, связанных с открытием музыкального театра в республике. Тема давно назрела. Минкульт этим занимается. Думаю, надо еще раз к данному вопросу вернуться. Нам очень нужен музыкальный театр, — обозначил депутат Госдумы. — Мы дружно работаем с министерством культуры и готовы взаимодействовать по всем направлениям».

Далее слово взял сам Мухаметшин, который, встав за трибуну, резко сменил тон и говорил уже о серьезных вещах. «В прошлом году настроение у людей было не ахти. Оно и сейчас такое… Маску надень, из дома не выходи, клуб закрыт, кинотеатр полузакрыт. И в этой обстановке работники министерства культуры, которые должны показывать свое мастерство, ощущали себя очень некомфортно», — обратился председатель Госсовета РТ к залу.

Мухаметшин отметил работу руководства республики в условиях снижения объемов поступления средств в республиканский и местный бюджеты. «Исключением могут быть Набережные Челны, Наиль Гамбарович», — посмотрел он на мэра автограда, припоминая тому высказывание о кризисе во время вступительного слова.

Пожалуй, самое интересное предложение спикера парламента РТ касалось творческих союзов и их раскрутке в медиа. По словам Мухаметшина, они должны вносить свою лепту в общенародный республиканский план, а не собираться от случая к случаю: «Считаю, что у нас очень большой резерв. Мы говорили об этом с журналистами, они меня поддержали. Поэтому мы больше будем выводить вас на телеэкраны для того, чтобы вы рассказывали о своей работе. Считаю, что на данный момент не дорабатываем в указанной категории. В республике немало творческих союзов».

Мухаметшин сравнил работников культуры с медиками, которые также должны трудиться, несмотря на все сложности, и порою находиться в эпицентре заболевания. «Сфера культуры сыграла важную терапевтическую роль в период эпидемии. Вы стали излечителями настроения людей, которые болели и теряли близких». Он отметил, что в какой-то степени благодаря режиму изоляции многие проекты ускорили свой переход на онлайн-формат. При этом спикер выразил надежду, что в рамках Года родного языка увеличатся выезды творческих коллективов в районы, чего не удалось сделать в 2020-м. «Я в числе тех, кто убежден, что никакие новые технологии не способны заменить живое общение с населением, с публикой… Артисту хочется играть со сцены и видеть глаза зрителя, чтобы его слышали и поняли замысел, его душу и характер. По соцсетям этого не получишь. Мы мечтаем, чтобы пандемия ушла и театры стали полными».