1. #Адиляпрокино

«Мой друг Тоторо» (реж. Хаяо Миядзаки)

С 22 октября 


6-м классическим фильмом студии Ghibli, который выпустит в российский прокат кинокомпания «Пионер», станет абсолютная классика  «Мой сосед Тоторо» Хаяо Миядзаки 1988 года выпуска.  

В свое время «Тоторо» собрал всего 6 млн рублей в японском прокате, но при этом стал культовым и до сих пор продается на носителях. А заглавный персонаж стал символом студии, поселившимся на ее логотипе. Для многих поколений японцев Тоторо стал не меньшим любимцем, чем, скажем, Винни-Пух для британцев. Он настолько понравился зрителям и самому Миядзаки, что появлялся и в других работах режиссера, например в фильме «Служба доставки Кики — юной ведьмы».

О чем же эта история? Для каждого зрителя она несет свой смысл. Аниме традиционно предполагает более глубокий посыл, чем просто картинка на экране, особенно если мы имеем в виду творчество Миядзаки. Эта история про связь детей с матерью, про внутренний мир любого ребенка, про добро и уважение, душевную красоту. Безусловно, это самый трепетный мультфильм автора, потому он никого не оставит равнодушным.

0+ 


«Глубже!» (реж. Михаил Сегал)

С 22 октября 


«Глубже!» — эксцентричная комедия одного из самых любопытных и недооцененных российских авторов, на мой взгляд. Несколько лет назад Михаил Сегал выпустил картину «Слоны могут играть в футбол» — самую сдержанную и искреннюю в своей фильмографии. А в этот раз решил поэкспериментировать в новом стиле и снял остроумную абсурдную комедию о том, как глубокому театральному режиссеру приходится снимать фильмы для взрослых. Главного героя сыграл Александр Паль, кроме него в фильме снялись Антон Лапенко, Любовь Аксенова, Владимир Стеклов, Сергей Бурунов и Игорь Угольников.

«Глубже!» напоминает отечественный аналог голливудских историй о нелепых неудачниках-непрофессионалах, снимающих порно. Но источником смешного у режиссера служит не череда неловких пикантных ситуаций, а извечная классическая российская тоска по глубине чувств, идейной содержательности и высокому уровню вкуса. Сегал доводит сюжетную ситуацию до крайности и абсолютного «сюра». Но к финалу картина из абсурдистской комедии выворачивается в неглупое высказывание о природе искусства и автора. «Глубже!» — это скорее драма про муки художника-творца, свято верующего в классику и такие традиционные методы, как система Станиславского, но которому среди звезд современного театра и кино с их стремлением шокировать зрителя, увы, негде приткнуться.

16+ 


«Король Стейтен-Айленда» (реж. Джадд Апатоу)

С 22 октября 


На широкие экраны выходит новый фильм о запоздалом взрослении от главного американского инди-комедиографа Джадда Апатоу («Немножко беременна», «Сорокалетний девственник», «Любовь по-взрослому» и др.). «В память о Скотте Дэвидсоне» — гласят финальные титры «Короля Стейтен-Айленда». Это напрямую связано и с героическим поступком того человека, кому посвящен фильм Апатоу, и с жизнью актера комедийной передачи Saturday Night Live Пита Дэвидсона, сыгравшего главную роль.

«Король Стейтен-Айленда» — не очень-то смешной фильм. Впрочем, режиссер никогда не снимал стопроцентных комедий. Герои его картин — непутевые ребята, нежные, беззащитные перед лицом реального, не такого уж жестокого, но все же неидеального мира.

В новом фильме мы вновь встречаем характерный для работ Апатоу образ кидалта. На первый план в «Короле Стейтен-Айленда» выдвигается что-то очень личное, человеческое, настоящее. С недавних пор этого стало не хватать в современных лентах, где каждое действие персонажа сводится лишь к общим тенденциям социума и конъюнктуре кинематографа. Индивидуальность персонажа Скотта Карлина (Дэвидсон), его характерность и проработанность в картине — одно из важных достоинств, так же как безусловная искренность, которой проникнут фильм.

18+


«Черный дрозд» (реж. Роджер Мишелл)

С 22 октября 


«Черный дрозд» Роджера Мишелла («Ноттинг Хилл», «В чужом ряду» и др.) — американский ремейк фильма 2014 года от классика датского кино Билле Аугуста «Тихое сердце».

