Корзина «Магнита» за квартал, с 29 июня по 20 сентября, подешевела на  3,1% (или 68 рублей) до 2156 рублей Корзина «Магнита» за квартал, с 29 июня по 20 сентября, подешевела на 3,1% (или 68 рублей) до 2 156 рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

БАЗОВЫЙ НАБОР ПРОДУКТОВ ПОДОРОЖАЛ ЗА ГОД СИЛЬНЕЕ ВСЕГО

Начало осени — время, когда продовольственная инфляция берет передышку. Свежий урожай овощей обычно перевешивает любые неприятные известия, что самым положительным образом сказывается на магазинных ценниках. Вот и корзина «Магнита» за квартал, с 29 июня по 20 сентября, подешевела на 3,1% (или 68 рублей) до 2 156 рублей. 

Однако есть и другая статистика, которую ведут аналитики «БИЗНЕС Online», и с ней ситуация совсем иная: по сравнению с сентябрем прошлого года корзина подорожала на 8,8%. Росстат рисует несколько иную картину: по итогам августа инфляция в России в годовом выражении составила 3,6%, а стоимость продуктов питания поднялась на 4,6%. Именно годовая инфляция, как известно, считается наиболее значимым показателем при определении динамики потребительских цен. Судя по промежуточной недельной еженедельной информации ведомства, вряд ли цены в сентябре сильно вырастут, так что разница между нашими «срезами» инфляции и официальной статистикой сохранится. Поэтому выбирайте сами, что вам кажется ближе к реальности (пишите в комментариях).

Напомним, что отслеживать цены на ряд ключевых продуктов «БИЗНЕС Online» начал в декабре 2014 года, ознаменовавшегося резким падением рубля. С тех пор на регулярной основе мы закупаем два набора продуктов: бюджетный — в сети «Магнит», более дорогой — в магазинах «Бахетле». Основная цель проекта — независимый мониторинг динамики стоимости продовольствия. Текущий ценовой срез, который мы представляем читателям сегодня, был сделан 20 сентября 2020 года, динамика стоимости приводится за квартал и 12 месяцев.

Для более точного определения динамики и предельного исключения влияния изменения составов, акций и т. п. мы дополнительно отслеживаем динамику базовой версии данного набора, лишенной таких излишеств, как кофе, сигареты, водка, шоколад, дорогое подсолнечное масло, дорогой чай. 

Этот набор «Магнит базовый» за квартал подешевел на 0,9% до 741 рубля, однако за год цена выросла на 17,8%. Впрочем, абсолютный рекорд сохраняется за мартом 2015 года — 868 рублей.

Корзина «Бахетле» стоит втрое дороже «магнитовской», но ее динамика схожая и также не совпадает с наблюдениями Росстата. 

За квартал этот набор подешевел на 0,4% (25 рублей) до 6 827 рублей, а за 12 месяцев поднялся в цене на 6,4%.

За время наших наблюдений мы неоднократно писали о «худеющих» упаковках разных продуктов: от молока до шоколада За время наших наблюдений мы неоднократно писали о «худеющих» упаковках разных продуктов: от молока до шоколада Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРОВАНСАЛЬ» БЕЗ ПАЛЬМОВОГО МАСЛА И НОВЫЕ УПАКОВКИ-УЛОВКИ

Начнем обзор с того, что сильнее всего подорожало за квартал в массовой, бюджетной корзине (о том, что подешевело, мы уже упомянули в своем вступлении). Солидно, на 53% за квартал и 23% за год до 110 рублей за упаковку 800 мл, увеличилась стоимость майонеза «Провансаль» жирностью 67%. Впрочем, тут своя история. Провансаль «Секрет кулинара» собственной марки сети «Магнит» исчез с полок. Чтобы удостовериться в этом, мы дополнительно посетили магазины в другой день, но с тем же результатом.

Зато в новой, более яркой упаковке относительно невзрачного «Секрета кулинара» (и, похоже, дороже) на полках появился одноименный с самим магазином соус, но уже жирностью 50,5%. «С прошлого года „Магнит“ развивает собственные торговые марки как бренды и оптимизирует портфель СТМ с учетом изменившихся предпочтений покупателей, чтобы сделать позиции узнаваемыми, заметно увеличить продажи и заполнить потребительские ниши новым уникальным предложением. В частности, майонез „Секрет кулинара“ вошел в линейку продукции под брендом „Магнит“», — пояснили смену названий в пресс-службе компании.

