Контракт управляющего директора КВЗ Юрия Пустовгарова (на фото) кончается в феврале 2021 года, но еще в мае он написал заявление по собственному желанию Контракт управляющего директора КВЗ Юрия Пустовгарова (на фото) заканчивается только в феврале 2021 года, но еще в мае он написал заявление по собственному желанию Фото: «БИЗНЕС Online»

КОМУ ПРОЧАТ ДИРЕКТОРСКОЕ КРЕСЛО

Трехлетний контракт управляющего директора КВЗ у Юрия Пустовгарова заканчивается в феврале 2021 года, но, по словам источника «БИЗНЕС Online» в вертолетостроительной отрасли, еще в мае руководитель КВЗ написал заявление по собственному желанию. Его ждет один из руководящих постов в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, как и «Вертолеты России», входит в «Ростех»). По образованию Пустовгаров как раз двигателестроитель, а возглавляет ОДК его бывший коллега по Уфимскому моторостроительному производственному объединению Александр Артюхов. Но, как утверждает наш собеседник, отставка главы КВЗ произойдет не ранее 30 августа, когда казанский завод отметит 80-летие, а возможно, и позже.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев, в профессиональном сообществе все уже приготовились к смене руководства КВЗ, но оно задерживается. По словам наших источников, дело в том, что Пустовгарову не могут найти замену. Кандидаты есть, но вызывает вопросы их способность совладать с таким предприятием.

Все уже готовы к смене руководства КВЗ, но оно задерживается. По словам источников, Пустовгарову не могут найти замену, хотя кандидаты есть, но их способность совладать с таким предприятием вызывает вопросы Все уже готовы к смене руководства КВЗ, но оно задерживается. По словам источников, Пустовгарову не могут найти замену, хотя кандидаты есть, но их способность совладать с таким предприятием вызывает вопросы Фото: «БИЗНЕС Online»

Прежде всего называют 42-летнего Вадима Лигая — первого заместителя управляющего директора, сына прежнего руководителя КВЗ Вадима Лигая-старшего. Но, по общему мнению наших собеседников, он, во-первых, чисто исполнитель, а потому не потянет на директора, а во-вторых, его неизбежно связывают с отцом, которого Пустовгаров публично обвинил в развале завода и к которому, по его словам, много вопросов у холдинга «Вертолеты России» (ВР).

Одним из вероятных  кандидатов называют Вадима Лигая-младшего (на фото) — первого зама управляющего директора, сына прежнего руководителя КВЗ Одним из вероятных кандидатов называют Вадима Лигая-младшего (на фото) — первого зама управляющего директора, сына прежнего руководителя КВЗ Фото: «БИЗНЕС Online»

Более реальная кандидатура — 38-летний заместитель генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в «Ростех») Даниил Бренерман, но не потому, что он сведущ в вертолетостроении, а в силу того, что его продвигает гендиректор КРЭТ Николай Колесов, который, напомним, давно хочет поставить на КВЗ своего человека. В 2018 году им мог стать Сергей Раковец, который тогда возглавлял Казанский оптико-механический завод. Но, как утверждают, его кандидатура встретила резкое противодействие министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова и его ставленника — гендиректора ВР Андрея Богинского. В итоге, поруководив некоторое время крэтовским Раменским приборостроительным конструкторским бюро (РПКБ), Раковец вернулся в Татарстан, где его назначили исполнительным директором Казанского Гипронииавиапрома, после смерти Бориса Тихомирова он возглавил институт.

Официальная биография Бренермана не излишествует подробностями. Родился в Казани 15 ноября 1982-го, в 2005-м окончил КГУ. В 2002–2014 годах работал в коммерческих компаниях. Известно, что Бренерман — соучредитель (с долей 33,3%) организованного в 2007 году казанского ООО «ДИО Пласт», занимающегося оптовой поставкой полимеров, с годовым объемом поставок в 70 тыс. тонн. В 2014–2015 годах — генеральный директор курского АО «Авиаавтоматика» им. Тарасова, в 2015–2018-м — гендиректор вышеупомянутого РПКБ. «БИЗНЕС Online» предложил Даниилу Михайловичу оценить информацию о своем возможном назначении на КВЗ, на что он ответил, что слухи не комментирует.

