«Я безмерно уважаю «Яндекс», мы две лучшие IT-компании страны! Я точно остаюсь в Тинькофф Банке и буду им заниматься», — успокоил своих клиентов Олег Тиньков, назвав происходящее не продажей, а слиянием. Однако вчерашний резкий рост депозитарных расписок TCS Group сегодня сменился таким же резким падением. О том, как Герман Греф ответит на сенсацию от Воложа, что она сулит пользователям обеих компаний и с какими проблемами в ближайшее время может столкнуться «Яндекс», — в материале «БИЗНЕС Online».
Неприятную новость для главы Сбербанка Германа Грефа озвучили накануне на исходе дня журналисты — «Яндекс» договорился о покупке Тинькофф Банка почти за $5,5 млрд (около 417 млрд рублей)
«Я точно остаюсь в Тинькофф банкЕ и буду им заниматься»
Неприятная новость для главы Сбербанка Германа Грефа стала известна накануне на исходе дня — «Яндекс» договорился о покупке Тинькофф Банка почти за $5,5 млрд (около 417 млрд рублей). Об этом на Лондонской бирже сообщила TCS Group, в которую входит банк Олега Тинькова. По оценке аналитиков, если сделка совершится, то это сделает «Яндекс» доминантным конкурентом Сбербанку в российской отрасли финансовых технологий.
Как следует из пресс-релиза TCS Group, принципиальное соглашение о сделке с «Яндексом» уже достигнуто, осталось дело за малым — дождаться результатов комплексной проверки активов, получить разрешение регуляторов, акционеров, ФАС и так далее. «Яндекс» заплатит по $27,6 за акцию, что больше примерно на 8% их рыночной стоимости на момент закрытия торгов 21 сентября. Сделка будет оплачена частично деньгами, частично акциями, говорится в сообщении TCS Group. Издание The Bell, ссылаясь на своего источника, знакомого с ходом переговоров, сообщает, что «Яндекс» может оплатить сделку акциями и деньгами примерно в равных частях, но это не окончательная договоренность — условия могут меняться в зависимости от изменения курсов акций. Тем временем акции обоих эмитентов взлетели в цене. Еще вчера котировки «Яндекса» колебались на уровне 4,5 тыс. рублей, накануне они подскочили до 4,9 тыс., а сегодня утром обновили исторический максимум, достигнув 5 220 рублей за акцию. Депозитарные расписки TCS Group поначалу также показали рост — до 8% (2 176 рублей за штуку), но затем упали до 2 092 рублей.
Слухи о том, что «Яндекс» планирует приобрести Тинькофф Банк, начали распространяться задолго до объявления о грядущей сделке. Разговоры появились после проведения знаковой пленарки петербургского форума в июне прошлого года. «Если мы объединимся с „Яндексом“, то там и Сберу мало не покажется, капитализация этой компании будет больше 20 миллиардов долларов сразу», — заявлял тогда Тиньков в разговоре с основателем «Яндекса» Аркадием Воложем. Волож отшучивался, что его коллега лишь распространяет слухи, хотя оба и признались, что в корпоративных цветах обеих компаний довольно «много желтого». Аналитики же всерьез восприняли иронию спикеров, и уже через месяц эксперты начали описывать сценарии слияния, из которых следовал ближайший развод «Яндекса» и Сбербанка. А уже в этот понедельник телеграм-канал «Незыгарь» сообщил о готовящейся сделке, уточнив и ее сроки — до конца 2020-го. Но сами компании до последнего держали интригу, не подтверждая данную информацию.
