«При таком определении человеку вообще машина летом будет не нужна — нет надобности обучаться, знать ПДД, и, если ты сел пьяным за такое устройство, можешь делать все что угодно», — громил накануне предлагаемую вольницу для самокатчиков Ленар Габдурахманов. О том, как начальник республиканского ГИБДД предлагает обуздать СИМы, захватывающие не только казанские тротуары, но и дороги, и что по этому поводу думает Рифкат Минниханов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Войдя в зал перед началом заседания, начальник управления ГИБДД по РТ Ленар Габдурахманов обошел всех приглашенных экспертов, приветствуя их в строго антикоронавирусном стиле
ГИБДД vs минтранс
Войдя в зал перед началом заседания, начальник управления ГИБДД по РТ Ленар Габдурахманов обошел всех приглашенных экспертов, приветствуя их в строго антикоронавирусном стиле: каждому протягивал внушительный кулак вместо рукопожатия. Это продолжалось до тех пор, пока он не приблизился к Рифкату Минниханову: перед директором ГБУ «Безопасность дорожного движения» кулак начальника республиканского ГИБДД сам собою раскрылся, и он пожал руку бывшему шефу.
Наше издание уже подробно расписывало положения «самокатной революции», которую предлагает минтранс РФ. Львиная доля поправок в ПДД касается средств индивидуальной мобильности — устройств, имеющих одно или несколько колес (роликов), предназначенных для передвижения посредством двигателя и мускульной энергии человека. В категорию СИМов попадает все многообразие устройств, наводнивших в последние годы пешеходные тротуары, — роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и пр., за исключением велосипедов и инвалидных колясок. Поправки вводят ряд ограничений, например, запрещают детям пользоваться СИМами без надзора родителей, а при совмещенном движении с пешеходами вводится скоростной лимит — 20 км/ч. Взрослым водителям СИМов в особых случаях разрешается даже выезжать на проезжую часть.
Пришло время переопределить статус электросамокатов как участников дорожного движения, потому что это уже явно не пешеходы, считают в ГИБДД
Однако республиканское ГИБДД видит в бесконтрольно заполонивших Казань электросамокатах угрозу как пешеходам, так и самим пользователям модных устройств. Мощность многих электросамокатов превышает 250 Вт, по этому критерию они подпадают под определение мопеда, тем более что некоторые экземпляры способны развивать скорость до 60 км/ч. Поэтому и к водителю электросамоката в ГИБДД предлагают относиться с бо́льшим вниманием: он управляет уже не доской с колесиками, а средством высокой опасности. А значит, и регулировать движение таких СИМов следует более пристально.
На этом фоне особенно неожиданно выглядит главный отличительный признак «мопеда», который предлагает ввести минтранс, — «сиденье». Все остальные критерии мопеда остаются прежними. Если данные поправки будут приняты, то ГИБДД до электросамокатов уже не дотянется: какая бы у них ни была мощность и скорость, у них все равно нет сиденья.
Нечего и говорить, что такие обезоруживающие поправки в ГИБДД считают неприемлемыми. Поэтому управление подготовило свои возражения и предложило их на обсуждение публики. На совещание, кроме журналистов, пригласили представителей Общественной палаты РФ, депутатов Госсовета РТ и татарстанских чиновников. Минтранс РТ представлял заместитель министра Артем Чукин, правда, его присутствие на заседании было незаметно: федеральные инициативы он не критиковал, но и не защищал, и за все совещание не проронил ни слова.
Минтранс РТ представлял заместитель министра Артем Чукин, правда, его присутствие на заседании было незаметно: федеральные инициативы он не критиковал, но и не защищал
«Такие глупости недопустимы в правилах дорожного движения»
Заняв свое место, Габдурахманов поблагодарил всех участников совещания за участие и предложил посмотреть видеоролик. На видео были запечатлены различные нарушения со стороны людей, управляющих средствами индивидуальной мобильности, вплоть до смертельных ДТП. По завершении видеоряда начальник республиканского ГИБДД приступил к докладу. Его суть сводилась к тому, что электросамокаты стали слишком быстрыми, их очень много и они представляют угрозу для всех участников дорожного движения. В республике наблюдается рост ДТП с их участием в 3 раза: на 14 октября случилось уже 13 таких происшествий, в которых погиб один человек и 13 получили ранения.
