«Я не понимаю, когда совершенно нормальные здоровые люди, которые могут легко взять и прогуляться, например, пойти в лес, жалуются на жизнь. Цените то, что имеете», — говорит общественный деятель, помощник вице-президента фонда «Ярдэм» Лилия Салахутдинова-Тимергалиева. О том, как изменилась ее жизнь в фонде, как она сама помогает инвалидам, о тяжелых жизненных испытаниях и простом человеческом счастье «хрустальная леди» и мужественный человек рассказала в своем интервью.
Лилия Салахутдинова-Тимергалиева: «Я мечтала о том, чтобы моя жизнь изменилась к лучшему. Однажды увидела по телевизору сюжет про национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» и подумала о том, как было бы здорово оказаться там!»
«Я НАШЛА ЗДЕСЬ СВОЙ ВТОРОЙ ДОМ»
— Лилия-ханум, вы известный в Татарстане общественный деятель, которая многое делает для решения проблем людей с ограниченными возможностями. Расскажите, пожалуйста, историю вашей жизни.
— Я родилась в Буинском районе Татарстана в многодетной семье. У меня есть еще четыре сестры, с которыми я провела все детство. Надо сказать спасибо моим родителям и сестрам, которые очень старались, чтобы мое детство было счастливым. Родителям вообще предлагали отказаться от меня еще в роддоме, ведь они, как и мои сестры, были здоровыми. Но они повели себя как настоящие родители, не восприняли меня как обузу, а подняли и воспитали с любовью.
Само собой, с детства ко мне было особое внимание, и сестры, пока росли в отчем доме, присматривали за мной. Но, повзрослев, выйдя замуж, они покинули родительский дом, и я стала чувствовать себя одинокой. После окончания школы я думала, что так и просижу одна в деревенской избе без друзей и общения. Так я и сидела до 27 лет, очень небольшими промежутками обучаясь в местном медресе. Посещала его редко, так как добираться туда было сложно — по деревенской дороге на коляске или на санях зимой.
Но я мечтала о том, чтобы моя жизнь изменилась к лучшему. Однажды увидела по телевизору сюжет про национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» и подумала о том, как было бы здорово оказаться там! Я не могла и мечтать, что смогу там работать. Мне казалось, что просто побывать там уже большое счастье. И вот однажды раздался телефонный звонок из этого фонда и пригласили в гости. С этого дня моя жизнь изменилась.
— А что изменилось в вашей жизни?
— Это просто другое качество и содержание жизни, иной уровень общения и самореализации. Я нашла здесь свой второй дом. В фонде «Ярдэм» я почувствовала новый толчок, чтобы жить и чувствовать, что я могу быть полезной людям.
У меня появилось много друзей и знакомых. В первую очередь, конечно, это Малика Рафкатовна Гельмутдинова, которая для меня и мудрая наставница, и искренняя подруга. Близкими для меня людьми стали и другие сотрудники фонда, и прихожане мечети. Конечно, большую роль в моей судьбе играют Илдар хазрат Баязитов и Ильгам Фатхирахманович Исмагилов. Хвала Всевышнему, что благодаря фонду, которым руководят эти люди, у меня, например, появилась возможность не только помогать людям.
«Если сравнивать то, что я имею сейчас, с тем, что изначально ожидала, то это просто небо и земля. Я ведь просто хотела научиться читать намаз, а в итоге у меня изменилась жизнь»
«СТАТЬ ПОЛЕЗНОЙ ЛЮДЯМ, НАЙТИ СВОЕ СЧАСТЬЕ И СОЗДАТЬ СЕМЬЮ»
— Чем вы занимаетесь в фонде «Ярдэм»?
— Оказавшись здесь, я сначала примерно полгода обучалась. На курсах фонда «Ярдэм» много получила знаний и опыта. Этот опыт мне пригодился в последующем, когда стала помогать сотрудникам в качестве волонтера. Потом постепенно начала работать как полноценный сотрудник фонда, участвуя в реализации одной из его образовательных программ — помощи таким же людям, как я, то есть тем, кто имеет ограничения в передвижении: опорникам и колясочникам. Именно с этой целью Малика Гельмутдинова предложила запустить курсы «Поддержим друг друга», в рамках которых я участвую в реабилитации инвалидов.
— В чем цель таких курсов?
— Главная цель — чтобы люди не чувствовали себя ущербными, более того, через курсы мы хотим дать понять таким людям, что они могут быть полезными. На этих курсах дается как юридическая грамотность, чтобы люди знали свои права, так и психологическая помощь. Одна из выпускниц наших курсов так поверила в себя, что даже стала сама успешным психологом. Ее зовут Мария Миниахметова, и теперь она тоже помогает людям. Меня радует, что некоторые выпускники после курсов нашли в себе силы, чтобы реализовать свои собственные проекты. Например, ряд наших ребят организовали инклюзивный театр «Э-моция». Это здорово, что после наших курсов они получают такой импульс для жизни, что не сидят на месте и делают что-то свое.
