Марат Нуриев: «План 2020 года мы уже практически завершили, есть список дворов 2021-го, и мы уже начали организационную работу во дворах»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЗА ПЯТЬ ЛЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВСЕ ДВОРЫ ПРИВЕДЕМ В ПОРЯДОК»

— Марат Абдулхаевич, предлагаю начать разговор с программы «Наш двор». Эта тема сегодня очень востребована населением. Программой занимается комитет благоустройства исполкома Казани. А какова роль управляющей компании «Уютный дом» в реализации данной программы?

— Эту работу мы начали еще за год до начала строительных мероприятий в рамках программы. План 2020 года практически завершен, а мы уже занимаемся планом 2021-го, и в этом нам помогает бюро технической инвентаризации РТ — предоставило информацию о фактическом состоянии дворов. Данный план мы обсуждаем во дворах с жителями конкретных домов. Программой определены принципы благоустройства двора: первый — безопасность, второй — удобство, третий — пешая связь между домами, четвертый — учет пожеланий населения. Конечно, учесть все пожелания невозможно, поскольку они порой бывают диаметрально противоположными: одним нужен асфальт под парковку автомобилей, другим — зеленая зона и площадки для отдыха.

После обсуждения с населением мы сдаем предложения в администрацию района, а дальше появляется проект благоустройства с учетом пожеланий населения и размера конкретного двора. Этот проект рассматривается с жителями через интернет, а после его доработки вновь обсуждаем с населением. Если чьи-то пожелания не учли, объясняем людям, почему так не получилось. Не все знают, что под землей проходят инженерные сети, которые при наземном благоустройстве необходимо учитывать. И только после утверждения проекта приходят подрядные организации для проведения работ. Мы им помогаем: предупреждаем собственников, чтобы убрали свои автомобили со двора, демонтируем старые элементы благоустройства.

— Всем известно, что запросы у людей самые разные. А какие предложения вы отдаете в администрацию района после первой встречи с жителями? Компромисса удается добиться путем голосования?

— Как такового голосования нет. Мы встречаемся с жителями во дворах, но выходит малое количество людей. А потом те, кто не присутствовал, начинают жаловаться во все инстанции, что не учли их мнение. Мы отбираем предложения в соответствии с принятыми принципами: безопасность, удобство, связь между домами и, по настоянию помощника президента РТ Наталии Фишман-Бекмамбетовой, сохранение озеленения. Нельзя же весь двор в асфальт закатать в угоду владельцам автомобилей! Надо учитывать интересы и других жителей, которые хотят иметь во дворе озеленение и места для отдыха и спорта. Двор — это общественное пространство, которым все должны иметь возможность пользоваться. Конечно, бывают разногласия, но мы стараемся объяснить людям.

— План реализации программы по годам уже сформирован, очередность благоустройства выстроена?

— Да, план на пять лет сформирован. План 2020 года мы уже практически завершили, есть список дворов 2021-го, и мы уже начали организационную работу во дворах.

«Мы отбираем предложения в соответствии с принятыми принципами: безопасность, удобство, связь между домами и, по настоянию помощника президента РТ Наталии Фишман-Бекмамбетовой, сохранение озеленения»Фото: tatarstan.ru

— А кто выстраивал очередность благоустройства? Управляющая компания принимала в этом участие? И есть ли дворы, которые вообще не участвуют в данной программе?

— Была бы такая возможность, мы все дворы отремонтировали бы за один год, но, к сожалению, так не получится. Составлением графика работ занимается администрация района. В первую очередь во внимание берется состояние двора и наличие объектов социального назначения. Надеюсь, что за пять лет реализации программы все дворы приведем в порядок.

— Какие обязательства появляются у собственников квартир после благоустройства двора по программе «Наш двор»? Имеются или нет в ней условия, которые способны изменить иждивенческое умонастроение граждан? (Алексей Викторович Туганов)

— Двор входит в общедомовую собственность, как и подъезд, и коммуникации дома. Согласно Жилищному кодексу РФ, содержание общедомового имущества осуществляется за счет собственников, то есть жителей многоквартирного дома. И их обязанность — сохранить двор в том виде, в каком им сдают после ремонта, и принимать участие в содержании данной территории. Что касается программы «Наш двор», то в ней нет отдельного пункта об ответственности собственников, поскольку она закреплена Жилищным кодексом РФ. Иждивенческое отношение тоже не получится, потому что содержание оплачивается жителями. Но его стоимость может быть разной в зависимости от размера двора и количества объектов в нем: детская и спортивная площадки, урны, скамейки и так далее. Жилищным кодексом определено, что жители сами принимают решение о тарифе содержания.

