Сегодня в еще реконструируемом здании бывшего НКЦ «Казань» прошла пресс-конференция, на которой гранд-дамы татарстанской власти представили концепцию нового культурного кластера на этом месте, открытие которого намечено 30 августа. О том, почему проект реновации без тендера доверили московскому бюро «Хора» и какого исторического деятеля вспомнил экс-глава пресс-службы президента РТ, представляя Тимерзянову, — в материале «БИЗНЕС Online».
Ирада Аюпова: «В этих стенах мы обязательно должны создать центр, который сделает книги доступными колоссальному количеству людей, интересующихся нашей культурой»
«У нас не сильно престижно — культурно развиваться»
Совпадение или нет, но через пять дней после выхода на «БИЗНЕС Online» заметки о непростых взаимоотношениях министра культуры РТ Ирады Аюповой и помощника президента РТ Наталии Фишман-Бекмамбетовой, которые не могут поделить зоны ответственности в обновленной Национальной библиотеке РТ, гранд-дамы собрали совместную пресс-конференцию, на которой сидели рядом без тени неловкости и рассказывали о трансформации НКЦ «Казань» под нужды Нацбиблиотеки РТ.
Другими участниками пресс-конференции стали теперь уже бывший руководитель Нацбиблиотеки Сююмбика Зиганшина, для которой это было первое публичное мероприятие в новом статусе заместителя министра культуры РТ, а также назначенная сегодня неожиданно на ее место экс-заместитель гендиректора ТНВ Мадина Тимерзянова. Модератором встречи с журналистами стал матерый волк медиаиндустрии Татарстана, экс-глава пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин. Кроме того, выступить перед журналистами пригласили и первых резидентов культурных площадок библиотеки — директора фонда «Живой город» Инну Яркову, экс-председателя всемирного форума татарской молодежи (ВФТМ) Табриса Яруллина, одного из основателей центра современной культуры «Смена» Роберта Хасанова и основателя лейбла Yummy Music, продюсера Ильяса Гафарова.
Первой выступила Аюпова, которая вспомнила, что одним из первых ее мероприятий в министерстве культуры была конференция о развитии библиотечного дела. Она подчеркнула, что важно поднять имидж библиотеки, и показала несколько рукописных книжных памятников из фондов Нацбиблиотеки. «В этих стенах мы обязательно должны создать центр, который научит людей читать эти книги, сделает их доступными колоссальному количеству интересующихся нашей культурой — таких много в мире», — сказала госпожа министр. Она вспомнила и слова Туфана Миннуллина (в конце августа будет отмечаться 85 лет со дня рождения знаменитого драматурга), который в своем последнем выступлении в Госсовете РТ жаловался на низкий интерес к культуре в современном обществе и сказал, что у Татарстана должна быть достойная, современная, актуальная для общества Национальная библиотека. «Действительно, у нас модно ходить на футбольные матчи, но не сильно престижно — культурно развиваться», — посетовала Аюпова.
Наталья Фишман-Бекмамбетова: «Поскольку — нескромно скажу — я завела моду обсуждать проекты, не считаю, что специализированные проекты должны рассматриваться всем миром. Их необходимо обсуждать с профессионалами»
«Рустам Нургалиевич посмотрел и пришел к выводу…»
Следом слово взяла Фишман-Бекмамбетова. Она привела данные исследования мэрии Казани: с июля 2019-го по январь 2020 года библиотеки посещали только 5–6% казанцев, а театры — в 5–6 раз больше. «У жителей Казани есть существенный спрос на культуру и досуг, но в библиотеки почему-то ходить не получается. В прошлом году мы посмотрели статистику посещаемости в США — там библиотеки обогнали кинотеатры почти в 2 раза! Представьте себе, невероятно! Почему? Там библиотека организована как мультифункциональное пространство, которое предполагает разные типа культурного досуга и активности», — сказала помощник президента РТ. Она подчеркнула, что этот опыт есть и в России — в качестве советника главы департамента культуры Москвы она вместе с издателем Борисом Куприяновым курировала проект реформирования московской библиотечной системы. Итогом этой работы стала в числе прочих библиотека им. Достоевского, посещаемость которой выросла в 15 раз за три месяца.