— Оправдались ли ожидания, которые у вас были?
— Конечно, если сравнивать то, что я имею сейчас, с тем, что изначально ожидала, то это просто небо и земля. Я ведь просто хотела научиться читать намаз, а в итоге у меня изменилась жизнь.
— Что именно изменилось?
— Практически все. Начнем с того, что я действительно достигла своей первичной цели — научилась читать намаз и Коран. Потом я смогла стать полезной для людей: стала работать в фонде, реализовывать себя как человек, который может участвовать в чем-то действительно выдающемся.
Для меня особенно важно, что состоялась и моя семейная жизнь. Если раньше у меня была родительская семья, а потом семья мечети «Ярдэм», то сейчас у меня уже есть своя семья, со своим мужем Ришатом. Другой большой мечтой, которую мне удалось реализовать, стало совершение хаджа.
«Цель, о которой я даже боялась мечтать, стала реальностью. И вы знаете, там я поняла, что не надо бояться такого путешествия. Особенно, когда рядом с тобой такие надежные люди»
— Про семейную жизнь нам хотелось бы расспросить подробнее. Но сначала расскажите про хадж — ведь для человека, который имеет такие ограничения, как у вас, это очень сложно.
— Вы знаете, это один из самых ярких эпизодов моей жизни, в реальность которого мне раньше было очень трудно поверить. Когда я смотрела на людей, которые возвращаются с хаджа, видела их радостные лица и состояние духа, то я думала: вот бы и мне попасть туда. Хотя, повторю, тогда мне казалось, что это просто нереально.
Действительно, для человека, который имеет такие физические ограничения, как у меня, хадж может казаться очень далекой мечтой. Однако рядом со мной весь путь была Малика Рафкатовна. Когда в 2017 году Илдар хазрат предложил мне полететь в хадж, я обрадовалась и одновременно заволновалась — ведь это непросто. Тогда Малика-ханум сразу предложила свою помощь. И я благодарна Аллаху, что она находилась рядом со мной. Чувствовать ее поддержку, тепло и внимание было бесценно для меня.
Так цель, о которой я даже боялась мечтать, стала реальностью. И вы знаете, там я поняла, что не надо бояться такого путешествия. Особенно, когда рядом с тобой такие надежные люди. На самом деле в Мекке очень многие вещи сделаны для облегчения положения инвалидов во время хаджа. Есть доступная среда. Очень помогают полицейские, просто обычные мусульмане стараются уступить место, найти другие способы поддержать. Ты там не чувствуешь себя ограниченной.
И я на коляске в сопровождении Малики-ханум смогла дойти до самой Каабы и дотронуться до черного камня. И когда я дотронулась, то от радости все забыла. Мне подсказали, что надо молиться, просить у Всевышнего об исполнении желаний. Помимо здоровья близким, родным, я мечтала о том, чтобы выйти замуж, чтобы найти человека, который примет меня такой, какая я есть.
Понимаете, как сложно девушке с такими ограничениями, как у меня, найти вторую половинку? И вот, оглядываясь назад, я понимаю, какой прорыв Аллах сделал для меня после того, как я у Каабы попросила у Него для себя семейного счастья. Ведь спустя пять месяцев после этого я встретила своего мужа Ришата.
— Как эта встреча произошла?
— Эта встреча произошла в стенах мечети «Ярдэм». Раиса-ханум, куратор проекта для слепоглухонемых, попросила меня устроить экскурсию для курсантов, то есть для тех, кто проходил реабилитационные курсы в мечети. Я провела эту экскурсию. И во время нее я заметила, что один молодой человек смотрит на меня. И я удивилась, думаю: почему? Через несколько часов после экскурсии он подошел ко мне и заговорил. Так, постепенно, у нас началось общение.
Я почувствовала с его стороны такое тепло душевное и радость от общения с ним, но не хотела торопить события. Мне нужно было проверить его, понять, насколько эти чувства могут быть крепкими. Мы общались примерно 9 месяцев, в течение которых я хотела убедиться, что он потянет наши отношения. Не трудно ли ему будет с коляской? Как он поведет себя со мной в обществе? Мы проверяли друг друга это время. В какой-то момент стали замечать, что думаем друг о друге, c большим нетерпением ждем каждой встречи. Он очень тактично и красиво ухаживал. Пик нашего общения пришелся на месяц Рамадан. Наверное, именно тогда я поняла, что хочу создать с этим человеком семью — поняла, что он и я готовы к этому.
Конечно, сотрудники мечети заметили наше общение. Стали спрашивать: когда никах? Но мы не торопили события. В итоге он сделал мне предложение, и мы начали собирать гостей. 21 октября 2018 года на наш никах в мечети пришли 110 человек — это мои родные и моего мужа, сотрудники фонда «Ярдэм» и друзья.