Фото предоставлено УК «Уютный дом»

«СОБСТВЕННИКИ ИМЕЮТ ПРАВО ПРИНЯТЬ СВОЙ ТАРИФ НА СОДЕРЖАНИЕ ДВОРА»

— В этом году в нашем дворе на улице Ямашева, 82 сделали благоустройство. Двор получился замечательным, учли пожелания жителей, сделали даже больше, чем было запланировано при проектировании, и очень хочется, чтобы двор сохранился в таком виде на долгие годы. В сентябре на подъездах наших домов были вывешены объявления о проведении собрания с жителями по вопросу увеличения тарифа на содержание придомовой территории, но многие высказались против. Как убедить жителей, что теперь это наше имущество, а новый двор нам сделают нескоро? (Света)

— Жилищный кодекс РФ действует уже 15 лет, в нем указано, что тариф принимают собственники. Радует, что появляются неравнодушные люди, понимающие, что на качественное содержание нужны деньги. Инициативная группа этого двора пришла в управляющую компанию и попросила посчитать, сколько стоит содержание их обновленного двора: сколько надо дворников, какой инвентарь необходим и так далее. Мы посчитали, всю раскладку им дали и объяснили, что решение за жителями. Речь шла об увеличении тарифа на 2 рубля с квадратного метра квартиры. Но решение об увеличении тарифа не было принято собственниками, потому станет действовать муниципальный тариф по оказанию минимальных услуг. Мы, конечно, продолжим убирать данную территорию, но надо понимать, что новые материалы требуют особого подхода — это и резиновое покрытие, и спортивная площадка для подростков. Но в любом случае мы постараемся поддерживать во дворе порядок. Как качество товара зависит от его стоимости, так и качество оказываемой услуги напрямую обусловлено тарифом и оплатой.

— Но двор двору рознь, есть маленькие по площади, и там кроме газона ничего не разместишь… А 2 рубля с «квадрата» — это средний размер доплаты по городу?

— Для каждого двора производится отдельный расчет, где учитываются и площадь его территории, и количество объектов благоустройства, и число проживающих. Например, на Ямашева, 82 дополнительно появилось большое количество уличной мебели, спортивная и детская площадки, установили около 50 урн, которые необходимо ежедневно освобождать от мусора. Раньше их не было на детской площадке. В настоящее время стоимость за содержание придомовой территории  в среднем составляет 3,68 рубля. Но, повторяю, собственники имеют право решением общего собрания принять свой тариф на содержание.


— Как думаете, активисты могут убедить соседей в необходимости увеличения тарифа для более качественного содержания обновленного двора? Старшие по дому есть в каждом доме?

— Сегодня они называются по-другому — председателем совета многоквартирного дома, но их роль от этого не меняется. Это представители собственников, а не штатные сотрудники управляющей компании, они избираются из активных и авторитетных в своем доме людей. Совет МКД — это как мостик между собственниками и управляющей компанией, подрядными организациями. Конечно, совет имеет влияние на соседей, и ситуация в таких домах совершенно другая — и по состоянию здания, и по содержанию двора. Но, к сожалению, советы есть не во всех домах. Приведу пример: по нормативу мы должны один раз в пять лет делать ремонт подъездов. Есть дома, где через пять лет после ремонта новый и не нужен — настолько бережно к нему относятся собственники. Как правило, это те дома, в которых созданы и работают советы МКД. А в каких-то и через год после ремонта на подъезд смотреть страшно! Подобное говорит об отношении людей к своему имуществу. Еще надо помнить, что если подъезд через пять лет не требует ремонта, то данные средства будут направлены на другие виды работ по дому.

— Вы сказали, что не во всех домах есть советы МКД. А если бы председателю совета немного платить, то ситуация улучшилась бы, как считаете?

— Конечно! Многие активисты работают на общественных началах, но и вопросы об оплате мы от них все чаще слышим.

— В августе в наших счетах-фактурах появилась новая строка «Вознаграждение председателю совета МКД», а потом ее убрали. Разъясните, пожалуйста, что это за «вознаграждение»? Знаю, что раньше старшие по домам получали вознаграждение от управляющей компании и жители за это не платили. Почему сейчас УК не платят? (Ольга С., Мусина, 61а)

— Управляющая компания не может оплачивать работу председателя совета, потому что они не наши штатные работники и закон это запрещает. Но в Жилищном кодексе РФ говорится, что собственники вправе предложить кандидатуру председателя совета МКД, определить источник финансирования и размер вознаграждения за его работу. К сожалению, такая норма мало применяется, хотя Жилищный кодекс действует уже 15 лет. Но в нашем районе такие факты были: к нам поступило два таких обращения от собственников.

Одно из них — как раз от дома на Мусина, 61а, в котором одна активная женщина уже давно занимается такой общественной работой. И она обратилась к нам с просьбой оплаты ее труда. Мы объяснили ей, что это зависит от решения собственников МКД. Она провела собрание, на котором большинством голосов было принято решение о размере вознаграждения (3 рубля с квадратного метра квартиры) и источнике финансирования — внести соответствующую строку в счет-фактуру. Дополнительную строку мы внесли, но собственники, которые оказались против такого решения, начали писать жалобы в контролирующие органы. Были проверки, и старшая по дому, не выдержав такого давления, к сожалению, отказалась не только от начислений, но и от этой работы. Начисленные за три месяца деньги мы вернули населению, а строку из счета-фактуры убрали. Был хороший пример, но он, к сожалению, закончился печально. Когда активисты получают вознаграждение, они более ответственно подходят к своей работе.

Второй пример — Ямашева, 82, где собственники провели такую же работу. Мы направили их протокол собрания в контролирующие органы, ждем ответ. Считаю, это хорошее начало, лишь бы оно имело продолжение.

— А 3 рубля — это для любого дома?

