На РИФ-2020  прогнозировали достижения экономики Рунета На РИФ-2020  прогнозировали достижения экономики рунета

ЭКОНОМИКА РУНЕТА РАСТЕТ ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Экономика рунета по итогам 2020 года вырастет на 15–16%. Обновленный прогноз представил вчера на «РИФ in the City» (российском интернет-форуме) в Москве директор российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко. В середине апреля, когда в самом разгаре была пандемия COVID-19 и режим самоизоляции, в РАЭК впервые готовили кризисный сценарий развития отрасли — негативный и умеренный, от «не вырастем совсем (будет ноль)» до «максимум 6–10% по итогам года». Последние несколько месяцев заставили пересмотреть прогноз, и теперь эксперты полагают, что отрасль все же вырастет, но при одном условии — «если у населения останутся деньги». По словам Плуготаренко, два из четырех сегментов рунета — электронная коммерция и цифровой контент — все это время продолжали рост по стабилизационному сценарию, который был характерен для «доковидного» периода, поднявшись на 16–18% и 15–16% соответственно. В то же время маркетинг и реклама, как ожидают в РАЭК, по итогам 2020 года покажут лишь 2–3% роста, а инфраструктура — 8–10%, поскольку зависят от корпоративных бюджетов.

Сергей Плуготаренко: «Пользователь готов потреблять и тратить деньги, а бизнес ужался молниеносно» Сергей Плуготаренко: «Пользователь готов потреблять и тратить деньги, а бизнес ужался молниеносно»

«Пользователь готов потреблять и тратить деньги, а бизнес ужался молниеносно, в первую очередь свернул инфраструктурные проекты, но цифровой контент и электронная коммерция, то, что связано с пользователями, растет и, очевидно, если покупательная способность не упадет катастрофически, то будет продолжать повышаться», — пояснил Плуготаренко. По его мнению, все это стало возможно благодаря тому, что у России имеется свой «цифровой контур», т. е. сложившаяся экосистема компаний, которые получают основной доход в сферах цифрового контента, электронной коммерции, рекламы, интернет-маркетинга, инфраструктуры и связи. Поэтому в период пандемии интернет-сервисы не только оперативно перестроили свои бизнес-процессы и адаптировались к новым условиям, но и позволили населению сохранить привычки, получая товары и услуги.

Тем временем правительство, как отметил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, к 2030 году одной из задач цифровой трансформации определило «цифровую зрелость» всех отраслей. При этом в понимании РАЭК, хотя страна в данное 10-летие вступает с хорошим базисом в виде цифрового контура и почти 100 млн пользователей, существуют и проблемы, такие как цифровая грамотность, кадры инфраструктура, технологии, нормативная среда — везде имеются как достижения, так и сложности. «Есть рассинхрон в отрасли, документации и нацпроекты не совсем о том, что ждет отрасль, что ей нужно, чтобы Россия была сильной цифровой державой», — считает Плуготаренко. А чтобы добиться поставленных задач, он предлагает посмотреть на Азию, а именно на Индию, Южную Корею, Малайзию и по возможности скопипастить все лучшее, что там есть. Так что построение цифровой России – 2030 состоится при выполнении трех условий: сотрудничество государства с бизнесом, поддержка экспорта цифровых продуктов и решений и привлечение зарубежных инвесторов для совместных проектов.

Руслан Тагиев: «Нам осталось чуть-чуть до магической цифры 100 млн пользователей. Темпы роста замедлились — кто мог, в интернет уже пришли» Руслан Тагиев: «Нам осталось чуть-чуть до магической цифры 100 миллионов пользователей. Темпы роста замедлились — кто мог, в интернет уже пришли»

30% СОТРУДНИКОВ ОСТАНУТСЯ НА «УДАЛЕНКЕ» ПОСЛЕ COVID-19

Гендиректор Mediascope Руслан Тагиев рассказал, что в России уже почти 80% населения в интернете. «Нам осталось чуть-чуть до магической цифры 100 миллионов пользователей. Темпы роста замедлились — кто мог, в интернет уже пришли», — отметил он. Еще один тренд: смартфон — главный экран, а десктоп сдает позиции. Тем не менее самоизоляция была прекрасным периодом для многих медиаресурсов: интернет и телевидение стали главными бенефициарами, с точки зрения роста аудитории. При этом в апреле росли соцсети, а использование карт, приложений вызова такси и так далее логично падало. Видеоконференции хотя и снижают прирост, но по-прежнему остаются актуальными.

