ГИСУ РТ за отсутствие разрешения на строительство грозит штраф от 500 тыс. до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток ГИСУ РТ за отсутствие разрешения на строительство грозит штраф от 500 тыс. до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток Фото: tatarstan.ru

«Разрешение на строительство, экспертиза проекта — это документы не подрядчика, а заказчика!»

Приволжское управление Ростехнадзора потребовало приостановить начатое год назад строительство первого участка второй линии метрополитена Казани. В пресс-релизе ведомство заявило, что ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» (ГИСУ РТ) не получило разрешение на строительство, а проектная документация, которую с 2015 года готовит «Татинвестгражданпроект», не имеет положительного заключения государственной экспертизы.

За день до этого заявления один из субподрядчиков строительства метро — ООО «Апекс» — повредил магистральный водопровод диаметром 60 см на улице Фучика, из-за чего затопило улицу, машины глохли на дороге, а вода заливала салоны автобусов. Давление холодного водоснабжения понизилось в Приволжском и Советском районах. Пострадали 506 многоквартирных домов, 3,9 тыс. частных домов в поселках Вознесенское, Восточный, Алтан, Салмачи, Вишневка, Привольный, Плодопитомник. А также 45 детских садов, 17 школ, 22 административных здания, две больницы и две котельные. Аварийные бригады МУП «Водоканал» были на месте в 17:00, водоснабжение восстановили в 19:00.

Теоретически теперь ГИСУ РТ за отсутствие разрешения на строительство грозит штраф от 500 тыс. до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. В ответ на запрос «БИЗНЕС Online» ГИСУ РТ сообщило, что в соответствии с заключенными госконтрактами экспертизу проекта в ФАУ «Главгосэкспертиза России» проводит ГУП «Татинвестгражданпроект». Почему работы начаты без получения положительного заключения, там не пояснили.


в работе «айсылу» нашли «грубые нарушения действующего законодательства». судьбу проходки решат в суде

Попытки дозвониться до гендиректора АО «Казметрострой» Марата Рахимова не увенчались успехом. Между тем Ростехнадзор, как заверили нас в ведомстве, уже готовит для передачи в Арбитражный суд РТ иск о приостановлении деятельности метростроителей (в картотеке АС РТ дело еще не появилось). Впрочем, зимой этого года точно такое же требование рассматривалось, но суд лишь назначил «Казметрострою» штраф в 250 тыс. рублей.

Вопросы у Ростехнадзора возникли и к тоннелепроходческому комплексу «Айсылу», который 23 апреля начал проходку перегонных тоннелей. По данным ведомства, при его приемке выявили «грубые нарушения действующего законодательства». Официально ведомство их не раскрывает, но источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что в числе претензий — непредоставление документов, подтверждающих квалификацию рабочих. При этом сам «Казметрострой» якобы утверждает, что это недоразумение и необходимые бумаги имеются.

Попытки дозвониться до гендиректора ОА «Казметрострой» Марата Рахимова не увенчались успехом. Между тем, Ростехнадзор уже готовит для передачи в Арбитражный суд РТ иск о приостановлении деятельности метростроителей Попытки дозвониться до гендиректора ОА «Казметрострой» Марата Рахимова не увенчались успехом. Между тем Ростехнадзор уже готовит для передачи в Арбитражный суд РТ иск о приостановлении деятельности метростроителей Фото: «БИЗНЕС Online»

Также Ростехнадзор отказал «Казметрострою» в регистрации уведомления о готовности ввода в эксплуатацию электроустановки на стройплощадке на улице Закиева, 12. «Организация не в полном объеме предоставила необходимые сведения для регистрации», — говорится на сайте ведомства. По данным источника, установки мощностью до 650 киловольт-ампер (кВА) вне ведении Ростехнадзора, а мощность энергоустановки «Казметростроя» составляет 250 кВА, ее монтаж  проходил под надзором электросетей и компания должна лишь уведомить ведомство о ее установке.

Главное же обвинение — отсутствие экспертизы — наш собеседник комментирует так: «У „Казметростроя“ коллектив 800 человек. У них дети, семьи, их надо кормить, лечить, обучать. Вот и работают без разрешений, другой работы-то нет! — объяснил источник. — Разрешение на строительство, экспертиза проекта — это документы не подрядчика, а заказчика! Вот и нашли крайнего».

ХРОНИКА СТРОИТЕЛЬСТВА ПЕРВОГО УЧАСТКА ВТОРОЙ ЛИНИИ

Напомним, в 2018 году в Казани открылась 11-я станция казанского метрополитена — «Дубравная». Возведение последней станции первой ветки метро обошлось бюджету РТ в 5,2 млрд рублей, ее ждали примерно пять лет. Строительство первых четырех станций второй ветки метрополитена — «Улица Юлиуса Фучика», «10-й микрорайон», «100-летие ТАССР» и «Улица Академика Сахарова» — началось в июле 2019 года. Конкурс на проектирование второй линии метрополитена за 642 млн рублей в 2015 году выиграл «Татинвестгражданпроект». 

Возведение последней станции первой ветки метро «Дубравная» обошлось бюджету РТ в 5,2 млрд рублей, ее ждали примерно пять лет Возведение последней станции первой ветки метро «Дубравная» обошлось бюджету РТ в 5,2 млрд рублей, ее ждали примерно пять лет Фото: «БИЗНЕС Online»

В апреле 2020 года со строительством первого участка ознакомились президент РТ Рустам Минниханов и мэр Казани Ильсур Метшин, приняв участие в запуске тоннелепроходческого комплекса «Айсылу». Минниханов тогда отметил, что, несмотря на непростую ситуацию в экономике, строительство решили не останавливать. Вторая ветка и Большое казанское кольцо — это два проекта, необходимых для дальнейшего развития инфраструктуры города, сказал тогда президент РТ. В мае мэрия Казани выпустила постановление об изъятии земли и расположенных на них объектов недвижимости в Приволжском и Советском районах для строительства станции «100-летие ТАССР». В каждом районе планировалось изъять по четыре участка, площадь самого крупного составила 1,2 тыс. кв. метров.

Первый участок второй линии протяженностью 5,7 км собираются ввести в 2023 году, причем не поэтапно, а сразу. По оценкам специалистов, всю вторую линию метро могут ввести в эксплуатацию между 2030 и 2050 годами. Вторая линия казанского метро с 12 станциями на 3 километра длиннее, чем первая, ее протяженность составит 19,98 километра. Она начинается в Приволжском районе, проходит через Советский, Ново-Савиновский, Московский и Кировский районы, и завершается на Горьковском шоссе.

Согласно постановлению кабмина РТ, на строительство метрополитена до 2024 года выделяют по миллиарду рублей в год. По генплану Казани до 2040 года в городе заложена возможность строительства 26 станций метро.