Картина выглядит как хорошая театральная постановка семейной драмы: дизайнерские интерьеры, мягкий и мрачноватый юмор, философский и в то же время близкий каждому смысл, классическое деление фильма на три акта, и, наконец, блистательные актрисы: Сюзан Сарандон, Кейт Уинслет, Миа Васиковска. Мишелл умеет снимать больших актеров в очень аккуратных и осторожных фильмах, и главной его заслугой является именно это. Потому можно закрыть глаза на некую предсказуемость сюжета, банальность морали и стерильность повествования, но получить истинное наслаждение от безукоризненных актерских работ. В кино иногда этого бывает вполне достаточно.

18+ 


2. Концерт «Пошлой Молли» в «Эрмитаже»

20 октября

«Пошлая Молли» отправилась в тур по России в поддержку нового альбома Paycheck. Украинская синти-панк-группа, основанная Кириллом Бледным, быстро стала популярной за счет цепляющей атмосферы тинейджерского рока и свободного выбора тем для песен. При этом в творчестве музыкантов находится место отсылкам к кумирам нулевых, группе «Рефлекс» («Нон-стоп»), культуре эмо, на которой выросли миллениалы («Самый лучший эмо-панк»), а в их текстах появляются Курт Кобейн и Эминем.

16+

Стоимость билетов: 1300–2200 рублей.

Концерт-холл «Эрмитаж» (ул. Фатыха Амирхана, 1б (РК «Ривьера»), начало — в 19:00.


3. «Приглашение на кАЗнь» в Казанском ТЮЗе

23–24 октября


В Казанском ТЮЗе представят заключительную премьеру октября — спектакль «Приглашение на кАЗнь» по роману Владимира Набокова в постановке режиссера — молодого артиста театра Ильнура Гарифуллина.

Гарифуллин уже ставил спектакль-притчу в 2019 году по рассказам Максима Горького «Бывшие люди». Эта постановка играется под открытым небом во дворе театра. Для нового спектакля режиссер выбрал очень простую форму — это куб из двух зеркальных и двух металлических створок с разнообразными дверьми. Все действие происходит в этом изоляционном пространстве.

«В названии спектакля мы читаем слово „казнь“, которое является поверхностным, и читаем второе слово „аз“, что означает „я“. Получается „приглашение к самому себе“, а именно этого и хотел Набоков: пригласить Цинцинната, главного героя, к самому себе, но через смерть. Чтобы он прошел испытания общественного строя, который в течение 20 глав — 20 дней — его рушил», — поделился Гарифуллин.

Спектакль поставлен на грант союза театральных деятелей Республики Татарстан.

16+

Стоимость билетов: 300–600 рублей.

Казанский ТЮЗ (ул. Островского, 10), начало — в 18:30.


4. Выставка «Ребрендинг» в «Смене»

С 22 октября

Фото: «БИЗНЕС Online»

«Смена» представит самое масштабное обновление за последние несколько лет — новый логотип, фирменный стиль, сайт и свое онлайн-издание. В тот же день откроется выставка дизайнеров, авторов нового визуального оформления «Смены» Анны Наумовой и Кирилла Благодатских (АНКБ) под названием «Ребрендинг». Эта выставка станет частью обновления — экспозиция расскажет о работах дизайн-студии АНКБ и том, как происходила разработка нового визуального языка «Смены».

Наумова и Благодатских — авторы фирменного стиля и оформления международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, Московского музея современного искусства ММОМА, кластера «Флакон», павильона Lost in Traslation на 55-й венецианской биеннале, московской биеннале современного искусства, фестиваля «Редкие виды», кинофестиваля «Зеркало», дизайна книг для издательства Ad Marginem. Анна и Кирилл также являются арт-директорами сахалинского и калининградского международных кинофестивалей «Край света. Восток» и «Край света. Запад», сахалинского международного кинофестиваля будущего «Игра света».

Вот что рассказывают о выставке сами дизайнеры: «Выставка приурочена к обновлению „Смены“, и ребрендинг (в названии выставки в действительности самое главное — это слово „ребро“), выявление нового содержания путем придания данностям новой формы в нашем случае будет состоять из пересобранного, перенабранного и перепридуманного архива графических работ в основном из области книжного дизайна. Работа с архивом делает своим предметом чистую форму и позволяет увидеть в стопках культурных артефактов сплошную типографическую субстанцию, обнаружить авторское и стихийное в крайне эфемерном слое современной культуры».

