Какой зеленодольский корабль показал скорость в 108 узлов? Зачем охотнику за субмаринами реактивные двигатели? На каком сторожевике еще в 60-х опробовали архитектуру «стелс»?.. Многие построенные Зеленодольским заводом имени А.М. Горького (входит в судостроительную корпорацию «Ак Барс») суда и корабли стали этапными для страны и предопределили лидирующее положение верфи в отрасли сегодня. В дни, когда предприятие отмечает свое 125-летие, «БИЗНЕС Online» напоминает о главных из них.
ПЕРВЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ
Бронекатер проекта 1125 стал первым оборонным заказом завода «Красный металлист»
До 1932 года «Красный металлист» (так тогда назывался завод) выпускал архаичные паровые суда для реки — грузопассажирские, буксиры и несамоходные баржи. Классика жанра — гребные колеса, деревянные надстройки, печное отопление помещений. Все это ушло в прошлое с началом строительства малого бронекатера проекта 1125: 76-миллиметровая пушка, противопульное бронирование, бензиновый двигатель, радиостанция. До 1945 года завод построил 140 таких судов.
Добавим, что много дала и работа в 1941–1942 годах над скоростным торпедным катером дальнего действия проекта 163, и, хотя в серию СТК ДД не пошел, для верфи он стал первым глиссирующим катером, первым сделанным из высокопрочных авиационных сталей, первым с дизельными двигателями, что было новинкой для СССР.
ШТАМПОВАТЬ КОРАБЛИ КАК ПИРОЖКИ
Завод им. А.М. Горького в год строил по 25–30 больших охотников проекта 122Б
В 1948–1955 годах завод построил 157 больших охотников проекта 122Б, то есть выдавал «на-гора» по 25–30 кораблей в год. Такой темп стал возможным благодаря придуманному именно в Зеленодольске поточно-позиционному методу. Проект 122Б был настолько важен, что именно под него создали ЦКБ-340 (ныне — Зеленодольское проектно-конструкторское бюро).
Отдельно упомянем два конкретных корабля. На одном установили газовую турбину большой мощности (один из первых таких опытов в мире) и газоводометный движитель-гидромотор — оригинальную советскую разработку… На втором судне смонтировали опытный (впоследствии пошел в серию) комплекс механизмов для подъема-опускания больших гидроакустических антенн с увеличенной дальностью и глубиной поиска подводных лодок. Его разработало ЗПКБ, а изготовил завод имени А.М. Горького.
«СТЕЛС» ИЗ 60-Х ГОДОВ
«Альбатрос» стал для зеленодольских корабелов прорывным проектом
Проект 1124М «Альбатрос» (автор — ЗПКБ) оказался прорывным. В 1965 году у него были архитектурные формы «стелс» (за 10 лет до американцев); стационарная и опускная гидроакустические антенны большой дальности обнаружения (такое решение стало первым в мире); четыре противолодочных торпеды калибра 530 мм (ранее такие ставили только на крейсеры и эсминцы); ЗРК «Оса» (до этого ЗРК являлись вооружением крейсеров, эсминцев); боевая информационно-управляющая система с высокой степенью автоматизации процессов (БИУСы тогда оставались технической новинкой во всем мире). В 1983 году на одном из «Альбатросов» разместили тяжелый и габаритный ЗРК «Кинжал», который предназначался для кораблей 1 и 2 рангов. По итогам испытаний комплекс приняли на вооружение, а корабль водоизмещением 1100 т по эффективности ПВО сравнялся со сторожевиками водоизмещением 3500 тонн.
Солидный модернизационный резерв предопределил долгую жизнь проекта 1124: первый корабль начал службу в 1969 году, последний передали флоту в 1993-м, а в 2019-м стало известно о том, что Минобороны модернизирует дожившие до наших дней «Альбатросы» — им нет замены.
