Десятки владельцев гостиниц и магазинов пытаются обжаловать счета за вывоз твердых коммунальных отходов во время самоизоляции Десятки владельцев гостиниц и магазинов пытаются обжаловать счета за вывоз твердых коммунальных отходов во время самоизоляции Фото: «БИЗНЕС Online»

ЧАЯНИЯ ОТЕЛЬЕРОВ И ДОВОДЫ МУСОРЩИКОВ. серия 2

Разбирательство дела «Бизнес и отельеры против УК „ПЖКХ“» продолжилось в конце минувшей недели в УФАС Татарстана. Десятки владельцев гостиниц и магазинов пытаются обжаловать счета за вывоз твердых коммунальных отходов во время самоизоляции. С прошлого заседания фронт жалобщиков значительно окреп: свои письма антимонопольщикам направили новые участники в лице Казанского инновационного университета им. Тимирясова (ИЭУП) и Казанского энергетического колледжа. А к 20 отелям, среди которых «Шаляпин Палас Отель», Cortyard by Marriott,  Ibis Kazan, Ramada Kazan City Center, «Берисон», Kazan Palace by Tasigo, «Релита Казань», добавились «Камский трофей», «Биляр Палас», «Давыдов» и «Мон Плезир».

Модерировал встречу в видеоформате замруководителя татарстанского УФАС России Андрей Розенталь. Он напомнил, что в возбужденном деле есть признаки нарушения части федерального закона «О защите конкуренции». УК «ПЖКХ» занимает доминирующее положение на рынке услуг по обращению с ТКО в Казани и еще 22 районах республики. По версии же отельеров, в период самоизоляции регоператор выставлял счета за фактически не оказанные услуги и теперь отказывает в перерасчете бизнесу.

Исполнительный директор ассоциации отелей Казани и РТ Александра Юшутина рассказала, что отели из-за низкой загрузки в пандемию фактически законсервировались: мусора не было. Однако счета за его вывоз выставлялись по полной, с учетом гостей и сотрудников по нормативу. «С 30 марта ограничили перемещение не только между странами, но и внутри республики и города. Во введенном режиме пропусков отсутствовали какие-либо цели, которые предполагают отдых или туризм. Гражданам рекомендовалось находиться дома, а покидать место только для посещений суда, восстановления паспорта или похода в аптеку. Режим  отменили только 12 мая», — говорит Юшутина. При этом отели исправно платили по счетам, чтобы не попасть в злостные должники.

Позиция же УК «ПЖКХ», как и прежде, неизменна: форс-мажора в стране не было. И оснований для перерасчета просто нет. «Довод, что прекратились перевозки в стране, не является основанием для приостановления деятельности, — заявила начальник юридического отдела УК „ПЖКХ“ Елена Шабаева. — На сегодняшний момент на территории республики Татарстан пандемия не признана обстоятельством непреодолимой силы».

Могут ли отели подтвердить, сколько гостей у них находилось в определенный день, спросил Розенталь. Президент ассоциации отелей Казани и РТ Гульнара Сафина ответила: все данные они в течение суток передают в миграционную службу — таков закон, иначе штраф в 400 тыс. рублей. Поэтому всю информацию по загрузке можно перепроверить достаточно легко.

«За 9 месяцев этого года с января по сентябрь мы отгрузили 357 кубов. Это почти в 2 раза ниже, чем по нормативу» «За 9 месяцев этого года, с января по сентябрь, мы отгрузили 357 „кубов“. Это почти в 2 раза ниже, чем по нормативу» Фото: «БИЗНЕС Online»

 «Почему нельзя заключить договор по факту?»

Претензии к мусорщикам есть и у Казанского инновационного университета им. Тимирясова, и Казанского энергетического колледжа. Директор последнего, Азат Хабибуллин, объяснил — студенты и преподаватели были переведены на «дистанционку», мусора не производили. Да и контейнеры находятся на закрытой площадке, и к ним никто не имел доступа.

«За 9 месяцев 2020 года, с января по сентябрь, мы отгрузили 357 „кубов“, что почти в 2 раза ниже, чем по нормативу. Почему нельзя заключить договор по факту? Это  неэффективное использование бюджетных средств — мы же государственное учреждение», — заявил Хабибуллин. Но Розенталь поспешил его остановить: ведь справедливость мусорных тарифов — отдельная тема для разговора.