— Нет, так предложили и приняли собственники дома на Мусина, 61а, это небольшое трехподъездное здание. А вот Ямашева, 82 — это 9-этажный 8-подъездный дом, и там определили 1 рубль с квадратного метра.

Программа «Наш двор» — это очень хорошее движение вперед для нас. На сегодняшний день отремонтировано 18 объектов Программа «Наш двор» — это очень хорошее движение вперед для нас. На сегодняшний день отремонтировано 18 объектов Фото предоставлено УК «Уютный дом»

«НИ ОДИН ДВОР ИЗ ПРОГРАММЫ НЕ БЫЛ ИСКЛЮЧЕН»

— Сколько дворов благоустроили в 2020 году по программе «Наш двор»? Что предусматривает благоустройство? (Марина)

— Программа «Наш двор» — это очень хорошее движение вперед для нас. На сегодняшний день отремонтировано 18 объектов. Называем так, потому что один двор приходится на два-три дома. Осталось доделать асфальтирование на Гаврилова, 8а. Затем идет установка уличной мебели, детских и спортивных площадок.

Хорошо, что приняли решение по установке современных контейнерных площадок для сбора ТКО. Напомню, с 1 января 2019 года в стране реализуется программа дуального сбора отходов и без таких площадок выполнить эту работу было бы невозможно. В нашем районе осталось еще очень много работающих мусоропроводов. Здесь тоже мнение собственников разделилось: кто-то хочет их оставить, чтобы не носить мусор на контейнерную площадку, а другие просят их закрыть, чтобы не чувствовалось запаха в подъезде. Сегодня площадки очень красивые, они закрытые, поэтому ни вороны, ни собаки мусор не растащат. Установлены разные по цвету контейнеры для раздельного сбора ТКО, есть информационные щиты. В 2020 году установлено 39 контейнерных площадок. А мы проводим разъяснительную работу с населением, убеждаем, что при наличии мусоропроводов раздельного сбора не получится.

— Был ли сокращен план 2020 года по программе «Наш двор»? Какие дворы оставили «за бортом»? (Владимирова Н.)

— Первоначально программа была рассчитана на три года, но ситуация в экономике резко изменилась, потому ее продлили на пять лет, но при этом ни один двор из нее не был исключен. Сроки немного сместились, например с 2020-го на 2021 год. Люди благодарны руководству республики и города за такое хорошее дело. Все понимают, что нигде подобного нет.

— При ремонте двора в 2017-м не предусмотрели изменение планировки в сторону безопасности. Оставили центральный проезд для машин между двумя детскими площадками, дети бегают туда-сюда под машинами. (Гузель, Ямашева, 61)

— В 2017 году асфальтировка дворовой территории на Ямашева, 61 выполнена за счет бюджетного финансирования. Перепланировка существующей дорожной сети не производилась, асфальтировка выполнена по существующей схеме. В 2018-м силами управляющей компании «Уютный дом» за счет средств текущего ремонта было проведено только благоустройство детских площадок — установлены качели, карусель, гандбольные ворота и другие. Ремонт был произведен до начала реализации программы «Наш двор». Для оценки ситуации мы привлечем специалистов и после их заключения примем соответствующие меры.

— Во дворе домов номер 89,91,97 на улице Фатыха Амирхана начали сносить металлические гаражи, собственники в срочном порядке сдают их в металлолом, а мусор, который копили годами, вывозить не торопятся. Контролирует ли данную ситуацию управляющая компания? Или все эти горы мусора уйдут на зиму под снег, а весной вся эта антисанитария потечет на нас? (Фания)

— Конечно, уборка мусора — это обязанность собственника гаража, но пока еще ни один из них мусор за собой не увозил. Совесть или есть у человека, или ее нет… Но мы совместно с администрацией района вопрос решим, мусор вывезем за свой счет, под зиму не оставим. Что касается конкретно данного двора, то он готовится для работ следующего года в рамках программы «Наш двор».

Хорошо, что приняли решение по установке современных контейнерных площадок для сбора ТКО Хорошо, что приняли решение по установке современных контейнерных площадок для сбора ТКО Фото: «БИЗНЕС Online»

— Один из читателей в комментариях написал: «Нуриев принципиально не хочет включать в программу „Наш двор“ дом 21а на улице Голубятникова. Его капитальный ремонт провели в 2015-м. Метшин заявлял, что в течение года после капремонта дома должны делать ремонт двора. В 2019 году было решение собственников, однако Нуриев всячески сопротивляется».

— Во-первых, Нуриев был бы рад, если бы все дворы за один год оказались отремонтированы (смеется). Во-вторых, не Нуриев включает дворы в план работы, а администрация района и города, как я уже сказал. Если не ошибаюсь, этот двор асфальтирован, там планировалось установить новую контейнерную площадку и детскую площадку. Уточним, в чем там проблемы.

— Двор около дома на Воровского, 3а огромный, но какой-то бестолковый: ни зелени толком, ни детской площадки, ни спортивной. Хотя вокруг этой территории несколько домов и детей много. Места достаточно, а парковок для авто практически нет. Кроме того, въезды во двор со всех сторон невозможны из-за огромных ям на проезжей части. И так уже много лет! Когда и в наш двор придет благоустройство? (Нина Федоровна)

— Этот объект включен в план программы «Наш двор» 2022 года. А подъездные пути постараемся быстрее отремонтировать. Все недостатки двора, которые привели в вопросе, станут обсуждаться с жителями домов перед началом проектирования. Постараемся учесть все предложения населения, лишь бы они оказались активными в этом вопросе. Двор действительно большой, минимум пять зон там должно быть — детская и спортивная площадки, места для отдыха и хозяйственная площадка.

