Как выяснил «БИЗНЕС Online», в структуре владения независимой сети АЗС Irbis прошли рокировки: контрольный пакет спустя 9 лет вернулся в руки Рината Гаптельхакова. При этом сразу 1 млрд рублей длинных займов «переехал» в портфель коротких кредитов при общей долговой нагрузке 3,5 млрд рублей. Не значит ли это, что компанию просят увеличить гарантии по внушительным займам или вообще готовят к продаже? Сами заправщики от комментариев отказываются.
Крупнейший независимый топливный трейдер Татарстана ТК «Транзитсити», более известный как сеть АЗС Irbis, сменил собственника
КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ СНОВА У РИНАТА ГАПТЕЛЬХАКОВА
Крупнейший независимый топливный трейдер Татарстана ТК «Транзитсити», более известный как сеть АЗС Irbis, сменил собственника. 28 августа доля в 70% перешла Ринату Гаптельхакову, сменившему в роли мажоритарного владельца Игоря Талдыкина. Формально именно тот владел компанией, хотя практически все знали имя настоящего хозяина, и даже СМИ этот факт не вуалировали.
Необходим небольшой экскурс в историю. ООО «ТК „Транзитсити“» появилось на свет в ноябре 2001 года, а его первыми учредителями стали Альфия и Валерий Прокопьевы, Эльмира Нурмухаметова, Галина Игнатьева и Сайдаш Зарипов. Но уже в августе 2003-го на сцену в роли ключевых владельцев выходят Гаптельхаков с Талдыкиным: первый — с долей в 75,6%, второй — 8,4%.
Следующие принципиальные изменения произошли в ходе шокового кризиса 2008–2009 годов. В сентябре 2009-го учредители остались вдвоем: доля Гаптельхакова выросла до 90%, Талдыкина — до 10%.
После прохождения острой фазы кризиса, в октябре 2011 года, 91% компании был переоформлен на Ильсафа Гилязетдинова. Об этом человеке мало что известно. В 2006-м он получил статус индивидуального предпринимателя, а в апреле-2010 ИП Гилязетдинов прекратил деятельность по собственному решению. Кроме того, он числился директором в московском ООО «Промэкс», которое специализировалось на розничной продаже моторного топлива. Однако, согласно базе данных «Контур.Фокус», в сентябре 2016 года «Промэкс» прекратил существование с формулировкой «исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица». Других следов Гилязетдинова в юридическом пространстве мы не обнаружили, что наводит на мысль о подставном учредителе, пусть и не массовом.
В октябре-2014 в круг владельцев «Транзитсити» входит ее сегодняшний гендиректор Ирек Валиев
В октябре-2014 в круг владельцев «Транзитсити» входит ее сегодняшний гендиректор Ирек Валиев. Сначала на него оформляют 9%, а через пару месяцев, в «черном декабре», запомнившемся россиянам двукратным падением рубля и валютной паникой, — 91,7%. Далее последовали косметические правки, когда 9% передали в руки Ильшата Фатыхова, у Валиева же остался 91%.
В марте-2018 «неразменный» 91-процентный пакет перешел в знакомые руки одного из основателей, Талдыкина. Более никаких трансферов не было вплоть до 28 августа текущего года. В результате последней рокировки у Талдыкина осталось 10%, как в 2009 году. Еще 10% перешло Елене Семеновой, по 5% получили Рафкат Гаптельхаков (судя по отчеству, брат главного владельца) и Ильнар Сотруддинов. К слову, эта троица вместе с Талдыкиным и Ринатом Гаптельхаковым, а иногда с Валиевым — постоянный состав «труппы». В разных вариациях они выступают учредителями целого ряда фирм — от некоего ООО «Приоритет» с нулями в большинстве строк отчетности до «газового» подразделения группы ООО «Транзит-Сервис»
28 августа доля в 70% перешла Ринату Гаптельхакову (на фото), сменившему в роли мажоритарного владельца Игоря Талдыкина
WHAT IS «ТРАНЗИТСИТИ»: 45 ЗАПРАВОК, БЕНЗИН ОТ СЕЧИНА, ТРЕХКРАТНЫЙ РОСТ ОБОРОТОВ ЗА ПЯТЬ ЛЕТ
Сегодня бизнес ТК включает в себя оптовые поставки топлива от крупнейших российских производителей, таких как «Газпром нефть» и «Роснефть». Именно последняя лидирует в списке поставщиков, в прошлом году фирма Гаптельхакова купила топлива у возглавляемой Игорем Сечиным компании на 6,8 млрд рублей. Для сравнения: на втором месте «Лукойл» с 95 млн рублей.
Татарстанцам «Транзитсити» известна прежде всего брендом Irbis, под которым работает 45 автозаправочных станций, расположенных в Татарстане, Чувашии, Марий Эл, Нижегородской, Владимирской и Пензенской областях. Кроме собственно АЗС, в состав ГК входят многочисленные предприятия сопутствующего обслуживания: сеть автомагазинов, предприятия гостиничного хозяйства, сеть придорожных кафе и др.
Последние пять лет ТК демонстрирует стабильный рост оборотов: 2015 год — 6,3 млрд рублей, 2016-й — 11,9 млрд, 2017-й — 16,4 млрд, 2018-й — 17,7 млрд, 2019-й — еще плюс 15% до 20,2 миллиарда. За пятилетку более чем в 3 раза — практически татарстанская «газель».