Слухи о том, что «Яндекс» планирует приобрести Тинькофф Банк, начали распространяться задолго до объявления о грядущей сделке
До недавнего времени «Яндекс» развивал вместе со Сбербанком сервисы «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет». Но в июне этого года компании рассорились и объявили о разделе активов совместного предприятия. Сбер приобрел «Яндекс.Деньги» за 2,4 млрд рублей, а «Яндекс» выкупил паритетную долю Сбербанка в «Яндекс.Маркете» за 42 млрд рублей. Эта сделка развязала руки «Яндексу», дав ему возможность развивать проекты в области финтеха, что до развода со Сбером летом было запрещено условиями контракта. Разногласия между Сбербанком и «Яндексом» появились еще в прошлом году после приобретения «Яндекс.Маркета». Обе стороны оказались недовольны сотрудничеством. Как писали «Ведомости», раскол проявился и в личных отношениях топ-менеджеров двух компаний. В декабре 2019 года Сбербанк создал совместное предприятие с конкурентом «Яндекса» — Mail.ru Group с активами вроде сервиса доставки еды Delivery Club, агрегатора такси «Ситимобил», сервиса доставки продуктов «Самокат» и прочее — в общем, все, что составляет конкуренцию сервисам «Яндекса» «Яндекс.Еда», «Яндекс.Такси», «Яндекс.Лавка». Совпадение или нет, но сегодня стало известно, что Сбербанк намерен купить музыкальный сервис «Звук» для запуска на его базе стримингового сервиса «СберЗвук» — аналог «Яндекс.Музыки». Косвенным ответом Грефа на это выстраивание «Яндексом» совместной экосистемы с Тинькофф Банком некоторые аналитики считают и ребрендинг экосистемы Сбербанка, которая получит название «Сбер» (официальная презентация должна состоятся завтра).
Сделка по продаже Тинькофф Банка произошла очень вовремя для его основателя — Олега Тинькова. В начале 2020 года стало известно о претензиях американских налоговых служб в его адрес. Речь шла о подозрениях в сокрытии налогов на $1 миллиард. США требовали экстрадиции Тинькова, на тот момент находившегося в Великобритании. Бизнесмена арестовали, но тут же отпустили под залог в 20 млн евро. Через некоторое время Тиньков рассказал, что еще в октябре 2019-го у него диагностировали острую форму лейкемии. Летом ему пересадили костный мозг, сейчас продолжается реабилитация. На фоне личных проблем со здоровьем (и законом) Тиньков еще в апреле этого года покинул пост председателя совета директоров группы компаний и передал принадлежащие ему 40,2% акций TCS Group в семейный траст, чтобы «сохранить акции в семье при любых возможных обстоятельствах, даже в случае смерти».
Сделка по продаже Тинькофф Банка произошла очень вовремя для его основателя — Олега Тинькова. В начале 2020 года стало известно о претензиях американских налоговых служб в его адрес
Любопытно, что пока Тиньков находился в больнице и был в одном шаге от экстрадиции в США, дела у Тинькофф Банка складывались более чем удачно. В первом полугодии 2020-го кредитная организация на четверть нарастила свою чистую прибыль (спасибо карантину). Сервис «Тинькофф инвестиции» обзавелся миллионом новых клиентов, активы в управлении выросли в 5 раз. На момент создания семейного траста весной состояние Тинькова оценивалось в $1,6 миллиарда. После сделки с «Яндексом» к его капиталу может прибавиться еще $2,2 миллиарда.
Накануне Тиньков прокомментировал информацию о продаже своего бизнеса «Яндексу». По его словам, он достиг всего, чего хотел, на финансовом рынке и сейчас бы желал заняться чем-то другим, например созданием благотворительного фонда для борьбы с лейкемией. При этом всем Тиньков подчеркнул, что планирует «остаться с компанией». «Сейчас интереснее заниматься другим. Но я остаюсь с компанией, буду помогать „Яндексу“ строить самую большую и самую эффективную частную компанию в России», — отметил он.
Позднее в посте в Instagram Тиньков назвал сделку с «Яндексом» «слиянием», а не «продажей». «Я еще ничего не продал, сделка обсуждается. И это не продажа, а скорее слияние, я безмерно уважаю «Яндекс», мы две лучшие IT-компании страны, и там может быть куча синергий! Я точно остаюсь в Тинькофф Банке и буду им заниматься».
