Марат Хуснуллин: «В связи с коронавирусом у нас есть бюджетные ограничения» Марат Хуснуллин: «В связи с коронавирусом у нас есть бюджетные ограничения»

«Какая разница, кому принадлежит дорога! Нам разницы нет. Если эта дорога есть и по ней можно ездить — пожалуйста!»

На Гайдаровском форуме в конце минувшей недели обсудили строительный блок и развитие городов. Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин в компании губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, гендиректора агентства стратегических инициатив Светланы Чупшевой и губернатора Челябинской области Алексея Текслера подвел краткие итоги 2020 года и сделал ряд важных заявлений, касающихся выполнения нацпроектов в сфере дорожного и жилищного строительства. 

«В связи с коронавирусом у нас есть бюджетные ограничения, — рассказал Хуснуллин. — Денег стало меньше, а выполнить мы хотим больше. Это непростая задача. Без привлечения частных денег, без новых механизмов ее решить невозможно. Условно говоря, дорога стоит 2 рубля. Если рубль заплатит инвестор, а рубль мы дадим в виде капитального гранта, мы же получим дорогу в регионе? Рубль экономим. Какая разница, кому принадлежит дорога. Нам разницы нет. Если эта дорога есть и по ней можно ездить — пожалуйста!»

В национальные проекты РФ заложили 8,5 трлн рублей из внебюджетных источников. В 2020 году только в строительство дорог, развитие комфортной городской среды привлекли 1 трлн внебюджетных рублей, рассказала Чупшева. А что дальше? Далее правительство РФ планирует активнее использовать инструмент инфраструктурных облигаций и привлечь с их помощью 1 трлн внебюджетных рублей на строительство дорог, социальной и коммунальной инфраструктуры. «Если по энергетике работа выстроена, то с „Водоканалами“ серьезная проблема: источников их реконструкции у нас, к сожалению, нет. Точно придется заниматься и тепловыми сетями. Без этого не получится строить», — рассказал Хуснуллин. О коммунальных проблемах не первый год говорят и сетевые организации Татарстана: советский задел исчерпан, износ труб нарастает, а тарифы без инвестнадбавок.

«В декабре 2020 года регионы получили право демонтировать не только аварийное и подлежащее сносу жилье, но и неаварийные панельные дома, а также многоквартирные дома, капитальный ремонт которых слишком дорог» «В декабре 2020 года регионы получили право демонтировать не только аварийное и подлежащее сносу жилье, но и неаварийные панельные дома, а также многоквартирные, капитальный ремонт которых слишком дорог» Фото: «БИЗНЕС Online»

Механизм крт отработают на проектах в 300 млрд рублей. Сколько денег разрешат занять регионам?

На подходе и новый механизм комплексного развития территорий (КРТ) с привлечением внебюджетных источников. В декабре 2020 года регионы получили право демонтировать не только аварийное и подлежащее сносу жилье, но и неаварийные панельные дома, а также многоквартирные, капитальный ремонт которых слишком дорог. При этом под КРТ могут попасть и частные жилые дома — но только с согласия собственников. Механизм комплексного развития территорий (КРТ) отработают на проектах стоимостью 300 млрд рублей. В число пилотных попало пять регионов. Среди них Нижегородская область — там, по словам Хуснуллина, «самый подготовленный материал». «Все просчитали детально: и дороги, и сети, и „социалку“, и даже городской транспорт, который должен ездить по этим дорогам, чтобы комплексно развивать город», — сказал вице-премьер.

У Нижегородской области есть опыт частно-государственного партнерства. По словам Никитина, в 2020 году в Нижнем Новгороде по концессионному соглашению начали строительство первой из трех школ с центрами допобразования на 4,5 тыс. учеников. Губернатор рассказал, что концессионером выступил «настоящий бизнес», не квазигосударственные компании. «Боюсь увлечься данным процессом, потому что это обязательства в долгосрочной перспективе. Нужно точно прогнозировать финансовое состояние», — объяснял опасность Никитин. Это понимают и в федеральном правительстве. Потому механизм КРТ сначала решили обкатать в пятерке регионов.

«Во-первых, есть финансовые ограничения, во-вторых, надо отработать механизм на 300 миллиардов рублей, — объяснял вице-премьер. — До какого уровня регионы могут занимать деньги? Это ключевой вопрос, который мы в ближайшее время будем обсуждать. Заявка от регионов очень большая, сейчас мы должны назвать правила игры».

