Николай Атласов: «Для России опыт Финляндии в сфере обращения с отходами представляет большой интерес» Николай Атласов: «Для России опыт Финляндии в сфере обращения с отходами представляет большой интерес» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЭНЕРГИЯ ИЗ ОТХОДОВ», СЕТЬ СБОРА УПАКОВОК И ЗАПРЕТ НА ВЫВОЗ ОРГАНИКИ НА ПОЛИГОНЫ

Для России опыт Финляндии в сфере обращения с отходами представляет большой интерес — прежде всего потому, что финнам удалось создать эффективную систему переработки отходов, нацеленную на переход к экономике замкнутого цикла. Собственно, финская история успеха и является главным объектом изучения в рамках вебинара «Финская система обращения с отходами: управление, экономика, технологии». Его провели 8 октября по инициативе Министерства окружающей среды Финляндии, Финско-российской торговой палаты, Лаборатории по исследованию финансовых, управленческих и технологических основ экономики замкнутого цикла Института государственной службы и управления РАНХиГС и Экспертной группы Wasteconsulting*.

С интересным докладом выступил управляющий директор Suomen Kiertovoima ry (KIVO)** Рику Эксима. Возглавляемая им организация — это Ассоциация мусорных операторов Финляндии. В зону ответственности KIVO входит 89% всех муниципалитетов страны, в которых проживают 97% населения (5,3 млн человек). При этом в состав KIVO входит 31 мусорный оператор, все они находятся под контролем муниципалитетов на условиях совместного владения. В отличие от России, в Финляндии именно муниципалитеты несут основную ответственность за сферу обращения с ТКО. В России же в условиях нынешней «мусорной» реформы муниципалитеты оказались бесправными, а основные регулирующие функции переданы на региональный уровень. При этом в нашей стране операционную деятельность в сфере обращения с ТКО осуществляют частные компании (региональные операторы), в то время как в Финляндии эти структуры подконтрольны муниципалитетам.

В начале своего выступления Рику Эксима обозначил основные этапы движения Финляндии к нынешней модели обращения с отходами. По словам спикера, толчком к ее становлению послужил закон о здравоохранении, принятый в 1927 году, который возложил ответственность за управление отходами на муниципалитеты. В 1940 году Финляндия запустила систему сбора и переработки макулатуры, а в 1950-е годы — возврата пустой тары. В 1978 году был принят первый общенациональный закон об управлении отходами. В 1980-е была запущена система межмуниципального сотрудничества в сфере обращения с отходами. В 1990-е годы началось внедрение раздельного сбора отходов, и тогда же стали вводиться регламенты по строительству мусорных полигонов. В 2010-е Финляндия стала развивать сеть мусоросжигательных заводов с выработкой энергии («Энергия из отходов»). В 2016 году был введен запрет на вывоз органических отходов на полигоны, и тогда же была создана региональная сеть сбора полезных отходов (упаковок).

Финская система обращения с отходами опирается на четкое распределение зон ответственности между различными субъектами Финская система обращения с отходами опирается на четкое распределение зон ответственности между различными субъектами Фото: © Bernd Wüstneck/dpa/globallookpress.com

ГОД НАЗАД В ТАТАРСТАНЕ ПОЯВИЛСЯ ЦЕНТР ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКИ —  ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ, ЧТО С ПРОЕКТОМ СЕЙЧАС

Рику Эксима наглядно продемонстрировал, как за последние 15 лет Финляндии удалось серьезно сократить объемы захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО). Если в 2006 году на полигоны направлялось 58% всех ТКО, то в 2011-м — 40%, а в 2016-м — только 3%. Таких высоких темпов сокращения удалось достичь за счет увеличения: а) энергетической утилизации ТКО (мусоросжигания несортированных отходов), б) переработки отходов. Если в 2006 году энергетической утилизации подвергалось только 9% ТКО, то в 2016-м — 55%. При этом доля переработки отходов возросла с 34% в 2006 году до 42% в 2016-м. В 2020 году ожидается, что доля перерабатываемых ТКО достигнет 50%, а в 2035-м — 65%.

За последнее десятилетие входящие в состав KIVO «мусорные» операторы инвестировали в инфраструктуру 1 млрд евро, которые пошли в том числе на строительство биоустановок, мусоросжигательных заводов, сортировочных установок и 35 центров циркулярной экономики. Кстати, в ноябре 2019 года президент Татарстана Рустам Минниханов одобрил создание татарстано-финского центра циркулярной экономики на базе Казанского государственного энергетического университета. Тогда же заявлялось, что данный центр будет заниматься разработкой нормативной базы, формированием компетенций и реализацией инвестпроектов. Было бы интересно узнать, какова судьба этого проекта в настоящее время.