«Яндекс» — один из лучших не только поисковиков, но цифровых систем, работающих в иных сферах, чем Тинькофф Банк
«Вопрос вызывает способность «Яндекса» обеспечить проект необходимыми деньгами»
«Сбербанк — это в значительной степени государственная структура, где правительство обладает долей больше 50 процентов, естественно, возникали опасения, что такой монстр может в конце концов поглотить весь рынок, — оценил сделку в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ глава ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. — Поэтому я позитивно, с воодушевлением, воспринимаю данную новость. С одной стороны, мы приветствовали, что Греф активно продвигает всевозможные новации, но при этом на основе этих новаций он (Сбербанк — прим. ред.) становится все более и более мощным и возникала такая монополия. А теперь появляется альтернатива „Яндекса“, объединенного с Тинькофф Банком. Причем это такой — абсолютно частный бизнес. И от этого, во-первых, конкуренция будет на рынке, соответственно, это и „Сбер“ станет активно стимулировать к новациям, подтолкнет его к более активной, эффективной работе».
По мнению Аксакова, итогом слияния двух технологических гигантов станет мощный синергетический выброс. «Тинькофф Банк — продвинутый, технологичный финансовый институт, цифровой, использующий активно цифровые технологии, а „Яндекс“ — активная, очень развитая, мирового уровня экосистема, —охарактеризовал участников сделки Аксаков. — Тинькофф Банк — лучшая цифровая кредитная организация в мире, по оценкам многих и многих экспертов. А „Яндекс“ — один из лучших не только поисковиков, но цифровых систем, работающих в иных сферах, чем Тинькофф Банк. Можно и дальше продолжать: у „Яндекса“ очень много направлений, которые трактуются в рамках одной компании-экосистемы. Теперь эта экосистема приобретает еще одно направление — финансовое. Причем такое — суперразвитое. Мы получим в России компанию мирового уровня, которая сможет конкурировать и со Сбербанком, стимулируя развитие российского рынка. И с ведущими мировыми организациями аналогичного профиля».
По мнению собеседника издания, потребители услуг «Яндекса» и Тинькофф Банк получат доступ к новым технологическим возможностям. «В том числе и с помощью карты „Тинькофф“, впрочем, сейчас и карт как таковых уже не будет, они окажутся в телефоне, — уточнил Аксаков. — С помощью данной платежной карты вы сможете получать не только финансовые услуги, но и массу других».
Анатолий Аксаков: «Потребители услуг «Яндекса» и Тинькофф Банка получат доступ к новым технологическим возможностям. В том числе и с помощью карты «Тинькофф», впрочем, сейчас и карт как таковых уже не будет, они окажутся в телефоне»
Сделка «Яндекса» и Тинькофф Банка — интересный пример синергии, в результате которой на горизонте может появиться очень серьезный игрок, считает IT-директор Газпромбанка Дмитрий Назипов. Вопрос вызывает лишь способность «Яндекса» обеспечить проект необходимыми деньгами, утверждает эксперт. Но, раз стороны пошли на сделку, видимо, это продумано.
«Только отсутствие масштабной ликвидности для развития розничного бизнеса может подтолкнуть покупателей Тинькофф Банка к последующей перепродаже или дальнейшим партнерствам и альянсам», — говорит Назипов.
«Что касается Сбербанка, то он после „развода“ с „Яндексом“ идет собственным путем и создает свою экосистему. Сбербанку покупка Тинькофф Банка мало что дала бы, а вот „Яндекс“ — очень органичный покупатель, который, в отличие от кредитной организации, сможет обеспечить синергию», — отмечает эксперт. Пользователей же «Тинькофф» ждет интеграция многочисленных сервисов «Яндекса» с банковскими сервисами: качество услуг повысится, а их номенклатура, безусловно, расширится, уверен Назипов.
«В России в течение нескольких лет крупнейшие игроки, среди которых Тинькофф Банк, Сбербанк, „Яндекс“, МТС и присоединившийся к ним ВТБ строят так называемые экосистемы, — заметил венчурный инвестор, основатель инвестиционной компании A.Partners Алексей Соловьев. — Экосистема — такой сборник сервисов для конечного потребителя, обслуживающий его ключевые потребности в этой жизни, начиная от нужды в получении финансовых услуг и заканчивая едой и передвижением по городу. И „Яндекс“, и Тинькофф Банк уже сейчас являются такими экосистемами, присутствующими в некоторых сервисах. По „Яндексу“, например, это интернет-поиск, еда, такси. У „Тинькофф“ это розничный банк, инвестиции на публичных рынках, билеты на массовые мероприятия и так далее. Две такие экосистемы, по сути, объединяются, усиливая общее присутствие данной объединенной компании на рынках. То есть большее количество сегментов будут теперь закрыты этой компанией».