Александр Крайнов: «Все научились торговать в онлайне, люди научились получать услуги в онлайне, грамотность населения выросла очень сильно» Александр Крайнов: «Все научились торговать онлайн, люди теперь умеют получать услуги онлайн, грамотность населения выросла очень сильно»

«Все научились торговать онлайн, люди теперь умеют получать услуги онлайн, грамотность населения выросла очень сильно», — считает руководитель лаборатории машинного интеллекта «Яндекса» Александр Крайнов. Однако, по его мнению, гипотеза, что все останутся после COVID-19 в интернете, неверна: если есть возможность, компании снова выходят в офлайн. По словам президента Microsoft в России Кристины Тихоновой, к концу 2021 года в мире 30% сотрудников компаний продолжат работать удаленно, а 70% из тех, кто попробовал дистанционную работу, отметили повышение своей эффективности. «Если компания может поддерживать культуру и вовлекать людей в удаленном формате, то проблема в другом: как сотрудникам остановиться. Работа превращается в 24/7», — добавила Тихонова. По ее словам, в России 54% компаний перешли на удаленный режим, причем 15% — полностью, 39% — на гибридный формат, но только 1% данных компаний до того работал удаленно. «Это означает, что все совершили гигантский цифровой скачок», — подчеркнула Тихонова. Она уверена, что тренд сохранится, причем не только на «удаленку», но и на дистанционную работу с документами и клиентами. Еще тренды — интеграция цифровых решений в бизнес-процессы и изменение продуктов и сервисов в сторону большей персонализации, т. е. индивидуализированного предложения.

Кристина Тихонова: «Если компания может поддерживать культуру и вовлекать людей в удаленном формате, то проблема в другом: как сотрудникам остановиться. Работа превращается в 24/7» Кристина Тихонова: «Если компания может поддерживать культуру и вовлекать людей в удаленном формате, то проблема в другом: как сотрудникам остановиться. Работа превращается в 24/7»

А вот директор по взаимодействию с органами государственной власти Google Марина Жунич отметила, что бизнес к цифровой зрелости уже подошел. Пример тому — развитие гейминга, для которого COVID-19 открыл новые возможности. По ее словам, российские разработчики активно вовлечены в экономику мобильных приложений. «По нашим данным, РФ возглавляет региональный рейтинг разработчиков. Технологии стирают границы между российским и иностранным. Мы видим примеры российского технологичного экспорта, который сейчас покоряет мир», — подчеркнула Жунич, приведя в качестве примеров гейминговые компании из Волгограда, Вологды, Якутска, которые добились успехов на западном и восточном рынках. «Это подчеркивает тезис цифровой зрелости, а именно то, что главный принцип — не пестовать технологии внутри страны, а помогать отечественным технологиям, способствовать их международной экспансии, стимулировать распространение в том числе международных платформ», — уверена Жунич.

Марина Жунич: «Главный принцип — это не пестовать технологии внутри страны, а помогать отечественным технологиям, способствовать их международной экспансии» Марина Жунич: «Главный принцип — это не пестовать технологии внутри страны, а помогать отечественным технологиям, способствовать их международной экспансии»

«УРОВЕНЬ ЗАЩИЩЕННОСТИ НАШИХ ВЕДОМСТВ ОЧЕНЬ НИЗКИЙ»

