«Их нужно привести в соответствие друг с другом либо отменить», — обозначил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин во вчерашнем докладе президенту Владимиру Путину второй раунд борьбы со «снипами-хрипами» и поведал о первом эффекте: стройку автобана Москва – Казань ускорили на два года. Попутно Хуснуллин попросил регионы активнее строить — ипотека греет цену «квадрата» — и рассказал о проекте инфраструктурных облигаций. Эксперты «БИЗНЕС Online» положительно оценили снижение админбарьеров, но просят еще.
Владимир Путин на совещании с правительством РФ не только дал жесткую оценку истории с Башкирской содовой компанией и шиханом Куштау, но и обсудил зачистку «снипов-хрипов»
«РАБОТАЛИ В КРУГЛОСУТОЧНОМ РЕЖИМЕ»: КАК МАРАТ ХУСНУЛЛИН ВЫИГРАЛ ПЕРВОЕ СРАЖЕНИЕ В ВОЙНЕ С АДМИНБАРЬЕРАМИ
Накануне президент РФ Владимир Путин на совещании с правительством РФ не только дал жесткую оценку истории с Башкирской содовой компанией и шиханом Куштау, но и обсудил зачистку «снипов-хрипов». Речь о снижении бюрократических барьеров и новых подходах в капитальном строительстве. Главным борцом с гидрой бюрократии в этой сфере, напомним, стал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
Так, из 10 тыс. ГОСТов, СНиПов и других обязательных требований стали рекомендательными 3 тысячи. А оставшиеся 7 тыс. на 90% упростили и переработали. Расширили градостроительные полномочия субъектов — это позволит гибче и быстрее развивать территории. Упростили регистрацию прав на новые объекты. В сфере госзакупок с 1 сентября заказчики смогут выбирать либо аукцион, либо конкурс с квалификационным отбором на проведение строительных работ. В №44-ФЗ «О госзакупках» также появилась возможность заключения контрактов под ключ, когда в одном лоте разыгрывают и проектирование, и строительство, и поставку оборудования. Госдума в хорошо обкатанном режиме «принтера» приняла 50 значимых для стройотрасли поправок в 9 федеральных законов. В среднем процесс строительства ускорился на 6 месяцев.
«С коллегами из аппарата правительства, министерства иногда работали в круглосуточном режиме, готовили документы. Но самое главное, получили поддержку в Государственной Думе, — докладывал Хуснуллин. — За короткое время удалось сделать прорыв законодательства в этой отрасли».
Изменения произошли и в дорожном строительстве. Тут вице-премьер привел в пример проект автотрассы Москва – Казань. «Если бы мы подошли к проекту со старыми нормативами, то приступили бы к строительству к концу 2022 года», — заявил он. Поправки позволили начать работы в 2020-м. Само строительство начнется в 2021 году, а сдадут дорогу в 2024-м. В этом году на 43%, до 115 млрд рублей, выросло кассовое исполнение нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».
Вице-премьеру понравилось работать в таком режиме, поэтому он попросил у Путина новые поручения на осеннюю сессию Госдумы. Есть 30 пунктов, к которым «просятся» поправки. «Работа на этом не останавливается, еще 2–3 тысячи норм мы планируем привести в соответствие», — докладывал Хуснуллин. И не только. По словам вице-премьера, отрасли мешает то, что 7 федеральных органов власти устанавливают отдельные требования. «Эти требования не всегда соответствуют друг другу и зачастую противоречивы, — объяснил Хуснуллин. — Сегодня их нужно привести в соответствие друг с другом либо отменить. Это упростит, удешевит строительство».
Само строительство автотрассы Москва – Казань начнется в 2021 году, а сдадут дорогу в 2024-м
ИПОТЕКА РАЗОГРЕЛА СПРОС И ЦЕНЫ. ПРОЕКТ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОБЛИГАЦИЙ И МЕГАЗАКАЗЧИКОВ В МАСШТАБАХ РФ
Познакомил вице-премьер президента РФ со «светофором» — таблицей строительных успехов регионов. Отстающие оказались в красной зоне, середнячки — в желтой, успешные — в зеленой. «По „светофору“ вы видите, что у нас есть сложности с вводом жилья. Мы несколько задержались из-за коронавируса, прикладываем силы, чтобы ликвидировать отставание», — сказал Хуснуллин. Зато с учетом рефинансирования бьет рекорды ипотека — в РФ выдали на 17% больше ипотечных кредитов к августу 2019 года, в деньгах — рост на 20%.
«Спрос мы простимулировали. Ключевая задача — сделать предложение, чтобы цены на рынке не ушли вверх», — продолжал докладчик. И попросил глав регионов активнее заниматься развитием стройплощадок. Опасения вице-премьера отнюдь небеспочвенны. Например, вслед за рекордным ростом спроса на жилье за минувший июль средняя цена квадратного метра в Казани выросла на 2% до 81 тыс. рублей. Хотя уж чего-чего, а стройка в Татарстане идет как часы. По данным минстроя РТ, из запланированных в 2020 году к сдаче 3 млн кв. м жилья в Татарстане ввели 60%. Первую строчку в рейтинге застройщиков «Дом.РФ» по объему текущего строительства в республике занимает #Суварстроит с 9 проектами комплексной застройки, ему на пятки наступают «Унистрой» и «Ак Барс Дом».
Затронул Хуснуллин и тему запуска инфраструктурных облигаций для развития жилищного и транспортного строительства — бюджетных средств все же не хватает и нужны какие-то инструменты финансирования. Пока это предложение. На данной теме Путин оживился и попросил «аккуратно, спокойненько» использовать такой инструмент.
