Ильгам Исмагилов: «Колоссальная нагрузка, просто чудо, что находятся средства. Но мы благодарны, что социальную работу фонда видит и руководство республики, и руководство Казани. Это дорогого стоит» Ильгам Исмагилов: «Мы благодарны, что наша социальная работа востребована, приносит благо для людей, а руководство республики и Казани видит нашу работу. Это дорогого стоит, мы это ценим»

«ТАКОЕ ОБЛЕГЧЕНИЕ НАСТУПАЕТ, КОГДА ОПЛАТИЛ КОММУНАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ, ВЫДАЛ ЗАРПЛАТУ»

— Ильгам Фатхирахманович, вы являетесь президентом национального исламского благотворительного фонда «Ярдэм», стояли у истоков его создания. Но лично о вашей деятельности знают не очень многие, поскольку вы избегаете публичности. Расскажите, пожалуйста, как произошло ваше знакомство с проектом «Ярдэм».

— В 2004 году я познакомился с Илдаром хазратом (Илдар Баязитов — председатель совета НИБФ «Ярдэм» — прим. ред.), а в феврале 2005 года он предложил мне работать в мечети «Сулейман», что в поселке Левченко, где обучались хафизы Корана и велась социальная работа. Мне это было очень интересно, и с того момента я начал работать в мечети «Сулейман».

В 2007 году из-за того, что наша деятельность расширялась, назрела необходимость создания фонда. В тот момент Илдар хазрат как раз приехал из Турции — это была деловая поездка от ДУМ РТ. Члены делегации в том числе знакомились с деятельностью вакфов (в мусульманском праве имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели,прим. ред.) в данной стране. Там вакфы заняли различные социальные ниши — от кормления птиц в зимнее время до уборки в мечетях. Эти примеры  вдохновили нас на то, чтобы учредить фонд «Ярдэм».

Как раз в это время к нам за помощью обратилась многодетная семья, которая оказалась в крайне тяжелой жизненной ситуации, они остались фактически на улице. Ситуация зашла настолько далеко, что органы опеки собирались лишить мать-одиночку родительских прав. Чтобы этого не допустить, фонд «Ярдэм» с помощью меценатов приобрел для этой семьи дом в деревне, обеспечил всем необходимым для быта — инвентарем, одеждой, даже козой, чтобы была возможность вести хозяйство, для них это стало ощутимой поддержкой. Фонд оказывал регулярную помощь этой семье до тех пор, пока женщина — глава семьи — не устроилась на работу.

— Как сейчас живут люди, с помощи которым началась история фонда «Ярдэм»? Отслеживаете ли вы судьбу своих подопечных?

— Мы до сегодняшнего дня отслеживаем судьбу наших подопечных. Что касается той семьи, о которой мы говорили выше, то там дети уже выросли, один из сыновей учится в нашем пансионате в селе Бурбаш Балтасинского района. А сама семья переехала в Сабинский район, купили там дом, занимаются выращиванием в теплицах рассады, саженцев, практически с зимы к этому готовятся. Встали на ноги, но время от времени мы стараемся помогать продуктами питания, одеждой: все-таки многодетная семья.

— Фонд «Ярдэм» среди знающих людей прежде всего ассоциируется с тремя именами: Илдар Баязитов, Малика Гельмутдинова, Ильгам Исмагилов. Как распределяются обязанности среди руководителей?

— Малика-ханум отвечает за реабилитацию, учебную часть, воспитание детей, Илдар хазрат ведет идеологическую сторону, он председатель совета фонда, задает вектор нашего развития. Я отвечаю за хозяйственную деятельность, документацию. Благодаря нашим объединенным усилиям, сегодня фонд «Ярдэм» — один из крупнейших благотворительных фондов в Татарстане, наша деятельность позволила заслужить доверие как среди обычных людей, так и среди органов власти.  Фонд неоднократно становился лауреатом премии «Благотворитель года Республики Татарстан», является трижды победителем конкурса фонда президентских грантов, а также победителем различных региональных конкурсов среди СОНКО на развитие гражданского общества.

— Нелегко, наверное, вести всю хозяйственную деятельность «Ярдэм»? Ждать помощи приходится от Аллаха, но и не только…

— Постоянно думаешь, как «закрыть» месяц, но неожиданно приходит помощь от Аллаха. Месяц «закрывается», и такое облегчение наступает, когда оплатил коммунальные расходы, выдал зарплату. Провели реабилитационные курсы для инвалидов, всем заплатили, но через короткое время все начинается сначала. Это такая колоссальная нагрузка, общие расходы фонда по всем направлениям — это где-то 5–5,5 миллиона рублей в месяц, просто чудо, что ежемесячно находятся такие средства. Но мы благодарны, что наша социальная работа востребована, приносит благо для людей, а руководство республики и Казани видит нашу работу. Это дорогого стоит, мы это ценим.

