Все автомобили, сходящие с конвейеров, минпромторг РФ предлагает оснастить алкозамками, блокирующими машину, если за руль садится пьяный водитель. Цена девайса — от 25 тыс. до 120 тыс. рублей плюсом к цене авто. В Татарстане алкоблокировку обкатывали на школьных автобусах, но проект не прижился. О том, убережет ли эта новинка дороги от пьяных или станет жертвой хакеров, — в материале «БИЗНЕС Online».
До конца этого года в России разработают концепцию внедрения в «массовое потребление алкозамков для транспортных средств»
приживется ли в россии шведская практика алкозамков?
До конца этого года в России разработают концепцию внедрения в «массовое потребление алкозамков для транспортных средств». Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на протокол совещания в минпромторге РФ. По информации издания, до 31 декабря планируется проработать вопрос о стимулировании автопроизводителей устанавливать такие приборы в машины, сходящие с конвейеров. Производители транспортных средств будут получать за это дополнительные баллы, необходимые при оценке локализации производств. Параллельно с тем станут разрабатываться стандарты, правила применения устройств, а ФГУП НАМИ будет проводить тестирования автомобилей на предмет безопасности при использовании алкозамков — чтобы они не сбоили и как минимум не блокировали двигатели на ходу. Ожидается, что новые приборы окажутся регламентированы как «средства измерения», наподобие дорожных камер и алкометров, осуществляющих регулярные проверки.
На совещании в минпромторге, с протоколом которого ознакомились журналисты, присутствовали представители производителя микроэлектроники АО «НИИМА „Прогресс“», разработчика информационных систем ООО «Омега», поставщика запчастей «Итэлма» и производителя оборудования для ТО ООО «Научно-производственная фирма „Мета“» — это единственная компания, у которой на сегодняшний день есть готовые алкозамки.
Что собой представляет автоблокировка для пьяных? Это специальное устройство, которое с помощью алкотестера контролирует водителей, предостерегая их от управления авто в нетрезвом виде, блокируя систему зажигания. Т. е. перед запуском двигателя севшему за руль водителю нужно подышать в трубочку, чтобы провериться на наличие паров этилового спирта, и только тогда он сможет начать движение. При этом тестирование будет осуществляться и прямо во время движения авто, чтобы защитить систему от случаев, когда пьяный водитель просит подышать трезвого знакомого. Если установлен определенный уровень опьянения водителя, то алкозамок начнет привлекать внимание к этому авто: моргание фар, гудок и т. д. Притом, как заверяется, система никогда не глушит двигатель прямо на ходу, что может приводить к дорожным происшествиям.
Автоблокировка для пьяных — это специальное устройство, которое с помощью алкотестера контролирует водителей, предостерегая их от управления авто в нетрезвом виде, блокируя систему зажигания
Использование алкозамков — довольно распространенная мировая практика. Например, подобные системы устанавливаются в машины в Швеции, Австралии (где водители ставят устройства за свой счет), Литве (где установка алкозамка может скостить срок лишения прав за вождение в нетрезвом виде) и т. д. Кроме того, по новым правилам на всех произведенных на территории стран Евросоюза машинах с 2022 года алкозамки станут обязательными. В России идея их установки также не нова и активно обсуждается последние годы, даже было несколько законопроектов на этот счет, правда, не получивших своего развития.
На сегодняшний день стоимость алкозамков на рынке колеблется от 25 тыс. до 120 тыс. рублей, что будет плюсом к цене авто, если производителей обяжут выпускать машины с уже установленными приборами. К слову, тот же аппарат у компании – производителя алкотестеров «Мета» стоит 79 тыс. рублей. В инструкции к нему прописано, что на показания устройства может повлиять парфюм, лосьон после бритья, курение непосредственно перед измерением уровня своего опьянения или даже пары стеклоомывателя. Также нельзя кушать, пить воду перед тестированием алкозамка. Если он сработает, то авто заблокируется минимум на полчаса. Нюансов довольно много.
Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» заместитель начальника ГИБДД по РТ Дамир Бикмухаметов, в инспекции с одобрением относятся к внедрению алкозамков при условии, что производители девайсов будут учитывать ряд вопросов. «Во-первых, нельзя допускать удорожания транспортных средств для покупателей, — заметил он. — Во-вторых, прибор не должен допускать технических погрешностей и блокировать автомобиль, если водитель, например, воспользовался жидкостью для омывания стекол, духами и прочими запахами». Кроме того, собеседник издания подчеркнул, что блокировкой для нетрезвых водителей следует оснащать все автомобили без исключений.