«Сбербанку покупка Тинькофф Банка мало что дала бы, а вот «Яндекс» — очень органичный покупатель, который, в отличие от кредитной организации, сможет обеспечить синергию»
По мнению аналитика, противостояние Сбербанка с «Яндексом» и TCS после слияния только усилится и превратится в «вечную борьбу». «Как Coca-Cola постоянно борется с Pepsi, а Reebok c Nike и Adidas, здесь то же самое, эта игра бесконечна, — сравнил Соловьев. — На протяжении многих лет и десятилетий позиция данных игроков в отдельных сегментах станет улучшаться и ухудшаться, это будет непрерывная эволюция. Но в то, чтобы кто-то из них обнулится или, наоборот, полностью монополизирует рынок, я не верю. Сбербанк, я думаю, спокойно отреагирует на данную сделку. Это часть эволюции рынка. Два их более слабых конкурента стали одним более сильным. В этом смысле такое чуть хуже для Сбербанка. А с другой стороны — это часть бизнеса и представить себе, что ты будешь вечно находиться на рынке в гордом одиночестве, наверное, тяжело. Особенно по банковским продуктам, я думаю, они сейчас начнут ощущать на себе очень сильное конкурентное давление. Под влиянием данной конкуренции сервисы на рынке станут лучше и дешевле».
«Это вторая сделка 2020 года в финансово-банковском секторе после выкупа государством контрольного пакета акций Сбербанка у ЦБ РФ, — полагает заместитель руководителя ИАЦ „Альпари“ Наталья Мильчакова. — Для рынка она стала неожиданной, хотя мы обратили внимание на тот факт, что за прошлую неделю бумаги группы TCS („Тинькофф“) на Московской бирже рекордно выросли на 11,5 процента, обогнав рост индекса Мосбиржи, который поднялся всего на 1,4 процента, при этом бумаги „Яндекса“ за прошлую неделю упали на 1,6 процента, а особых поводов для столь бурного роста неделей ранее у бумаг TCS, на наш взгляд, не было. Подобные ралли акций или депозитарных расписок без новостей могут рассматриваться как сигнал о том, что у эмитента скоро произойдут или уже происходят какие-то очень важные для него и, возможно, для рынка события».
По мнению Мильчаковой, краткосрочные последствия для обоих бизнесов будут заключаться в создании мощнейшей экосистемы объединенного «Яндекса», интегрирующей самые разные услуги в секторе финтеха, в том числе банковские и брокерские. «О долгосрочных последствиях говорить сложно, интеграция финансовых услуг и высоких технологий — непаханное поле, и на этом пути возможны любые неожиданности, ведь совсем недавно „Яндекс“ пытался создать такую экосистему со Сбербанком, но потом обе компании отказались от проекта и каждая пошла своим путем, — напомнила она. — На наш взгляд, так как Тинькофф Банк — самый инновационный и технологичный банк в России, у него больше возможностей эффективно интегрироваться в экосистему „Яндекса“, а если, допустим, он был бы куплен одной из кредитных организаций первой десятки банковского сектора, то очень вероятно, что он бы стал более бюрократическим и снизилась бы его гибкость и клиентоориентированность. Финансовые результаты „Яндекса“ не должны ухудшиться с приобретением Тинькофф Банка, наоборот, он получает возможность дополнительно получать доходы от финансовых услуг, а так как Тинькофф Банк предоставляет услуги онлайн, то у него штат сотрудников очень небольшой и у „Яндекса“ издержки после этого приобретения сильно вырасти не должны».
«„Яндекс“ не смог бы купить Сбер, но и не хотел стать контрабасом в оркестре под его управлением, — полагает аналитик ГК „Финам“ Леонид Делицын. — А равноправное сотрудничество между двумя компаниями, каждая из которых претендует на звание главной IT-компании России (у Сбербанка, насколько я знаю, больше программистов, чем у Яндекса), маловероятно. При этом, хотя мы и привыкли теперь использовать термин «экосистема», но подразумеваем под ним, как правило, просто холдинг с одним хозяином».
