Рифнур Сулейманов: «Формирование, поддержание корпоративного духа — отдельное направление в компании. Работа с персоналом ведется постоянно и всесторонне. И плоды мы ощутили и продолжаем ощущать в период пандемии» Рифнур Сулейманов: «Формирование, поддержание корпоративного духа — отдельное направление в компании. Работа с персоналом ведется постоянно и всесторонне. И плоды мы ощутили и продолжаем ощущать в период пандемии»

«НИКТО НЕ ЗНАЛ, ЧТО БУДЕТ ВПЕРЕДИ»

— Рифнур Хайдарович, 2020 год стал испытанием для всех нас. Многие оказались не готовы к новым вызовам времени. А как сработала компания «Татэнергосбыт»? С какими трудностями вы столкнулись?

— Трудности всегда есть, если двигаться вперед и развиваться. Но пандемия — это другое. Мы столкнулись с факторами, которые не могли полностью контролировать. Сейчас уже немного улеглось. А помните, что было в марте? Никто не знал, что ожидать, как работать, что такое ковид. Обстановка накалялась со всех сторон. Нужно было быстро сориентироваться и работать в новых условиях. С первых дней мы выполнили все требования для обеспечения безопасности наших клиентов и сотрудников. И все, наверное, помнят и тот ажиотаж, когда маски физически невозможно было найти. Тогда мы закупили десятки километров марли. И за пару суток отшили маски всем нашим сотрудникам. Они были обработаны нитками четырех цветов. И существовал график, по которому наши сотрудники меняли маску каждые два часа, к примеру с 8 до 10 все носят «красную», с 10 до 12 — «синюю» и так далее. 

Мы были вынуждены временно приостановить прием граждан, чтобы обеспечить безопасность. Тогда шквал звонков обрушился на наш контактный центр. Количество звонков возросло более чем в 5 раз! Мы увеличили время работы, число сотрудников, и все равно звонки казались просто бесконечными. Сейчас мы понимаем, что в тот период люди были просто напуганы. Никто не знал, что будет впереди, потребители паниковали. И нам также было важно сохранить спокойствие и уверенность среди своих сотрудников.

Формирование, поддержание корпоративного духа — отдельное направление в компании. Работа с персоналом ведется постоянно и всесторонне. И плоды мы ощутили и продолжаем ощущать в период пандемии. Условия работы изменились, появились дополнительно новые жесткие требования. Часть сотрудников уходили на «дистант», хотя вы же понимаете, что у нас идет очное обслуживание. Участились и больничные. То есть персонал работал в условиях постоянно увеличивающейся нагрузки. И никто не жаловался. Когда весь мир оставался дома, мы с гордостью говорили: «Мы работаем, потому что мы энергетики!» Хочу высказать в очередной раз слова благодарности своему большому коллективу. Еще никогда единство и сплоченность коллектива не ощущались так сильно, как в этом году.

«Несмотря на то, что у наших клиентов есть все возможности для оплаты квитанций, передачи показаний приборов учета дистанционно, все равно сыграл человеческий фактор — люди привыкли ходить в наши офисы» «Несмотря на то что у наших клиентов есть все возможности для оплаты квитанций, передачи показаний приборов учета дистанционно, все равно сыграл человеческий фактор — люди привыкли ходить в наши офисы»

— Весной, когда вся страна села на самоизоляцию, вы тоже закрыли часть своих офисов. Однако «Татэнергосбыт» относится к предприятиям жизнеобеспечения и не мог просто закрыться. Как пережили эти два самых тяжелых месяца?

— Мы только временно приостановили очный прием граждан, офисы и сотрудники работали в штатном режиме, в отличие от других энергосбытовых компаний. Более того, мы продолжали дистанционно консультировать население — по телефонам, через личный кабинет. Для удобства были разработаны памятки по способам оплаты и передачи показаний, которые раздавались сотрудниками в офисах. Мы поставили в тамбуре офисов ящики для сбора показаний приборов учета, перенесли из офисов терминалы, начали масштабную информационную работу, но все равно ощутили снижение собираемости платежей. Несмотря на то что у наших клиентов есть все возможности для оплаты квитанций, передачи показаний приборов учета дистанционно, все равно сыграл человеческий фактор — люди привыкли ходить в наши офисы. Мы осознали, что нам нужно работать над тем, чтобы менять привычки жителей. Думаете, легко? Вы попробуйте хотя бы себя изменить? Казалось бы, мы вроде замотивированы, осознаем, для чего хотим начать, например, бегать по утрам или учить английский язык. Сразу удалось? А тут нужно поведение других менять. Но, как говорится, вода камень точит.

— Но ведь, чтобы привычки людей поменялись, необходимо им в этом помочь!