Кроме того, маркетологи сети решили добавить на упаковку надпись «Без пальмового масла». Хотя трудно представить, зачем вообще может понадобиться «пальма» в майонезе. С другой стороны, почему бы и нет, продавалось же в России еще не так давно растительное масло «без холестерина» и соль «без ГМО» (!).  «Майонез не производился и не производится с использованием пальмового масла, данные об этом были добавлены для информирования покупателей, — внесли ясность представители пресс-службы сети. — СТМ в категории „молочная продукция“ представлены в сети двумя видами: молочная продукция без заменителей молочного жира и молочная продукция с заменителями, о чем в обязательном порядке указано на упаковке в соответствии со стандартами маркировки».

Учитывая, что покупатели по-прежнему ведутся на подобную ценную информацию, можно поставить «отлично» маркетологам компании за такой ход. Ответят ли их коллеги контрударом, снабдив свои упаковки, скажем, надписями «Без ГМО», — вопрос открытый. Мы же со своей стороны заметим, что «Магнит» одновременно представил легкий 15-процентный майонез под собственным брендом, на котором отсутствует примечание «Без пальмового масла».

К слову, другие производители тоже времени даром не теряли. Магазинные полки пополнились более экономичными упаковками майонеза от разных компаний массой 233 и 205 г против привычных 375 и 745–750 граммов. Похоже, несмотря на заявления об успешном сдерживании цен, производители стараются все замаскировать манипуляциями с упаковкой (и, скорее всего, составом, но это отдельная тема). Такому явлению игры с нестандартной тарой даже придумали название «шринкфляция», от слова «инфляция» и английского глагола to shrink (сжиматься).

За время наших наблюдений мы неоднократно писали о «худеющих» упаковках разных продуктов: от молока до шоколада. А в сентябре союз потребителей направил в минпромторг письмо с предложением обязать магазины указывать цену каждого товара за килограмм или литр. Месяцем ранее ВЦИОМ опубликовал опрос, в котором 60% опрошенных россиян выразили недовольство изменением объема и веса упаковок, 65% назвали недолитр молока обманом.

В «Бахетле» на 16,5% за квартал и на 30,1% в годовом выражении до 64,9 рубля за килограмм (0,971 л) подорожало молоко 3,2% жирности в упаковке с клапаном В «Бахетле» на 16,5% за квартал и на 30,1% в годовом выражении до 64,9 рубля за 1 кг (0,971 л) подорожало молоко 3,2% жирности в упаковке с клапаном Фото: Виктор Османов

«БЭРЭКЭТЛЕ» ОТОБРАЛ ЛИДЕРСТВО У «ОЧЕНЬ ВАЖНОЙ КОРОВЫ», «АГРОСИЛА» ПОТЕСНИЛА ВАРЯГОВ

Упомянутое молоко в «Магните» пока осталось при июньских ценах, но в «Бахетле» произошли заметные подвижки. На 16,5% за квартал и на 30,1% в годовом выражении до 64,9 рубля за 1 кг (0,971 л) подорожало молоко 3,2% жирности в упаковке с клапаном. Несколько кварталов кряду первенство здесь держала марка «Фрау Му» от ООО ПК «Айсберг-Плюс» из подмосковного Дмитрова, но в сентябре этот продукт стоил уже 81,4 рубля. А лучшую цену (те самые 64,9 рубля) покупателям предложил местный холдинг «Агросила».

Сливочное масло, напротив, подешевело за квартал на 6,3% и за год на 13,9% до 74,9 рубля за 180-граммовую пачку — а первенство тут захватила марка «Бэрэкэтле» Сливочное масло, напротив, подешевело за квартал на 6,3% и за год на 13,9% до 74,9 рубля за 180-граммовую пачку, а первенство тут захватила марка «Бэрэкэтле» Фото: Виктор Османов

Сливочное масло, напротив, подешевело за квартал на 6,3% и за год на 13,9% до 74,9 рубля за 180-граммовую пачку, а первенство тут захватила марка «Бэрэкэтле». Производитель — высокогорский молочный комбинат «Касымовский»; в феврале предприятие купила ижевская группа «Ува-Молоко» Александра Емшанова. До этого долгое время абсолютное лидерство здесь удерживала «Очень важная корова» зеленодольского молкомбината, чье сливочное масло продавалось по 84,9 рубля. Напомним, что кварталом ранее «Ува-молоко» с маркой «Милково» уже предпринимало попытку обойти ЗМК, но тогда соперники разделили «золото», предложив одинаковую цену — 79,9 рубля за пачку.

