Ленар Габдурахманов: «Челны имеют, к сожалению, самый большой рост по погибшем среди всей республики — 7 человек» Ленар Габдурахманов: «Челны имеют, к сожалению, самый большой рост по погибшим среди всей республики — 7 человек» Фото: Олег Спиридонов

МАЛОГАБАРИТНЫЕ АВТОБУСЫ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫ ПО СРАВНЕНИЮ С БОЛЬШИМИ

В последние месяцы в Набережных Челнах — резкое увеличение числа ДТП. Что ни день, то на дорогах либо лобовое столкновение, либо перевернутый автомобиль. Начальник управления ГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов в минувшую пятницу выехал в город, чтобы ознакомиться с местами концентрации ДТП, а также принять участие в заседании муниципальной комиссии.

«Челны имеют, к сожалению, самый большой рост по погибшим среди всей республики — 7 человек, — констатировал Габдурахманов. — В целом по Татарстану из 45 районов только 10 не выполняют цели национального проекта „Безопасные и качественные автомобильные дороги“. И Набережные Челны при всей инфраструктуре попадают в этот список. Хочу сказать, что на общий рейтинг руководителя региона, в нашем случае президента, влияет как раз данный показатель. И мы, к сожалению, в Челнах не добавляем ничего в общую копилку, а наоборот, из нее убавляем».

По словам Радия Кадикова, за 10 месяцев 2020-го года произошло 404 ДТП с пострадавшими, в которых 16 человек погибли и 489 получили ранения различной степени тяжести По словам Радия Кадикова, за 10 месяцев 2020 года произошло 404 ДТП с пострадавшими, в которых 16 человек погибли и 489 получили ранения различной степени тяжести Фото: Олег Спиридонов

О ситуации на дорогах автограда доложил начальник отдела ГИБДД Радий Кадиков. По его словам, за 10 месяцев 2020 года произошло 404 ДТП с пострадавшими, в которых 16 человек погибли и 489 получили ранения различной степени тяжести. Основные виды аварий, которые заканчиваются увечьями людей, — столкновение автомобилей (184 ДТП, в которых погибли 7 человек и ранены 254), наезды на пешеходов (142 ДТП, 5 погибших), наезд на велосипедистов (21 ДТП, 1 погиб).

За 10 месяцев в Челнах было пресечено 476 491 нарушение ПДД, инспекторы также выявили 1 349 фактов управления ТС в нетрезвом состоянии. По вине нетрезвых водителей зарегистрировано 37 ДТП, в которых 2 человека погибли и 53 ранены. 709 раз инспекторы выявили факт управления транспортным средством без водительского удостоверения, а на счету водителей без прав 19 ДТП.

«На территории города выявлено 14 мест концентрации ДТП, а также 5 потенциальных мест концентрации ДТП. В местах концентрации произошло 77 ДТП, при которых 1 человек погиб и 125 пострадали, — рассказал Кадиков. — В целях снижения мест концентрации ДТП в городе был разработан комплекс инженерных мероприятий, которые на сегодняшний день выполнены в полном объеме».

Отдельно Кадиков прошелся по ДТП, в которых были виновны пассажирские перевозчики. За неполный год в Челнах насчитывается 20 таких происшествий. Их печальным итогом стало 30 раненых. «Произошел рост количества таких ДТП на 17 процентов и раненых на 50 процентов, — заметил инспектор. — В погоне за выручкой водители грубо нарушают правила дорожного движения, не думая о безопасности людей». Он напомнил присутствующим об аварии, которая произошла в июле этого года на пересечении проспектов Автозаводский и Сююмбике. Водитель автобуса, в салоне которого находились 15 пассажиров, проехал на запрещающий сигнал светофора, врезался в легковой автомобиль и перевернулся набок. 7 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести.

«Проблема частных перевозов есть, была и остается, — сказал Кадиков. — Как жители отмечают, малогабаритные автобусы потенциально опасны по сравнению с большими, которые до этого курсировали в городе. Я вижу, что исполком меры принимает, и до конца года проблему с большими автобусами мы совместно должны решить».

Начальник отдела ГИБДД Челнов привел статистику нарушений ПДД водителями ООО «Пассажирские перевозки». Так, с начала 2020 года к административной ответственности водители «перевозок» привлекались 2 188 раз, должностные и юридические лица — 17 раз. Сотрудники ГИБДД пресекли 4 335 нарушений ПДД водителями автобусов. Из них 276 нарушений правил перевозки пассажиров, 83 факта проезда на запрещающий сигнал светофора и 22 случая — непройденный техосмотр.

В довершение всего в городе было выявлено сразу несколько случаев, когда маршрутками управляли люди, которые не имели на это права. Так, например, сотрудники ГИБДД выявили иностранного гражданина, который не имел прав и предъявил поддельное водительское удостоверение, другой водитель работал, уже будучи лишенным прав за вождение в состоянии алкогольного опьянения, еще один был задержан пьяным и т. д.