Самым интересным кандидатом стоит признать 42-летнего Алексея Белых — сына управляющего директора Улан-Удэнского авиационного завода (У-УАЗ) Леонида Белых. Белых-младший родился 26 августа 1977 года в селе Бичура Бурятской АССР. В 2002-м окончил Московский государственный авиационный институт по специальности «экономика и управление на предприятии». Работал в коммерческих структурах. В 2004–2011 годах занимал различные должности в ВР. В 2010-м получил дополнительное образование в Межотраслевом институте повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов Российской экономической академии им. Плеханова по специальности «стратегический менеджмент». С 2011-го на У-УАЗе: директор по ФЦП и проектному управлению, директор по проектному управлению — начальник управления технического перевооружения, заместитель управляющего директора по развитию и бережливому производству. С января 2017 года — первый заместитель управляющего директора Новосибирского авиационного ремонтного завода, с мая — управляющий директор.

Самым интересным кандидатом стоит признать Алексея Белых (справа) — сына управляющего директора У-УАЗа Леонида Белых. В апреле этого года Алексея Леонидовича вдруг назначили еще одним первым замом Пустовгарова Самым интересным кандидатом стоит признать Алексея Белых (справа) — сына управляющего директора У-УАЗа Леонида Белых. В апреле этого года Алексея Леонидовича вдруг назначили еще одним первым замом Пустовгарова Фото : ©Александр Кряжев, РИА «Новости»

ОБНУЛЕНИЕ КАНДИДАТОВ

В апреле этого года Алексея Белых вдруг назначили еще одним первым заместителем Пустовгарова. Как говорят, во время недавнего отпуска последнего документы за него подписывал не Лигай, а новый зам. При этом дело обставлено так, что на место управляющего директора Белых будто бы не метит: работа на КВЗ нужна ему для галочки в биографии — что поработал на ключевой должности на крупном предприятии. А дальше, дескать, его двинут в Москву, например на должность замминистра промышленности. Но источник «БИЗНЕС Online» уверен, что Белых в Казань прислали «в долгоиграющем плане» и именно с прицелом занять место Пустовгарова. При этом, как уверяют наши источники, 69-летний Белых-старший тоже покинет директорское кресло (недавнее присвоение ему звания Героя Труда РФ — явный признак), уступив его своему зятю и первому заму Алексею Козлову. Добавим, что брат последнего, Вячеслав Козлов, трудился заместителем гендиректора «Вертолетов России» по финансам и инвестициям. Вырисовывается эдакое омоложение «семейного бизнеса».

И все бы прошло как по маслу, если бы, по словам наших источников, кандидатуру Белых не зарубил исполнительный директор авиационного кластера «Ростеха» Анатолий Сердюков, которого в авиаотрасли однозначно связывают с командой Колесова. Впрочем, как говорят наши собеседники, Белых объективно пока не готов к директорству. Как бы то ни было, по их словам, «в ответку» Мантуров завернул кандидатуру Бренермана…

«Открытой отчетности по У–УАЗу нет, но, по данным в сети, в 2019 году завод отчитался о 55–60 Ми-8, плюс «Рособоронэкспорт» сообщил о заказе 119 вертолетов, а глава Бурятии заверил, что завод загружен заказами на 3–5 лет. У Улан-Удэнского завода «крыша» оказалась посильнее» «Открытой отчетности по У-УАЗу нет, но, по данным в сети, в 2019 году завод отчитался о 55-60 Ми-8, плюс «Рособоронэкспорт» сообщил о заказе 119 вертолетов, а глава Бурятии заверил, что завод загружен заказами на три-пять лет» Фото: © Сергей Мамонтов, РИА «Новости»

«У Улан-Удэнского завода крыша оказалась посильнее»