Пришло время переопределить статус электросамокатов как участников дорожного движения, потому что это уже явно не пешеходы, считают в ГИБДД. Татарстанские суды с этим согласны: в сентябре два «водителя» электросамокатов с признаками опьянения были арестованы на 10 суток за отказ от медицинского освидетельствования, а буквально на днях мировой суд приговорил водителя электросамоката к штрафу и лишению прав на 18 месяцев: управляя СИМом, он упал на ребенка, а после вызова сотрудников ГИБДД отказался от медосвидетельствования.
Член Общественной палаты РФ и комиссии Санкт-Петербурга по безопасности дорожного движения Александр Холодов похвалил Татарстан за то, что республика в очередной раз подтверждает свое первенство в сфере БДД
Основным спикером совещания стал член Общественной палаты РФ и комиссии Санкт-Петербурга по безопасности дорожного движения Александр Холодов. Он похвалил Татарстан за то, что республика в очередной раз подтверждает свое первенство в сфере БДД, проводя подобные мероприятия. По словам эксперта, от предлагаемых минтрансом РФ поправок у инспекторов ГИБДД может случиться растроение личности, потому что они не смогут уследить за всеми нюансами: маркой, мощностью и, самое главное, скоростью передвижения самоката по тротуару.
«Красиво написано, что электросамокаты не могут ездить по тротуару быстрее 20 километров в час, но как это будет проверяться? Инспектор ГИБДД с радаром на тротуаре станет стоять? И, когда он установил эту скорость, еще должен его как-то догнать», — отметил нереалистичность одного из предложений минтранса Холодов.
Документ получился настолько сложным, что его трудно понять даже профессионалам, отметил эксперт. Разброс транспортных средств, отнесенных к категории СИМов, также необоснованно широк: от самых мощных элетросамокатов до обычных роликовых коньков. «По этим правилам в случае угрозы для пешехода с СИМа надо спешиться. Мне просто интересно, как можно это сделать на роликовых коньках? Такие глупости недопустимы в правилах дорожного движения», — заключил Холодов.
Вердикт эксперта таков: скоро зима, актуальность проблемы на время спадет, и за этот период нужно подготовить новый вариант поправок — исправить существующий он не считает возможным. И заниматься подобным должен, по мнению эксперта, не минтранс, а ГИБДД, и хорошо, если это будет ГИБДД Татарстана.
Ленар Габдурахманов: «Чтобы не мучиться и не распределять, просто засунули все в СИМ, и давайте на этом успокоимся. Нам предлагают данный вариант, но, коллеги, честно скажу, никак не можем мы с таким согласиться!»
«У нас нет столько инспекторов, которые будут следить за передвижением на тротуарах»
Выслушав Холодова, Габдурахманов прошелся по всем спорным пунктам новых поправок и предложил альтернативные формулировки. Определение мопеда как средства передвижения, обязательно имеющего сиденье, татарстанское управление ГИБДД отвергает категорически. Начальник ГИБДД еще раз повторил: ключевые черты, позволяющие отнести эти устройства к мопеду, — мощность и скорость. А именно этих ключевых параметров в поправках нет. «Чтобы не мучиться и не распределять, просто засунули все в СИМ, и давайте на этом успокоимся. Нам предлагают данный вариант, но, коллеги, честно скажу, никак не можем мы с таким согласиться!» — констатировал Габдурахманов.
«При таком определении человеку вообще машина летом будет не нужна, — добавил начальник управления. — Нет надобности обучаться, не нужно знать ПДД. И если ты сел пьяным за такое устройство, можешь делать все что угодно».