«СОКОЛ» НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ
Характеристики «Сокола» впечатляют и сегодня
У создания этого судна интересная предыстория. В 1956 году главный конструктор ЗПКБ Александр Кунахович предложил идею сверхбыстроходного (100 узлов) противолодочного корабля. Такая скорость достигалась благодаря подводным крыльям и авиационным реактивным двигателям. Для начала построили судно-макет М1121 с четырьмя движками от бомбардировщика Ту-16. Катер водоизмещением 150 т показал максимальную длительную скорость в 102 узла (190 км/ч), кратковременную — 108, основную эксплуатационную — 90 узлов. Эти результаты до сих пор остаются мировым рекордом. В 1962–1963 годах завод заложил два корабля проекта 1121 «Смерч», но из-за многочисленных сложностей, связанных с гидродинамикой, прочностью, разработкой радиотехнических систем и двигателей, в 1964-м проект закрыли. Однако благодаря ему судостроители научились делать большие корпуса из легких сплавов и начали работу с новым конструкционным материалом — титаном.
В 1964 году ВМФ решил продолжить начатые в проекте «Смерч» НИОКР. Цель — создать корабль на подводных крыльях, но с умеренной скоростью — 60 узлов, что позволило бы использовать традиционные гребные винты. Разработку проекта 1141 «Сокол» ЗПКБ начало в 1967 году. Завод заложил судно в июле 1974-го. Испытания в 1977–1979 годах дали такие результаты: при водоизмещении в 469 т максимальная скорость — 67 узлов (126 км/ч); устойчивая — 54 узла (100 км/ч); умеренная качка на волнении высотой 4 м без ограничений по курсу и времени движения. Сочетание скорости и высоты волнения оставалось рекордным до появления в 1987 году кораблей проекта 11451. Завод же отработал технологии производства больших корпусов из алюминиево-магниевых (АМг) сплавов, объемных конструкций из титана (подводные крылья), надежного разъединения разнородных металлов в морской воде (потенциал гальванической пары «титан — АМг» — 1,1 вольта, что приводит к быстрому разрушению таких подводных конструкций).
Опыт, полученный зеленодольцами при строительстве «Сокола», стал главным аргументом при выборе завода – строителя крупнейших в мире быстроходных (45 узлов) кораблей, использующих гидродинамическую платформу, проекта 1239 «Сивуч».
«МЕТЕОР»: ИЗ 1961-ГО В 2020-Й
«Метеор» — самое массовое в мире судно на подводных крыльях
«Метеор» (разработан ЦКБ по СПК Ростислава Алексеева) стал самым массовым в мире судном на подводных крыльях — в 1961–2006 годах завод имени А.М. Горького выпустил более 400 единиц. До этого единственным массовым пассажирским опытом верфи была самоходная грузопассажирская баржа «Колхозница» с тракторным дизелем, ручным рулевым управлением и деревянной надстройкой.
«Метеоры» эксплуатировались (и кое-где продолжают работать) в Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Греции, Германии, Египте, Италии, Китае, Марокко, Нидерландах, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии. Любопытную историю поведал «БИЗНЕС Online» исполнительный директор «Татфлота» Марс Хамидуллин. Когда-то Китай купил с полсотни «Метеоров», но никак не мог с полной нагрузкой вывести их на полноценный режим движения на крыле. «В прошлом году китайцы специально приезжали убедиться, что у нас „Метеоры“ еще ходят и ходят на крыле, — рассказал речник. — Мы их свозили до Чебоксар и обратно. После этого они один „Метеор“ замерили, сфотографировали чуть ли не каждый сантиметр». По словам Хамидуллина, видимо, дело в том, что коллеги из КНР неправильно установили угол атаки крыла и сами разобраться в проблеме не смогли.
Сегодня Зеленодольский завод имени А.М. Горького, памятуя о славном прошлом, задумался о строительстве новых СПК — готов проект «Метеора-2020».
КАСПИЙСКИЙ ПРОРЫВ
Вьетнам купил четыре ракетных корабля проекта «Гепард-3.9»
В середине 90-х, когда потребовалось усилить Каспийскую флотилию, военные вспомнили о том, что завод в 1988 году заложил три сторожевых корабля проекта 11661 (автор — ЗПКБ), строительство которых из-за происходящего было заморожено. ВМФ договорился с правительством РТ о помощи республики в достройке одного сторожевика. 30 августа 2003-го судно «Татарстан» было принято в боевой состав Каспийской флотилии. История повторилась со вторым корпусом, который получил имя «Дагестан». Его спустили на воду 1 апреля 2011 года. Эти корабли сыграли роль своего рода локомотива: Минобороны поверило в завод и выдало ему массовые заказы. Поверили и иностранцы: в 2010–2017 годах Вьетнаму поставили четыре таких сторожевика в экспортном варианте — «Гепард-3.9».