Первая попытка установки алкозамков была внедрена в 2009 году в Татарстане и Московской области. Они снимали ряд проблем, таких как предрейсовый медицинский осмотр водителей автобусов
ПЕРВЫЕ АЛКОЗАМКИ НА ШКОЛЬНЫХ АВТОБУСАХ В ТАТАРСТАНЕ
Первая попытка установки алкозамков была внедрена в 2009 году в Татарстане и Московской области. Инициатива принадлежала российскому союзу автостраховщиков, который подписал с правительством РТ соглашение о взаимодействии и сотрудничестве. На первом его этапе союз автостраховщиков финансировал покупку и установку приборов на машины. Стоимость одного алкозамка составляла около 60 тыс. рублей. Предполагалось, что оборудование приобретается за счет региональных властей или автопарков.
«Поначалу планируется оборудовать защитным устройством школьные автобусы, — расписывал планы в 2010 году теперь уже экс-начальник татарстанского управления ГИБДД Рифкат Минниханов. — Затем распространим этот опыт на все пассажирские автобусы, а далее будем рекомендовать автосалонам устанавливать такие устройства на легковых автомобилях». Он рассказывал, что перед внедрением алкозамков был изучен опыт Швеции, где их установка имела рекомендательный характер. «Кстати, водителю авто, лишенному прав за езду в нетрезвом виде, могут их вернуть с условием, что он поставит себе на машину алкозамок», — указывал на интересный поворот Минниханов. Правда, предложений внедрить этот опыт в Татарстане не звучало. При проведении эксперимента в 2010 году РТ было выделено 100 приборов для установки на школьные автобусы. «Проект показал себя эффективно, но в дальнейшем финансирование было свернуто и проект закрыли», — с сожалением говорит источник издания, знакомый с ситуацией.
Алкозамки также снимали ряд проблем, таких как предрейсовый медицинский осмотр водителей автобусов, который тогда был практически невозможен. Однако широкое распространение этот проект так и не получил, забуксовав уже через несколько месяцев после внедрения первых алкозамков. И. о. первого заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Павел Чернов заявил в апреле 2010 года журналистам, что практика установки алокзамков оказалась не слишком удачной. «Из 25 установленных в прошлом году на школьные автобусы алкозамков 10 уже отключено, — констатировал он. — Иногда двигатель вообще не заводится, порой выключается во время движения. Ведь они просят подышать в трубочку периодически в течение всего дня».
Отметим, что за 6 месяцев 2020 года инспекторы ГИБДД составили 6 666 административных материалов в отношении водителей, управлявших ТС в нетрезвом виде. В отношении 595 нарушителей завели уголовные дела по ст. 264.1 за повторное управление в алкогольном опьянении. «Проблема аварийности с участием нетрезвых водителей должна затрагивать каждого участника дорожного движения», — заявил на прошлой неделе на встрече с журналистами начальник УГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов. Доказательством равнодушного отношения окружающих к пьяным за рулем стал социальный эксперимент «Ты можешь его остановить», который провели в ГИБДД на улицах Казани. Профессионально обученного актера попросили сыграть пьяного водителя за рулем стоящего на обочине авто на виду у горожан. 90% казанцев вообще никак не отреагировали на желание еле стоящего на ногах человека сесть за руль.
«Если ставить сейчас замки только на новые машины, возникает ситуация, когда огромное количество транспорта останется на дорогах без алкозамков»
«под предлогом заботы о водителях, безопасности зарабатывают производители»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о том, приживутся ли алкозамки в России.