В декабре 2020 года Хуснуллин заявил, что новый закон в начале 2021-го применит 15−20 городов, в том числе Казань. Например, в столице РТ механизм используют при реновации земель вокруг речпорта, а также вокруг железнодорожного вокзала на площади 55 гектаров. Там можно построить 200 тыс. кв. м жилья, сделать набережную, общественные пространства.

«Мы не придумали ничего выдающегося, это мировая практика, — сказал Хуснуллин, возвращаясь к идее КРТ. — Китай идет по этому пути, Америка в свое время. В Китае провинции развились за счет того, что им позволили привлекать огромные средства по понятным правилам, понятному софинансированию из федерального бюджета. Но регионы должны привлекать средства и определять, что им нужно. Жилье выстрелит однозначно, потому что основной объем инвестиций частный: мы даем минимальные гарантии, а инвесторы строят дома. Да и сам регион возводит здания для ликвидации аварийных, ветхих. Сумма налогов покрывает эти инвестиции, причем вдолгую».

По словам Файзуллина, многие российские города уже вложили массу средств в борьбе с пробками, изменили транспортные схемы По словам Файзуллина, многие российские города уже вложили массу средств в борьбу с пробками, изменили транспортные схемы Фото: «БИЗНЕС Online»

От города к агломерации: Файзуллин предложил решАть проблему пробок С УЧАСТИЕМ РЖД 

Принятые изменения Градостроительного кодекса, закон о комплексном развитии территории решают и технический аспект создания, развития агломераций в стране. Об этом рассказал уже на следующей сессии министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Ирек Файзуллин. «Законы позволили снять часть проблемы строительства на двух разных субъектах, — отметил он. —  Про напряжения между городами и регионами я не слышал: их нет, нужно договариваться. Вопрос финансовый — привлечение инвестиций на эти пригородные территории для того, чтобы люди имели место работы и чтобы снять транспортное напряжение. Это одна из приоритетных агломерационных задач».

Принятые законы в 2020 году, по сути, дали губернаторам карт-бланш: они могут принять решение о разработке проекта планировки на территории двух городов. Новый формат управления своими территориями уже практикуют Ростовская, Саратовская и Нижегородская агломерации. Однако, в отличие от стран – членов организации экономического сотрудничества и развития, в России пока нет официального учета агломераций. Поэтому правительство страны запустило совместный проект, который позволит к концу года определить функциональные границы для 38 городов России в соответствии с международными стандартами. Участвовавший в обсуждении губернатор Ростовской области Василий Голубев считает, что регионам нужны одинаковые правила игры — то есть закон. «Если появится в итоге документ федерального значения, тогда мы четко сможем понимать, что нам нужно. Неплохо было бы, чтобы отработанные правила стали предметом отношений различных новых агломераций. В итоге мы не будем наступать на одни и те же грабли».

Одна из проблем агломерации — маятниковая миграция на большие расстояния, и здесь важна роль железных дорог. По словам Файзуллина, многие российские города уже вложили массу средств в борьбу с пробками, изменили транспортные схемы. Спикер привел в пример Москву, которая находится в интеграции с Московской областью. Люди начинают переходить на четко работающий общественный транспорт, говорит министр. Фактически благодаря сотрудничеству московских властей и РЖД железнодорожный транспорт стал внутригородским. «И это тоже эффективный механизм для снятия подобных напряжений. Такие задачи отрабатываются и по Ростову, и в крупных городах, где у нас представлены РЖД», — добавил Файзуллин.

Казань тоже движется в этом направлении. В декабре исполком столицы РТ утвердил проект планировки и межевания первого этапа внутригородской кольцевой железной дороги города на участке Новое Аракчино – Дербышки. Проект предполагает строительство на перегоне Новое Аракчино – Юдино – Восстания нового путепровода на пересечении с Горьковским шоссе и железнодорожного пути длиной 8,9 километра. В апреле 2020 года тогда еще министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин заявлял, что стройку кольцевой дороги, возможно, начнут в 2021-м. «Если мы выйдем на соглашение с РЖД, договоримся об условиях софинансирования такого проекта», — говорил тогда Сафин.