Финская система обращения с отходами опирается на четкое распределение зон ответственности между различными субъектами. Муниципалитеты несут ответственность за организацию вывоза и утилизацию жилищных отходов, отходов органов власти и учреждений (социальных, образовательных, здравоохранения и др.), отходов муниципальных объектов недвижимости, находящихся в коммерческом обороте, а также опасных отходов сельского и лесного хозяйства. Производители несут ответственность за утилизацию своей продукции (на принципах, аналогичных российской РОП). Бизнес-структуры также несут ответственность за свои отходы, в том числе ТКО. Но в этом случае есть принципиальные отличия от России. В нашей стране региональным операторам в зоне их ответственности предоставлено монопольное право на обращение с ТКО и все бизнес-структуры (за редким исключением) обязаны заключить с ними договоры. В Финляндии бизнес свободен в выборе. Он может заключить договор с муниципальными «мусорными операторами», входящими в KIVO, либо с частными мусорными компаниями, которые имеют право работать наравне с муниципальными. То есть в Финляндии нет монополии, аналогичной той, которой обладают в России региональные операторы. Однако жилой сектор в Финляндии в обязательном порядке входит в систему муниципального обслуживания — у граждан права выбора нет.   

Эффективность финской системы обращения с отходами во многом есть результат комплексного подхода в управлении отраслью. Он  предусматривает использование поощряющих тарифов, а также ужесточение ответственности за раздельный сбор Эффективность финской системы обращения с отходами — во многом результат комплексного подхода в управлении отраслью Фото: pixabay.com

«МУСОРНЫМ» ОПЕРАТОРАМ В ФИНЛЯНДИИ ЗАПРЕЩЕНО ИСКУССТВЕННО НАРАЩИВАТЬ ПРИБЫЛЬ

Основной источник доходов муниципальных мусорных операторов, входящих в KIVO, — это поступления от жильцов и муниципальных объектов недвижимости, находящихся в коммерческом обороте, а также поступления от предприятий, заключивших договоры с этими компаниями. «Мусорные» операторы в Финляндии работают на коммерческих принципах, но им запрещено искусственно наращивать прибыль. Высокие цены на услуги будут снижать мотивацию потребителей и оказывать негативное влияние на эффективность всей финской системы обращения с отходами. Поэтому «мусорным» операторам разрешается устанавливать разумный размер прибыли, достаточный для покрытия операционных расходов и инвестиционную деятельность. Что касается размера тарифа на вывоз отходов муниципальными операторами, то он устанавливается муниципалитетами. И в этом еще одно отличие от России, так как в нашей стране размер тарифа устанавливают региональные власти. Кроме того, муниципалитеты на правах соучредителей имеют право влиять на деятельность муниципальных «мусорных» операторов не только через размер тарифа, но также через определение перечня предоставляемых ими услуг и их объема.  

Муниципальные «мусорные» операторы, входящие в KIVO, оказывают консультационные услуги, организуют станции приема мусора для самостоятельной сдачи жильцами (для крупногабаритных и опасных бытовых отходов), сбор и вывоз мусора из жилых зданий. Однако в последнем случае вывоз осуществляют частные транспортные компании, получающие подряд на срок от 5 до 7 лет по итогам тендера. За сбор упаковочных отходов отвечают производители, но муниципальные мусорные операторы могут предоставить дополнительные региональные пункты их сбора.

Эффективность финской системы обращения с отходами во многом есть результат комплексного подхода в управлении отраслью. Он, в частности, предусматривает использование поощряющих тарифов, а также ужесточение ответственности за нарушение требований к раздельному сбору. Ключевую роль играет осуществляемая на месте сортировка отходов по фракциям. Потребителю услуги по обращению с отходами оказываются по принципу одного окна. И особенно важный элемент — стабильность тарифов, их предсказуемость и приемлемость для всех. 

Теперь о доле расходов на услугу за вывоз ТКО в масштабе общих расходов. По информации, представленной Рику Эксима, в Финляндии в 2020 году ежемесячные расходы на отопление, водоснабжение, электричество, вывоз ТКО, а также налоги на участок и недвижимость из расчета на 1 квадратный метр жилой площади в среднем составляют 2,76 евро. Из них на долю вывоза ТКО приходится 0,16 евро (5,8%), в то время как на отопление — 1,29 евро (46,8%), водоснабжение — 0,6 евро (21,8%), электричество — 0,18 евро (6,6%), налоги — 0,53 евро (19%). При этом доля расходов ТКО в масштабе общих расходов остается стабильной на протяжении многих лет (15-16%), а общий рост расходов в абсолютных цифрах незначителен — в 2015 году было 2,5 евро на 1 квадратный метр жилой площади, то есть рост за 5 лет составил 0,26 евро, или 10,4%. 

Депутат Государственного Совета РТ

Николай Атласов

Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции