Рафис Бурганов покинет пост главы министерства образования и науки РТ после выборов президента республики этой осенью Рафис Бурганов покинет пост главы министерства образования и науки РТ после выборов президента республики этой осенью Фото: mon.tatarstan.ru

«ЕМУ ПОРУЧИЛИ ЗАГАСИТЬ КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА»

Как уже писал «БИЗНЕС Online», Рафис Бурганов готовится покинуть пост главы министерства образования и науки РТ. По последним данным, изменение в составе кабмина должно произойти не сразу после выборов президента РТ, а в начале следующего года — это связано со следующим местом работы Бурганова. Напомним, действующему министру прочат место руководителя одного из вузов, а у ректора, занимающего пост сейчас, контракт истекает только к январю. Есть и запасной вариант — пост члена Совета Федерации, по крайней мере, Минниханов представил фамилию Бурганова в числе возможных претендентов. Впрочем, скорее всего, сенаторствовать отправится действующий министр транспорта Ленар Сафин.

Бурганов возглавил минобразования в декабре 2017 года на волне крайне болезненного для Татарстана языкового конфликта, который стоил кресла его предшественнику Энгелю Фаттахову. Назначение выглядело спорным — Рафис Тимерханович никогда не был связан со сферой образования. До поста министра по делам молодежи, спорту и туризму РТ, который он занимал в 2010–2014 годах, Бурганов с середины 1990-х успел побыть и первым замглавы администрации Казани, и главой Вахитовского района, и руководителем исполкома города. Кризисная ситуация заставила руководство республики прибегнуть к услугам опытного аппаратчика, но было понятно, что это временный, переходный вариант.

«Рафис Бурганов прошел огромный путь: он и в городе поработал, и в министерстве, он и систему знает. Он, конечно, не преподаватель. Вы скажете, что он сельхозинститут окончил, я тоже его окончил. И что? — объяснял „БИЗНЕС Online“ тогдашнее назначение президент РТ Рустам Минниханов. — Это была наша просьба, чтобы он, такой опытный руководитель, пришел на данную должность… Задача — стабилизировать ситуацию, многое надо сделать по методике образования, большая работа ему предстоит».

Рустам Минниханов: «Рафис Бурганов прошел огромный путь, он и в городе поработал, и в министерстве, он и систему знает. Он, конечно, не преподаватель» Рустам Минниханов: «Рафис Бурганов прошел огромный путь: он и в городе поработал, и в министерстве, он и систему знает. Он, конечно, не преподаватель» Фото: president.tatarstan.ru

Поставленную президентом локальную задачу Бурганов выполнил, говорят наши эксперты. Ситуация с изучением татарского стабилизирована, но и только. «Ему поручили загасить кризисную ситуацию с прекращением преподавания татарского языка как государственного. Я думаю, что ему это удалось, — рассуждает один из наших собеседников. — Тихо и мирно сумели уволить половину учителей татарского. Да, он со своей задачей справился. Теперь, думаю, уйдет на заслуженный отдых в тихое местечко. С точки зрения Москвы, это были удачные два с половиной года».

Бурганов и вправду действовал осторожно, успев ввязаться только в один серьезный скандал, когда на августовском педсовете в Набережных Челнах в 2018 году простодушно заявил, что в вопросе о выборе изучения татарского языка «классный руководитель может на колени поставить любого». Позже он был вынужден объяснятся в том духе, что и сам готов из уважения преклонить колено перед педагогами.

С другой стороны, какой-то революции в качестве преподавания «добровольного» татарского так и не произошло, нет прогресса и в переговорах с Москвой — статус государственных языков республик по-прежнему четко не определен. Национальные школы всё так же в загоне. Да, появился проект полилингвальных школ, но тут заслуга целиком принадлежит госсоветнику Минтимеру Шаймиеву и в любом случае идея принципиально ситуации не меняет.