Отметим, что максимальный объем госзаказов (246 млн рублей) «Транзитсити» пришелся на 2018 год, и большую часть этой суммы составили поставки топлива казанскому ПАТП-2. Для сравнения: в 2019-м трейдер подписал госконтрактов всего на 11 млн рублей.
Собственный капитал «Транзитсити» по итогам 2019 года оценивался в 361 миллион. Исходя из этого 70-процентный пакет по минимуму можно оценить в 253 млн рублей.
Максимальный объем госзаказов (246 млн рублей) «Транзитсити» пришелся на 2018 год, и большую часть этой суммы составили поставки топлива казанскому ПАТП-2
МИЛЛИАРД ТУДА, МИЛЛИАРД СЮДА. КРЕДИТОРЫ ПОПРОСИЛИ ГАРАНТИЙ?
Но вся эта статистика не дает ответа на главный вопрос: что побудило фактического основателя «Транзитсити» вернуть контрольный пакет в свои руки?
Как вариант, на фоне обострения текущего кризиса, который обещает стать затяжным, кредиторы потребовали от должника дополнительных гарантий, в том числе личного участия главного рулевого и ряда ключевых фигур, готовых разделить с ним ответственность. Уточним, что за 2019 год компания снизила объем долгосрочных займов почти на 1 млрд (!) до 2 млрд рублей. Но в то же время объем краткосрочных займов вырос еще сильнее, на 1,2 млрд до 1,47 млрд рублей. Так бывает, в частности, когда «длинные» кредиты переводят в менее рискованные для банка «короткие». В итоге суммарный долг «Транзитсити» подрос на 200 млн почти до 3,5 млрд рублей — весьма ощутимо при капитале в 361 миллион.
Пожалуй, нам следует оценить долговую нагрузку и связанных компаний. В частности, оформлены на самого Рината Гаптельхакова занятое в арендном бизнесе ООО «Рияз» и ЧОП «Центр охранных технологий», которые обходятся без заемных денег, но и объемы бизнеса тут скромные — десятки миллионов рублей. Отдельно стоит обратить внимание на учрежденную в июле 2019-го ТК «Ирбис» (куда, возможно, переведен розничный бизнес), накрутившую 972 млн выручки и получившую 16 млн рублей прибыли, но и она также работает без займов. А вот ее оптовый напарник «Ирбис-Бункер» при 324 млн выручки получил 21 млн рублей убытка и имел на балансе займов на 81 млн рублей.
На этом фоне выделяется ООО «Транзит-Сервис», у которого по итогам прошлого года при выручке 482 млн рублей было 848 млн долгов и собственный капитал ушел на отрицательную территорию, минус 19 млн рублей — уже повод для кредиторов потребовать дополнительных гарантий или погасить часть займов.
В адрес ТК «Транзитсити» за последние 12 месяцев поступил только сравнительно мелкий иск на 135 тыс. от «Лукойла», так что проблем с контрагентами у компании нет
Мы попросили ряд банков (АББ, ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк, Банк Зенит, Банк Казани) прокомментировать, кредитуют ли они ТК и требовали ли увеличения гарантий на фоне кризиса в экономике. В пресс-службе Газпромбанка нам ответили, что эта компания не является заемщиком банка. «Данный клиент ранее был в портфеле, но на сегодня не имеет действующих кредитов», — заявили в пресс-службе Банка Казани. При этом Ак Барс Банк отказался отвечать, сославшись на банковскую тайну, ВТБ не стал «комментировать клиентскую информацию». Ответили отказом Сбербанк, а также дочерний «Татнефти» Банк Зенит.
Впрочем, в адрес ТК «Транзитсити» за последние 12 месяцев поступил только сравнительно мелкий иск на 135 тыс. от «Лукойла», так что проблем с контрагентами у компании нет.
Есть и еще один вариант — подготовка к продаже. Как известно, независимым трейдерам, не включенным в вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи), стало трудно жить после 2013 года. Правительство сначала заставило нефтяников заключить «пакт о ненападении» («вы не повышаете цены на заправках и поэтому живете»), теперь же то и дело режет маржу акцизами. Между тем крупные татарстанские игроки явно не прочь расширить свой бизнес, ежели подвернется случай. ТАИФ уже успел приобрести сеть ХК «Татнефтепродукт» и «Автодорстрой». «Татнефть», в свою очередь, купила российские заправки финской Neste.
Однако по поводу возможной купли-продажи «Транзитсити» нефтяники сегодня не говорят ни да, ни нет. «Мы не комментируем поступающие предложения, в том числе по причине высокой конкуренции за качественные активы», — ответили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «Татнефти». Ее представители также отмечают, что организация заинтересована в развитии бизнеса по реализации собственного топлива: «Компания периодически рассматривает предложения о покупке сетей АЗС, включение которых в портфель активов может способствовать достижению стратегических целей». То есть что-что, но хороший автозаправочный бизнес нефтяники всегда готовы купить — было бы что покупать.
В самом ТК «Транзитсити» отказались прокомментировать «БИЗНЕС Online» смену ее владельцев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.