Определение минтранса «максимально некорректно», и управление предлагает свое. Если человек управляет аппаратом при помощи своей мускульной энергии (кроме велосипеда, который к СИМ не относят), он остается пешеходом. Если аппарат имеет двигатель мощностью до 250 Вт — это СИМ. Если больше, то уже мопед, какую бы внешнюю форму он ни имел.
Если аппарат имеет двигатель мощностью до 250 Вт — это СИМ. Если больше, то уже мопед, какую бы внешнюю форму он ни имел
Начальник правового управления кабмина РТ Марат Долгов согласился с Холодовым в том, что документ минтранса получился слишком сложным для понимания. «Настолько сложно текст сформулирован, что даже с немалой юридической практикой, в том числе и правоохранительной, и правоприменительной, я с большим трудом разобрался. И не представляю в практической плоскости, как сотрудник ГИБДД, который за собой лабораторию по измерению количества мощности не возит… Это же экспертные исследования, и у нас действует презумпция невиновности, поэтому в дефинициях нужна большая четкость», — отметил Долгов.
Он также указал на то, что ПДД, как никакой другой правовой акт, связаны с КоАП, поэтому если вводятся изменения в ПДД, то должен быть изменен и Административный кодекс. Изменения нужно принимать пакетом, считает Долгов, чтобы и ГИБДД, и суды понимали, как будет складываться правоприменительная практика.
Марат Долгов также указал на то, что ПДД, как никакой другой правовой акт, связаны с КоАП, поэтому если вводятся изменения в ПДД, то должен быть изменен и Административный кодекс
спешивание на пешеходном переходе и ограничение скорости
Еще один немаловажный пункт поправок, с которым категорически не согласны в ГИБДД, — право водителей СИМов не спешиваться, пересекая дорогу по пешеходному переходу. Как предлагает минтранс, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, достаточно лишь снизить скорость до «не превышающей скорость движения пешеходов». Габдурахманов резонно заметил, что скорость пешехода — это нечеткое понятие, которое опять-таки предполагается определять на месте, на глаз. Кроме того, кто поручится за то, что водители электросамокатов будут ревностно соблюдать данное правило, а не проноситься через переход на максимальной скорости, рискуя угодить под колеса не ожидавшего такого маневра водителя? ГИБДД предлагает не мудрствовать и оставить то же правило, что и для велосипедистов: обязательно спешиваться. В противном случае, если на нерегулируемом пешеходном переходе водитель наедет на неспешившегося велосипедиста, виноват будет велосипедист, а если на электросамокатчика — водитель.
Ограничение скорости для СИМов в 20 км/ч тоже надо убрать, убеждены в управлении. «Почему 20? Не 17, не 10? Это абсолютно непонятно. И потом, у нас нет такого количества инспекторов, которые будут сидеть с радарами и следить за передвижением на тротуарах, это в принципе нерабочая норма», — подчеркнул Габдурахманов. Не говоря уже о том, что на электросамокате, как правило, нет спидометра и даже его водитель не знает, с какой скоростью движется. Прежде всего нужно решить, кто вообще может ездить по тротуарам и, уже исходя из этого, принимать решения о скоростном режиме, считает начальник ГИБДД.
Рифкат Минниханов: «Все, что на двух колесах или одном, должно работать по тех же правилам, что и мопеды»
Рифкат Минниханов припомнил, что подобный вопрос уже был отработан на «мотиках и мопедах», в свое время поставивших «на уши» все управление. Схема, по мнению Минниханова, отработана, и ничего менять не нужно.
«Все, что на двух колесах или одном, должно работать по тех же правилам, что и мопеды», — поддержал он Габдурахманова.
Завершая заседание, начальник республиканского ГИБДД отметил, что главный вопрос, на который надо найти ответ, — это определение понятия «СИМ». «Поймем, кто такие „симовцы“, узнаем, как их пресекать», — заключил он.
По итогам заседания высказанные замечания будут обобщены и в ближайшее время разосланы участникам встречи, а после окончательной доработки их отправят на рассмотрение в правительство РФ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 147
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.