Для снижения смертности пешеходов Российский дорожный институт предлагает строить шиканы — искусственное искривление дороги перед переходами, как на трассах «Формулы-1». В местах с нерегулируемыми переходами рекомендуется ограничивать скорость машин до 20-40 км/ч в жилых районах, а при «повышенном риске возникновения ДТП» ставить камеры. О том, к чему привела в Казани установка первых образцов и чем можно заменить «заборизацию», — в материале «БИЗНЕС Online».
В России за 6 месяцев 2020 года было совершено 16,5 тыс. ДТП с участием пешеходов. Ранены 15,6 тыс. человек, погибли 1,6 тысячи
ОСТРОВКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ШИКАНЫ ИЗ ФОРМУЛЫ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПЕШЕХОДОВ
Российский дорожный научно-исследовательский институт (РосдорНИИ) по заказу министерства транспорта России подготовил проект нового стандарта с требованиями к безопасности движения пешеходов. По информации издания «Коммерсантъ», которое ознакомилось с документом, разработчиками двигало стремление выполнить задачи нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Проект предписывает к 2024 году снизить смертность в ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом.
В России за 6 месяцев 2020 года было совершено 16,5 тыс. ДТП с участием пешеходов. Ранены 15,6 тыс. человек, погибли 1,6 тысячи. По вине самих пешеходов было совершено более 6 тыс. дорожно-транспортных происшествий. Для сравнения: в Татарстане за 9 месяцев 2020 года зарегистрировано 779 ДТП с участием пешеходов, в которых 64 человека погибли и 741 пострадал. Это значительно лучше аналогичных показателей прошлого года — число ДТП в этом году сократилось на 183, погибших было меньше на 8 человек, а пострадавших — на 187. В 2018 году в Татарстане погибли 105 пешеходов, в 2019-м — 131.
В проекте нового ГОСТа впервые прописаны условия, при которых разрешается устраивать нерегулируемые переходы на четырехполосной дороге. Интенсивность трафика на этих дорогах не должна превышать 12 тыс. машин в сутки, а разрешенная скорость движения — менее 60 км/ч. При этом необходимы «приподнятая разделительная полоса» и дополнительное освещение. На 2–3-полосной дороге, говорится в проекте ГОСТа, нерегулируемый переход допустим с ежесуточным трафиком выше 15 тыс. машин. Среди нововведений, заложенных в документе, упоминаются также Z-образные переходы через проезжую часть (через островок безопасности и ограждения), аналогичные тем, что уже применяются на железных дорогах.
В местах с нерегулируемыми переходами РосдорНИИ рекомендует ограничивать скорость автомобилей до 20 км/ч в жилых зонах, до 30 км/ч — на двухполосных дорогах, и до 40 км/ч — на четырехполосных дорогах в жилых районах и на магистральных улицах. При «повышенном риске возникновения ДТП» с участием пешехода документ предписывает ставить камеры.
В проекте нового ГОСТа впервые прописаны условия, при которых разрешается устраивать нерегулируемые переходы на четырехполосной дороге
В проекте ГОСТа также описаны условия применения «конфликтного регулирования» — так называется настройка светофора, когда на перекрестке машины поворачивают направо, а пешеходы переходят дорогу в одном цикле (это позволяет сократить задержки движения). Способ рекомендуется применять на дорогах III, IV категорий «с выраженной неравномерностью и низкой интенсивностью пешеходного потока», при этом зеленый сигнал светофора для пешеходов должен включаться на 5–10 секунд раньше зеленого сигнала для машин. Для исключения выхода пешеходов на проезжую часть (вне переходов) рекомендуется применять «сплошную посадку кустарника» или ограждения. Пока в Казани, увы, превалирует только второй вариант — на пути у любителей перебегать дорогу в неположенном месте ставят в основном заборы.
Еще одно любопытное новшество также преследует цель спасения жизни пешеходов. РосдорНИИ предлагает снижать скорость потока с помощью принудительного сужения проезжей части зигзагообразной разметкой по краям, организацией парковочных мест, уменьшением ширины полос, а также посредством принудительного изменения траектории движения машин на «зигзагообразную» с помощью направляющих островков. В проекте ГОСТа даже применен термин «шиканы» — так в «Формуле-1» называется связка из поворотов на трассе, заставляющая водителя сбросить скорость. Шиканы рекомендуется устанавливать на односторонних улицах или двусторонних с интенсивностью движения не более 500 машин в сутки, без примыканий и выездов со дворов. ГОСТ планируется ввести в действие в 2021 году.