«С дистантом он хорошо справился — ровно, спокойно, без скандалов» «С «дистантом» он хорошо справился — ровно, спокойно, без скандалов»

«Сейчас ни в Казани, ни в крупных городах республики нет возможности отдать ребенка в языковую среду. В столице РТ одна гимназия татароязычная и два садика. Над этим начиналась активная работа, первые шаги сделали в 2017 году, но они были забыты. Поэтому на выходе мы видим, что удовлетворение потребностей в татароязычном образовании идет только за счет частного предложения, а бюджетная инфраструктура не удовлетворяет спроса», — считает собеседник нашей газеты.

В плюс действующему министру образования ставят то, как он в этом году провел срочный переход на дистанционное обучение — вызов, с которым не сталкивался никто из предыдущих министров. «С „дистантом“ он хорошо справился — ровно, спокойно, без скандалов», — утверждает наш источник в образовательной среде республики. Сам же Бурганов по итогам ЕГЭ пришел к выводу, что очное образование все равно не заменить «дистанционкой».

Впрочем, подробно подводить итоги работы Бурганова имеет смысл уже после его ухода с поста. Сейчас же интереснее порассуждать о кандидатах на его кресло. Из названных нашими источниками потенциальных кандидатов на пост главы минобразования РТ мы составили шорт-лист из 7 фамилий (в порядке повышения шансов на назначение).

Также звучала фамилия Ильдара Мухаметова. «Человек, думающий на перспективу, умеющий организовывать работу. Он реально может не только сохранить хотя бы то, что было, но и улучшить в пределах возможного» Также звучала фамилия Ильдара Мухаметова: «Человек, думающий на перспективу, умеющий организовывать работу. Он реально может не только сохранить хотя бы то, что было, но и улучшить в пределах возможного»

Из тех, кого мы не включили, но кого вспоминали наши эксперты, можем назвать, например, Айдара Шамсутдинова, директора казанской 165-й школы, которая станет базовой для реализации амбициозного проекта Шаймиева по созданию полилингвальной школы. Именно это, по мнению наших собеседников, и станет препятствием для его назначения на пост министра — слишком много «в полях» недоделанной работы. Но если он справится, то может стать министром через год, чтобы распространять опыт на всю республику.

Также звучала фамилия Ильдара Мухаметова, бывшего замминистра образования (во времена Фаттахова курировал сферу национального образования), недавно возглавившего IT-лицей КФУ. «Человек, думающий на перспективу, умеющий организовывать работу. Он реально может не только сохранить хотя бы то, что было, но и улучшить в пределах возможного», — рассуждает наш собеседник. Однако мы не включаем его в наш список, поскольку новое назначение случилось совсем недавно и на этой должности он еще не успел себя проявить, хотя опыт у Мухаметова богатый — он возглавлял лицей-интернат №7 в Ново-Савиновском районе и лицей-интернат №2 Московского района.

Предлагаем нашим читателям выразить свое мнение по поводу предлагаемых вариантов.

7. Павел Шмаков

7. Павел Шмаков

директор школы «СОлНЦе»

Неординарная фигура российско-финского педагога, основателя и директора казанской школы «СОлНЦе» Павла Шмакова, на первый взгляд, в этом списке выглядит необычно. Зато, кажется, сложно найти более искреннего, вовлеченного и болеющего душой за школьное образование человека. Он еще с 1980-х преподавал в физико-математической школе «Квант», в 1990-е руководил Академическим колледжем при КГУ. В 2000 году Шмаков уехал в Финляндию, преподавал математику, физику и химию в школах Хельсинки, Вантаа, Эспоо. Вернулся в Татарстан в 2011-м по приглашению мэра Казани Ильсура Метшина и занял пост директора лицея им. Лобачевского при Казанском университете, а в 2013 году вместе с единомышленниками создал специализированный олимпиадно-научный центр («СОлНЦе») для детей с выдающимися способностями, практикующий нетрадиционные педагогические методики.