С опережением в РФ идет программа расселения аварийного жилья — на 121% по площади и 136% по числу переселенцев, 33 региона программу этого года уже выполнили. По поручению Путина с 2022 на 2020 год в ближайшее время перекинут 50 млрд рублей, а за счет оптимизации финансирования регионов в программе сохранили 8 млрд рублей — это ускорит ее на 10%. Подготовили в правительстве РФ новые законодательные инициативы, касающиеся ликвидации аварийного жилья. Какие? Хуснуллин не сказал, но предложил укрупнить госзаказчиков.
«Это нужно отработать с ведомствами, чтобы не было никаких сбоев в работе. Наверное. Даже я уверен, что это хорошо», — оценил предложение Путин. Что-то подобное уже опробовано в Татарстане, где крупнейшим заказчиком госстроек выступает ГИСУ РТ с годовым портфелем в 50 млрд рублей, а в сфере дорожного строительства — ГКУ «Главтатдортранс».
С опережением в РФ идет программа расселения аварийного жилья — на 121% по площади и 136% по числу переселенцев, 33 региона программу этого года уже выполнили
КАК РЫНОК ВОСПРИНЯЛ УХОД ПЕРВЫХ «СНИПОВ-ХРИПОВ» И ЧТО ЕЩЕ НАДО ИЗМЕНИТЬ
Напомним, о наведении порядка в строительной документации Путин заявил в мае, чтобы исключить затягивание нацпроектов. «Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что происходит в данной сфере, мы много раз подобное обсуждали: всякие „снипы-хрипы“ и примазавшиеся к этому виду деятельности квазиучастники процесса — их нужно зачистить в конце концов, надо навести там порядок», — указал тогда глава государства, а фраза про «снипы-хрипы» стала у строителей афоризмом.
Положительно оценили смягчение требований и на строительном рынке Казани. «Если мне не изменяет память, последняя редакция требований к безопасности зданий и сооружений датируется 2014 годом и с тех пор практически не корректировалась, — говорит генеральный директор группы компаний „СМУ-88“ Илья Вольфсон. — А время не стоит на месте, строительные технологии постоянно развиваются, появляются новые материалы. И нормативное сопровождение часто не поспевает за этими темпами. Сокращение обязательных требований позволит быстрее проходить согласования, застройщики смогут раньше приступить к работам и завершить проект. Соответственно, и доступ к эскроу-счетам откроется раньше. А это положительно скажется на стабильности и устойчивости строителей, снизит издержки».
Стоит ли опасаться того, что с отменой ряда обязательных требований снизится качество строительства? Застройщики считают, что нет. «Минстрой России сохраняет требования к безопасности, сокращая именно административные барьеры, — подчеркивает Вольфсон. — Большинство из них касается соблюдения формальностей прошлых лет, а не реального контроля. По факту мы получаем возможность внедрять новые технологии проектирования и строительства. В конечном итоге применение современных решений служит большей гарантией безопасности, чем изжившие себя бюрократические требования».
Пока не ощутил снятия административных барьеров гендиректор «ЖИК города Казани» Эмиль Хуснутдинов. «Корректировки касаются проектирования, поэтому изменения станут понятны на новых объектах, — сказал Хуснутдинов. — Да, было много противоречий, поэтому речь не идет об ухудшении качества. Например, какие-то нормы существовали с дремучих времен и просто устарели, потому что появились новые материалы, подходы».
«Сокращение обязательных требований позволит быстрее проходить согласования, застройщики смогут раньше приступить к работам и завершить проект»
Девелоперы предлагают идти дальше. «Нужно больше возможностей для комплексного освоения территорий, — говорит Вольфсон. — Нет четкого механизма, который решил бы вопрос дефицита территорий и разработки участков, которые сегодня простаивают, а могли бы стать новой точкой притяжения. Кроме этого, есть потребность в четком регулировании вопросов с санитарно-защитными зонами (СЗЗ). Сегодня при установлении СЗЗ нет необходимости согласовывать это решение с органами местного самоуправления или учитывать установленные территориальные жилые зоны и уже принятые органами власти решения о подготовке документации по планировке территории».
Остаются вопросы к срокам согласования. «Какие-то вещи изменились в лучшую сторону, ускорились, но часть документов все еще не „летит“», — обозначил простор для работы Хуснутдинов.
В #Суварстроит, большинство проектов которого относится к комплексной застройке с созданием транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры с участием государства, подчеркивают важность уже принятых мер поддержки отрасли. Изменения в части нормативной документации важны при реализации долгосрочных и капиталоемких проектов. «Мы надеемся, что эти меры скажутся положительно — особенно в условиях перехода отрасли на проектное финансирование, что требует высокой скорости и качества подготовки документации. В части перехода на электронный формат работы считаем, что это современный тренд, позволяющий повысить прозрачность, качество работы и оптимизировать временные и трудозатраты», — отмечает коммерческий директор #Суварстроит Эльвира Галяутдинова. Тем более что сокращение накладных расходов может позволить оптимизировать себестоимость и повысить доступность жилья, не ухудшая его качества.
Правок требуют отношения между властями, дольщиками и застройщиками. Да, есть действующий федеральный закон №214 «О долевом строительстве» со своими штрафами за срыв сроков. К нему же привязан закон «О защите прав потребителей». Так, девелоперу могут выкатить штраф за некачественные работы по №214-ФЗ. Вдобавок по закону о защите прав потребителей начисляется штраф в пользу бюджета. Ату его, ату! Но штраф в итоге ляжет на плечи покупателей — это секрет Полишинеля. Рынок недвижимости точно так же страдает от профессиональных юристов, как и рынок ОСАГО, но там государство попыталось навести порядок, перейдя от денежных выплат к прямому ремонту. И юристы обратили свой взор туда, где еще можно потребовать денег. Пора и здесь навести порядок, полагают девелоперы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.