12+

Вход свободный.

Центр современной культуры «Смена» (ул. Бурхана Шахиди, 7), начало — в 12:00.


5. Кинопоказ «Берлин, симфония большого города» в «Смене»

23 октября

Музыканты Владимир Голоухов, Сергей Летов и Алексей Борисов озвучат немой фильм 1927 года «Берлин, симфония большого города» Вальтера Руттмана. Это будет живая кросс-культурная симфония, стирающая вековые границы времени, пространства, ритма и звука, в исполнении интернациональной мультижанровой коллаборации из российско-немецкого вибрафониста и композитора Голоухова, джазового музыканта Летова, саунд-артиста Борисова и миллионов человеческих лиц — жителей Берлина прошлого века, немых участников фильма-хроники режиссера Руттмана «Берлин, симфония большого города».

16+

Стоимость билетов: 300–400 рублей.

Центр современной культуры «Смена» (ул. Бурхана Шахиди, 7), начало — в 19:00.


6. Best Horror Shorts – 2020 в «Мире» с 15 октября


Времена сейчас, конечно, не самые радужные, но не пропустите неделю ужаса в кинотеатре «Мир». Самые кошмарные работы точно вышибут из вас сон и прибавят пару седых волос. Страшные недетские сказки без хеппи-энда, и все по классике жанра: монстры, людоеды, психи. Спокойно пожевать попкорн не получится!

В этом альманахе вы увидите фильмы «Бес», «Альтер эго», «Перьевая подушка», «Прощай, детка», «Темная комната», «И ребенок плакал», «Капли», «Зверь», «Свист», «За городом».

18+

Стоимость билетов: 250 рублей.

Кинотеатр «Мир» (ул. Достоевского, 30), расписание показов смотрите здесь.


7. Выставка Сергея Орлова «Порталы» в галерее «БИЗОN»

С 19 сентября

Фото: «БИЗНЕС Online»

Экспозиция ижевского художника Сергея Орлова — это выставка-предупреждение с уникальными картинами из глины. «Эта выставка — пророческая. Я еще много лет назад чувствовал, что будет происходить и в нашей стране, и в цивилизации в целом, — раскрывает содержание экспозиции художник. — В работах есть дух перемен и энергия настороженности. Многие картины предупреждают о том, что будет беда, если так дальше станет продолжаться».

Как заявляет сам автор, при помощи искусства он переводит божественную энергию на человеческий язык, а картины являются порталами к сакральным смыслам. В его работах есть прямые и переработанные цитаты из произведений великих мастеров прошлого, в частности Леонардо да Винчи, Боттичелли, Хуго ван дер Гуса. Кроме того, важным источником образов являются этнические мотивы, прорастающие из древнего традиционного искусства удмуртов.

Ключевым объектом экспозиции является проект «Шестая раса», созданный в оригинальной творческой манере: наряду с красками автор использовал глину. Орлов отсылает зрителя к теории о том, что расы сменяют друг друга на планете. Шестая раса — сверхраса будущего, сейчас на Земле обитает пятая, а до нее жили атланты. Представленный на выставке проект «Вожди Атлантиды» — это предупреждение о том, что, если человечество выберет путь атлантов, его ждет неминуемая гибель. Искать вербальные подсказки в работах Орлова бессмысленно. В их восприятии лучше опираться на непосредственно эмоциональные и чувственные реакции. 

Выставка продлится до 31 октября.

18+

Стоимость билетов: 150 рублей, студенческий — 100 рублей, для детей и пенсионеров вход свободный. Всем посетителям одноразовые маски и перчатки в подарок.

Галерея современного искусства «БИЗОN» (ТЦ «Родина», ул. Баумана, 44/8, первый этаж). Время работы: с 12:00 до 20:00. Выходные дни: понедельник и вторник


8. Выставка Аниты Грэй и Елены Алексеевой «Порка» в галерее «БИЗОN»

С 23 сентября

Фото: «БИЗНЕС Online»

На втором этаже галереи открылась экспозиция «Порка», разработанная этическим дизайнером одежды Анитой Грэй и художником Еленой Алексеевой специально для «БИЗОNа».