Когда люди видят, что программа реализуется, хотят еще больше и быстрее. Одни желают побольше асфальта для парковок, пожилые — побольше мест отдыха, подросткам нужны спортивные площадки, детям — игровые. Но собственникам следует собраться и найти общее решение с учетом всех интересов. Конечно, надо предусмотреть и размер двора, и инженерные коммуникации, пролегающие по объекту. Советую создать группу в WhatsApp и начать обсуждать, чтобы в итоге прийти к общему мнению. Тогда и работа по проектированию и благоустройству пойдет быстрее, и довольных окажется больше. К сожалению, порой бывает так, что выходят во двор для рассмотрения проекта и начинают ругаться друг с другом… Это и некрасиво, и, самое главное, неконструктивно.

«Когда люди видят, что программа реализуется, хотят еще больше и быстрее. Одни желают побольше асфальта для парковок, пожилые — побольше мест отдыха, подросткам нужны спортивные площадки, детям — игровые»Фото предоставлено УК «Уютный дом»

— Кто разрабатывает проект благоустройства дворов? (Галина Ф.)

— Проекты делают профессионалы. Они отобраны по конкурсу, прошли обучение. Эту работу курирует помощник президента РТ Наталия Львовна Фишман-Бекмамбетова. Проектанты принимают участие в приемке объектов и подборе уличной мебели, детских площадок. Требования очень жесткие.

— Наверное, и материалы используются современные и безопасные? 

— Конечно! Но практика 2020 года показала, что кое-какие недоработки все-таки есть, на что указывают и жители. Мы собираем все эти недочеты, обобщаем, чтобы специалисты учли их в следующих проектах.

— Когда отремонтируют двор на Октябрьской, 27а? В целом он огромный — это «коробка» между несколькими пятиэтажками. Дорог нет в буквальном смысле. Детская площадка еще с советских времен. (Инна)

— Благоустройство дворовой территории на Октябрьской, 27а будет произведено по программе «Наш двор» до 2024 года (на 2021-й не предусмотрено).

«Проектанты принимают участие в приемке объектов и подборе уличной мебели, детских площадок. Требования очень жесткие»Фото предоставлено УК «Уютный дом»

— В 2020 году на участке между школой номер 155 и домом на Четаева, 27 провели замену коммуникаций, под это расчистили участок от насаждений. Школа закрывает ворота, раньше из дома на Ямашева, 61 мы выходили на перекресток Четаева – Бичурина через нее. Очень надеялись, что вдоль учебного заведения после ремонта коммуникаций проложат тротуар. Но после ремонта неожиданно на расчищенную полосу привезли землю и там засыпали газон! А проход-то где? Через арку на Четаева, 25? Сами так ходите! (Гузель)

— Данный дом управляющая компания «Уютный дом» не обслуживает.

— При ремонте на Адоратского, 35 поставили столбики вдоль тротуара. Понятно, что так построено, чтобы автомобили не ставили в ночное время на тротуар, но как сейчас разъезжаться двум встречным машинам, ведь даже легковые не могут это сделать? А учитывалось ли, что через данный двор идет снабжение продуктами двух детских садов?! Как и что вы собираетесь предпринять для организации движения во дворе? (Альберт)

— При ремонте двора жилого дома на Адоратского, 35 столбики вдоль тротуара установлены для ограничения доступа машин на тротуар и безопасности движения пешеходов. Благоустройство территории, в том числе асфальтировка, произведены по программе «Наш двор» и согласованы с жителями. Ширина проезжей части дороги составила 5 метров, что является достаточным для проезда двух автомобилей.

— Между домами на улице Сибгата Хакима, 39 и Чистопольской, 76 установлен забор, перекрывающий межквартальный проезд. В итоге выехать из 69 квартала через узкое горлышко — большая проблема, особенно по утрам! Когда его уберете? (Анонимно)

— Указанные дома управляющая компания «Уютный дом» не обслуживает.

— На Адоратского, 56 посередине двора два гаража незаконных, машины негде ставить, установили желтые кругляшки на пешеходной дорожке. Теперь ни коляска не проедет, ни автомобиль не пристроить… Зато ушлые жильцы ставят цепочки, конусы, шины… Бардак продолжается! (Анонимно)

— Указанные гаражи расположены на муниципальной земле, по вопросу законности установки необходимо обращаться в администрацию района. На придомовой территории на Адоратского, 46 собственниками организована парковка, имеется протокол общего собрания. Бетонные полусферы установлены для свободного движения пешеходов по тротуарам.

— Почему зимой снег не вывозите, а складируете во дворе дома, на месте цветника? (Анонимно).

— Закон не предусматривает такую услугу, как вывоз снега с придомовой территории, ее нет в тарифе на содержание жилья. Оговариваются только правила размещения вычищенного снега: он должен быть складирован на придомовую территорию вне детской площадки (малых архитектурных форм) и зеленых насаждений. Также по мере таяния снега дворники обязаны ворошить кучи.