Другая московская библиотека — им. Некрасова — стала партнером властей Татарстана, здесь помогли сформулировать функциональное задание на проектирование Нацбиблиотеки Татарстана. «Это одно из самых заметных учреждений в Москве — у них 50–70 мероприятий ежемесячно, до пандемии их в среднем посещали 700 человек, после — 400. Мы понимаем, что они знают свою работу», — объяснила Фишман-Бекмамбетова. Также она подробно рассказала о самом процессе подготовки к реновации — были проанализированы материалы библиотеки и строительная документация, в июле прошлого года прошли воркшопы с сотрудниками библиотеки и интервью с деятелями культуры Татарстана, а позже здание бывшего НКЦ «Казань» осмотрели эксперты библиотечного дела и архитекторы. Так формировалось функциональное задание (на основании которого осуществляется проектирование и которому обязан соответствовать проект) с учетом идеологических и технических аспектов жизни библиотеки.
Проект трансформации НКЦ «Казань» подготовили архитекторы столичного бюро «Хора», которые как раз и реконструировали библиотеки им. Некрасова и им. Булгакова в Москве. Также они разработали регламент оформления библиотечных пространств столицы, регулирующий все технические вопросы. В ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», был ли конкурс на проектирование библиотеки, Фишман-Бекмамбетова пояснила, что из-за нехватки времени пришлось сразу обратиться к профессионалам: «Рустам Нургалиевич посмотрел несколько культурных институций в Москве и пришел к выводу, что он хотел бы видеть НКЦ как многофункциональное культурное пространство. У нас было не слишком много времени, поэтому мы пришли к людям, которые продемонстрировали владение предметом. В России есть немного различных команд, которые бы занимались реконструкцией и изменением библиотек».
Проект трансформации НКЦ «Казань» подготовили архитекторы столичного бюро «Хора», которые реконструировали библиотеки им. Некрасова и им. Булгакова в Москве
«я не считаю, что специализированные проекты должны обсуждаться всем миром»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» также поинтересовалась, почему проект реновации не был вынесен на общественное обсуждение. Фишман-Бекмамбетова пояснила, что это специализированный проект, заказчиком которого являются библиотека и деятели культуры. «Когда мы обсуждаем парк, то устраиваем общественное обсуждение. Почему? Определить, что будет находиться в парке, должен функциональный заказчик, то есть пользователь. В нашем случае функциональный заказчик — библиотека и деятели культуры, структуры, которые отвечают за наполнение и реализацию пространства. Не нужно заниматься популизмом — если мы будем обсуждать с широкой общественностью проекты больниц, то будет странно. Это профессиональный вопрос. Мы представляем вам пространство, которое создано и запрограммировано для максимально широкого использования общественностью, это качественный, профессиональный продукт. Поскольку — нескромно скажу — я завела моду обсуждать проекты, не считаю, что специализированные проекты должны рассматриваться всем миром. Их необходимо обсуждать с профессионалами», — подчеркнула помощник президента РТ.
Говоря об интерьерных изменениях пространства, Фишман-Бекмамбетова отметила, что здание стало светлым, были раскрыты фасады и оно стало доступнее — в этом заслуга «Татинвестгражданпроекта», который стал автором рабочей документации и нашел технические решения, которые бы учитывали требования по охране внешнего облика. Кроме тех функциональных зон, о которых уже писал «БИЗНЕС Online», помощник президента РТ рассказала о студии звукозаписи, которой тоже нашлось место в Нацбиблиотеке. «У нас появится техническая возможность обеспечивать качественную обработку творчества современных казанских музыкантов. Почему на Украине за последнее десятилетие появилось много талантливых музыкальных коллективов? Потому что там дешевле сводить и записывать музыку, чем в Москве, — 2–3 тысячи долларов против 10–15 тысяч долларов. Это индустрия, она предполагает профессиональную работу. И здесь будет возможность на базе библиотеки, как институции, которая архивирует знания, спродюсировать такую функцию», — пояснила Фишман-Бекмамбетова. Также она упомянула, что вместе с городом будут обсуждаться остановки общественного транспорта у библиотеки, чтобы сделать ее еще доступнее.
