«Это искусство имеет право быть!» — эмоционально говорила на открытии экспозиции «Иноземье» художницы EVA, занявшей два этажа галереи современного искусства, директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева. До 3 февраля наивную живопись от одной из самых известных женщин России первой половины 2010-х может увидеть каждый казанец. О том, что думает о Васильевой Пьер Карден, чем восхищена Лейла Фазлеева и как Васильева собирается помочь в построении правового государства, — в нашем материале.
-
Выставку Евгении Васильевой в галерее современного искусства ГМИИ РТ начали обсуждать, как только о предстоящем событии стало известно. И это немудрено, ведь в первой половине 2010-х она являлась одной из самых известных женщин страны, причем это никак не было связано с искусством. Про «дело „Оборонсервиса“» тогда не знал только ленивый. Кроме того, многих поразил тот факт, что когда к Васильевой в 2012-м пришли с обыском, то в ее квартире находился действующий министр обороны России Анатолий Сердюков. Лавстори с криминальным оттенком, как известно, дошла до законного брака. Чиновник же сегодня занимает руководящие посты в структурах «Ростеха» и по работе часто бывает в Казани. Так что, если он имеет отношение к появлению выставки в ГСИ, это вряд ли кого-то удивит, ведь у бывшего федерального министра прекрасные отношения с элитой республики. Еще интереснее стало вчера, когда утром появилась информация, что Васильева сама неожиданно приехала в Казань.
Между тем уже холл галереи встречал цитатой самого Пьера Кардена: «Творчество EVA (творческий псевдоним Васильевой — прим. ред.) символично в контексте осмысления и взаимодействия традиции и новаторства в современном искусстве. Будучи в авангарде, она обнаруживает связь с глубинными корнями культуры, по-новому понимая роль традиции, органично сочетаемой с непрерывностью творческого эксперимента и художественного поиска».
-
Из аннотации к выставке «Иноземье», которая была специально подготовлена для Казани: «Проект „Иноземье“ содержит в себе стремление человека уйти в мир гармонии и свободы посредством бегства от реальности в искусство. Искусство дарует индивиду энергию космоса, помогает обрести духовную свободу, наделяет человека иной, иноземной реальностью. Личность формирует свой микрокосм, не позволяя институтам общественных стереотипов и толкований разрушать основы индивидуальной свободы… После осознания свободы самореализации, индивиду открывается новый взгляд на „вечные проблемы“. Одновременно с этим человек становится способен создать „Иноземье“ одним лишь усилием своей фантазии. Создание собственного мира является попыткой к высвобождению собственного „я“, подавленного реалиями бытия».
-
Понаблюдать за тем, как «высвобождает собственное „я“, подавленное реалиями бытия», художница EVA, на открытие выставки в ГСИ из татарстанских чиновников пришли гуманитарный вице-премьер РТ Лейла Фазлеева (слева) и заместитель министра культуры РТ Ленар Хакимзянов (второй слева). Вице-премьер была в хорошем настроении и много шутила в разговоре с московской гостьей, а Хакимзянов, судя по всему, рекламировал республику. «Я предлагаю еще раз приехать, посетить Свияжск…» — удалось подслушать слова замминистра, обращенные одновременно к Фазлеевой и Васильевой.
-
Кстати, еще накануне Хакимзянов не думал и не гадал, что весь четверг проведет в качестве сопровождающего несколько лет назад одной из самых обсуждаемых женщин России. Васильева собралась приехать на открытие собственной выставки в самый последний момент. При этом решение было настолько внезапным, что художницу никто не встретил в казанском аэропорту.
-
На двух столах можно было полистать прекрасно изданные каталоги к предыдущим персональным выставкам EVA, которых с 2014 года (тогда в одной из московских галерей открылась дебютная экспозиция Васильевой «Цветы из неволи») у художницы оказалось немало. С интересом с ними знакомился один из гостей, художник-реставратор Александр Шубин. «Человек не оторвался от детства, столько в ней радости, столько нерастраченной любви. Это человек, который попал в водоворот событий, которые немножко далеки от наших детских ощущений, — так охарактеризовал творчество героини вечера в разговоре с „БИЗНЕС Online“ Шубин. — А она это хранит, несет в себе, выплескивает. Ей подобное помогает, наверное, выживать, я так думаю. Но очень интересно ее наивное детское творчество, она не растрачена еще, не раскрыта. Ей бы позаниматься еще…» По словам собеседника газеты, технику на выставке он увидел разную: «Она особо не зацикливается на технике, видимо, материал доступный вполне, потому технику, я думаю, кто-то ей преподавал, но в то же время она не задумывается над этим, она как ребенок».