— Когда наведете порядок во дворах? Вы ставите желтые бетонные круги на пешеходные дорожки, а почему ваши дворники не убирают цепочки, шины, конусы? Позор для третьей столицы! (Рузиль)

— Установка бетонных полусфер — вынужденная мера для свободного движения пешеходов по тротуарам, но автовладельцами, к сожалению, постоянно происходит «захват» зеленой зоны, пешеходных тротуаров для парковки своего транспорта путем установки различных барьеров, столбиков, цепей. Это является правонарушением, и в данном случае необходимо обращаться в ГИБДД или административно-техническую инспекцию. Дворники убирают мусор и дворовую территорию, а вот демонтировать незаконно установленные ограждения не входит в их обязанности. Но тем не менее мы это делаем.

— Во дворе домов на Четаева, 35 и 33 дорога от начала и до конца как после бомбежки, и никому дела нет. (Анонимно)

— Благоустройство данной дворовой территории по программе «Наш двор» запланировано на 2021 год. Уже прошли обсуждения проекта благоустройства с жителями этих домов.

«Все недостатки двора будут обсуждаться с жителями домов перед началом проектирования. Постараемся учесть все предложения жителей, лишь бы они были активными в этом вопросе» «Все недостатки двора будут обсуждаться с жителями домов перед началом проектирования. Постараемся учесть все предложения жителей, лишь бы они оказались активными в этом вопросе» Фото предоставлено УК «Уютный дом»

«СТОИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ДОМА ЗАВИСИТ ОТ КОЛИЧЕСТВА УСЛУГ»

— Вы ратуете за то, чтобы собственники были активными в вопросах общедомового имущества. Наш читатель Лилия, видимо, такая и есть — она прислала вам аж 9 вопросов. Давайте поощрим такую активность, и вы ответите на большинство из них. Первый: «Почему счета-фактуры УК „УД“ самые завышенные в городе?»

— У нас тарифы едины! Тарифы на коммунальные услуги (отопление, вода, канализация, электроэнергия) принимаются госкомитетом РТ по тарифам. А тарифы на жилищные услуги по закону должны устанавливаться самими собственниками, но, если этого не происходит, нами используются тарифы, принятые постановлением исполкома Казани на муниципальный жилой фонд. Потому тарифы никак не могут быть разными в городе! За исключением тех случаев, когда собственники по решению собрания примут свои тарифы.

Но есть пакет услуг. Например, у двухэтажных домов он минимальный. Таких объектов у нас 44. А у высотных домов пакет услуг больше, потому что у некоторых из них в каждом подъезде по два лифта, система автоматической противопожарной защиты, домофонная система, видеонаблюдение. И все это надо обслуживать! Стоимость содержания зависит от количества услуг, от физического состояния дома. Но это не тариф. Тарифы у всех единые, а стоимость содержания пятиэтажки и 18-этажного дома разная.

Общая сумма счета-фактуры зависит во многом от отопления и горячей воды, поскольку это самая дорогая услуга. Практически во всех домах она проходит через домовые счетчики учета, но расход отопления разный в кирпичном доме и в панельном — из-за потерь тепла. Показания счетчиков передаются автоматически. Есть приборы учета потребления, поэтому обвинять кого-то в завышении платежей просто нет оснований. Любой житель может проверить свое начисление. Информация о показаниях индивидуальных и общедомовых приборов учета ежемесячно отображается в счете-фактуре.

— Второй вопрос: «Почему в них включено обслуживание общей антенной, которой многие жители не пользуются и даже не подключены?

— Когда стали подключать кабельное телевидение, многие люди отказались от общей антенны и остались без независимого приема эфира. Кабельное подключение — это зависимый источник. В стране случалось такое, когда людям оказались недоступны оповещения МЧС и других экстренных служб. Потому было принято постановление правительства РФ о восстановлении всех антенн коллективного пользования и переводе их на цифровой прием. Антенны являются общедомовым имуществом — так же как лифт, подъезд или труба — и должны содержаться за счет собственников.

На сегодняшний день все антенны восстановлены с возможностью цифрового приема. И, естественно, мы вынуждены включить в счет-фактуру строку за содержание антенны как общедомового имущества. Если даже человек не пользуется общедомовым имуществом, он должен оплачивать его содержание. Например, житель может ходить пешком, не пользуясь лифтом, но платить за его содержание он обязан. Так же и антенна коллективного пользования.

Общая сумма счета-фактуры зависит во многом от отопления и горячей воды, поскольку это самая дорогая услугаФото: «БИЗНЕС Online»

— Но если квартира не подключена к коллективной антенне, жители сообщения МЧС не услышат, то есть цель-то все равно не будет достигнута…

— Люди раньше отключались от общей антенны, потому что набор каналов был небольшим и качество приема — плохим, а сегодня и телеканалов 20, и прием цифровой, и пользование гораздо дешевле. Не вижу причин отключаться от коллективной антенны.

— Третий вопрос: «Почему до сих пор вы как депутат и управляющий УК не внесли на рассмотрение в исполком вопрос о расчете за уборку подъездов — до сих пор идет от размера жилплощади, а не от количества проживающих?»

