СУВОРОВА ЗДЕСЬ ЗНАЮТ, НО ВОСПРИНИМАЮТ БЕЗ ПРИСУЩЕГО РУССКИМ ПИЕТЕТА

Во многих туристических магазинах и в информационном офисе для туристов можно встретить портреты Суворова — на марках, открытках, постерах, кружках. Великий русский полководец побывал здесь в 1799 году, завершив героический переход через Альпы. В Вадуце порядком потрепанная во время боев с французами русская армия получила отдых, после чего отбыла на родину. Суворова здесь знают, но воспринимают без присущего русским пиетета, просто как известного полководца, оставившего свой след. Нынешняя туристическая индустрия Лихтенштейна монетизирует образ Суворова, как, собственно, и других известных деятелей, когда-либо бывавших в этой стране. Впрочем, главным достоянием туриндустрии является, конечно же, княжеская семья, изображения которой пестрят на многих сувенирных изделиях.

Сельский пейзаж Лихтенштейна Сельский пейзаж Лихтенштейна

Впрочем, наших соотечественников в Лихтенштейне не так много. По крайней мере, так мне сказала бывшая жительница Москвы по имени Людмила, работавшая в Национальном музее Лихтенштейна (Liechtensteinisches Landesmuseum). Она сама жила в Австрии и каждый день ездила на автобусе в Вадуц. И дело не только в дороговизне (Лихтенштейн считается дорогим местом даже по сравнению с недешевой Швейцарией, не говоря уже об Австрии), но и в сложности получения вида на жительство в княжестве. Проще и дешевле приезжать сюда на работу, благо расстояния невелики.

Собственно, именно благодаря Людмиле, согласившейся за дополнительную плату провести экскурсию по музею, я и узнал о некоторых интересных моментах русско-лихтенштейнских связей.

Национальном музей Лихтенштейна в Вадуце Национальном музей Лихтенштейна в Вадуце

Например, по окончании Второй мировой войны Лихтенштейн отказался выдать Советскому Союзу военнослужащих дивизии вермахта «Руссланд», в составе которой, помимо эмигрантов, также воевали бывшие бойцы Красной армии, ставшие на путь коллаборационизма. Наши долго настаивали на их выдаче, но князь Лихтенштейна Франц Иосиф II остался непреклонен. Впрочем, есть версия, что причиной этого была не столько его нелюбовь к коммунистической России, сколько месть за то, что в апреле 1945 года, сразу после взятия Вены, наши войска реквизировали часть находившегося здесь княжеского архива, который затем вплоть до 1990-х годов хранился в нашей стране. Лихтенштейну документы вернули уже в 1997 году в обмен на архив колчаковского следователя Соколова с материалами о расстреле царской семьи. Сын Франца Иосифа II Ханс-Адам II приобрел бумаги Соколова на аукционе специально для обмена. Подсказал ему эту идею наш бывший соотечественник барон Эдуард Фальц-Фейн, который после революции покинул Россию вместе с родителями, а в 1930-х годах обосновался в Лихтенштейне.

Одна из главных улиц Вадуца Одна из главных улиц Вадуца

ГОРАЗДО ИНТЕРЕСНЕЕ БРОДИТЬ ПО НЕМНОГОЧИСЛЕННЫМ УЛИЦАМ ВАДУЦА

Кстати, именно барон Фальц-Фейн во многом способствовал популяризации Суворова в Лихтенштейне и Швейцарии. Причем, как отметила упомянутая мной сотрудница Национального музея Лихтенштейна Людмила, именно благодаря Фальц-Фейну образ Суворова стал использоваться в сувенирной продукции. Объяснение подобному было простое — барон являлся владельцем крупной сувенирной компании, а в центре Вадуца у него имелся популярный сувенирный магазин, в котором продукции с изображением русского генералиссимуса отводилось солидное место.

Что касается самого Национального музея Лихтенштейна, то он не относится к числу уникальных объектов. В нашем понимании это обычный краеведческий музей, сочетающий в себе разделы природы, археологии, истории, народной культуры. Экспонаты в основном стандартные, из категории «руками не трогать».

С этой точки зрения гораздо интереснее бродить по немногочисленным улицам Вадуца, где можно обнаружить «экспонаты» в виде уличных скульптур. Впрочем, стиль таких композиций очень необычный, как говорится, на любителя. Нужно быть большим эстетом, чтобы по достоинству оценить их авторский замысел. Например, скульптура «Отдыхающая женщина» Фернандо Ботеро у музея искусств Лихтенштейна или же «Три лошади» швейцарского скульптора-модерниста Нага Арнольди. Но есть и очень популярные в Европе композиции из ржавого металла. В последнем случае оценить художественные достоинства данных авторских работ очень сложно. У меня сразу же возникает образ вторчермета и появляется желание сдать эти «художественные произведения» на металлолом. 

Скульптурная композиция «Три лошади» перед зданием городской Ратуши Вадуца Скульптурная композиция «Три лошади» перед зданием городской Ратуши Вадуца

Но если надоест ходить по улицам столицы Лихтенштейна, то можно подняться выше, к княжеской резиденции — замку Вадуц. По пути попадется пара смотровых площадок, откуда открываются красивые виды на лежащий внизу город, на Рейн и горную гряду за ним, расположенную уже на территории Швейцарии.

В сам замок попасть не удастся — это частная закрытая территория, доступ в которую разрешен только по приглашению князя. Но говорят, что там хранится немало дорогостоящих художественных ценностей, в разное время приобретенных князьями династии Лихтенштейн.

Замок Вадуц — официальная резиденция князя Лихтенштейна Замок Вадуц — официальная резиденция князя Лихтенштейна

Еще более интересные места Лихтенштейна находятся гораздо выше, в горах. Вдоль вершины горного хребта, расположенного над Вадуцем, есть так называемая Княжеская тропа — с нее открывается панорама всей долины Рейна, вдоль которой лежит Лихтенштейн. Но этот путь уже только для тех, кто обладает соответствующей физической подготовкой и не боится высоты.

Депутат Государственного Совета РТ

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции