«За последние дни доля детей среди заболевших снизилась с 19 до 11 процентов», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин, доказывая положительный эффект от разобщения. Как только закончились сдвинутые каникулы, градоначальник отправил половину столичных школьников на удаленное обучение, а для оставшихся придумал новый, «тьюторский» формат обучения. В Татарстане то ли вирус, то ли дети другие — их доля в структуре заболевших не превышает 5%. О том, чего ждать родителям, — в материале «БИЗНЕС Online».
В конце сентября Собянин отправил всех столичных школьников на внеплановые осенние двухнедельные каникулы — с 5 по 18 октября
НОВАЯ ВЕХА «ДИСТАНТА»
Мэр Москвы Сергей Собянин пошел на новые ограничительные меры для сдерживания нарастающей пандемии коронавируса. Вышел указ градоначальника, согласно которому со следующего понедельника в московских школах вводится частичный «дистант».
Еще в конце сентября Собянин отправил всех столичных школьников на внеплановые осенние двухнедельные каникулы — с 5 по 18 октября. Объяснялось данное решение тем, что значительную часть новых заболевших COVID-19 составляют именно учащиеся. Однако сбить динамику эпидемии не удалось: весь октябрь число новых случаев заражения в столице неуклонно идет вверх — с 2 424 заболевших COVID-19 по состоянию на 1 октября до 4 573 новых случаев сегодня. «Подходят к концу двухнедельные каникулы, которые мы объявили в школах, чтобы сдержать рост заболеваемости коронавирусом. Эта мера дала свой эффект. За последние дни доля детей среди заболевших снизилась с 19% до 11%. Но в абсолютном выражении количество заболевших по-прежнему растет», — написал Собянин в своем блоге.
Кроме отправки части школьников на «дистант», Собянин закрыл учреждения дополнительного образования и детские досуговые организации
С 19 октября ученики 6-11 классов минимум на ближайшие пару недель переходят на «дистант», очно учиться остаются только учащиеся 1–5-х классов. По словам Собянина, старшеклассники чаще подвержены риску заболевания коронавирусом — на их долю приходится две трети заболевших в Москве детей. Да и адаптироваться старшеклассникам к «дистанту» после весеннего опыта проще. Сейчас в столице школьников 6–11-х классов около 500 тыс., примерно столько же (540 тыс.) и учащихся младших классов. Ранее приостановленные транспортные карты для старшеклассников останутся заблокированными.
Кроме отправки части школьников на «дистант», Собянин закрыл учреждения дополнительного образования и детские досуговые организации, а кроме того, рекомендовал всем некоммерческим образовательным организациям также прекратить работу. «Чтобы лучше защитить от угрозы заражения коронавирусом учителей старшего возраста и педагогов, страдающих хроническими заболеваниями, через две-три недели в отдельных классах планируется ввести новый формат преподавания — тьюторство», — сообщил Собянин. Под красивым словом скрывается привлечение в школы резервистов — пока возрастные учителя будут сидеть по домам, уроки будут вести выпускники педвузов. Опытные же учителя будут следить за обучением дистанционно. «Решения, которые мы приняли сегодня, конечно, непростые, но на сегодня они являются просто необходимыми», — отметил столичный мэр.
КНИТУ-КАИ и КГМУ с начала недели то вводят для студентов «удаленку», то, как будто получив некий сигнал сверху, тут же всё отменяют
«ПЕРЕВОД ОТДЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА «ДИСТАНТ» ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО НА ОСНОВАНИИ ПРЕДПИСАНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА…»
Собираются ли вслед за Москвой переводить татарстанские образовательные учреждения на «дистант», пока загадка, хотя подталкивающих к такой идеи сигналов достаточно. Стоит только взглянуть на колеблющиеся вузы вроде КНИТУ-КАИ и КГМУ, которые с начала недели то вводят для студентов «удаленку», то, как будто получив некий сигнал сверху, тут же всё отменяют.
Как отмечала на брифинге, прошедшем в понедельник, замруководителя управления Роспотребнадзора по РТ Любовь Авдонина, в Татарстане зафиксировано 52 случая заболевания среди школьников, студентов и педагогов: 11 , 11 и 30 случаев соответственно. 35 школьных очагов (в основном это отдельные классы) закрыто, под наблюдением остаются 27 со сроком наблюдения до 24 октября. Что касается карантинных мер, то в Казани 8 классов в четырех школах находится на разобщении — это 208 учащихся. Как показывает ежедневная статистика оперштаба РТ, новых случаев заболевания среди детей не так уж и много в общей структуре заболевших — в худший день 1–2 человека. Сегодня Авдонина сообщила, что всего с начала пандемии в Татарстане заразились 332 школьника, это не более 5% от общего числа.
«Вводить дистанционное обучение на срок в 14 дней администрации школ могут для отдельных классов, в которых заболеваемость ОРВИ превышает 20 процентов»
Осенние каникулы в Казани, в отличие от соседней Уфы, решившейся накануне на смещение осеннего отдыха детей на октябрь (почти на три недели), двигать пока не собираются — они все так же запланированы на период со 2 по 8 ноября. Как сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в управлении образования Казани, сегодня школы столицы РТ работают в штатном режиме, оснований для перехода на дистанционное обучение нет. «Перевод отдельного учреждения на «дистант» возможен только на основании предписания Роспотребнадзора, — добавили в управлении. — Вводить дистанционное обучение на срок в 14 дней администрации школ могут для отдельных классов, в которых заболеваемость ОРВИ превышает 20 процентов».
«Перевод на дистанционные формы обучения у нас не планируется, и я надеюсь, что этого точно не будет», — заверила Авдонина на брифинге, состоявшемся сегодня. По словам замруководителя управления Роспотребнадзора по РТ, сейчас очевидно, что дети не приносят вирусы из домашнего очага в школу и обратного процесса тоже нет. Все дети болеют в бессимптомной форме с минимальной вирусной нагрузкой, так что никаких рисков управление не видит. «Уже полтора месяца школы у нас функционируют, и роста заболеваемости мы здесь не видим, в том числе и по ОРВИ», — добавила Авдонина.
При этом в редакцию «БИЗНЕС Online» периодически обращаются обеспокоенные родители казанских школьников, которым учителя якобы сообщают о «дистанте» со следующей недели. Наши источники в сфере образования данные слухи опровергают. Председатель республиканского комитета профсоюза работников образования и науки Татарстана Юрий Прохоров не слышал о том, что в РТ есть планы по переводу учащихся на «дистант». Он отмечает, что пока заболевших больше среди учителей, чем среди учащихся. «В данном случае я не считаю необходимым перевод на „удаленку“», — отметил Прохоров.
Павел Шмаков: «Ситуация ухудшается, что правда, но это не сумасшедшие цифры. Опасения есть, но ситуация пока не чрезвычайная.В апреле было хуже»
«НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, ЧТО ЭТО НЕЧТО БЕССМЫСЛЕННОЕ, НО ГОВОРИТЬ, ЧТО ЭТО ДАСТ ЧТО-ТО СЕРЬЕЗНОЕ, ТОЖЕ ДОВОЛЬНО ТРУДНО»
«О „дистанте“ пока не слышал, и мне бы не хотелось этого, — поделился с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ директор школы „СОлНЦе“ Павел Шмаков. — Вообще, это вводится рекомендательным порядком. На самом деле, когда в стране не чрезвычайная ситуация, действуют законы, а по ним каникулы, «дистант» определяет директор школы, а не президент или мэр. Поэтому если это будет также как и весной, то мы не сразу введем „дистант“. <...> Ситуация ухудшается, что правда, но это не сумасшедшие цифры. Опасения есть, но ситуация пока не чрезвычайная. В апреле было хуже».
Депутат Госсовета РТ шестого созыва Нияз Гафиятуллин также рассказал, что ему неизвестно о решениях перевести учащихся школ Татарстана на дистанционное обучение. «Некоторые директора школ в подозрительных случаях изолируют классы — принимаются дополнительные меры безопасности, вплоть до того, что определенный класс даже в столовую идет обособленно. Кроме того, иногда классы отправляют на карантин», — отметил собеседник издания.
Гафиятуллин говорит, что школа школе рознь. По словам нашего собеседника, у детей вообще бывает тяжело выявить, заболели ли они коронавирусом. А что касается учителей, в каких-то школах они практически не болеют, а где-то заражается большее количество. «Мы же обычно говорим только про детей, по ним есть норма — закрыть класс на карантин при 20-процентной заболеваемости. А по учителям я такого не слышал», — отметил депутат. Гафиятуллин считает, что надо включить в данное уравнение учителей. «Во имя защиты учителей и детей и всех остальных я считаю, что директорам нужно дать свободу в принятии решений, чтобы никто не боялся административных мер и сами решали, что класс или даже школу нужно отправить на карантин», — объяснил Гафиятуллин.
«Противоэпидемические мероприятия строятся не на том, чтобы получить стопроцентный эффект, а снизить заболеваемость, подавить скорость ее распространения»
И далеко не факт, что «дистант», если и будет внедряться повсеместно, может положительно сказаться на текущей эпидситуации. Профессор НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи Анатолий Альтштейн, например, не ожидает сильного эффекта от перевода старшеклассников на «дистант», но отмечает, что данный шаг может снизить заболеваемость только вкупе с остальными мерами. «Нельзя сказать, что это нечто бессмысленное, но говорить, что это даст что-то серьезное, тоже довольно трудно. Но в целом эффект от всех мер, направленных на увеличение дистанцирования, будет работать. Поймите, что все противоэпидемические мероприятия строятся не на том, чтобы получить стопроцентный эффект, а на том, чтобы снизить заболеваемость, подавить скорость ее распространения», — отметил профессор.
«Другое дело — есть вопрос о качестве дистанционного обучения. Проблемы ведь были не с дистанционным обучением как формой, а с тем, что школы и учителя были совершенно не приспособлены к этому, — напомнила психолог Инна Городецкая. — Я думаю, что у школьников могут возникнуть проблемы не с формой обучения — все-таки современные школьники уже привыкли к различным онлайн-мероприятиям, — а с тем, что не готовы учителя, родители, формат. Такое обучение — это совсем другая методология, и с этим могут быть проблемы».
Говоря о воздействии «дистанта» на школьников, Городецкая отмечает, что все зависит от самого ребенка. А заявлять, что от повторного «дистанта» всем детям будет только плохо или только хорошо, не получится. «Как показал первый „дистант“, были дети, которые с восторгом приняли такую форму обучения, а для кого-то это был кошмар и ужас, — отметила психолог и объяснила, как этого избежать. — Чтобы не было кошмара, на соответствующий вопрос следует обратить внимание взрослого человека, который находится рядом с ребенком. Надо наблюдать за состоянием своего чада. Если видите, что есть стресс, надо его компенсировать прогулками, какими-то активными формами отдыха, пока это возможно. В любом случае при изменении формы обучения родителям надо очень внимательно следить за психологическим состоянием ребенка».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 145
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.