— Согласен с вами, именно поэтому в пандемию мы развернули активную информационную работу, начали искать и использовать новые каналы коммуникаций. Создали чаты с управляющими компаниями республики, печатали информацию на оборотах квитанций, увеличили количество публикаций в районных и республиканских СМИ. Отдельным проектом стала работа, направленная на информирование пожилого населения. Запустили акцию «Мы за онлайн», где просим молодежь научить взрослое поколение пользоваться дистанционными сервисами. В рамках данного проекта также родилась идея рекламной кампании с народным артистом РСФСР Равилем Шарафеевым. Мы хотели создать качественный национальный продукт. Специально не стали делать титры с переводом. Потому что татарский колорит дословно не переведешь. Сейчас по ТНВ идет третья реклама с его участием по интеллектуальным приборам учета. Не все в этом году реализовали. Пандемия все равно внесла свои коррективы. В планах на следующий год еще много интересного, пока секреты раскрывать не буду. Творческий у нас коллектив, и это всегда радует.


«НАШИ ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ ПРОШЛИ ПРОВЕРКУ НА ПРОЧНОСТЬ»

— С какими итогами компания завершает год? Все ли задачи удалось решить?

— Один из главных индикаторов экономики — потребление электроэнергии. В среднем, если сравнивать потребление за 2019-й и 2020-й, в этом году оно упало на 6,4 процента. И этому есть объективные причины. И основная, как бы это ни казалось странным, не пандемия и последствия от нее. Главная причина — снижение потребления компании «Татнефть» из-за соглашения ОПЕК+. Однако нефтяники уже начали наращивать добычу, соответственно, и потребление электроэнергии, постепенно из коллапса вышли и другие компании республики. И в декабре мы уже наблюдаем рост потребления в 3 процента по отношению к предыдущему году.  Это касается юридических лиц. Если говорить о населении, то за последние 10 лет потребление в среднем растет на 2,4 процента в год. За 2020-й процент прироста по населению составит около 4,4. Уходящий год, на наш взгляд, поменял структуру потребления населением. Например, рост в апреле и мае по сравнению с прошлым годом — это точно карантинные меры. Но сегодня потребление тоже растет. Со временем, когда экономика придет в порядок, фактор удаленной работы, мы думаем, останется — работодатели начинают активнее пользоваться данным инструментом взаимодействия со своими сотрудниками, и законодательство в этом вопросе старается не отставать. Таким образом, темпы роста электропотребления населением могут даже увеличиться. Тем более различные государственные программы сегодня поддерживают активный рост строительства и ввода жилья. К тому же, несмотря на кризисы, люди не перестали пользоваться и приобретать современные бытовые электрические приборы.

Это статистика по потреблению. Что касается нашей деятельности. Здесь позволю себе привести следующие данные: в различных рейтингах «Татэнергосбыт» занимает одну из лидирующих позиций на рынке энергосбытовых компаний России. Так, по версии RАЕХ-600, наша компания занимает третью позицию в топ-10 сбытов, а по данным ассоциации НП «Совет рынка электроэнергии», по расчетам на оптовом и розничных рынках мы находимся на пятом месте из 113 сбытовых компаний.

Нам удается держать самую низкую сбытовую надбавку среди 14 гарантирующих поставщиков в ПФО — это тоже свидетельство профессионализма коллектива нашей компании.

«Сегодня Татэнергосбыт охватывает 71 процент розничного рынка потребления электроэнергии и 78 процентов рынка жилищно-коммунальных услуг» «Сегодня «Татэнергосбыт» охватывает 71 процент розничного рынка потребления электроэнергии и 78 процентов рынка жилищно-коммунальных услуг»

— В конце прошлого года в компании «Татэнергосбыт» произошла реорганизация — к вам был присоединен единый расчетный центр. Можно подвести итоги его деятельности за первый год?

— После реорганизации активы компании приросли по всем направлениям — вдвое выросло количество лицевых счетов населения, расширился штат персонала и разветвленная сеть офисов клиентского обслуживания. Сегодня «Татэнергосбыт» охватывает 71 процент розничного рынка потребления электроэнергии и 78 процентов рынка жилищно-коммунальных услуг.  За 2020 год к нам дополнительно на обслуживание перешло 29 новых ресурсоснабжающих и управляющих организаций, и за счет этого увеличилась база лицевых счетов на 106 тысяч. Мало того, уже появилась очередь из желающих воспользоваться нашими услугами, но здесь главное, правильно интегрировать из их баз данных в наши, чтобы не допустить ошибок. На это нужно время.

В июле уходящего года стартовал проект по установке умных или, правильнее сказать, интеллектуальных приборов учета. Мы уже заменили в многоквартирных домах более 18 тысяч старых и не пригодных к работе счетчиков на интеллектуальные. Их преимущество в том, что владельцам квартир уже не нужно снимать и передавать показания счетчиков ежемесячно — это сделает за них умная система. Кроме того, система отслеживает качество электроэнергии — любой скачок напряжения она фиксирует, как и несанкционированное вмешательство в работу счетчика.