— Такая норма расчета зафиксирована Жилищным кодексом РФ, принятым депутатами Госдумы, поэтому на уровне муниципалитета данный вопрос не решить. Но смысл в таком расчете есть. Не секрет, что у части населения появилась возможность иметь несколько квартир, а прописан и проживает собственник только в одной из них. И законодатель решил, что если человек имеет собственность, он должен нести общедомовые затраты в этом доме, хоть и не проживает по данному адресу. А единственный постоянный параметр в этом случае — площадь квартиры.

— Следующий вопрос: «Почему у уборщиц и дворников нет нормального инвентаря? Вместо совка — картонка, швабры сколочены из деревяшек, нет пакетов для сбора мусора и тележек для его транспортировки? У вас же есть производство!»

— Наши сотрудники получают весь необходимый инвентарь и спецодежду согласно нормативам. Мы уже к зимнему периоду подготовили уборочный инвентарь: лопаты, метла, скребки, закупили спецодежду. Думаю, здесь свою роль играет человеческий фактор: картонка вместо совка — это чисто инициатива уборщицы. Если бы был указан адрес, мы предметно разобрались бы. А вообще, очень сложно найти уборщиц, потому что зарплата низкая, а норматив большой. Но мы стараемся привлечь полным соцпакетом.

— «Почему не убираются в домах-малосемейках, например на улице Коллективной, 27?»

— Не во всех домах есть уборщица по двум причинам: первая — жители отказываются от нее и сами убираются по очереди, в этом случае такая услуга исключается из счета-фактуры, вторая причина — нехватка сотрудников.

— И последний вопрос Лилии: «Почему так плохо подготовились к тестам и провалили экзамен?» О чем идет речь?

— Не понимаю, о каком тесте пишет читатель… Если говорится о квалификационных экзаменах, то мы должны каждые пять лет подтверждать свою квалификацию и сдавать экзамены. В этом году я успешно сдал его.

Сегодня нет ни одного двора, где не был бы организован дуальный сбор. Правда, не во всех дворах построены современные контейнерные площадки, но поэтапно этот процесс идет «Сегодня нет ни одного двора, где не был бы организован дуальный сбор. Правда, не во всех дворах построены современные контейнерные площадки, но поэтапно этот процесс идет» Фото предоставлено УК «Уютный дом»

«НЕТ НИ ОДНОГО ДОМА, ГДЕ ЛИФТ НЕ РАБОТАЛ БЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРИЧИНЕ»

— Как пандемия и режим самоизоляции в марте – апреле сказались на ходе капитального и текущего ремонта? Что не удалось выполнить? Когда доделают? (Альфия)

— Да, некоторые люди не допускали строителей в свои квартиры, но такое случалось и до коронавируса. Сами понимаете, когда идет замена стояка, то доступ должен быть в квартиры всех этажей. Причины разные бывали: кто-то в отпуске, кто-то на работе, кто-то болеет. Но путем переговоров мы эти вопросы решали. А с пандемией стало небезопасно и для собственника квартиры, и для строителей, и для сотрудников наших подрядных организаций. В тех подъездах, где были зафиксированы случаи заболевания коронавирусом, мы проводили специальную обработку мест общего пользования. Когда оказывалось невозможно попасть в квартиры, строители занимались заменой коммуникаций в подвалах, на чердаках и крышах. А когда режим самоизоляции сняли, капремонт продолжили и в квартирах.

В этом году не было ни одного суда, поскольку люди обеспечили доступ в квартиры. Хотя на Ямашева, 52 капремонт сделали четыре года назад, но до сих пор жильцы одной квартиры не пускают к себе для замены стояка. Мы прошли несколько судов, собственник пишет жалобы во все инстанции, а сам не пускает в квартиру никого — ни жилищную инспекцию, ни работников.

— Сказали, что в 2020-м будут заменены все лифты в первых 3 подъездах, в остальных 7 — в течение 2021–2022 года. В итоге появился только один новый лифт в третьем подъезде. Почему не уложились в срок? Такими темпами все лифты в нашем доме и за пять лет не поменяют (Гузель, Ямашева, 61). А управляющая компания разве имеет отношение к замене лифтов?

— Мы имеем отношение ко всему, отвечаем за все общедомовое имущество. Производителем лифтов установлен срок их эксплуатации — 25 лет, после чего требуется замена. Ямашева, 61 — это дом 18-этажный, так что там в каждом подъезде два лифта. Мы могли бы оба лифта в подъезде остановить, демонтировать и смонтировать новые. Тогда было бы быстро и в срок. Но, чтобы не оставлять людей без лифта в таком высотном здании, совместно с собственниками мы решили сначала один лифт демонтировать и смонтировать, а потом другой. И по данной причине в сроки не уложились. Этот дом строился очередями, потому срок смены лифтов в следующих подъездах подойдет позже. На сегодняшний день нет ни одного здания, где лифт не работал бы по технической причине или истечению срока эксплуатации. Мы провели инвентаризацию лифтов и знаем, в каком году каждый из них должен меняться.