По задумке авторов, «Порка» — игра слов, которая обыгрывает акт распарывания одежды и телесное наказание. Художники хотят привлечь внимание к проблеме сверхпотребления в частности и экологии в целом. Выставка поднимает целый спектр серьезных вопросов — от рабских условий труда людей, работающих для обеспечения перепроизводства, в том числе использование детского труда, до скачкообразного роста мусорных свалок, куда порой отправляются вещи, надетые всего пару раз. Цель авторов — сместить фокус с модных коллекций на проблемы, которые эти коллекции создают.

А красота человеческого тела также выступает в этом процессе как инструмент манипуляции: цель гламура состоит в том, чтобы сделать сверхпотребление нормой жизни. Все экспонаты выставки — картины, коллекция верхней одежды, арт-мебель, скульптуры — сделаны из вторичных материалов. При создании экспозиции использованы старые джинсы и брюки, детали детских игрушек и бетон. Особый интерактивный элемент экспозиции — ковер-гобелен, в создании которого может принять участие каждый посетитель. Авторы таким образом стимулируют зрителя вступить в диалог об этике и экологии производства.

Проблемы этического и экологического производства волнуют Грэй и Алексееву уже давно. Так, Грэй — дизайнер одежды с ресурсосберегающим фокусом, получила степень магистра по этической моде в Университете Голдсмит в Лондоне, а ее персональные выставки проходили в Лондоне и Милане. Она российский представитель течения Fashion Revolution, цель которого — остановить эксплуатацию человека и природы ради индустрии моды. Алексеева — участница международных художественных выставок, амбассадор сети галерей Crisolart Galleries Barcelona – New York. Ее работы находятся в частных и корпоративных коллекциях в России и за рубежом.

18+

Стоимость билетов: взрослый — 150 рублей, студенческий — 100 рублей, для пенсионеров вход свободный. Всем посетителям одноразовые маски и перчатки в подарок.

Галерея современного искусства «БИЗОN» (ТЦ «Родина», ул. Баумана, 44/8, первый этаж). Время работы: с 12:00 до 20:00. Выходные дни: понедельник и вторник.


9. Концерт «Кирпичей» в Rockstar Bar

22 октября


Петербургский рок-синдикат «Кирпичи» отметит 25-летие коллектива в Казани. Артисты обещают не только сделать концертную программу из хитов и классических номеров, но и предложить свой альтернативный взгляд на весь музыкальный материал из разных исторических эпох коллектива: реконструкция первой половины 90-х годов и период англоязычной группы Bricks are heavy, которая по просьбе Евгения «Ай-ай-ай» Федорова трансформировалась в «Кирпичи» и начала исполнять свои первые песни на русском языке, затем выживание в эпоху дикого капитализма, первый продюсерский контракт с Олегом Тиньковым, попадание в ротацию российского MTV и издание 7 номерных альбомов на мейджоре, затем плавный переход от романтического периода середины нулевых к поискам новых себя в англоязычном хардкор-материале 10-х.

18+

Стоимость билетов: 1000–1200 рублей.

Rockstar Bar (ул. Пушкина, 29а, ТЦ «Колизей»), начало — в 21:00.


10. Ридинг-группа «Искусство целого века» в КЦ «Московский»

22 октября

На очередном занятии ридинг-группы обсудят художника Марселя Дюшана, благодаря которому мир искусства знаком с понятием «реди-мейд». Ридинг-группа — мероприятие, близкое к семинарскому занятию, но менее формальное. Участникам заранее предлагается изучить текст или биографию художника и обсудить увиденное и прочитанное во время встречи. Группа модерируется Луизой Низамовой (магистрантка кафедры реставрации историко-культурного наследия КФУ, сотрудница КЦ «Московский») и Алисой Маркеловой(аспирантка кафедры общей философии КФУ). Присоединиться можно с любого занятия и без специализированной подготовки. Мероприятия можно посещать в качестве активного участника или вольного слушателя.

Название ридинг-группы отсылает к знаменитой книге Флориана Иллиеса «Лето целого века», в которой рассказывается о событиях 1913 года, ставших знаковыми для культуры ХХ века. Хроника Иллиеса послужит основой для обсуждения: на занятиях пойдет речь о художниках, упомянутых им в книге, а также об искусстве всего XX века в целом. Каждая встреча будет посвящена отдельному художнику или художественному объединению.

16+

Вход свободный.

КЦ «Московский» (ул. Академика Королева, 47), начало — в 19:30.