Но и здесь на перерасчет, как оказалось, колледж надеяться пока не может. По словам юриста УК «ПЖКХ», нормативы для образовательных заведений установлены минстроем РТ. Они рассчитаны по средним значениям за год вне зависимости от времени года и числа учащихся. «Это средний норматив в течение всего периода накопления, и поэтому подобное тоже не является основанием. Что студенты летом дома или в период пандемии на дистанционном обучении, — все входит в один и тот же норматив», — сказала юрист.

Андрей Розенталь: «Вы же не будете ездить впустую? Я не думаю, что УК «ПЖКХ» такая организация, чтобы заставляла «Чистый город» гонять туда-сюда, если нет заявок? Информация у вас такая должна быть?» Андрей Розенталь: «Вы же не станете ездить впустую? Я не думаю, что УК „ПЖКХ“ такая организация, чтобы заставляла „Чистый город“ гонять туда-сюда, если нет заявок? Информация у вас подобная должна быть?» Фото: tatarstan.ru

РОЗЕНТАЛЬ — МУСОРЩИКАМ: «у вас нелегкий труд и нужный. Речь о том, как формируются заявки!»

К делу привлекли и ООО «Чистый город» — именно его УК «ПЖКХ» привлекает для вывоза мусора. Юрист компании Оксана Девяткина пояснила, что согласно договору вывоз ТКО производится по предварительным заявкам регоператора. По ее словам, объемы вывозимых отходов подтверждаются двусторонними актами.  

Розенталь спросил, как именно формируются заявки. Ведь если их не было, машина не выезжала?

«Вы же не станете ездить впустую? Я не думаю, что УК „ПЖКХ“ такая организация, чтобы заставляла „Чистый город“ гонять туда-сюда, если нет заявок? Информация у вас подобная должна быть?»  — обратился к регоператору Розенталь.

«Мы та организация, которая обязана исполнять все требования действующего законодательства. И, кроме этого, еще куча претензий от контролирующих органов — по соблюдению СанПиН и другим документам…» — начал было отвечать заместитель гендиректора по экономике и финансам УК «ПЖКХ» Сергей Кретов.

«То, что у вас незавидная доля, это я понимаю — у вас много недовольных. Бывает, что вы не успели, а там уже наложили много мусора, люди кричат, „Народный контроль“ контролирует. Мы с пониманием относимся, какую вы работу делаете. К нам тоже очень много жалоб поступает, могут они или не могут договора выставлять. Мы во многом вас поддерживаем, у вас нелегкий труд и нужный. Речь о том, как формируются заявки», — подсластив пилюлю, вновь протянул ее «мусорным королям» Розенталь.

Заявки формируются в информационной системе на основании договора, пояснил представитель ПЖКХ. Либо по заявкам образователя, либо по графику, который должен соответствовать СанПиН.

Дальше уточнять Розенталь не стал. А представитель УФАС спросила, на основании каких данных формируется маршрутный журнал мусоровозов, как фиксируется адрес погрузки и выгрузки, каким образом исчисляется объем и масса мусора, которые расписаны в журнале. Девяткина отметила, что используется система «Глонасс», но подробно объяснить затруднилась. Впрочем, за нее ответила  Юшутина, которая отметила, что, когда приезжает погрузчик, он забирает только те контейнеры, которые были в предварительной заявке. И большего обозначенного мусора он не берет — а значит, планирование поездок все же есть! В общем, ясно: если заявок нет, то регоператор расходов на их выполнение просто не несет.

В ходе комиссии также выяснилось, что при изучении журналов УФАС нашло несоответствие данных по объему загрузки и выгрузки мусора. «Вы загружаете, допустим, 3,3 кубометра, а выгружаете ноль. Как это происходит?» — спросила представитель службы. Юрист «Чистого города» снова не смогла ответить на вопрос. Розенталь, видимо, недовольный этим «плаванием» в мусорных кучах, попросил в следующий раз привести специалиста, который бы четко разложил всю схему.

Так и не получив разъяснений, комиссия УФАС снова решила отложить дело. К следующей встрече участники должны подготовить всю информацию по вывозу мусора и принятым заявкам, если таковые были.