Американские выборы показали, что и в самой что ни на есть якобы эталонной демократической стране защита от фальсификаций обеспечивается только балансом сил, считает экс-депутат Госдумы РФ, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Обзор главных тем недели — в его еженедельной колонке.
Иван Грачев: «Я склонен считать, что Трамп эти выборы выиграл»
«ГОСПОДИНА ДОУ-ДЖОНСА» ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В США НЕ ВОЛНУЮТ
Начну с американских выборов, которые чисто эмоционально произвели на меня большое впечатление. Тем более некоторые считают, что эти выборы важны и для нашей страны. Я сам так не думаю. В «БИЗНЕС Online» я предсказывал победу Дональда Трампа. Данное предсказание было сделано из общих соображений, оно не базировалось, как, например, прогноз о 75 рублях за доллар, на модельных оценках равновесного текущего значения, которые неплохо работают. А тут я был уверен, что Соединенные Штаты как финансовая империя непременно будут сжиматься, и если США свой вес в мире хотят сохранить, то просто надо восстанавливать реальный сектор экономики, генерацию интеллектуальной собственности, энергетической, ну и вещной. Что, собственно, и было основой деятельности Трампа, неважно, здорово он это делал или не очень. Одновременно он создавал дополнительные рабочие места. Я полагал, что эпидемия ковида, несмотря на то, что США очень плохо ее проходят, такую тенденцию не сможет передавить. Это, на мой взгляд, совершенно неизбежный процесс, несмотря на попытки его притормозить. А Джозеф Байден исторически — это прошлое. Потому я не менял оценки, несмотря на оголтелую пропаганду американских социологов и политологов, которые рассказывали, что Байден на 10% опережает Трампа, что в одну калитку выигрывает и так далее.
Я склонен считать, что Трамп эти выборы выиграл. И такая оценка важна для нас, потому что размеры досрочного голосования в Соединенных Штатах, появление округов, где, как в худшие времена России, обнаружилось, что проголосовали 102% избирателей, математически абсолютно невозможные скачки кривых роста числа голосов за Байдена, — все это, на мой взгляд, показывает, что реально там очень сильны административно смещенные результаты.
Эмоционально чем это меня задевает? Просто я и сам, и мои коллеги, друзья, соратники проходили многократно ситуацию, когда у нас крали совершенно очевидную победу на выборах. И, видимо, это закрепило какое-то очень сильное внутреннее ощущение, понимание, что чувствует человек, который бился по-настоящему на выборах, отдавал психическую энергию, выиграл — а его этой победы лишили незаконными методами.
Американские выборы показали, что и во внутренней жизни самой что ни на есть якобы эталонной демократической страны защита от фальсификаций обеспечивается только балансом сил
Это эмоциональная часть. А не эмоциональная, она довольно простая. В международном праве, как мы уже давно убедились, никаких гарантий ни для кого нет. Реально более-менее соблюдение международного права обеспечивается только балансом сил. Думаю, с этим согласятся подавляющее большинство и аналитиков, и просто граждан. Но при этом нам внушалось, что во внутренней жизни могут иметь решающее значение институты. Вспомним, какая бешеная дискуссия была в некоторых кругах относительно изменений в Конституции России…
На самом деле американские выборы показали, что и во внутренней жизни самой что ни на есть будто бы эталонной демократической страны защита от фальсификаций обеспечивается только балансом сил. И никакого принципиального значения не имеют якобы разделение властей, якобы независимые суды. Реально единственной более-менее приличной гарантией является либо сложившийся, либо искусственно сложенный баланс сил. То есть отсутствие какой-либо группы, которая имеет доминирующее административное влияние на каждый данный момент времени. И никакие институты все равно не защитят, если в силу случайных или неслучайных обстоятельств закрепится доминирование лишь одной в данном случае партии. Думаю, для России это имеет практическое значение.
И второе, что для нас имеет еще большее практическое значение, — это реакция «господина Доу-Джонса». Для меня она была чрезвычайно интересной и убедительной — близкой к нулю. Ни сообщения о том, что уже побеждает Байден, ни информация о том, что в колеблющихся штатах выигрывает Трамп, ни противоположные новости, ни обещания, что произойдут суды по итогам президентских выборов и, соответственно, достаточно долго сохранится неопределенность, — ничто из этого практически никак не влияло на индекс Доу-Джонса, сохранялся тот же, какой был, уровень волатильности, без никаких особых изменений. Это означает, что тех, кто на самом деле определяет реальную экономическую политику Соединенных Штатов, история с выборами особо не волнует. Они внутренне уверены, что тенденции, ход событий сильно не изменятся от того, сумеет ли Трамп защитить свои результаты в судах. Кстати, характерно, что и в Верховном суде США при всех рассказах о его независимости голосуют строго по партийному принципу. Как это было, например, при конфликте Джорджа Буша и Альберта Гора — тогда точно судьи проголосовали по партийному принципу. Точно так же сделают и сейчас, никакой судейской независимости ожидать не стоит.
В Европе вторая волна принимает катастрофические размеры, и нам в России надо как следует ситуацию анализировать, внимательно смотреть, что реально происходит
В РОССИИ С ОПОЗДАНИЕМ ПРИМЕРНО НА ДВА МЕСЯЦА ОТ МОСКВЫ НАЧНЕТСЯ МАССОВАЯ ВАКЦИНАЦИЯ
Тем не менее если уж президентские выборы не волнуют «господина Доу-Джонса», то на судьбе России они скажутся еще в меньшей степени. Они абсолютно незначительно влияют на цены на нефть, а, следовательно, и на курс рубля по отношению к доллару. Может, волатильность доллара и евро чуть-чуть увеличится.