Именно Шмаков активнее всех в 2018 году начал бороться за судьбу татарского языка, но ограничился не только эмоциональными высказываниями, а действовал решительно — в Верховном суде РФ просил признать частично недействующими ФГОС начального, основного и среднего образования, т. к. в них нет указания на предметную область «государственные языки республик РФ», а также требовал обязать ответчиков (минпросвещения РФ и минобрнауки РФ) принять новые варианты ФГОСа. ВС РФ Шмакову отказал, но тот не унывал и обещал дойти до ЕСПЧ.

Директор школы «СОлНЦе» мог бы стать этаким «политическим» министром, который не столько погружен в текущее положение дел, сколько сосредоточен на реформах. Нет сомнений в том, что школьное образование в XXI веке нуждается в глубоких реформах и Татарстан мог бы стать площадкой для экспериментальных проектов. Однако встроиться в существующую бюрократическую систему Шмаков не сможет. «Если бы у нас изменилась госсистема, поменялись бы люди, он бы в ней, может, что-то сумел сделать», — считают наши собеседники. По их мнению, уникальный проект Шмакова — это не то, что можно масштабировать, поэтому ему могли бы доверить работу с талантливыми детьми, а на базе его школы открыть олимпиадный центр.

6. Тимур Алибаев

6. Тимур Алибаев

глава администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани

Неожиданной на посту министра образования РТ может стать фигура главы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани, 54-летнего Тимура Алибаева (слева на фото). Поговаривают, что он уже устал от работы в районах (Ново-Савиновским руководит более 10 лет) и давно мечтал стать ректором КГЭУ, где он, к слову, иногда преподает.

Впрочем, со школой и в целом образованием Алибаева связывает в его биографии, пожалуй, только то, что он родился в семье учителей, а также с отличием окончил исторический факультет КГУ. После этого с середины 1990-х трудился на госслужбе в комитете по делам детей и молодежи, аппарате президента РТ, а с 2000 года был связан с работой на муниципальном уровне в Казани. Но, как следует из практики назначения прошлых министров образования, связь со школой отнюдь не была решающим аргументом.

5. Ильсур Хадиуллин

5. Ильсур Хадиуллин

первый заместитель министра образования и науки РТ

Многоопытный первый замминистра образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин (слева на фото) — тот, на ком сейчас в министерстве, по сути, и держатся основные вопросы школьного и дошкольного образования. Бурганов, едва приступив к своим обязанностям, срочно искал правую руку — человека, хорошо знакомого со спецификой этой сложной сферы. Выбор пал на в то время начальника отдела образования исполкома Казани, знакомого министру по прежней работе.

Вся профессиональная биография Ильсура Гараевича связана со школой. По специальности он учитель биологии и химии. В 1990-е годы руководил казанской школой №71 и гимназией №155. После этого с 1997-го в течение пяти лет был первым заместителем министра образования и науки РТ Фариса Харисова, а в 2002-м ушел на должность первого зампредседателя исполкома всемирного конгресса татар. Затем до 2007 года возглавлял Институт развития образования РТ, после чего ушел на должность начальника управления образования Казани.

Хадиуллин в нюансах знает проблемы школ и учительского сообщества, но привык быть скорее осторожным исполнителем, находясь между начальственным молотом и подведомственной наковальней. Кто бы ни стал новым министром, он, вероятно, захочет оставить Ильсура Гараевича при себе.

4. Нияз Гафиятуллин

4. Нияз Гафиятуллин

директор Международной школы Казани

Адекватный, перспективный, молодой, драйвовый — такими эпитетами наградили наши эксперты 34-летнего Нияза Гафиятуллина, директора Международной школы Казани, в которой учатся дети первых лиц республики. Помимо физфака КФУ, молодой педагог окончил множество курсов в США, Великобритании, Сингапуре.

Начинал свой трудовой путь в 2008 году как учитель физики в гимназии №19 Приволжского района Казани. Те, кто с ним тогда работал, вспоминают, что Гафиятуллин поражал трудоспособностью, рвением и стремлением к самосовершенствованию. В 2011-м он стал учителем года РТ, после чего перешел на должность директора этой гимназии. Через пять лет — в 2016-м — возглавил АНОО «Международная школа Казани».

А с сентября прошлого года Гафиятуллин стал депутатом Госсовета РТ и уже успел привлечь к себе внимание, вступив в спор с прокурором РТ Илдусом Нафиковым. Напомним, последний в декабре прошлого года на заседании республиканской комиссии по координации работы по противодействию коррупции устроил разнос минобразования РТ и директорам школ, которые распоряжаются собранными с родителей деньгами. В свою очередь Гафиятуллин встал на защиту школ и сказал, что платные услуги — это законная деятельность и именно они помогли выполнить указы президента России Владимира Путина по повышению зарплат учителей.

Наши источники утверждают, что Гафиятуллину к тому же не чужда национальная проблематика, а сам он прекрасно владеет татарским, плюс ко всему пользуется уважением в учительском сообществе. Именно этот кандидат, как утверждают некоторые наши эксперты, сможет придать закостенелой системе образования драйв и новый импульс. К тому же он по понятным причинам имеет хорошие связи в элите, знаком руководству республики.

С другой стороны, некоторые полагают, что Гафиятуллин, как и Шмаков, слишком прогрессивен для этой сферы. «Его вряд ли назначат. Этот драйв не понравится никому, пока в нашей стране нет цели улучшить систему образования. Самое главное для нее — воспитывать патриотов», — полагает наш собеседник.

3. Лейла Фазлеева

3. Лейла Фазлеева

вице-премьер РТ

Высоко котируются позиции вице-премьера РТ Лейлы Фазлеевой. К слову, ей прочили место министра и после ухода Фаттахова. Учитель русского языка и литературы по первому образованию, она, как говорят, любит начинать совещания с напоминания о том, что она «школьный человек». Действительно, начиная в 1997 году свой трудовой путь с позиции учителя, в 2004-м она стала директором средней школы №15, но уже через три года перешла в администрацию Советского района Казани, а с 2011-го в течение трех лет курировала в исполкоме города социальные вопросы. Потом с 2014 по 2018 год Фазлеева была помощником президента РТ. «Женщина в правительстве должна быть!» — так прокомментировал Минниханов ее назначение вице-премьером РТ, также добавив, что потребовалось разгрузить Василя Шайхразиева, занятого «сабантуйной дипломатией». Как говорили, без участия премьера Алексея Песошина не обошлось — чиновница переходила с должности на должность вслед за ним.

За глаза наши собеседники называют Фазлееву «железной леди» и «крепкой женщиной», которая точно должна «протащить» подобную работу. Однако, став министром, она не сможет уделять все силы своей вице-премьерской ипостаси. И пример Зили Валеевой, которая совмещала роль куратора социалки с постом главы минкультуры РТ, здесь непоказателен: образование — отрасль гораздо более масштабная и требующая большего погружения.

К тому же поговаривают, что Фазлеева настойчиво отказывается от портфеля сама.

2. Гульнара Габдрахманова

2. Гульнара Габдрахманова

председатель госкомитета РТ по архивному делу

Данный кандидат на пост нового министра образования, как и Фазлеева, не чужд школьной среде. Председатель госкомитета РТ по архивному делу Гульнара Габдрахманова также прошла путь от учителя русского языка и литературы до директора школы и затем главы отдела образования в Балтасинском районе.

С 2014 года карьера стремительно пошла в гору — Габдрахманова возглавила Рособрнадзор РТ, одновременно являясь замминистра образования и науки РТ. Как писал «БИЗНЕС Online», источники утверждали, что у нее были сложные отношения с Фаттаховым, поскольку наша героиня считала, что лучше разбирается в теме, чем профильный министр. При этом сам Рособрнадзор по РТ при ней никак себя не проявил во время языкового кризиса.