«Я вижу, что исполком меры принимает, и до конца года проблему с большими автобусами мы совместно должны решить» «Я вижу, что исполком меры принимает, и до конца года проблему с большими автобусами мы совместно должны решить» Фото: «БИЗНЕС Online»

Стоит отметить, что засилье маршруток в Челнах — следствие противостояния мэра города Наиля Магдеева с гендиректором КАМАЗа Сергеем Когогиным. В сентябре прошлого года промышленный генерал обвинил челнинские власти в «неспособности организовать пассажирские перевозки так, чтобы каждый автобус приносил хоть какой-то денежный поток». Тогда же Когогин заявил, что завод будет вынужден изъять автобусы и продать их другим клиентам. Ситуация возникла в связи с тем, что муниципалитет прекратил обслуживать платежи по лизингу и счет долга пошел на сотни миллионов. Автогигант перешел от угроз к делу: 190 новых автобусов, купленных в лизинг МУП «Электротранспорт», были возвращены поставщику в начале 2020-го. Однако от данного спора проиграли обе стороны: и город остался без больших рейсовых автобусов, и сами автобусы длительное время стояли без дела, пока их не приобрела у КАМАЗа некая компания.

Кадиков предложил свой выход из удручающей ситуации: «Мы не раз на заседаниях комиссии поднимали вопрос, касающийся оснащения общественного транспорта видеорегистраторами. Да, бо́льшая часть подвижного состава была оборудована двухканальными салонными видеорегистраторами. Однако на сегодняшний день руководители транспортных предприятий не оказывают должного внимания данному вопросу».

«А как вы работаете с водителями? — обратился к гендиректору ООО „Пассажирские перевозки“ Николаю Тятюшкину руководитель исполкома Челнов Фарид Салахов, который сидел рядом с Габдурахмановым. — Вашего водителя поймали без прав на том же автобусе, на котором он работал до лишения. Вы же знали, что его поймали. В любом случае был механизм задержания транспортного средства. Как так произошло, что через пять месяцев его ловит сотрудник ГИБДД на той же машине? Вы же должны были это отслеживать».

Ему объяснили, что после описанного случая через каждые 10 дней все водители проверяются через сайт ГИБДД. Ведется специальный журнал, за него отвечает начальник колонны.

Однако Габдурахманов вопрос проверки водителей автобусов поставил жестче. «Я не поднимаю сейчас вопрос о больших автобусах, мы ситуацию понимаем. Мы поднимаем вопрос о том, чтобы перевозить пассажиров безопасно тем парком, который у нас есть», — подчеркнул начальник управления, отметив, что если бы по вине лишенного прав водителя произошло ДТП, то вопросов к Тятюшкину было бы гораздо больше. А может, и задавались бы они в другой обстановке. Намек на это прозвучал более чем доходчиво — Габдурахманов обратился к прокурору с просьбой провести внеплановую проверку перевозчика.

«Я не поднимаю сейчас вопрос о больших автобусах, мы ситуацию понимаем. Мы поднимаем вопрос о том, чтобы перевозить пассажиров безопасно тем парком, который у нас есть» «Я не поднимаю сейчас вопрос о больших автобусах, мы ситуацию понимаем. Мы поднимаем вопрос о том, чтобы перевозить пассажиров безопасно тем парком, который у нас есть» Фото: Олег Спиридонов

«Если вы выявляете нарушения на светофоре, это не только лишение премии, тут состав правонарушения»

Далее начальник республиканского ГИБДД напомнил, что с 1 января 2021 года падение пассажиров в салоне общественного транспорта не будет учитываться в качестве ДТП. Но наличие регистратора в салоне все равно необходимо.

«У нас все машины оборудованы ими, — ответил Тятюшкин. — Но часть из них китайские. Мы закупили новые, двусторонние — снимают и салон, и улицу. Сейчас у нас пока есть задержка, устанавливаем кассовые аппараты».

Николай Тятюшкин рассказал, что лично устраивает тотальную слежку за водителями, дабы искоренить факты нарушений ПДД, — он выезжает на перекрестки и наблюдает за тем, кто из работников проезжает на красный свет Николай Тятюшкин рассказал, что лично устраивает тотальную слежку за водителями, дабы искоренить факты нарушений ПДД: он выезжает на перекрестки и наблюдает за тем, кто из работников проезжает на красный свет Фото: Олег Спиридонов

В ответном докладе Тятюшкин рассказал, что лично устраивает тотальную слежку за водителями, дабы искоренить факты нарушений ПДД: он выезжает на перекрестки и наблюдает за тем, кто из работников проезжает на красный свет. Те, кто попадается, лишаются премии. Услышав это, Габдурахманов выразил недоумение: почему предприниматель не докладывает о нарушении в ГИБДД, а решает эти проблемы сам: «Если вы выявляете нарушения на светофоре, то это не только лишение премии, тут есть и состав административного правонарушения. А если есть состав, то человек должен быть привлечен, — заявил он. — Просмотр видеорегистраторов лишний раз освободит вас от того, чтобы лично выезжать на перекрестки и смотреть, кто выезжает на красный свет. Более того, если вы глазами видели, что он проехал на красный свет, то это надо еще как-то зафиксировать. При просмотре видеорегистраторов, не выходя из кабинета, вы не тратите время на то, чтобы ездить на перекресток, и у вас есть четкая доказательная база. Это очень удобно».