«Тот, кто действительно нуждается, он никогда не придет и не будет просить» «Нуждающийся человек не всегда может обратиться сам, его надо еще найти»

«НИ ОДНОГО СОТРУДНИКА ФОНДА «ЯРДЭМ» ЗА ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ МЫ НЕ СОКРАТИЛИ»

— В этом году ураза прошла в необычных условиях. Из-за пандемии коронавируса не было традиционных коллективных ифтаров, на которые в мечеть «Ярдэм» собирались более 2 тысяч человек ежедневно. Но вы, насколько я знаю, нашли выход — запустили акцию «Дорога жизни», развозили еду по домам…

— «Дорога жизни» была запущена еще за месяц до Рамадана, в конце марта мы начали пробные шаги, а сама идея пришла еще раньше. Ситуация была такова, что люди невольно оказались в самоизоляции: малоимущие, инвалиды, пожилые люди стали заложниками сложившихся обстоятельств. По сути, человеку, которому за 65 лет, который одинок, не может выйти из дома, лишен общения, некому помочь. На тот момент акция оказалась очень уместной и своевременной. Ежедневно волонтеры и сотрудники фонда доставляли ланч-боксы с готовой горячей едой, что нашим подопечным принесло двойную пользу. Люди, во-первых, были сыты, а во-вторых, они получали общение, внимание и поддержку со стороны.

«Мы готовились к худшему сценарию — как и ожидалось, к Рамадану количество людей, которым необходимо было помочь, значительно увеличилось»

— Ведь некоторые категории граждан не по своей воле, можно сказать, оказались под домашним арестом.

— Да, как под домашним арестом. Никого не видят, не слышат, а здесь приходили волонтеры, общались, была настоящая поддержка.

— Значит, «Дорога жизни» изначально не задумывалась как акция на Рамадан?

— Мы готовились к худшему сценарию — как и ожидалось, к Рамадану количество людей, которым необходимо было помочь, значительно увеличилось: если до месяца поста мы кормили 700–800 человек в день, то в мае данная цифра увеличилась в 2–3 раза. Во время уразы это были уже 2 тысячи человек и более. По сути, получилось так, что то, что мы делали до поста, оказалось подготовкой к священному месяцу, без которой не смогли бы осилить этот колоссальный труд. Это была ежедневная, очень непростая работа для всех сотрудников фонда, волонтеров, особенно нелегко пришлось поварам, которым приходилось готовить с утра до позднего вечера. Ни одного сотрудника фонда «Ярдэм» за время пандемии мы не сократили! А наши инвалиды продолжали работать дистанционно.

— Что изменилось, когда наступил Рамадан?

— Ничего не изменилось, разве что в ланч-боксах, кроме горячей еды, салатов, выпечки и хлеба, появились финики, так как среди наших подопечных, естественно, были и постящиеся. Но мы их клали не только мусульманам, а всем нуждающимся, любых национальностей, вероисповеданий. Ну и то, что я говорил выше, — количество людей во время поста увеличилось в несколько раз. У некоторых ситуация была настолько тяжелая, что без слез не взглянешь.

Но во всем этом нашей заслуги нет, это все милость Всевышнего — он показал нам путь, направил к таким людям. Потому что как правило, тот, кто действительно нуждается, никогда не придет и не будет просить. Нуждающийся человек не всегда может обратиться сам, его надо еще найти.

«Во всем этом нашей заслуги нет, это милость Всевышнего — он показал путь, направил к таким людям»

«У НИХ БУДУТ ВНУКИ, А У РЕБЯТИШЕК — БАБУШКИ И ДЕДУШКИ»

— Продолжается ли акция  «Дорога жизни»?

— Сейчас в основном раздаем продуктовые наборы, но тем, кто особенно нуждается и не в состоянии самостоятельно готовить, продолжаем развозить горячую еду. Продуктовые наборы доставляем еженедельно, а горячую еду — каждый день, кроме выходных. Также ежедневно продолжаем кормить бездомных на площадке за Московским рынком. Вообще, в рамках реализации социальной акции «Дорога жизни» фонд сейчас работает с 8 проектами: «Благотворительный ифтар с доставкой на дом», «Помним наших ветеранов», «Люди с ограниченными возможностями», «Матери детей-инвалидов», «Многодетная семья», «Одинокая старость», «Иностранные студенты», «Накорми бездомного».

— «Иностранные студенты» — это что-то новенькое.

— Да, мы помогали студентам из разных стран, которые остались на самоизоляции в Казани. Они говорили, что им в вузе давали лишь «Доширак», они не могли куда-то устроиться на работу, а помощь из дома не поступала…

— У фонда «Ярдэм», помимо «Дороги жизни», есть еще десяток проектов, наши читатели, наверное, знакомы с ними. Раскройте планы на будущее.

— В продолжение «Дороги жизни» планируем открыть на территории мечети «Ярдэм» социальный пункт питания для кормления одиноких стариков, малоимущих, бездомных, для этого необходимо будет установить благоустроенную, аккуратную бытовку, откуда будет раздаваться горячая еда. Хотелось бы запустить его после Курбан-байрама, для этого мы ищем финансирование. Кроме этого, сейчас идет строительство ангара, это будет многофункциональный центр, в нем планируем проводить занятия для реабилитантов, будет оборудован спортивный зал, во время уразы некоторые помещения будут использоваться для ифтаров. В планах есть создание «Дома старости» по аналогии с домом детей «Семейный очаг» в деревни Старые Зюри Тюлячинского района, где будут проживать одинокие престарелые люди, в том числе имеющие ограничения по здоровью. Они будут жить вместе с детьми из «Семейного очага», и это значит, что у них будут внуки, а у ребятишек появятся бабушки и дедушки. И если у кого-то возникнет желание помочь в осуществлении наших планов, присоединяйтесь, будем благодарны за любую помощь!