Некие аналоги шиканов уже установлены в Казани — вблизи регулируемого пешеходного перехода на улице Ершова у перекрестка с улицей Абжалилова и на Сибирском тракте
«Техническая часть не бывает без юридической»
Председатель ФАР РТ Рамиль Хайруллин заметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что некие аналоги шиканов уже установлены в Казани — вблизи регулируемого пешеходного перехода на улице Ершова у перекрестка с улицей Абжалилова и на Сибирском тракте. Бордюры, установленные посередине проезжей части, частично сужают крайнюю левую полосу для движения в обоих направлениях, вынуждая лихачей притормаживать у пешеходного перехода. Однако эти островки безопасности для пешеходов Хайруллин не приветствует. «Сколько о них машин уже побилось и на Сибирском тракте, и на Ершова», — отозвался наш собеседник. По его мнению, если в Казани и появятся полноценные шиканы, то существующую дорожную сеть ради них перестраивать не будут. «Скорее всего, эти стандарты будут применяться только при строительстве новых дорог, потому что на существующих надо будет все переделывать и ломать. В принципе, да, при повороте, конечно, скорость снижается, сбрасывается, это нормальный стандарт, — одобрил Хайруллин. — Но, если уже построенную дорогу будут искусственно искривлять, случится настоящий транспортный коллапс!»
Зато увеличение числа нерегулируемых переходов на четырехполосных дорогах, наоборот, приведет к росту числа ДТП с пешеходами, полагает собеседник издания. «У нас и сейчас в Казани нерегулируемые пешеходные переходы замечательно стоят на „четырехполосках“, — добавил Хайруллин. — Почему-то никто и не задумывается, что их там быть не должно, несмотря на то, что мы уже давно говорим, что на широких дорогах, более двух полос, нерегулируемых пешеходных переходов быть не должно! Потому что водитель просто не видит за другой машиной, есть кто на зебре или нет. Так что, конечно, велик риск роста числа ДТП с участием пешеходов».
Вице-президент движения автомобилистов России Леонид Ольшанский предполагает за инициативой желание наложить на водителей новые штрафы. «Это только говорится, что цель в том, чтобы сбросить скорость. Я подозреваю, что это выльется в новые статьи Административного кодекса, по которым водителя будут наказывать. Техническая часть не бывает без юридической», — подчеркнул адвокат.
По мнению собеседника издания, введение ограничения скорости перед пешеходным переходом — самый дешевый способ снизить смертность на дорогах
Председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов полагает, что установка шиканов — единственный путь принципиально повлиять на смертность пешеходов. «На пешеходных переходах совершается третья часть всех наездов на пешеходов. Есть и дополнительный фактор — многие наезды случаются рядом с пешеходным переходом, потому что пешеходы стремятся переходить дорогу в положенном месте, но иногда не успевают. Иногда слишком много людей на пешеходном переходе и они выходят за его границы, — говорит Соколов. — И вот когда человека сбивают в метре или в двух от пешеходного перехода, по формулировке ПДД он переходил дорогу в неположенном месте, вне разметки. До 50 процентов вне пешеходного перехода сбивают людей. Это не соответствует мировому опыту, где скорость движения (по городу — прим. ред.) составляет 50 километров в час, в чем наше принципиальное отличие. Если мы не справимся с пешеходными переходами, они не позволят нам выполнить целевую программу нацпроекта „Безопасные и качественные дороги“ с 400 человек погибших на 100 тысяч населения».
По мнению собеседника издания, введение ограничения скорости перед пешеходным переходов — самый дешевый способ снизить смертность на дорогах. «Самое простое — уменьшить скорость до 30 километров в час, это европейский стандарт, к которому пришли другие страны, — приводит Соколов пример. — Новый стандарт (РосдорНИИ) предполагает добиться снижения скорости с помощью всяких ухищрений. А это очень дорогое удовольствие: приподнять пешеходный переход, сделать там извилистое движение. Требуется вложение средств, это все затягивается на годы и десятилетия».
Не приведет ли появление шиканов к пробкам? «Когда человек проезжает пешеходный переход со скоростью 75–80 километров в час, это, может быть, немного влияет на то, что пробки не собираются, — говорит Соколов. — Но подвергаются опасности пешеходы, которые переходят данную дорогу. Мы не можем позволить себе 6 тысяч погибших пешеходов в год. Все, что предлагается сделать, уже прошло апробацию в европейских странах, там на пешеходный переход возвращается зона безопасности».
«Я бы рассматривал указанную инициативу как эксперимент, — предлагает первый проректор Казанского инновационного университета Игорь Бикеев. — Смертность и травматизм на дорогах высоки, и их все равно как-то нужно уменьшать. А добиваться решения соответствующей задачи можно разными путями, в том числе и предложенным РосдорНИИ. Однако, хочу заметить, что „голое“ заимствование чужого зарубежного опыта не всегда срабатывает в российских условиях. Пробовать можно, но сразу корректируя законодательство, если что-то вдруг пойдет не так, чтобы не создать дополнительных проблем».
Однако шиканы, по мнению Бикеева, лучше не оборудовать в пробочных местах, т. к. велик риск еще большего затруднения движения. «Решая одну проблему, усугубим другую, — говорит наш собеседник. — А в эффективности оборудования нерегулируемых пешеходных переходов на дорогах с четырьмя полосами для движения очень сомневаюсь. Иногда волосы дыбом встают от тех грубых нарушений, которые приходится наблюдать как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Возможно, эту инициативу лучше совместить с другими мерами, например установкой искусственных неровностей, которых в просторечии называют лежачими полицейскими.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 209
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.