Острота ситуации в том, что бурятский завод — непримиримый конкурент КВЗ. «Основной продукцией У-УАЗа были штурмовики Су-25, но, когда началась война в Афганистане, ему поручили выпускать и вертолеты Ми-8, которые там сгорали десятками, и, даже притом что КВЗ делал по 300 „восьмерок“ в год, их все равно не хватало, — рассказывает историю взаимоотношений двух заводов наш источник. — Когда Афган закончился, надобность в столь массовом выпуске Су-25 и Ми-8 отпала, но Улан-Удэ — моногород, и надо его поддерживать, а то, что КВЗ — базовый по Ми-8, как-то стали забывать. Дальше — больше. Когда Мантуров (он выходец с У-УАЗа, работал там с 1993 года — прим. ред.) стал сначала гендиректором оборонпрома, а потом — министром, казанский завод и вовсе начали всячески полоскать, разрешили с ним грубо разговаривать, хотя он больше всех зарабатывал и генерировал идей. КВЗ выдерживал конкуренцию. В 90-е, когда завод никому не был нужен, команда Александра Лаврентьева начала думать, на чем можно заработать, дорабатывать Ми-8. Так появился Ми-8МТВ-5, и пошел вертолет на ура и кормил всю отрасль еще 20 лет, включая У-УАЗ. Ведь, поскольку все изменения конструкции Ми-8 узаконивал разработчик, Московский вертолетный завод, он их постепенно слил У-УАЗу, который стал точно такой же вертолет делать. До глубины души было обидно. А потом, уже при Лигае, Казани и вовсе запретили заниматься усовершенствованием Ми-8 и У-УАЗ ушел на две головы вперед. Еще при Лаврентьеве У-УАЗ сорвал Казани уже почти заключенный контракт с китайцами — продал им свои вертолеты на 100 тысяч долларов дешевле — себе в убыток, но отнял контракт. Тогда Лаврентьевым было объявлено прекратить всякое общение».

«В 90-е, когда завод никому не был нужен, команда Александра Лаврентьева (на фото) начала думать, на чем можно заработать, дорабатывать Ми-8. Так появился Ми-8МТВ-5, и кормил всю отрасль еще 20 лет, включая У-УАЗ» «В 90-е, когда завод никому не был нужен, команда Александра Лаврентьева (на фото) начала думать, на чем можно заработать, дорабатывать Ми-8. Так появился Ми-8МТВ-5 и кормил всю отрасль еще 20 лет, включая У-УАЗ» Фото: «БИЗНЕС Online»

Именно Леонида Белых называют идеологом создания «Вертолетов России». С такой постановкой вопроса, впрочем, категорически не согласен один из наших источников: «Это была идея Лигая, но ее полностью исказили. Он хотел, чтобы были 10 человек, которые бы занимались стратегией, разводом сложных ситуаций, в том числе не допускали бы конкурентных войн. Никаких надстроек в виде управляющей компании не предполагалось, но потом появились люди, которые быстро смекнули, что на этой идее можно зарабатывать, и теперь мы видим, во что это превратилось».

КВЗ на фоне кадровой войны продолжает стремительное экономическое падение. В 2018 году он реализовал 52 вертолета (36 Ми-8/17 и 16 «Ансатов») — на то время это был худший результат с 2007-го, когда предприятие отчиталось о 35 машинах (при этом все они были Ми-8/17, по маржинальности намного превосходящие «Ансат»). В плане на 2019 год было 105 вертолетов (38 Ми-8/17/172, 63 «Ансата» и 4 Ми-38), но на выходе получилось только 27 (разбивка по моделям неизвестна). Чистый убыток КВЗ составил 2,34 млрд рублей при долгах в 32,8 миллиарда.