Продолжил ценовое ралли рис, подорожавший на 7,3% за квартал и на 20,5% за год до 44 рублей за упаковку 800 грамм крупы третьего сорта Продолжил ценовое ралли рис, подорожавший на 7,3% за квартал и на 20,5% за год до 44 рублей за упаковку 800 г крупы третьего сорта Фото: Виктор Османов

цены на рис: «КОРОНАВИРУСНЫЙ» АЖИОТАЖ СПАЛ, НО ПОДОСПЕЛА КУБАНСКАЯ ЗАСУХА

Продолжил ценовое ралли рис, подорожавший на 7,3% за квартал и на 20,5% за год до 44 рублей за упаковку 800 г крупы третьего сорта. И дороже, чем сейчас, — по 47 рублей — один из базовых продуктов стоил только в марте 2015-го, когда потребительская инфляция разогналась до пиковых значений после затишья в тучных 2011–2013 годах.

Начало года не предвещало потрясений на рынке риса. Ведь по итогам 2019-го в России было убрано 1,099 тыс. т риса — на 5,8% больше, чем годом ранее, и лучше результат получили только в рекордном 2015-м (1,11 тыс. т). А по данным американского минсельхоза, мировое производство шлифованного риса в 2019–2020 годах составило около 500 млн т, что также недалеко от исторического максимума. И, как сообщало министерство минувшей весной, в сезоне 2019/2020 ожидался рекорд на уровне около 765 млн тонн. При этом глобальные резервы риса, по данным ведомства, в марте установили новый рекорд, достигнув отметки в 180 млн тонн. Но все карты спутала пандемия COVID-19. Ажиотажный спрос на продукты питания наблюдался по всему миру: и рис вошел в число самых раскупаемых продуктов питания, и его цена стала расти при фактическом избытке предложения. В результате котировки тайского риса (он является бенчмарком для мирового рынка) на Чикагской товарно-сырьевой бирже во второй половине марта взлетели на 17% до $490 за тонну.

К лету это «ковидное» безумие стало забываться, но тут нагрянула новая напасть. На юг России пришла засуха, а, как известно, основным производителем риса выступает родной для сети «Магнит» регион с долей 73% от общероссийского урожая. И расхожее выражение «битва за урожай» стало для местных рисоводов отнюдь не метафорой. Чтобы не погибли рисовые чеки, в реку Кубань были переброшены стоки Большого ставропольского канала, а в оросительной системе организовано повторное использование воды — такого не делалось никогда. По предварительным подсчетам минсельхоза Краснодарского края, потери урожая от проблем с водоснабжением составят около 10%, по другим оценкам, могут достигнуть 15%, а то и 20%. Уборка риса еще не закончилась, однако, похоже, поставщики крупы уже начали повышать цены в ожидании новостей.

Про молоко и масло мы уже рассказали, остался последний значимый компонент рисовой каши. Увы, сахар также подорожал на 7,5% за квартал и на 11,3% за год до 34,4 рубля за килограмм. Впрочем, в отличие от риса, до рекордов июня-2016 с его 52 рублями за 1 кг тут еще далеко. В целом же стоимость сахара продолжает раскачиваться на качелях. Напомним, что летом 2015-го УФАС расследовал дело о возможном ценовом «сахарном» сговоре, а в 2018–2019 годах низкие цены поставили на грань банкротства ряд российских комбинатов, и жертвой перепроизводства тогда стал в том числе Нурлатский сахарный завод.

Ажиотажный спрос на продукты питания наблюдался по всему миру: и рис вошел в число самых раскупаемых продуктов питания, и его цена стала расти при фактическом избытке предложения Ажиотажный спрос на продукты питания наблюдался по всему миру: и рис вошел в число самых раскупаемых продуктов питания, и его цена стала расти при фактическом избытке предложения Фото: «БИЗНЕС Online»

ГРЕЧКУ ВЗЯЛ НА КОНТРОЛЬ ГЕНеральный ПРОКУРОР

Одна из любимых круп россиян, гречка, после мощного ралли все же подешевела на 20% до 53 рублей за упаковку 800 грамм. Однако приятным сентябрьский ценник назвать сложно: он в 2,2 раза выше прошлогоднего. Впрочем, для гречки такое поведение стало уже привычным. Напомним, что королева спроса весны-2020 за второй квартал подорожала в корзине «Магнита» на 83% (!) до 65,9 рубля за 800-граммовую пачку. Этот ценник на 214% превысил уровень июня-2019 и установил новый рекорд, оставив позади ажиотажный сентябрь-2016. Именно после того стремительного взлета стоимости УФАС в феврале 2017-го начал расследовать «гречневое дело», заподозрив ценовой сговор производителей и сетей. Следующие пару лет аграрии собирали рекордные урожаи, опустившие цену гречки до плинтуса и ниже, а в 2019-м на фоне сокращения посевных площадей гречихи был собран минимальный за пять лет ее урожай. Так что наши эксперты еще в октябре прошлого года прогнозировали рост цен до 60–70 рублей за 1 килограмм. 