Сююмбика Зиганшина: «В Казани есть шикарные спортивные объекты, горнолыжный курорт. И теперь у нас появляется библиотека мирового уровня»
«Обычно мужчина делает предложение девушке, а я сделаю предложение Табрису»
Хайруллин, выступая в роли своеобразного тамады пресс-конференции, рассказал журналистам, что в трудовой книжке новоиспеченной замминистра культуры РТ Зиганшиной была только одна запись — «Национальная библиотека РТ», а теперь появится вторая. Она добавила, что являлась библиотекарем отряда еще в 12 лет в «Артеке». После этого было 200 библиотек за рубежом, и даже такого опытного посетителя, как Зиганшину, восхитил проект новой Нацбиблиотеки. «В Казани есть шикарные спортивные объекты, горнолыжный курорт, только недавно я посетила гольф-клуб — не ожидала, что он будет мирового уровня. И теперь у нас появляется библиотека мирового уровня», — сказала теперь уже ее экс-директор.
Мадина Тимерзянова: «Библиотека станет блестящей площадкой для самореализации, куда сможет прийти и креативная молодежь, и любители традиционных библиотек»
Представляя Тимерзянову, Хайруллин вспомнил Надежду Крупскую: «Сегодня я прочитал Надежду Константиновну, которая рассказывала про Ленинскую библиотеку: „Прекрасный дом книги сделан, свезли книги со всей республики, а что делать, библиотекари не знают, — лежат в куче, номеров нет“. Такую картину она застала. Теперь мы знаем, что делать с книгами, и Мадина Фатыховна расскажет, как новый директор библиотеки». Тимерзянова так далеко в историю не углублялась, лишь заметила, что у нее в трудовой книжке побольше записей, чем у Зиганшиной, но все они связаны с информационным вещанием. «Сегодня я получаю колоссальный вызов. Для меня это предложение очень неожиданное, но я смотрю на него как на возможность. Задача коллектива во главе со мной — насытить данное пространство жизнью прежде всего через коммуникации. Это совершенно другая культура потребления среды, подачи библиотеки и ее рукописей, которые нужно вытащить и сделать публичным. Я рада, что у площадки будут резиденты, творческие команды, сюда придет татарская творческая молодежь. Это поднимет восприятие жизни на совершенно новый уровень. Это охренительные возможности! Здесь есть мультимедийное оснащение, которое мало где встретишь. Библиотека станет блестящей площадкой для самореализации, куда сможет прийти и креативная молодежь, и любители традиционных библиотек», — эмоционально сказала новый директор Нацбиблиотеки.
Табрис Яруллин выразил надежду, что Нацбиблиотека станет центром развития татарских сообществ и превратит субкультуры в полноценную городскую культуру
После ее спича те самые резиденты рассказали, как воспользуются «охренительными возможностями» своеобразного кластера — туда переедут проекты «Угла» и «Алифа», в том числе образовательное направление, которое включает в себя театральные курсы, там проведут книжный фестиваль «Смены» и обоснуются подписанты лейбла Yummy Music. Яруллин выразил надежду, что Нацбиблиотека станет центром развития татарских сообществ и превратит субкультуры в полноценную городскую культуру и сильные общественные силы. Похоже, для этого есть все шансы — после выступления резидентов Тимерзянова объявила Яруллина своим заместителем. «Это первое кадровое решение. Обычно мужчина делает предложение девушке, а я сделаю предложение Табрису стать моим замом, чтобы все твои мечты исполнялись и ты сам будешь их воплощать», — сказала с характерной шоуменской манерой директор Нацбиблиотеки. Яруллин согласился, и следом ожидаемо прозвучали аплодисменты.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 247
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.