Рамиль Хайруллин — представитель ФАР «Федерация автомобилистов России» в РТ»:
— Да, в Татарстане алкозамки устанавливали еще с 2010 года, но только на школьных автобусы для сельских перевозок. Другие виды транспорта такими замками не оснащали. С тех пор проблема установки алкозамков для пьяных водителей своей актуальности не потеряла, она только усугубляется. Но я не считаю, что эти алкозамки нужно устанавливать повально, везде. Все-таки презумпция невиновности какая-то должна быть. А вот именно тем, кто уже попался, был лишен прав из-за вождения в пьяном виде, одним из условия возврата прав можно ставить установку алкозамков. Только тогда возвращать им права. Подобное нужно делать уже давно. Это должно стать одним из условий возвращения водительского удостоверения. Причем ставить алкозамок водитель, я считаю, должен за свой счет. Он обязан понимать, что за езду в пьяном виде заплатит штраф, да еще и за установку замка. Это будет давить на него материально и морально. И не помешало бы еще и на общественном транспорте ставить алкозамки. Бывают ситуации, когда и таких водителей ловят за езду в пьяном виде…
Сергей Сотников — исполнительный директор ООО «Реверс», НП «Логистика и автоперевозки Татарстана», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ:
— Для меня важен вопрос — насколько заявленные цели соответствуют задачам тех, кто эти алкозамки продвигает? По опыту грузоперевозок очень часто под предлогом заботы о водителях, безопасности внедряют такие технологии, на которых зарабатывают производители, но на безопасность подобное не влияет.
Если исходить с точки зрения того, чтобы люди не садились пьяные за руль, конечно, это верно. Смогут ли технические средства решить данную проблему? Думаю, вряд ли. Только комплекс мер — и технические средства, и контролирующие профилактические мероприятия, и работа над воспитанием водителя, уважением к своим семьям, ведь за рулем пьяные губят не только себя, но и своих близких. Важно понимать и то, кто будет оплачивать эти замки. С учетом того, что наш обыкновенный смартфон включает огромное количество функций, а стоит 5–10 тысяч рублей, алкозамки также должны обладать разумной стоимостью. Но, боюсь, цены будут заоблачные.
Если ставить сейчас замки только на новые машины, возникает ситуация, когда огромное количество транспорта останется на дорогах без алкозамков. Если посмотрим статистику (если такая существует), кто садится пьяным за руль, наверное, можно выделить какой-то тип транспортных средств, социальный состав. Но так можно дойти и до абсурда. Скажут ставить алкозамки либо только рыжим, либо тем, кто ездит на «четырнадцатых». Если оборудовать все автомобили, тогда будет какая-то логика. Если же обязать производителей установить замки только на новые авто с перспективой обновиться через 15 лет, это слишком долгая перспектива… Что-то здесь недоговаривают.
Сколько я знаю подобных технологий, всегда находится человек, который может их обойти. Умельцы могут и перепрограммировать, и чипировать, и поставить устройства-обманки. Боюсь, что наверняка будут такие люди, которые все сделают за определенную сумму. Есть и шанс, что технология может заглючить. Это же электронная система, а любая дает сбой. Если он возникнет, что человеку делать зимой, на морозе? Мерзнуть на дороге? Вопросов масса! Думаю, это больше продиктовано тем, что кто-то хочет пролоббировать свое оборудование.
Само собой, люди не должны садиться пьяными за руль. Наказание за это должно быть максимально суровым, независимо от положения человека. Для кого-то 50 тысяч штрафа — большие деньги, а для кого-то и 5 миллионов — ничто. Кому-то и полтора года походить пешочком нестрашно.
Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент движения автомобилистов России:
— Я думаю, не стоит. Это очередная нажива каких-то там придумщиков. Если у нас в Кодексе об административных правонарушениях не будет ответственности за езду без алкозамка, подобное ничего не даст. Кроме того, закон о защите прав потребителей запрещает навязывание платных услуг. А это явно она. Потому я думаю, что так же, как и с техосмотром, ОСАГО, мы с ней будем бороться.
Насчет установки алкозамков на большегрузы и автобусы это вопрос к собственнику. Водитель и собственник — кардинально разные категории. Второй — категория гражданского права, а первый — административного. Поэтому отождествлять их никак нельзя. Машина может быть зарегистрирована на вашу организацию. И тогда что? На ней меняются разные водители, по каким критериям вы будете ставить алкозамок? Если компания изначально делает условием при приеме водителей работу с алкозамком, тогда она должна на свои деньги его ставить. Значит, мы провоцируем поборы с организаций, а у нас по Конституции все равны. Это очень скользкий вопрос.
А насчет алкозамка как залога для возвращения водительского удостоверения, отобранного за езду в пьяном виде… Нет, тогда это дополнительное наказание, как и переэкзаменовка, мы с ней тоже боремся. У нас должно быть наказание конкретное. Если кодекс предусматривает лишение права управления, значит, лишение. Срок отбыл — возвращайте права. Еще раз повторюсь: то, что касается права управления, относится к водителю. А алкозамок и зимние шины или ОСАГО — это к собственнику. Мы не можем наказывать его за грехи водителя.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 84
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.