С точки зрения журналиста, Александр Карпов был настоящей находкой: его не требовалось пытать — он загорался уже от первого вопроса и рассказывал о своем деле эмоционально С точки зрения журналиста, Александр Карпов был настоящей находкой: его не требовалось пытать — он загорался уже от первого вопроса и рассказывал о своем деле эмоционально Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВСЕ ПРОИЗВОДСТВО ТЯНУЛ НА СЕБЕ»

С точки зрения журналиста, Александр Карпов был настоящей находкой: его не требовалось пытать — он загорался уже от первого вопроса и рассказывал о своем деле эмоционально, с массой подробностей, примеров, горячась и словно ведя заочный спор с оппонентами.

«Он же настоящий производственник, — поделился сегодня с „БИЗНЕС Online“ генеральный директор судостроительной корпорации „Ак Барс“ Ренат Мистахов. — Если на мне больше были вопросы загрузки, стратегии, то он все производство тянул на себе. Он был рожден, чтобы стать руководителем крупного предприятия — умел организовать работу, находить нестандартные решения». По словам Мистахова, все было видно еще во время совместной работы на железной дороге, откуда оба и пришли в судостроение.

Ренат Мистахов: «Он был рожден, чтобы стать руководителем крупного предприятия — умел организовать работу, находить нестандартные решения» Ренат Мистахов: «Он был рожден, чтобы стать руководителем крупного предприятия — умел организовать работу, находить нестандартные решения» Фото: «БИЗНЕС Online»

Александр Николаевич родился 26 июля 1953 года в Казани. Окончил КХТИ по специальности «технология переработки пластических масс и эластомеров», а потом — Российский государственный открытый технический университет путей сообщения. Но до всего этого уже была оборонка: в 1971–1982 годах Карпов —  ученик слесаря, слесарь-сборщик, ученик слесаря-испытателя, слесарь-испытатель на Казанском вертолетном заводе.

Железнодорожные труды начались в 1994 году, когда Карпов стал начальником дорожных механических мастерских грузовой службы Горьковской железной дороги. Оттуда он и пришел на завод им. Горького, когда Мистахова, работавшего начальником казанского отделения ГЖД, в конце 2009 года назначили его гендиректором.

Производство находилось в глубоком кризисе, и перед новой командой поставили задачу радикально изменить ситуацию. И ей это удалось Производство находилось в глубоком кризисе, и перед новой командой поставили задачу радикально изменить ситуацию. И ей это удалось Фото: «БИЗНЕС Online»

«РЕАЛЬНЫЕ ДЕЛА В НЕРЕАЛЬНЫЕ СРОКИ»

Производство находилось в глубоком кризисе, и перед новой командой поставили задачу радикально изменить ситуацию. И ей это удалось. Именно с того времени на заводе начинается эпоха массовых (по нынешним меркам) заказов. Стартовали с противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок», а дальше пошло: малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 «Буян-М», патрульные корабли проекта 22160, пограничные сторожевые корабли проекта 22100 «Океан», МРК проекта 22800 «Каракурт». Это не считая единичных заказов типа транспортного плавучего дока проекта 22570 «Квартира» для главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) министерства обороны.

К середине 2010-х зеленодольцы стали самой плодовитой боевой верфью России. Причем, как не раз отмечали эксперты, ни разу не было сорвано ни одного контракта — случай исключительный. «Репутация завода как надежного партнера, способного на реальные дела в нереальные сроки, — в значительной степени заслуга Александра Николаевича», — подчеркнул в беседе с «БИЗНЕС Online» генеральный директор казанского завода «Электроприбор» Павел Шацких. Добавим, что под началом Карпова на предприятии в 2011–2018 годах провели тотальную модернизацию.

Алексей Пахомов (слева): «Александр Николаевич не из той категории, что работает напоказ, а из той, которая работает на общий результат тружеников всего завода» Алексей Пахомов (слева): «Александр Николаевич не из той категории, что работает напоказ, а из той, которая трудится на общий результат тружеников всего завода» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Полностью отдавался работе, выполнял крайне непростые задачи, какими были почти все наши контракты, — говорит Мистахов. — На заводе день и ночь пропадал. Умел повести за собой людей — заинтересовать, правильно поставить задачу».

«Александр Николаевич не из той категории, что работает напоказ, а из той, которая трудится на общий результат тружеников всего завода, — рассказал „БИЗНЕС Online“ генеральный директор ассоциации предприятий и промышленников РТ Алексей Пахомов. — Все вопросы, связанные с техническим перевооружением, системной подготовкой, набором кадров. Он и технарь, и организатор, активно подключался ко всем проблемам. Он брал системные вопросы, которые мешают действовать дальше, умел приводить тяжелую артиллерию, доводить до сведения президента, обращаться к министрам промышленности и экономики России, подключал депутатов Госдумы, Совета Федерации. Он всегда был инициатором с точки зрения координации, взаимодействия работы».

«После того, как прошло мероприятие по „Чайке“, он начал резко болеть и ушел на месяц, и, как выясняется…» «После того как прошло мероприятие по «Чайке», он начал резко болеть и ушел на месяц, и, как выясняется…» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕ МОГ СОГЛАСИТЬСЯ, ЧТО ЕГО БОЛЬШЕ НЕТ»

Поэтому, когда в 2018 году Мистахов ушел гендиректором в судостроительную корпорацию «Ак Барс», вопроса о том, кого назначить преемником, не возникло. «Сомнений никаких не было, Иван Михайлович Егоров сразу принял решение, что надо ставить Карпова», — говорит Мистахов. Эти годы как раз оказались переломными — заводу было необходимо достойно встретить неизбежное уменьшение гособоронзаказа (90% продукции предприятия).

Одним из первых шагов стала работа над проектом прогулочного судна на сжиженном природном газе «Чайка». Проект шел в крайне напряженном режиме, что, по всей видимости, и отразилось на здоровье Александра Николаевича. «После того как прошло мероприятие по „Чайке“, он начал резко болеть и ушел на месяц, и, как выясняется…» — говорит Мистахов. «Искренне переживал за дело, все пропускал через себя», — отмечает Шацких. Точная причина смерти пока неизвестна, проводится вскрытие.

«Чайку» спустили на воду 7 августа. На мероприятии Карпов был жизнерадостен, охотно разговаривал с прессой, шутил, говорил о планах завода на будущее «Чайку» спустили на воду 7 августа. На мероприятии Карпов был жизнерадостен, охотно разговаривал с прессой, шутил, говорил о планах завода на будущее

Напомним, «Чайку» спустили на воду 7 августа. На мероприятии Карпов был жизнерадостен, охотно разговаривал с прессой, шутил, говорил о планах завода на будущее. «Только недавно с ним общались, в самолете летели, — рассказал „БИЗНЕС Online“ председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев. — Столько планов интересных у него было. Очень тяжело говорить. Ничто ведь не предвещало». «Когда я узнал, у меня комок к горлу подошел — не мог согласиться, что его больше нет, — говорит Пахомов. — Он физически здоровый человек, спортивный, и вдруг такое с ним случилось… Поверить не могу».

По словам Мистахова, прощание с Карповым пройдет в субботу в Зеленодольске, а похоронят его в селе Ильинка Зеленодольского района, где упокоился его отец. А лучшей памятью об Александре Николаевиче останутся корабли, которые ходят по российским рекам и несут службу под Андреевским флагом.