По мнению Делицына, оценка Тинькофф Банка в $5,48 млрд и сведения о том, что половина суммы выплатят деньгами, а остальное — акциями «Яндекса», снимает озабоченность относительно того, будет ли сделка одобрена. «Новый частный акционер, который мог бы претендовать на 15 процентов акций интернет-гиганта, может и не устроить государство, — говорит аналитик. — Но если речь идет лишь о 2,74 миллиарда акциями, что будет составлять только 9 процентов стоимости объединенной компании (капитализацию которой можно оценить в 30 миллиардов долларов), то сделку могут и одобрить».
«Эта сделка важна для „Яндекса“, которому необходимо выйти за рамки ограниченного рынка интернет-рекламы объемом 244 миллиарда рублей по итогам 2019 года, — говорит Делицын. — Хотя доля интернет-рекламы составляет уже 49,4 процента российского рекламного рынка и переток бюджетов в онлайн усиливается, но сам наш рекламный рынок ограничен потолком в полтриллиона рублей (494 миллиарда рублей по итогам прошлого года по данным АКАР). Причем 121,7 миллиарда рублей из них уже зарабатывает „Яндекс“. Поисковик мог бы, конечно, не искать легких путей, и вместо Тинькофф Банка приобрести какой-нибудь телеканал, но, видимо, решил не раскачивать существующее равновесие. А полтриллиона рублей — это чуть больше выручки только одного оператора связи МТС (476,1 миллиарда рублей за 2019 год), к которому скоро приблизится „Ростелеком“, поглотивший Tele2. То есть российский рекламный рынок — не очень тяжелая весовая категория в сравнении с отраслью связи в целом и с электронной торговлей. Кроме того, удар по российскому рынку рекламы нанесла эпидемия COVID-19, убрав с рынка порядка трети рекламных агентств».
Поэтому перспективы роста рекламного рыка неясны, в отличие от электронной коммерции — очевидного драйвера роста выручки «Яндекса» и конкурирующей экосистемы Сбербанка, Mail.Ru Group и партнеров. «Данный гибрид информационных технологий и традиционной торговли (от оборота которой составляет пока лишь 16,1 процента) выиграл, а не пострадал в результате пандемии, — заметил аналитик. — По прогнозу российской Data Insight, он будет расти на 33 процента в год и достигнет 7,2 триллиона рублей в 2023-м. Яндекс станет развивать маркетплейс на основе „Яндекс.Маркета“, доставку, логистику, потребительское кредитование и другие финансовые сервисы. Наличие банка в экосистеме важно для IT-холдинга, который хочет быть полноценным конкурентом на рынке электронной коммерции. Во-первых, многие маркетплейсы кредитуют поставщиков и быстро развивают краудлендинг. Во-вторых, кредиты требуются и потребителям, ибо хотя новый iPhone пока так и не выпущен, но все-таки может появиться, другие гаджеты тоже требуют средств, да и для пущего удовольствия от гейминга в изоляции нужны недешевые аксессуары».
Собеседник издания полагает, что аудитории «Яндекса», в особенности тем, у кого все хорошо с кредитной историей, можно начинать готовиться к роли активных онлайн-шопперов, завсегдатаев маркетплейса и ценителей изысканных финансовых продуктов. «Яндекс, накопивший за 20 лет петабайты знаний о том, что пользователи ищут в жизни, способен значительно улучшить качество скоринговых процедур, то есть тех, которые решают, давать ли нам кредит и какую яхту предлагать — тридцатиметровую или покороче, — полагает Делицын. — Хотя и не контролирующий пока мобильную операционную систему поисковик очаровывает нас своими незаменимыми мобильными приложениями, и, в общем, знает о нас то же, что и операторы сотовой связи. Банки операторов быстро растут, а банк „Яндекса“ будет расти еще быстрее, и, возможно, утечки в СМИ по поводу регистрации товарных знаков вроде „Я.Банка“ были допущены неспроста. Хотя вполне возможно, что кредиты он станет выдавать строже, чем другие новые банки, но не только потому, что его скоринг окажется лучше, а и потому, что многие уже и так глубоко закредитованы. Бренд „Тинькофф“ в случае, если поглощение состоится, займет свое почетное место в истории российского бизнеса».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.