На 2020 год, судя по официальным данным, запланирована сдача 60 вертолетов, но, по словам наших источников, весьма вероятно, что результат будет не лучше, чем в 2019-м. По данным наших источников, пока в планах завода 25 вертолетов: 12 Ми-8/17, 11 «Ансатов», 2 Ми-38. Но перспективы туманны. К примеру, в плане значатся 8 «Ансатов» для национальной службы санитарной авиации (НССА, входит в КРЭТ), но, будет ли заказ на них, неизвестно. Напомним, что на 2019 год заводу обещали заказать 64 «Ансата» для НССА, но этого не произошло. Вот и сегодня, несмотря на то что гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов пообещал президенту России Владимиру Путину изготовить в 2020–2021 годах 66 «Ансатов» и Ми-8 для НССА, определенности нет. «В планах КВЗ чего только ни стоит, но вот такой момент: план на 2020 год ему утвердили только в июле», — усмехается наш собеседник. Он полагает, что заявление Пустовгарова об уходе  — такой же неожиданный для ВР демарш, как в свое время интервью, которое он дал «БИЗНЕС Online». «Крылья всем подрезали так, что и желания ни у кого не осталось, — оценивает ситуацию со сменой директоров другой наш источник. — Вот в „Вертолетах России“ придумали новую систему планирования снабжения и решили апробировать ее на КВЗ. Порушили все местные регламенты, и начался хаос. Я уж не говорю, что подыгрывают Улан-Удэ (открытой отчетности по У-УАЗу нет, но, по данным в сети, в 2019 году завод отчитался о 55-60 Ми-8, плюс „Рособоронэкспорт“ сообщил, что заказал у У-УАЗа 119 вертолетов семейства Ми-8, а глава Бурятии Александра Цыденов заверил, что завод загружен экспортными заказами на три-пять лет, — прим. ред.). У Улан-Удэнского завода крыша оказалась посильнее».

Немудрено, что в коллективе КВЗ идут разговоры о грядущих массовых увольнениях — якобы осенью сократят чуть ли не половину из 5 тыс. сотрудников.

«Коллектив привык быть единым организмом, который мобилизуется и решает общие задачи. Сейчас же народ демотивирован, не знает, почему ходит на завод...» «Коллектив привык быть единым организмом, который мобилизуется и решает общие задачи. Сейчас же народ демотивирован, не знает, почему ходит на завод...» Фото: «БИЗНЕС Online»

…И ПРИДЕТ СПАСИТЕЛЬ

Вместе с тем наши источники не снимают части вины с Пустовгарова — за то, что не смог занять достаточно жесткую позицию в отношении ВР и позволил холдингу не выполнить ряд обещаний.

«Всех достал вакуум информации, — говорит один из наших собеседников. — Лигай каждую неделю проводил директорские, каждое утро — собрания. Теперь регулярных совещаний нет, никто не знает, куда идем и двигаемся ли. Совещания — на уровне дилетантов, которые начинают толкать лозунги, совершенно к делу не относящиеся и не мотивирующие людей на созидательный труд. Коллектив привык быть единым организмом, который мобилизуется и решает общие задачи. Сейчас же народ демотивирован, не знает, почему ходит на завод. Списать проблемы на предыдущее руководство (имеется в виду команда Лигая — прим. ред.) не получилось — не сходятся концы с концами. При этом все, кто что-то понимал, разогнаны… Чтобы на КВЗ что-то изменилось, надо менять все в вышестоящих конторах, которые превратили КВЗ в помойку. Без этого любые назначения останутся формальностью».

Бедственное положение, в котором оказался еще пять лет назад процветавший завод, требует объяснения, и в среде татарстанских оборонных промышленников оно сформировано.

«Сегодня КВЗ — один из самых современных авиастроительных заводов страны, — „подбивает теорию“ один из наших собеседников. — Кто-то почувствовал, что мимо него что-то протекает и надо это дело переделить. Завод доводят до предбанкротного состояния, что, естественно, влечет смену команды. Приходит спаситель, у государства тут же появляются деньги для завода, контракты, да еще и долги собираются списать, что давно пообещали, но не делают. Многоходовка просчитана… Вот к чему эти заведомо невыполнимые планы на 2019 год? 63 „Ансата“ — сегодня невозможно такое количество стеклопластиковых лопастей сделать. А четыре Ми-38? Нет ни такого количества людей, ни поставщиков, которые могут вчетверо увеличить производство, ни стапелей. Налицо подготовка к смене несправившегося руководства. Впрочем, если появится спаситель, это в любом случае плюс — работа, доходы. Вопрос только в том, кто придет. Думаю, назначат клерка, но с большей степенью свободы, чем у нынешнего, и обеспеченного контрактами».

Пресс-служба ВР в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сообщила: «Слухи, домыслы и сплетни не комментируем».

По мнению Матвеева, в отрасли уверены, что на традиционном форуме HeliRussia (пройдет 15–17 сентября в Москве) уже будут «во главе завода новые лица».