Одна из любимых круп россиян гречка после мощного ралли все же подешевела на 20% до 53 рублей за упаковку 800 грамм Одна из любимых круп россиян, гречка, после мощного ралли все же подешевела на 20% до 53 рублей за упаковку 800 грамм Фото: Виктор Османов

Между тем в сентябре гречка снова вышла на первый план. Для нашего обзора мы купили крупу, вероятно, еще из старых запасов. Тем временем «гречневые» цены совершили очередной кульбит: если в августе, по данным компании «ПроЗерно», крупа в опте стоила в среднем 48,2 тыс. рублей за 1 т, то к последней декаде сентября она подорожала до 52 тыс. рублей. Для справки: год назад в это же время оптовая стоимость гречки составляла всего 28,3 тыс. рублей за 1 тонну! Эти дивные метаморфозы пробудили живой интерес даже не у антимонопольщиков, а у генпрокуратуры РФ. Ведомство 18 сентября сообщило, что проанализировало информацию в СМИ о резком росте цен на ряд продовольственных товаров: «В частности, согласно приведенным сведениям, на прошедшей неделе значительно повысилась стоимость гречки (на 2,5 тысячи рублей за 1 тонну), увеличилась цена и на пшено».

Теперь прокурорам субъектов РФ дано поручение во взаимодействии с ФАС организовать «дополнительные надзорные мероприятия по обеспечению законности и прав граждан при формировании цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости». Ситуация находится на контроле генпрокурора Игоря Краснова.

Пока гречка готовилась к новому витку своих ценовых похождений, а производимый в России рис дорожал квартал к кварталу, импортные бананы подешевели за квартал на 12% до 60 рублей за 1 кг; впрочем, к сентябрю-2019 стоимость все же выросла сразу на 30%.

Памятуя нашу ремарку об овощах, отметим, что основательно, на 41% за квартал и на 35% год к году, подешевела белокочанная капуста. При этом ей осталось рукой подать до абсолютного минимума сентября 2017-го (9,9 рубля).

Постоянные клиенты «Бахетле» высказали пожелание смягчить характерный вкус баранины говядиной, или же попросту баранина подорожала, и ее приходится разбавлять? Постоянные клиенты «Бахетле» высказали пожелание смягчить характерный вкус баранины говядиной или же попросту баранина подорожала, и ее приходится разбавлять? Фото: «БИЗНЕС Online»

В «БАХЕТЛЕ» ПОДВЕЗЛИ ДОСТУПНЫЕ МАКАРОНЫ, А БАРАНИНУ РАЗБАВИЛИ ГОВЯДИНОЙ

Теперь о некоторых изменениях ассортимента в «Бахетле». Во-первых, на полки вернулись более доступные местные макароны, представленные фабрикой «Америя», стоимостью 30,3 рубля за упаковку, что на 49% дешевле июньского предложения бренда Gran Mulino Поспелихинской макаронной фабрики. Во-вторых, на спагетти Made in Italy была сделана акционная скидка, так что их ценник опустился относительно июньского на 33% до 119,9 рубля за упаковку (на 6% дешевле, чем в сентябре-2019).

Похожая картина в «Бахетле» и с рисом: после крутого взлета цен и видного невооруженным глазом дефицита в июне в сеть Муслимы Латыповой подвезли пропаренный длиннозерный рис «Националь» по 134 рубля за упаковку массой 900 г, что на 21% доступнее летнего предложения от торговой марки «Астория». Тем не менее год назад пропаренный длиннозерный рис марки «Золотой казан» мы купили в 2,2 раза дешевле — по 59,9 рубля за пачку.

Из прочего вызывает вопросы модификация такого изначально интернационального продукта, как пельмени мусульманские с бараниной, — в их наименовании появилось дополнение «говядина/баранина». Постоянные клиенты «Бахетле» высказали пожелание смягчить характерный вкус баранины говядиной или же попросту баранина подорожала, и ее приходится разбавлять?

Что касается оформления рядов, то из отдела выпечки пропали стикеры с няшными котиками и вызывавшим неоднозначное впечатление Горлумом Что касается оформления рядов, то из отдела выпечки пропали стикеры с няшными котиками и вызывавшим неоднозначное впечатление Горлумом Фото: Виктор Османов

Отметим также, что в «Бахетле» уменьшилось число вариантов упаковок традиционного татарского лакомства чак-чака. На эти же полки были выставлены конфеты «Грильяж восточный», «Сливочная» и торт «Птичка милая».

Что касается оформления рядов, то из отдела выпечки пропали стикеры с няшными котиками и вызывавшим неоднозначное впечатление Горлумом.

В нашем следующем обзоре мы подведем ценовые итоги беспокойного 2020 года. Пока же просим читателей выражать в комментариях свое мнение и делиться собственными свежими находками, сделанными на полках казанских магазинов.