-
Директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева была очень эмоциональна, она назвала автора картин новым авангардным художником, который стремительно ворвался в художественное пространство и завоевал многие площадки мира, Европы и России: «Васильева пробует все техники и технологии, разные жанры. И подобное, конечно, удивляет и подкупает». Дальше Нургалеева стала перечислять уже солидный послужной список EVA, а затем резюмировала: «Такое искусство имеет право быть! Это современно, крайне энергично, очень красиво по цвету, это необычно, скажем так».
-
На открытии «Иноземья» татарстанские чиновники старались держаться вместе, а после этого Фазлеева рассказала нашему корреспонденту о своих впечатлениях. «Я думаю, что выставки современных художников важны, они очень ценны, поскольку любопытство к жизни, интерес к ней будет всегда, — уверена Лейла Ринатовна. — И здесь, конечно, любопытно также посмотреть, что может представить женщина, которую многие знают в России. И вот эта яркость, бодрость, какая-то женская история здесь точно есть, и, конечно, меня очень впечатляют соединения цветов, а фотоработы этажом выше впечатляют взглядом на цвет, тут можно бесконечно думать, бесконечно предлагать что-то свое». По словам Фазлеевой, известные факты из жизни Васильевой ее никак не смущают как зрителя: «Здесь ты точно не судишь с точки зрения биографии, а видишь автора и воплощение эмоций. Мне не мешает это точно, здесь, в музее изобразительного искусства, ты воспринимаешь человека как художника. Оставим биографию в покое».
-
«Добрый день, я рада всех приветствовать в этом прекрасном зале, в таком интересном и вдохновляющем городе, — начала свое приветствие Васильева. — В городе, где хочется жить и работать». Она сообщила, что готовилась к проекту «Иноземье» достаточно продолжительное количество времени: «Очень старалась сделать его весомым, мы долго работали с кураторами». После этого художница удостоила похвалы сотрудников ГМИИ РТ, которые «с любовью» относятся к своей работе. Интересно, что после речи героини вечера в галерее современного искусства раздались аплодисменты от тех 20–30 человек, которые пришли на открытие.
-
«Иноземье» раскинулось на двух этажах ГСИ. На втором можно увидеть несколько десятков совсем новых больших картин (на всех стоит подпись EVA20). Кажется, будто все полотна здесь стоит отнести к наивной живописи, напоминают нам о маленьком человеке, который пытается то ли сопротивляться, то ли приспосабливаться к окружающему миру. Часто на картинах можно найти (или, может, представить себе) рядом два человеческих силуэта. Возможно, эти люди плывут по океану или оказались на берегу необитаемого острова, а возможно, попали в лесную чащобу. Уж не Сердюков ли это с Васильевой? Интересно, что все работы в данном зале не имеют своих названий.
-
На третьем этаже уже представлены работы EVA из разных серий: здесь и живопись, и фото- и видеоработы. Впрочем, кажется, что главный нерв «Иноземья» все же располагается этажом ниже.
-
Отношение к работам Васильевой в мире изобразительного искусства, скажем там, неоднозначное. В этом году немало шума наделало ее избрание почетным членом Российской академии художеств.
-
А вот характерный комментарий к творчеству Васильевой, который «БИЗНЕС Online» накануне получил от московского куратора и арт-критика Лизы Савиной: «Искусствовед не способен оценить феномен этой живописи, потому что она лежит вне поля профессиональных компетенций известных мне специалистов».
-
Во время 15-минутного общения с прессой Васильева выглядела очень спокойно и уверенно, при этом ничуть не заносчиво. Вот что для нее «Иноземье»: «Это мир космоса, мир не реальности, который мы чувствуем, потому что есть понятие интуиции, а также иррационального знания. И на сегодняшний день те работы, которые представлены здесь, отражают мое представление о выходе из того пространства, в котором мы живем, в другую реальность, более совершенную, более духовную, более интересную».