— Вы как опытный жилищник как считаете, почему тормозит «мусорная» реформа? Нам, жителям, ее не видно. Где раздельный сбор и раздельный вывоз ТКО? (Дамир Усманов)

— Для обеспечения раздельного сбора мусора применяются контейнеры двух цветов: для ТКО, которые дальше идут на переработку, и для мусора, который идет на захоронение. Такая работа у нас проводится давно, сегодня нет ни одного двора, где не был бы организован дуальный сбор. Правда, не во всех дворах построены современные контейнерные площадки, но поэтапно этот процесс идет. И параллельно ведется работа по закрытию мусоропроводов, для того чтобы построить контейнерную площадку и организовать раздельный сбор отходов. И не видеть таких изменений просто невозможно, по крайней мере, в нашем районе.

— Может быть, читатель, задавший данный вопрос, живет в другом районе, где нет всех тех изменений, о которых вы говорите.

— Значит, туда еще не дошли… У нас на вывоз мусора приезжает две машины: одна забирает сортированные перерабатываемые отходы, другая — несортированный мусор, который везут на полигон для захоронения. Да, вначале эта работа немного буксовала, но мы добились того, чтобы ТКО вывозили двумя автомобилями.

— На кого ложатся затраты за вывоз мусора двумя машинами?

— Все это заложено в тарифе, и, конечно, он поднялся.

«Долги надо гасить за счет оплаты собственников. И надо понимать, что из-за долга мы вынуждены сокращать количество и качество жилищных услуг домам» «Долги надо гасить за счет оплаты собственников. И следует понимать, что из-за долга мы вынуждены сокращать количество и качество жилищных услуг домам» Фото предоставлено УК «Уютный дом»

«ВСЕ РАВНО СВОЙ ДОЛГ ПРИДЕТСЯ ОПЛАЧИВАТЬ РАНО ИЛИ ПОЗДНО» 

— Насколько возрос долг населения за жилищно-коммунальные услуги из-за коронавируса? (Лидия Николаевна)

— Конечно, мы почувствовали, что люди по каким-то причинам не смогли платить. А некоторые этой ситуацией с коронавирусом просто пользуются. Но мы постоянно обращаемся к собственникам, чтобы они не задерживали платежи, и судебную работу ведем — ее никто не отменял. Есть же граждане, которые, даже оказавшись в тяжелой ситуации, услуги оплачивают. Большинство жителей это делают, причем в полном объеме. Надо одно понимать: все равно свой долг придется оплачивать рано или поздно. Копить большие долги я не советую, потому что потом будет тяжело их погасить. Тем, у кого небольшой долг и есть стремление его погасить, мы помогаем: и на работу к себе приглашаем, и график погашения составляем, пени списываем.

На сегодняшний день долг населения составляет 350 миллионов рублей. Это очень большая сумма для нашей управляющей компании. Управляющая компания, в свою очередь, обязана ежемесячно оплачивать все поставленные коммунальные услуги, что составляет 70 процентов общей суммы. Нам такой долг никто не списывает.

— За счет чего УК покрывает долги перед поставщиками коммунальных услуг? (Лидия Николаевна)

— У нас тоже есть определенные долги перед поставщиками коммунальных услуг. К примеру, в зимний период появляется самая дорогая услуга — отопление, которую не все в состоянии оплачивать, и возникает задолженность. Мы садимся за стол переговоров с поставщиком, определяем график погашения долга и ежегодно свои обещания выполняем, к июлю все долги покрываем.

— Сколько и кому платят за рекламу в лифтах и размещение на крышах антенн сотовой связи? На что идут эти деньги? Где можно увидеть отчет? (Хайруллин М.)

— Это относится к статье использования общедомового имущества третьими лицами. Мы стараемся никого не упускать, со всеми заключаем договоры. Есть определенный тариф на данные услуги, и ежемесячные платежи поступают управляющей компании. Мы ведем отдельный учет таких дополнительных доходов, и, согласно Жилищному кодексу РФ, они идут на содержание общедомового имущества. Мы ежегодно отчитываемся перед жителями о данных средствах — и на встречах с населением, и в итоговом буклете, который изготавливаем вот уже более 10 лет, а также размещаем информацию в системе ГИС ЖКХ РФ. Вся эта информация находится в открытом доступе, мы ничего не скрываем. Если кто-то не пользуется такими источниками информации, но хочет узнать баланс своего дома, то может обратиться в управляющую компанию, и мы дадим письменный ответ.

У нас тоже есть определенные долги перед поставщиками коммунальных услуг. К примеру, в зимний период появляется самая дорогая услуга — отопление, которую не все в состоянии оплачивать, и возникает задолженностьФото: kzn.ru

— Можно ли эти средства направлять на погашение долгов перед коммунальщиками?

— Такие решения принимают собственники на общем собрании. Но, как я уже сказал, согласно Жилищному кодексу РФ, данные средства должны направляться на содержание общего имущества. А долги — это ведь не оплачено кем-то, проживающим в конкретном доме. Думаю, неправильно и нерационально закрывать чьи-то долги из дополнительных доходов. Долги надо гасить за счет оплаты собственников. И следует понимать, что из-за долга мы вынуждены сокращать количество и качество жилищных услуг домам. У нас есть дома, у которых нет ни копейки долгов, там и ситуация другая: и подъезды чистые, и входная группа отремонтирована.

— Можно ли в управляющей компании узнать, кто в доме имеет долги, чтобы как-то на них подействовать?