«БУЯНЫ» С «КАЛИБРАМИ»
«Буяны-М» прославились на весь мир ударами по сирийским боевикам
Подписанный в 2010 году первый контракт на постройку малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631 «Буян-М» (автор — ЗПКБ), по сути, вдохнул в предприятие вторую жизнь. Эти судна стали сверхвостребованными сразу на четырех морях — Каспийском, Черном, Балтийском и Средиземном. Сегодня 8 МРК уже несет службу, один — на испытаниях, еще три строятся. Впервые свои ударные возможности «Буяны-М» показали 7 октября 2015 года, когда выпустили по объектам ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ») в Сирии крылатые ракеты комплекса «Калибр-НК».
ОХРАННИК И ДИПЛОМАТ
Проект 22160. До сегодняшнего дня у российского ВМФ не было специализированных патрульных кораблей
Следующим большим (12) заказом стал проект 22160 — первого в российском ВМФ специализированного патрульного корабля. Да, его базовое вооружение только артиллерийское, но важно, что мы имеем дело со своего рода сменой парадигмы мышления. Главная задача 22160 — демонстрировать Андреевский флаг в любой точке Мирового океана. Руководство страны начало понимать: ВМФ как государственный инструмент способен помочь в решении политических задач стратегического масштаба. Из чисто практических назначений — охрана территориальных вод, военно-морских баз, замена в операциях мирного времени (например антипиратских) более мощных и хорошо вооруженных кораблей. Важно и то, что это первый российский корабль, созданный по модульному принципу (да и у других стран такой опыт невелик): для каждого ПК делается несколько быстро заменяемых модулей под конкретную боевую задачу — ударную, ПВО, противолодочную, спасательную.
ВЕРНУТЬ ПАССАЖИРАМ СКОРОСТЬ
А-145. Аналогов этим глиссирующим теплоходам нет
Притом что 98% продукции завода — гособоронзаказ, в 2010-х он был едва ли не единственной в России верфью, исправно строившей пассажирские суда. Это скоростные теплоходы (а таких к тому времени в России почти не осталось) родственных проектов А-45, А-45-1 (построено пять единиц), а венцом стал А-145 (автор — петербургское «Агат Дизайн Бюро»). Он предназначен для перевозок до 150 пассажиров на реке и в прибрежной морской зоне со скоростью около 40 узлов на расстояние 400 миль. Судно может идти как в водоизмещающем, так и в глиссирующем режиме. Салоны комфортабельны и приятно выглядят. Утверждается, что благодаря особенностям конструкции на теплоходе нет качки, что, конечно, ценят страдающие морской болезнью. Построено пять таких теплоходов.
ПЕРВЫЙ В РОССИИ ПАССАЖИРСКИЙ ГАЗОХОД
Предположительно, построят не менее 20 «Чаек»
7 августа завод имени А.М. Горького спустил на воду первое в России пассажирское судно с двигателями, работающими на сжиженном природном газе (СПГ). Инициатором проекта стала верфь, проект выполнило ЗПКБ. Предполагают, что в обозримом будущем перевод судов на СПГ приобретет массовый характер и такое топливо из альтернативного превратится в основное. Потому на заводе уверены: кто первым зайдет на этот рынок, тому и доверят перспективные объемы. Кроме того, на «Чайку» возложена задача восстановления пассажирского судоходства на Казанке. Первый маршрут уже намечен — от «Ак Барс Арены» (ранее «Казань Арена») до Свияжска. Сообщается, что в планах Татарстана получить 20 «Чаек». Но это уже одна из будущих страниц истории завода имени А.М. Горького.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала эксперта в области кораблестроения Владимира Леонова
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.