Именно COVID-19 доказал состоятельность и зрелость решений интернет-компаний, признал министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев. «Нам удалось убедить правительство в том, что у нас есть большой сегмент и многие вещи государство может делать вместе с интернет-компаниями и многое не осуществлять самостоятельно», — отметил он. Шадаев добавил, что даже премьер Михаил Мишустин говорил, что государство будет стимулировать спрос на те решения и сервисы, которые уже состоялись, и само инвестировать в аналогичные решения. Это касается прежде всего онлайн-образования и онлайн-здравоохранения. «Мы увидели, что у нас вполне жизнеспособные компании, которые готовы оказывать сервисы не только гражданам, но и школам, вузам, и это было очень круто. Государство может не делать это само, а спокойно давать деньги, чтобы наши школы получали доступ к сервисам, которые есть на рынке и уже состоялись и очень нам помогли. Мы поняли, что существует большая отрасль, которая может решать задачи вместе с нами», — радовался министр.

В будущем, по мнению Максута Шадаева, правительство будет работать над тем, чтобы все услуги были в онлайне и люди «забыли о существовании органов власти с точки зрения их посещения» В будущем, по мнению Максута Шадаева, правительство будет работать над тем, чтобы все услуги были в онлайне и люди «забыли о существовании органов власти с точки зрения их посещения»

В то же время Шадаев отметил, что правовое регулирование весь период кризиса «догоняло». «Если раньше мы долго обсуждали, что для того, чтобы получить любую выплату, надо иметь заявление, подписанное электронной подписью, то в ковидный период вопрос так не стоял, потому что надо было всем быстро выплатить пособия, помощь. Понятно, что у миллионов граждан нет электронной подписи на руках. Все наше движение в ковидный период — определенные компромиссы, чтобы пользователям стало проще, быстрее эти услуги получать, менее обременительно», — заявил министр, добавив, что теперь важно данные наработки не потерять, а трансформировать в «правильные нормативные решения». В будущем, по его мнению, правительство будет работать над тем, чтобы все услуги были онлайн и люди «забыли о существовании органов власти с точки зрения их посещения».

Зато вице-президента «Ростелекома» Игоря Ляпунова тревожили вопросы кибербезопасности. По его словам, среди хакеров есть как любители, желающие украсть средства граждан, так и группировки, цель которых — банки. А в госсекторе это настоящие кибервойска, которые целью ставят не кражу денег, а политические интересы. «У них две задачи — шпионаж и перехват инструментов управления», — отметил Ляпунов. В качестве примера он привел Беларусь, когда во время протестов у них начались кибератаки на системы госуправления. Та же ситуация была в Армении во время конфликта с Азербайджаном. «Мы попали в серьезную зависимость и угрозу со стороны кибервойск», — добавил вице-президент «Ростелекома».

Игорь Ляпунов: «Мы попали в серьезную зависимость и угрозу со стороны кибервойск» Игорь Ляпунов: «Мы попали в серьезную зависимость и угрозу со стороны кибервойск»

Ляпунов подчеркнул, что любая кибератака изощренная, отразить ее сложно. «По нашим оценкам, стоимость такой атаки порядка 1,5 миллиона долларов», — указал он. При этом Ляпунов подчеркнул, что на стороне госсектора всего лишь два-три безопасника с зарплатой по 100 тыс. рублей. «В таком смысле уровень защищенности наших ведомств очень низкий», — сказал он, добавив, что в 80% компаний даже не ставят обновления на системы, а 9 из 10 компьютеров, серверов может быть атаковано и взято под контроль самыми простыми инструментами, которые можно скачать из интернета.

Ляпунов считает, что у государства должен иметься системный подход к вопросу кибербезопасности, которого пока не хватает. Поэтому уже сейчас вместе с минсвязи «Ростелеком» строит национальный киберполигон для киберучений. «В армии, чтобы поддерживать боеготовность, надо проводить учения. Почему мы не делаем этого в кибербезопасности, не знаю. Минсвязи активно сейчас толкает в данную сторону», — рассказал Ляпунов. Шадаеву оставалось только подтвердить, что его ведомство действительно этим занимается.