ПРИЗЫВНИКИ ОТПРАВЛЯЮТСЯ В АРМИЮ С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ

Татвоенкомат и минсвязи РТ сейчас разрабатывают IT-проект, который, по их замыслу, в дальнейшем может тиражироваться по всей РФ, сообщил вчера на брифинге военный комиссар РТ Сергей Погодин. Речь идет об электронном досье на каждого жителя РТ мужского пола. Эксперты "БИЗНЕС Online" противоречиво оценили идею: возможной ахиллесовой пятой проекта они считают вероятность утечки личной информации.

НА СЛУЖБУ С БАНКОВСКОЙ КАРТОЙ

Вчера в доме правительства РТ военный комиссар республики Сергей Погодин сообщил об особенностях призывной осенней кампании. В частности, он доложил, что идет уменьшение призыва, что связано с увеличением в стране числа контрактников, которых к 2016 году будет 425 тыс. человек.

Еще ряд новшеств сопровождают не только нынешнюю призывную кампанию, но и последующие. Как проинформировал Погодин, этой осенью призывники отправятся к месту службы с банковскими картами – договоры на открытие счета, куда будет перечисляться денежное довольствие (солдатам – 400 рублей, сержантам – 500 рублей), будут составляться, скорее всего, прямо на призывном пункте.

«В целях проведения централизованных расчётов с военнослужащими создается единый расчётный центр минобороны. Сейчас ведётся предварительная работа по составлению списков граждан, подлежащих призыву, для которых будут изготовлены карты», - объяснил Погодин.

Почему именно банк ВТБ-24 стал оператором этой всероссийской компании по обеспечению картами военнослужащих по призыву, военный комиссар пояснить не смог, сославшись на то, что такое решение было принято в минобороны.

ПРОЕКТ ПО СНИЖЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

Как рассказал Погодин, в недрах военного комиссариата зреет электронный проект, способный объединить в единую базу данных все сведения о будущем призывнике.

«Это будет система государственного статистического учёта – электронный паспорт призывника, – рассказал военный комиссар. – Сейчас в республике идут мероприятия по разработке и внедрению автоматизированной информационной системы, которая представляет собой продукт, что автоматизирует все мероприятия как по постановке граждан на учёт, так и собственно по призыву».

По мнению Погодина, внедрение этого проекта позволит резко снизить возможные коррупционные риски за счет автоматизации процессов принятия решений, повысить оперативность отделов военных комиссариатов республики, оперативно получать актуальную информацию о призывнике из министерств и ведомств.

По сути, это будет база данных на каждого родившегося в Татарстане мужчину: от его состояния здоровья до дурных привычек и криминальных проступков в течение жизни. «Мы работаем с минздравом, с МВД, с миграционной службой: все это закладывается в базу данных. Буквально от нуля: появился мальчик на свет – и мы закладываем на него данные», - обрисовал будущий тотальный сбор информации по инновационной схеме военный комиссар.

«Это пока пилотный проект, аналоги разрабатываются в нескольких регионах, наш проект один из самых лучших (его прототип комиссариат уже презентовал комиссии минобороны в апреле текущего года – ред.)», – добавил Погодин.

Он также сообщил, что проект интегрируется с программами министерства информатизации и связи РТ, для чего в это ведомство откомандирован представитель комиссариата. Если проект утвердят в минобороны и он будет профинансирован, то его реализация начнется в 2013 году. По всей видимости, с тиражированием по всем регионам страны.

ПРОЕКТ ПО БОРЬБЕ С «УКЛОНИСТАМИ» ИЛИ РАСПИЛ БЮДЖЕТА?

Мы обратились к нашим экспертам с просьбой прокомментировать ноу-хау татарстанского военного комиссариата.