Уже при назначении Габдрахмановой на место Ирады Аюповой в госкомитет РТ по архивному делу говорили, что стремительность карьеры первой неслучайна — она относится к известной в Татарстане семье. Так, один из ее братьев, Олег Акберов, является гендиректором ГУП «Таттехмедфарм», а отец Закария Акберов, родившийся в Арском районе, некогда был первым зампредседателя Татпотребсоюза. Именно он, как говорят, поспособствовал карьере Минниханова, который в молодости даже жил у Акберовых.

Так что, возможно, личное знакомство сыграет куда более важную роль, чем профессиональные заслуги Габдрахмановой, которую, как утверждают наши источники, недолюбливают. «Если ее назначат, многие люди уйдут», — считает наш собеседник.

1. Ильдар Гильмутдинов

1. Ильдар Гильмутдинов

депутат Госдумы

Сразу несколько серьезных источников «БИЗНЕС Online» утверждают, что на смену Бурганову придет неожиданный кандидат — депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов (справа на фото), которому 3 сентября исполнится 58 лет. Преподаватель физики по специальности, он посвятил работе в школе только два года (1982–1984) — как учитель средней специальной музыкальной школы при Казанской Государственной консерватории и директор Больше-Буртасовской средней школы.

Затем Ильдар Ирекович предпочел пойти по партийной линии в ВЛКСМ на разных постах, а потом, когда Советский Союз уже развалился, 6 лет трудился зампредседателя госкомитета по делам детей и молодежи РТ, перейдя оттуда в 2001 году на пост первого замминистра по делам молодежи и спорту РТ.

В 2003 году началась долгая страница биографии Гильмутдинова в стенах Госдумы. Вот уже четыре созыва Ильдар Ирекович работает на Охотном ряду. За это время он успел сменить три комитета: два первых для него созыва был зампредседателя комитета по физкультуре и спорту, затем занимал скромный пост члена комитета по образованию, а в 2016-м возглавил комитет по делам национальностей. Однако в январе этого года Гильмутдинов был вынужден уступить свой пост депутату от ЛДПР, футбольному тренеру Валерию Газзаеву. Гильмутдинов остался у него в должности первого заместителя, что, впрочем, не сильно уменьшило его влияние.

Захочет ли Ильдар Ирекович после 17 лет работы в Москве возвращаться в Татарстан, большой вопрос. Но именно его наши источники называют главным претендентом на министерское кресло. «Это продолжение тренда бюрократического функционерства, — расстроен один из наших экспертов. — Он, работая в Госдуме, давно не занимался хозяйственными вопросами. Это политик. Но нужен ли сейчас политик в образовании, тоже большой вопрос».

С другой стороны, возможно, Татарстан хочет на данный пост именно политика, лоббиста со связями в Москве, которыми Гильмутдинов точно успел обрасти за годы работы в столице. В конце концов, никто из депутатов Госдумы, кроме Гильмутдинова и тогда еще парламентария Александра Сидякина, не проявлял себя активно в ходе языкового конфликта. Именно они ходили в администрацию президента, продавливая принятие специального постановления к закону о добровольном изучении родных языков и создание фонда сохранения и изучения родных языков. Долгое время Гильмутдинов уговаривал минпросвещения РФ прописать во ФГОСе такой предмет, как государственные языки республик, участвовал в работе над концепцией изучения родных языков и т. д.

Можно сказать, что за эти годы Гильмутдинов глубоко проникся проблемами национального образования, а потому будет работать в данном направлении искренне, что называется, от души. Ну а как старожил татарстанского истеблишмента, он станет хорошим и понятным соработником для Шаймиева, всерьез решившего открыть в татарстанском образовании новую страницу.