Наши электронные сервисы прошли проверку на прочность. С присоединением ЕРЦ мы начали интеграцию двух биллинговых систем. Расчеты по электроэнергии у нас велись в одной программе, а по ЖКУ по наследству досталась разрозненная база в другом программном комплексе. И когда мы в наш личный кабинет добавили новые счета и услуги, то неизбежно начались сбои и стали появляться ошибки. Специалисты вручную многое исправляли, сопоставляли лицевые счета. А их у нас более 1,7 миллиона. Мы для себя много уроков извлекли.

«Хочется поблагодарить и наших клиентов за осознанность,  ответственность. Несмотря на сложный период, люди приходили, учились пользоваться дистанционными сервисами и оплачивали за коммунальные услуги. Спасибо!» «Хочется поблагодарить и наших клиентов за осознанность,  ответственность. Несмотря на сложный период, люди приходили, учились пользоваться дистанционными сервисами и оплачивали коммунальные услуги. Спасибо!»

— Весной вы ввели единый платежный документ — ЕПД. Потребители уже оценили это новшество?

— Что касается единого платежного документа — в 2020 году проделана работа по объединению квитанций за электроэнергию и ЖКУ, внедрены единые подходы к начислениям и расщеплению платежей, запущен в работу единый контакт-центр и личные кабинеты потребителей. Если говорить простым языком, сейчас людям предоставлена возможность платить за все жилищные услуги по единому платежному документу. Но и не это главное — система начисления стала прозрачнее, потребитель видит, кому, сколько и за что он платит. А в свою очередь те же управляющие компании, даже если у них и возникнет соблазн, уже не смогут задерживать платежи ресурсоснабжающим организациям. А ведь такие случаи были, когда, притом что население вовремя платит, УК не перечисляла средства жителей поставщикам тепла, воды или электроэнергии и деньги до ресурсников не доходили. Теперь это в принципе невозможно — в нашем программном продукте полностью исключен человеческий фактор, поступившие деньги автоматически расщепляются в течение суток по всем поставщикам услуг. Полагаю, столь прозрачная система начисления в какой-то мере влияет и на собираемость платежей, а она, несмотря на кризис, в нашей республике остается высокой — 97–98 процентов.

Хочется поблагодарить и наших клиентов за осознанность, ответственность. Несмотря на сложный период, люди приходили, учились пользоваться дистанционными сервисами и оплачивали коммунальные услуги. Спасибо!

«Я не расцениваю эту победу, как успех отдельно взятого руководителя — это признание заслуг всего коллектива нашей компании» «Я не расцениваю данную победу как успех отдельно взятого руководителя — это признание заслуг всего коллектива нашей компании»

«ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ОДИН ЧЕЛОВЕК БЕЗ СИЛЬНОЙ КОМАНДЫ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ?»

— В этом году к участию в конкурсе «Руководитель года – 2020» были рекомендованы 120 руководителей предприятий и организаций различных отраслей экономики. Но лауреатами в различных номинациях стали всего 18 человек. В их числе вы как директор компании «Татэнергосбыт» в номинации «За цифровую трансформацию предприятия». Как оцените свою победу в этом конкурсе?

— Я не расцениваю данную победу как успех отдельно взятого руководителя — это признание заслуг всего коллектива нашей компании. Что может сделать один человек без сильной команды единомышленников? Иногда сижу на совещании, наблюдаю за коллегами и восхищаюсь. Спорят, доказывают друг другу, как сделать лучше, что надо обновить, какие ошибки могут быть. Это они за компанию, за свое дело так бьются и всей душой болеют. Мне с коллективом очень повезло. Они все инициативные, ответственные, творческие — это дорогого стоит.

— Рифнур Хайдарович, что пожелаете читателям нашей газеты, всем татарстанцам в преддверии Нового года?

— Хочу от всего сердца поздравить всех читателей вашей газеты, татарстанцев и свой большой коллектив с Новым годом. Очень хочется, чтобы он был наполнен светлыми, теплыми, искренними и счастливыми мгновениями! И вместе с этим хочу сказать, что данные теплые моменты создаем мы сами. Мы сами каждое утро делаем выбор, с каким настроением прожить минуты, часы и день. Желаю каждому ощущать, осознавать, нести ответственность и радоваться каждому мгновению. Здоровья лично каждому и близким, любимым людям, успеха и удачи в начинаниях. Вдохновения, оптимизма и творческой энергии. Амбициозных целей и их достижения. Любви искренней, настоящей, всеобъемлющей. Побольше чудес, добра и волшебства. Счастья!