Радий Зарипов, председатель правления РОСТО ДОСААФ РТ:

– Основная проблема связана с тем, что в призывном возрасте начинаются махинации с состоянием призывника. Для того чтобы это не происходило, надо собирать информацию с младенчества – были врожденные болезни или нет, то есть отслеживать здоровье парней с самого детства и соответственно этим заниматься. Это необходимо и военным комиссариатам, чтобы отслеживать механизмы обмана. Кроме того, мы часто сталкиваемся с тем, что происходят утери медицинских карточек и так далее. Что касается коррупционных рисков: насчет защищенности этой системы я не могу сказать, это вопрос к разработчикам. Однозначно одно: не должно быть несанкционированного вхождения в систему, утечки информации на сторону. Но пока эта система представлена в экспериментальном виде, так что доработки, я думаю, будут.

Марат Нурмиев, начальник отдела информационных и инновационных технологий минздрава РТ:

– В республике уже лет 10 - 15 собирается информация по фактам медицинской помощи (это связано с внедрением страховой медицины), поэтому есть возможность по военнообязанным посмотреть – чем он болел, когда болел, и болел ли на самом деле. С военными комиссариатами мы как раз такое взаимодействие организуем с целью того, чтобы они могли получить информацию, где и когда конкретному человеку оказывалась медицинская помощь. Отмечу, что наша база не специально для призывников создана, она ориентирована на всех жителей республики. Просто в рамках помощи военных комиссариатов сделан доступ к нашей базе, но только в той части, что относится к военнообязанным. После интеграции это будет одна общая система. Идея именно такова. В первую очередь это необходимо государству, потому что оно по каждому своему гражданину сможет получать информацию - годен он служить или нет. У нас ведь нет цели – всех загнать в эту базу, у нас задача – чтобы служить пошли именно здоровые люди. Комиссариатам тоже нет резона брать больных людей, потому что у них из-за этого бывают проблемы. Они также заинтересованы в том, чтобы именно здоровый контингент определенного возраста отправлялся служить. И эта база – реальный инструмент, который позволит не упускать уклонистов и не допускать к службе реальных больных.

Герман Алеткин, руководитель центра миротворческих и правозащитных действий:

– Электронный паспорт призывника – это общероссийский проект, он года два или три бродит в разной степени готовности. Он мало что даст самому призывнику, поскольку, по всей видимости, фактически будет дублировать приписное удостоверение. То есть туда будут заноситься какие-то готовые решения, а проблемы как раз в том, чтобы добиться нужных решений, и люди спорят как раз на этапе их принятия. И потом, кем будет контролироваться эта база данных, если её можно будет на базаре купить? Кто за это будет отвечать? Как и кем туда будут заноситься данные о мальчиках? Когда их в 17 лет загоняют толпой, всем автоматически рисуют категорию А, потому что за пять минут дети всех врачей проходят. Так что вопрос – как эти данные будут туда попадать и как храниться, потому что разглашение медицинской тайны это вообще – уголовное преступление. Сейчас ведь тоже ничего не мешает взять детскую карточку, сделать копию и положить в личное дело призывника. Здесь очень много и юридических, и практических моментов. Тем более на российском уровне хотят эту базу вообще сделать приложением к удостоверению личности. Получается, что каждый милиционер сможет получать доступ к этим данным? Что касается самого проекта, складывается впечатление, что он создается, чтобы просто получить под него деньги.

Хотелось бы несколько слов сказать о банковской карте: в армии эти карточки применяются уже достаточно давно. И ничего от их внедрения не меняется: точно так же бьют, отнимают, выбивают пин-коды. Это совершенно не работает, у нас уже было несколько жалоб от наших коллег: что карты сразу отбираются вместе с пин-кодом либо командованием части, либо сержантами. Плюс к этому - перемножьте 500 рублей на 5 тысяч призывников Татарстана – это те деньги, которые каждый месяц будут крутиться на счетах банка… Причем сам призывник карточкой воспользоваться не сможет, в части может и не быть банкомата, либо иметься, но какого банка – решает командир, а у того свои интересы. Как расплачиваться солдату в ларьке или магазине, кто возьмет у него карту? Это модернизация по форме, а когда начинаешь в сути разбираться, выясняется, что это похоже на то, что бюджет пилят, а человеку пользы от этого нет.