Меня особенно тронуло, что поздравить нас приехал мэр Казани Ильсур Раисович Метшин. Мы с глубоким уважением относимся к нему, ведь он уделяет инвалидам большое внимание. Для нас большой честью стало, что он посетил наше торжество.
«Когда нас пригласили на съемки в Москву, то мы сомневались — думали: может, не раздражать и не провоцировать людей своим появлением? Но в итоге решили поехать»
«НАШ СЫН ВСТРЕТИТ НАС В РАЮ…»
— Как проходит ваша семейная жизнь?
— Как и у любой семьи. Бывает разное. Даже если и возникают порой какие-то недопонимания, то мы быстро их улаживаем, так как чувствуем, что мы частичка друг друга. Когда у Ришата плохое настроение, то я стараюсь поддержать его. Если настроения у меня нет, то он поддерживает. Основа любой семьи — это взаимопонимание и взаимоуважение. Это основа счастья. И я чувствую подобное каждый день рядом с этим человеком.
Нам хорошо вместе, и мы редко расстаемся друг с другом. Я выпросила у Аллаха это семейное счастье.
— В вашем браке уже было место испытанию: вам удалось забеременеть и родить ребенка. Но его вы в итоге потеряли…
— Знаете, когда я узнала, что беременна, сразу решила, что оставлю ребенка. Я даже не сразу другим людям стала говорить о беременности, так как знала, что меня будут отговаривать от родов. Мы пошли к врачу, когда уже был большой срок беременности. В итоге состоялось два консилиума врачей. И меня, как и моего мужа, уговаривали прервать беременность. Но мы вместе с мужем дома посовещались и решили, что должны попробовать. Нам нужно сделать все возможное, чтобы ребенок жил. И нас поддержали руководители фонда «Ярдэм» и врачи Казани.
Это был очень тяжелый период. Я понимала, что в этом есть угроза жизни и для меня. Но желание сохранить ребенка перевесило все сомнения. Тем более близкие нас поддержали.
Рожать мы поехали в медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика Кулакова в Москве. В столице были друзья, которые организовали все наше проживание и взяли на себя все расходы.
Там появился наш сын Салават. Он прожил недолго и через 20 дней покинул нас. Но мы все равно благодарны Аллаху, потому что стали родителями. И у нас есть кому нас встретить в раю…
— Вы кардинально изменились, придя в «Ярдэм»: стали публичной личностью, даже участвовали в программе на Первом канале у Александра Гордона!
— Когда нас пригласили на Первый канал сниматься в программе «Мужское и женское», у нас были, конечно, сомнения некоторые — ехать или нет. Мы уже заметили, что в некоторых СМИ бывают негативные комментарии в отношении нас. Кого-то наше семейное счастье раздражает. Не все могут принять и понять наш брак. Появляются гадости от комментаторов. Вначале я обижалась, когда читала такое. Но в итоге решила постараться понять таких людей и попросить у Всевышнего, чтобы он дал разум им. Чтобы они смогли понять наше счастье.
Поэтому когда нас пригласили на съемки в Москву, то мы сомневались — думали: может, не раздражать и не провоцировать людей своим появлением? Но в итоге решили поехать, так как считаем важным рассказывать о проблемах людей и стараться вдохновлять тех, кто оказался в похожей ситуации. Мы слетали, и передача прошла замечательно.
— На передаче Гордон узнал, что вы живете в съемной квартире, и обратился публично к тем, кто мог бы помочь разрешить эту ситуацию. Изменилось положение?
— Ничего пока не изменилось. Мы живем на съемной квартире. Но нет ничего невозможного, и мы надеемся, что все еще впереди.
«Я не понимаю, когда совершенно нормальные здоровые люди, которые могут легко взять и прогуляться, например, пойти в лес, жалуются на жизнь. Цените то, что имеете. И не надо жаловаться по пустякам»
«ЦЕНИТЕ ТО, ЧТО ИМЕЕТЕ. И НЕ НАДО ЖАЛОВАТЬСЯ ПО ПУСТЯКАМ»
— Поскольку вы теперь и общественный деятель, который говорит о проблемах инвалидов, то хотелось бы узнать ваше мнение о состоянии доступной среды в Казани.
— В Казани многое делается для формирования доступной среды. Но есть некоторые недостатки, которые бросаются в глаза. К сожалению, некоторые застройщики делают пандусы и прочие элементы доступной среды для галочки. По ним порой невозможно бывает подняться. В таких случаях нам помогают прохожие. И мы хотели бы, чтобы такие застройщики более внимательно относились к этому вопросу.
— В заключение что бы вы хотели пожелать читателям?
— Цените свою семью, физическое здоровье. Я не понимаю, когда совершенно нормальные здоровые люди, которые могут легко взять и прогуляться, например, пойти в лес, жалуются на жизнь. Цените то, что имеете. И не надо жаловаться по пустякам. Несмотря ни на что, я благодарна Всевышнему, что Он послал мне полноценную жизнь, где я в окружении любящего мужа и коллектива понимающих людей. Это счастье.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 44
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.