В качестве примера Габдурахманов назвал сотрудников ГИБДД, которых точно так же привлекают к ответственности за различные нарушения ПДД, в том числе за непристегнутые ремни, разговоры по телефону за рулем и т. д.

Серьезные вопросы у Габдурахманова нашлись и к начальнику управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Салавату Ситдикову. «Мы про искусственные неровности говорили еще в прошлом году. Такое ощущение, что меры начинаем принимать только тогда, когда уже ДТП произошло», — возмутился он, выслушав доклад чиновника о выполнении ремонтных работ и нанесении разметки. Обращаясь к Кадикову, начальник ГИБДД попросил почаще совершать объезды, проводить совместные исследования и определять узкие места, где могут возникнуть ДТП.

«В Челнах немыслимое количество смертей на дорогах. Это факт. То же происшествие, которое случилось на промзоне. Она же не вчера появилась. Люди там ездят так, как им подсказывает сердце. Как только дело дошло до ДТП, то там сразу появились погибшие. „КАМАЗ“ едет по широкой дороге, а у него там помеха справа. Мы же могли это раньше посмотреть?! Считаю, что трагедии в данном случае можно было избежать», — подчеркнул Габдурахманов.

маршрутки-«призраки»: техосмотр проходят в Кабардино-Балкарии и в тот же день появляются на дорогах Татарстана

Следом Габдурахманов выступил с докладом сам, детально разобрав основные причины аварий на дорогах в городе. Одна из самых распространенных — несоблюдение скоростного режима. В качестве примера он показал видео, когда водитель легкового авто ехал по городу со скоростью 120 км/ч и совершил наезд на пешехода.

Вновь досталось перевозчикам пассажиров на общественном транспорте. На территории Татарстана ситуация в целом улучшилась: аварийность снижена, количество ДТП — 7, раненых — 22. «Вместе с тем наблюдается рост по ДТП в Челнах. Хотел бы остановиться на еще одном серьезном моменте. Николай Иванович, думаю, это будет показательно», — обратился Габдурахманов к Тятюшкину и показал фото микроавтобуса, который был остановлен сотрудниками ДПС. У микроавтобуса была лицензия ООО «Пассажирские перевозки». После проверки транспорта выяснилось, у что него неисправно рулевое управление и тормозная система. Автобус помещен на спецстоянку.

«Но самое главное не это, — указал начальник управления. — Данный автобус прошел осмотр в Кабардино-Балкарской Республике. А дата осмотра совпадает с датой фиксации на дорогах Татарстана, что в принципе невозможно! Аналогичный случай с автобусом „ГАЗ“. Необходимо еще раз эти инциденты перепроверить. Конечно, мы здесь говорим про экономию, что денег не хватает, но отправлять автобус для прохождения техосмотра в Кабардино-Балкарию, наверное, не есть самый лучший источник для экономии ваших средств».

В заключении Габдурахманов попросил Кадикова раазработать план мероприятий по профилактике ДТП в Челнах, а после совещания составить протокол, который должен быть согласован со всеми участниками Габдурахманов попросил разработать план мероприятий по профилактике ДТП в Челнах, а после совещания составить протокол, который должен быть согласован со всеми участниками Фото: Олег Спиридонов

Тятюшкин даже не пытался объяснить, как автобусы ООО практически одновременно могут быть в двух местах (от Челнов до Нальчика, например, 24 часа пути на машине). Вместо этого гендиректор «Пассажирских перевозок» заверил, что все микроавтобусы организации обслуживают только автоград, вне Челнов никаких маршрутов нет. Но Габдурахманов пояснил, что данный транспорт имеет лицензию на ООО «Пассажирские перевозки». «Я не утверждаю, что эти автобусы именно те, которые контролируются вами, но факты есть и их необходимо проверить при поддержке прокуратуры. Я попрошу данный факт взять на контроль», — предупредил главный инспектор республики.

Ситуацию с общественным транспортом он назвал «общей трагедией»: «К сожалению, люди страдают на пассажирском транспорте. Нам вместе необходимо решить этот вопрос. Пассажир, который сел в автобус, должен быть уверен, что его четко довезут. Он не должен играть в лотерею „доеду – не доеду“. Именно от наших решений зависит то, насколько безопасно себя будут чувствовать наши пассажиры».

Габдурахманов отметил, что пока общественный транспорт будет работать по системе «чем больше пассажиров довез, тем больше прибыль», то снижения аварийности добиться будет сложно. Тятюшкин с ним согласился.

В заключение он попросил Кадикова разработать план мероприятий по профилактике ДТП в городе, а после совещания составить протокол, который должен быть согласован со всеми участниками. «Коллеги, здесь случайных людей нет. О проблемах можно говорить полдня. Но, надеюсь, основные я довел. К сожалению, 2020-й дал нам больше погибших, чем 2018 и 2019 годы».