1. КУЛЬТОВЫЙ ЮРИЙ БУТУСОВ

Режиссер Юрий Бутусов, которому на днях исполнилось 59 лет, один из немногих в театральном мире современной России, кого поклонники называют «гением», и это не кажется явным преувеличением Режиссер Юрий Бутусов, которому на днях исполнилось 59 лет, — один из немногих в театральном мире современной России, кого поклонники называют гением, и это не кажется явным преувеличением Фото: © Григорий Сысоев, РИА «Новости»

Режиссер Юрий Бутусов, которому на днях исполнилось 59 лет, — один из немногих в театральном мире современной России, кого поклонники называют гением, и это не кажется явным преувеличением. Его работы любит молодой образованный зритель, который встречает своего героя на поклонах как настоящую рок-звезду. А еще на спектаклях Бутусова часто сидят с открытым приложением Shazam, узнающем звучащую мелодию. Все дело в удивительных саундтреках постановок режиссера.

Между тем у его, бесспорно, авторского театра есть немало и недоброжелателей. Корреспондент «БИЗНЕС Online» вспоминает, как интеллигентная зрительница, выходя после одного из лучших московских спектаклей Юрия Николаевича «Бега» в театре им. Вахтангова, сказала своей спутнице: «Вот только сейчас прочитала, что это постановка Бутусова, вот почему я ничего не поняла». Это режиссер, который предпочитает работать с мировой классикой драматургии, создавая вместе с актерами в процессе репетиций свой особый мир на сцене.

Бутусов стал широко известен еще в середине 1990-х, в его питерских спектаклях «В ожидании Годо», «Калигула» и др. (они в основном шли в театре им. Ленсовета) блистали молодые Константин Хабенский, Михаил Пореченков и Михаил Трухин. Потом режиссер с ними воссоединился в МХТ им. Чехова на «Гамлете» (его привозили в Казань на сцену того же Камаловского театра) и удивил всех кастингом, готовому главному герою Хабенскому поручив Клавдия, а на роль Гамлета утвердив Трухина. Сегодня Бутусов работает в Вахтанговском театре, а до этого служил главрежем и худруком театра им. Ленсовета в Санкт-Петербурге, откуда ушел из-за конфликта с директором, которого поддержало местное управление культуры, предлагавшее художнику «ставить что-то повеселее». Его спектакли также идут в столичных театрах им. Пушкина, «Сатириконе» и РАМТе, а каждая премьера — событие в культурной жизни столицы.

2. ОДИН ИЗ САМЫХ УСПЕШНЫХ ТЕАТРОВ МОСКВЫ

Расположенный в пяти минутах ходьбы от улицы Тверской Московский драматический театр им. Пушкина — один из самых успешных и любимых публикой столичных театральных заведений, ведущий свою историю от располагавшегося некогда в этом же здании Камерного театра Александра Таирова. Критики часто определяют кредо данного театра как «качественное развлечение», связанное с репертуарной политикой художественного руководителя Евгения Писарева. Здесь Лопахина в «Вишневом саде» играет Александр Петров, а Фигаро — Сергей Лазарев, тот самый, который дважды представлял Россию на «Евровидении».

Писарев сам признавался, что Бутусов — новый этап для его театра: «„Счастье“, „радость“ — это не совсем те слова, когда ты приглашаешь в театр Юрия Николаевича Бутусова. Но такие слова, как „проверка на вшивость“, как „испытание“, которое, мне кажется, мы прошли очень достойно… Он умеет делать что-то, что не умею и никогда не смогу сделать я. Собственно, для этого я его и пригласил». Сотрудничество, начавшееся с «Доброго человека из Сезуана» в 2013-м, продолжилось выпуском еще одного спектакля Бутусова по Брехту — «Барабаны в ночи» (2018). Кстати, в этом году постпандемийный сезон театр им. Пушкина также начинал с «Сезуана» — подчеркивая роль данной постановки, в которой прекрасно поют вживую зонги на немецком и русском, в репертуаре.

3. ВЫДАЮЩАЯСЯ РОЛЬ АЛЕКСАНДРЫ УРСУЛЯК

У «Доброго человека из Сезуана» сразу несколько номинаций на «Золотую маску», которую в итоге получила невероятная в этом спектакле актриса Александра Урсуляк, играющая проститутку Шен Те и ее двоюродного брата, жестокосердного Шуй Та. Дочь известного кинорежиссера Сергея Урсуляка, известная широкой публике по сериалам и шоу «Танцы со звездами», сыграла здесь, возможно, свою главную во всех смыслах роль. Финальный монолог героини про то, что «выполнить божественные планы мне, просто человеку, не под силу», вряд ли может кого-то оставить равнодушным. «Впервые работаю и с этим замечательным режиссером Юрием Николаевичем Бутусовым, и с, как мы его называем, Бертольтом Ивановичем Брехтом. Я не знаю по поводу того, что было тяжело, потому что для меня это стало таким удовольствием… Мне кажется, что мы были счастливы каждую секунду данной работы», — так говорила Урсуляк о работе в «Добром человеке из Сезуана».

4. «ЗОЛОТАЯ МАСКА» В КАЗАНИ 16 ЛЕТ СПУСТЯ

«Золотая маска» приехала в Казань впервые с 2004 года «Золотая маска» приехала в Казань впервые с 2004 года Фото: © Алексей Филиппов, РИА «Новости»

Общенациональную премию «Золотая маска» часто критикуют за лауреатов, номинантов и прочее, но лучшего среза всего того, что происходит в театральном мире России, попросту нет. Поэтому такие гастроли в любом городе страны — это всегда большое событие. Любопытно, но «Золотая маска» приехала в Казань впервые с 2004 года, когда не самую тогда продвинутую местную публику удивляли два спектакля московского театра Et Cetera («Король Убю» Александра Морфова и «Шейлок» Роберта Стуруа) с Александром Калягиным, а также постановка «Облом off» Михаила Угарова, где играли молодые Владимир Скворцов и Анатолий Белый. К сожалению, этой осенью фестиваль приехал в столицу Татарстана в несколько усеченном виде (первоначально он планировался на май – июнь, а в афише было, например, «Преступление и наказание» Константина Богомолова из питерского «Приюта комедианта»). И тем не менее даже два «золотомасочных» спектакля — уже событие, напомним, что на прошлой неделе в театре им. Качалова показывали «Сон в летнюю ночь» в постановке македонца Ивана Поповски «Мастерской Петра Фоменко».

5. ФИРМЕННЫЙ БУТУСОВСКИЙ БРЕХТ

«Я чувствую его присутствие в своем доме. Немецкая культура, какой-то экспрессионизм, свойственный Брехту. Я все это очень люблю, и мне подобное близко. Он сложный очень, невероятно глубокий и труден невероятно, даже просто физически», — говорит Бутусов о знаменитом литераторе и теоретике театра Бертольте Брехте. В последние годы для режиссера выдающийся немецкий драматург стал фирменным автором, а в театре им. Ленсовета он даже выпускал спектакль «Кабаре Брехт», главным героем сделав самого писателя, которого гениально сыграл актер Сергей Волков, за что, кстати, тоже получил «Золотую маску».

«Кажется, что он плакатный, мы так и привыкли Брехта воспринимать, как немножко такого политического, острого, но в каком-то смысле поверхностного. Но на самом деле он, конечно, философ. Он поэт: и театральный, и буквальный поэт», — так говорит Бутусов о вечном скитальце Брехте.