Соответственно, наша собственная жизнь в значительной степени будет определяться в ближайшее время развитием эпидемии, тем, как на это будут реагировать наши власти. Пока картина не очень радостная, если сравнить с Европой и понять, что мы отстаем от нее по фазе как минимум на месяц. В Европе вторая волна принимает катастрофические размеры, и нам в России надо как следует ситуацию анализировать, внимательно смотреть, что реально происходит. У нас сейчас идет рост заболеваний, но он пока не катастрофический.
Еще раз выскажу свое мнение — все эти маски, перчатки, они что-то могут дать, но очень немного. А единственный реальный управляющий параметр, о чем я уже говорил, — это подавление интенсивности контактов от номинального значения. Неплохо это отслеживает Google. Привожу выжимки по России.
При этом в модели, которую я неоднократно давал в «БИЗНЕС Online», получалось, что для постепенного гарантированного стремления к нулю числа заболевших надо количество контактов давить в среднем на 25–30%. Грубо говоря, если бы в приведенной табличке везде стояло «минус 30», то можно было бы почти наверное утверждать, что в течение пары недель число заболевших пойдет вниз и дальше станет довольно долго стремиться вниз-вниз, без всяких шансов на резкий подъем.
Реальные результаты явно до этой цифры не дотягивают. Наиболее характерная и важная — это, конечно, Москва, которая по торговле близка к тому, что нужно, по работе, на самом деле, даже чуть выше. Это так, потому что в Москве довольно легко снизить на 30% число рабочих контактов, учитывая научных сотрудников, чиновников, офисный планктон… Соответственно, данная цифра реализована. Но в столице сильно не дотягивает снижение количества контактов на транспорте. Хотя, на мой взгляд, это тоже предельно легко довести до нужного уровня, близкого к 30%. Не делают так, считаю, потому что те 5–6 тыс., которые заболевают в Москве за сутки, с учетом 50-процентного реального резерва койко-мест, в том числе и в реанимации, не сильно волнуют наших уже привитых руководителей. Я полагаю, что мэр города Сергей Собянин правильно говорил, что надо пару месяцев потерпеть, а дальше начнется массовая вакцинация. В столице уже потихоньку идет вакцинация врачей и учителей. Думаю, в декабре она реально будет достаточно массовой. И это при нынешних цифрах подавления контактов позволяет до лета с эпидемией справиться.
Думаю, контрольная цифра — порядка одного-двух заболевших на 10 тысяч. После этого надо выходить примерно на московский уровень подавления контактов
В Санкт-Петербурге существенно хуже результаты по росту числа заболевших, и видно почему — по подавлению контактов в торговле и на транспорте город сильно отстает: и от Москвы, и от оптимальных значений.
В каждом регионе, в том же Татарстане, картинка индивидуальная и начинается с оценки — пора или нет? Я уже говорил, что до определенного момента не имеет особого смысла вводить весь перечень ограничений. Думаю, контрольная цифра — порядка одного-двух заболевших на 10 тысяч. После этого надо выходить примерно на московский уровень подавления контактов. Пока в большинстве регионов ничего похожего не происходит. Потому в среднем по России результаты по подавлению контактов плохие. Отсюда возможность роста числа заболевших до 19–20 тыс. за сутки. В нынешней ситуации подъем будет продолжаться, но не очень сильный.
В целом по России, полагаю, с опозданием примерно на два месяца от Москвы тоже начнется массовая вакцинация. Соответственно, есть все шансы в общем по стране справиться с эпидемией к лету.
Опять пошли разговоры, что «деревянный» опустился до 80 рублей за доллар, что следующая ступень — 90, потом — 100. Это связывают еще и с тем, что Трамп проигрывает…
НЕТ ПОКА НИКАКИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ С РУБЛЕМ ПРОИЗОШЛА КАТАСТРОФА
Довольно много людей говорит, что никакой хорошей вакцины в России сделать не могли. Я-то сам уверен, что те специалисты, которые у нас в советские времена занимались бактериологическим оружием, а сегодня продолжают разрабатывать бактериологическую оборону, сделали хорошую, добротную с точки зрения эффективности и потенциальной безопасности вакцину.
Факт, который для меня это очень сильно подтверждает, — недавнее общение без всякого социального дистанцирования президента Владимира Путина на Красной площади с молодыми людьми без масок. Высказываю гипотезу, что глава государства тоже привился после Сергея Шойгу и мэра Собянина, которые открыто заявили, что вакцинировались. Кстати, часть губернаторов у нас сейчас заболевают и уходят на карантин — полагаю, только на время, которое нужно после первой прививки. Конечно, это просто гипотеза, но которая хорошо согласуется с моим личным опытом. Потому, на мой взгляд, сомнений в эффективности российской вакцины нет. Как и в том, что выйдут на 1 млн, а потом и на 5 млн ее месячного производства. Часть наверняка будут делать белорусы, уверен, что у них тоже получится.
Потому катастрофических оценок по эпидемии у меня как не было, так и нет. И по рублю тоже. Да, опять пошли разговоры, что «деревянный» опустился до 80 рублей за доллар, что следующая ступень — 90, потом — 100. Это связывают еще и с тем, что Трамп проигрывает…
На мой взгляд, по нефти — Соединенные Штаты быстро нарастить добычу не могут при нынешних ценах. В США добыча сланцевой нефти частично упала, так оно и будет, и это не зависит от того, кто станет президентом. А договоренности с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом ибн Салманом продолжат работать: и он, и Путин все-таки серьезные люди. Потому, полагаю, не появились пока никакие дополнительные основания для того, чтобы с рублем произошла катастрофа.
Таблица предоставлена Иваном Грачевым
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 80
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.