-
Восседая на стуле посреди лекционого зала ГСИ Васильева смотрелась очень эффектно, напоминая живую инсталляцию. А кто-то особо впечатлительный даже вспомнил знаменитую сцену с Шэрон Стоун из «Основного инстинкта».
-
«Для того чтобы творить, на сегодняшний день современному художнику не нужно очень много ресурсов. Я имею в виду с точки зрения организации пространства», — говорит Васильева о своей мастерской. Она работает и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Художница не ставит самоцелью продажу своих произведений, но напомнила, что меценат и коллекционер Кюри Усманов купил ее фотоработу на биеннале в Лондоне за 1,5 тыс. фунтов. Интересно, что и «Иноземье» в своем нынешнем виде, возможно, больше нигде не будет показано, кроме Казани, потому что по многим картинам, по словам EVA, есть интерес покупателей.
-
«Мне очень интересно на сегодняшний день, как искусство влияет на построение правового государства, неких правовых принципов и непосредственно правоприменение, — сообщила Васильева. — Это очень взаимосвязанные вещи, с подобным работают многие художники. Особенно те, которые были юристами, например Николай Рерих, Василий Кандинский. Первый создал в этом отношении очень интересную, на мой взгляд, концепцию „эстетического государства“. Где он как раз описывает, что экономическое процветание культуры, духовное зависят как раз от культуры. Поэтому, на мой взгляд, культура — та основа, которая позволяет жить, творить, выстраивать баланс, понимать некую эстетику жизни». Напомним, что художница является одновременно выпускницей юрфака СПбГУ и факультета искусств МГУ.
-
В качестве группы поддержки в Казань прилетела искусствовед Елизавета Плавинская, которая здесь же, в лекционном, выступила с докладом «Иноземье как основа современного искусства». На протяжении получаса оставшаяся публика пристально рассматривала презентацию с картинами Васильевой в соседстве с полотнами Айвазовского, Ван Гога, Кифера, Рериха, Блейка и других мастеров живописи.
-
«В том-то и есть искусство, что вы смотрите на картины, — ответила Плавинская на вопрос о том, не будут ли в Васильевой всегда видеть только чиновника, укравшего миллионы. — То есть если кому-то интересны политические скандалы, это… Знаете, есть такой не относящийся к Евгении любимый анекдот немецких галеристов: „У кого есть только деньги, тот играет в казино. У кого есть деньги и мозги, тот играет на бирже. А у кого есть деньги, мозги и вкус, тот играет в искусство“. Но на самом деле поучительная миссия искусства состоит в том, что когда мы делаем его, то можем не думать о других обстоятельствах жизни, и опыт Евгении показывает, что мы на самом деле настолько устали от отрицательных эмоций и с радостью переключаемся на эмоции какие-то философские, положительные».
-
«Сейчас мы все-таки пришли к тому, что искусство — это мудрый старший брат, который может своей юной сестре сказать какие-то вещи: „Вот есть гармония, что вы так переживаете“, — продолжает Плавинская. — И подобное становится все более и более драгоценным. Это драгоценные переживания не только каждого отдельного человека, который приходит в музей и сталкивается с искусством в концертном зале или кинотеатре, но и в процессах экономики, юриспруденции в современной реальности оказывается, что методы искусства гораздо более актуальны, чем могло показаться еще лет 20 назад».
-
Выставка «Иноземье» продлится в галерее современного искусства ГМИИ РТ до 3 февраля. А пока у нее появились и первые поклонники. «Мы знакомы были с Васильевой в несколько критическом ракурсе. И ореол смыслов, которые навешивают политики, присутствует. И ей освободиться полностью невозможно, — считает Татьяна Ширяева, куратор образовательных программ ассоциации профессиональных тренеров. — Но все-таки она женщина, и у женщин всегда есть необычные ресурсы для художественного постижения мира. И это ее огромный труд, она человек, который всю энергетику изменения российской реальности, в том числе политической, экономической, через себя пропустил и нам на символическом уровне дает некий сгусток, сливки, мы можем на них посмотреть и через идеи постичь личный опыт, ее личное художественное сознание, ее внутреннюю духовную работу».
-
Васильева уехала из Казани вчера вечером с презентами. Но что-то подсказывает, что в музейно-галерейном пространстве столицы РТ мы художницу EVA еще увидим.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 129
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.