— Мы возвращаемся к вопросу о совете многоквартирного дома… Заниматься разъяснительной работой с соседями-должниками не то что можно, а нужно! Когда к нам приходят с такой просьбой, мы, конечно, персональные данные не сообщаем, но номер квартиры и сумму долга, естественно, даем. И совет МКД занимается с должниками, а если у них с кем-то не получается, то подключаются наши юристы. Только совместно с активистами эту работу можно вести эффективно. Влияние соседей гораздо больше, чем людей со стороны. Помню, в советское время при ЖЭКах были товарищеские суды, и они были очень действенными.

— Недавно в одной из газет был опубликован материал о том, что УК «Уютный дом» выставляла счет за пользование домофоном, в то время как жильцы платили напрямую домофонной компании. В чем там дело, почему так получилось?

— Есть дома в нашем управлении, где в некоторых подъездах сторонние организации самостоятельно устанавливали оборудование и самовольно подключались к общедомовым электрическим сетям. Домофон таких подъездов обслуживали компании, которые не выставляли ежемесячные счета на оплату, им платили за год вперед. А управляющая компания, согласно закону, управляет тем имуществом, которое собственники передали ему в управление. Домофон тоже является общедомовым имуществом. Потому мы обратились в домофонную организацию, и оказалось, что договора на обслуживание у них нет, нужных специалистов нет, за безопасность они не отвечают. Мы эту проблему привели в порядок — подъезды передали той подрядной организации, с кем имеем договор. И, конечно, на нас пошли жалобы, в частности по вопросу оборудования — якобы его нужно передавать по решению общего собрания собственников. Но такой нормы в Жилищном кодексе РФ нет. Они обратились в прокуратуру, в ближайшее время состоится рассмотрение данного вопроса.

Марат Нуриев: «Я имею большой опыт работы в сфере ЖКХ, и, думаю, могу быть полезным жителям города и республики» Марат Нуриев: «Я имею большой опыт работы в сфере ЖКХ и, думаю, могу быть полезным жителям города и республики» Фото предоставлено УК «Уютный дом»

«ПРОБЛЕМЫ ЖКХ НЕЛЬЗЯ РЕШИТЬ В ОДИНОЧКУ» 

— Какой штат у управляющей компании вместе с подрядными организациями?

— Коллектив большой — 1 200 человек, сюда входят и дворники, и сантехники.

— Не могу не спросить про состояние здоровья ваших сотрудников в период пандемии коронавируса. Есть заболевшие? Какие меры безопасности вы предприняли?

— Мы не можем быть исключением, потому что у нас работа в тесном контакте с населением. В домах, которые мы обслуживаем, проживают порядка 150 тысяч человек. Хотим мы того или нет, но мы всегда в контакте, в общении. Бывают аварийные ситуации, и наши сотрудники обязаны войти в квартиру. Более того, нас обязали обрабатывать подъезды в тех домах, где есть случаи заболевания коронавирусом. Конечно, мы требуем от коллег выполнения предписаний Роспотребнадзора. И не скажу, что у нас в коллективе много зараженных. Маски и перчатки у нас закуплены, в коридорах установлены воздухоочистители, везде есть средства гигиены для обработки рук. Чтобы люди на обед не ходили в общепит, организовали место для приема пищи. Не секрет, что в управляющую компанию в основном приходят люди в возрасте старше 65. Чтобы ограничить посещения, мы установили горячую линию, повесили ящики для приема документов. 

— Вы много лет были депутатом горсовета, теперь стали депутатом Госсовета. Что вы сделали и что планируете как депутат? (Андрей Федоров)

— В сфере ЖКХ я работаю с 1989 года, а депутатом Казанской городской Думы стал в 2005-м. К тому времени я почувствовал, что возникающие в сфере ЖКХ вопросы нельзя решить в одиночку, будучи ведомственным руководителем. Требовалось изменить какие-то законодательные и нормативные акты. А в Казанской городской Думе в то время не было ни одного представителя сферы жилищных услуг. Конечно, в начале работы оказалось сложно, ведь я депутатом не родился. А затем я вошел в комиссию по ЖКХ Казанской городской Думы, был заместителем председателя. Нам удалось многое сделать, например, при нас ввели правила благоустройства, принимался генеральный план Казани и многое другое. Помню, во время предвыборной кампании встречались с населением, а собраться оказалось негде — под ногами ямы, лужи. А сейчас просмотрите на наши дворы! Я максимально уделяю внимание своему избирательному округу, своему району. О 15 годах работы в Казанской Думе за 5 минут не расскажешь…

К работе в Госсовете РТ у меня такой же подход: там жилищников тоже нет. Есть проблемы в сфере ЖКХ, которые можно решить только на законодательном уровне — либо на уровне Госсовета, либо выходить с законодательной инициативой на Госдуму РФ. За год работы в Госсовете РТ я внес на рассмотрение два вопроса, один из которых можно решить только на федеральном уровне. Это проблема долгов собственников жилья перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Как известно, перед продажей квартиры собственник вынужден погасить свои долги, и, чтобы избежать этого, фиктивно продают ее супругу — жене или мужу. А, согласно федеральному закону, новый собственник не несет ответственности по долгам предыдущего владельца квартиры. Мы предложили данную норму изменить — долг должен оставаться за квартирой.  

Я имею большой опыт работы в сфере ЖКХ и, думаю, могу быть полезным жителям города и республики.

— Спасибо за конструктивный разговор. Успехов вам!