1. У АО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» (КПКБ) три основных направления работы. Первое — датчики температуры и оборотов (к примеру, закончена опытно-конструкторская работа по датчикам для двигателя ПД-14, который будет устанавливаться на ланере МС-21). Второе — гибридные интегральные схемы (микросборки). Третье — элементы систем управления летательными аппаратами и индикаторы для кабин пилотов.

  2. КПКБ разработало и выпускает цифровые индикаторы — то, с чего пилот считывает информацию. При этом сохранено и производство аналоговых, стрелочных индикаторов, которые мы хорошо представляем по приборным доскам старых типов самолетов… Что касается элементов систем управления, то представить эффект от новых разработок достаточно просто: к примеру, если один из блоков предыдущего поколения весил 70 кг, то новый — 2,5 килограмма. КПКБ намерено продвинуть свою продукцию на наземную и морскую технику.

  3. Участок по производству гибридных интегральных схем. На правой руке работницы можно увидеть специальный браслет — он снимает статическое электричество.

  4. Микросборка паяется с применением золота на специальную подложку. Элементная база полностью российская.

  5. Топологию плат закладывают на этом участке с помощью фотошаблона.

  6. Так выглядит готовая микросборка. Данные устройства применяются в радиопеленгаторах, но КПКБ намерено расширить номенклатуру этих изделий.

  7. Генеральный директор КПКБ Илдус Курбиев подчеркивает: если ранее его компания была только конструкторским бюро, то сейчас она еще и завод. В 2019 году КПКБ получило сертификат разработчика гражданской авиатехники, сегодня идет процесс сертификации как ее производителя.

  8. АО «Радиоприбор» известно прежде всего тем, что оно выпускает авиационную аппаратуру единой системы государственного радиолокационного опознавания («свой — чужой»). Сегодня в производстве — третье поколение этой системы (название — «Страж»), а четвертое, не исключено, будет строиться уже на иных, нерадиолокационных принципах.

  9. Еще недавно «Радиоприбор» не владел технологией производства микросборок, теперь на заводе появился такой участок. В целом сегодня завершена программа перевооружения предприятия.

  10. Над чем конкретно в данный момент трудятся на участке, объяснять не стали: «К примеру, по внешнему виду аппаратуры „свой — чужой“ информация закрыта, так что вы можете посмотреть процесс сборки, но, что собирается, сказать не можем».

  11. Также завод выпускает аппаратуру радионавигации; приборы обеспечения встречи летательных аппаратов для дозаправки в воздухе; бортовые комплексы радиоэлектронной борьбы для транспортных Ил-476 и штурмовиков Су-25.

  12. Достаточно узкоспециализированным предприятиям типа «Радиоприбора» сложнее всего выполнить поставленную Владимиром Путиным задачу по диверсификации — рынок гражданской радиоэлектроники для российских производителей, можно сказать, потерян. Тем не менее руки на заводе не опускают. По словам исполнительного директора «Радиоприбора» Айрата Хуснутдинова, с Казанским университетом подписаны (и проавансированы) контракты на разработку двух систем — шумоподавления и охраны (начиная с дачных участков и заканчивая предприятиями). В 2020 году «Радиоприбор» заключил контракт на производство составной части комплексной системы управления пассажирским самолетом МС-21.

  13. АО «Рычаг» создавалось под выпуск устанавливающихся на вертолеты комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Рычаг»: в определенном радиусе от машины с такой аппаратурой летательные аппараты защищаются от наземных средств поражения, а наземные объекты — от авиационных. Количество созданных комплексов превысило планировавшееся изначально. Сегодня компания намерена выйти с ними на международный рынок.

  14. Ми-8МТПР создается на базе серийного Ми-8 производства ПАО «КВЗ». Сначала выполняются подготовительные демонтажные работы, потом — всякого рода вырезы, затрагивающие в том числе силовые элементы, т. е. налицо серьезное вмешательство в конструкцию.

  15. Пассажирский салон делится на два отсека — аппаратный и рабочее место оператора.

  16. Инициативная разработка КРЭТа — модернизация знаменитого боевого вертолета Ми-24. «Рычаг» — головной исполнитель. На сегодня пройдены этапы технического проектирования и разработки конструкторской документации, идет создание опытного образца. Заводские испытания планируют завершить в первом квартале 2021 года.

  17. Как заверяют на «Рычаге», после модернизации конструкция 50-летней давности будет отвечать современным требованиям. Боевая эффективность Ми-24П-1 окажется сопоставимой с вертолетами последнего поколения, а стоит он в 2 раза меньше. При этом в максимальной комплектации модернизированный борт на 350 кг легче, чем изначальный. Важный момент: у новой машины техническое обслуживание будет проводиться не по сроку и налету, а по техническому состоянию. Расширяется номенклатура вооружения — оно становится во многом таким же, как у Ми-28 и Ка-52. По предварительным оценкам, в России требуют модернизации примерно 200 Ми-24, за границей — ориентировочно в 2 раза больше.

  18. Пара Ми-35 в сопровождении Ми-8АМТШ пришла для дооборудования бортовым комплексом обороны «Витебск», который выпускает находящееся рядом АО «Стелла К».

  19. Еще одна модернизация от КРЭТа и «Рычага» — вариант «Ансата» под названием «Ансат-РТ».

  20. Вертолет предназначен в первую очередь для заявленного два года назад проекта по созданию Национальной службы санитарной авиации (АО «НССА» также входит в КРЭТ).

  21. Планируется, что первую партию таких вертолетов КВЗ выпустит в этом году, а до 2022-го должно быть построено примерно 100 машин.

  22. КВЗ предлагал для НССА свой вариант медицинского вертолета, но, как говорит генеральный директор «Рычага» Алексей Панин, заказчик хочет именно «Ансат-РТ». «Здоровая конкуренция идет только на пользу дела», — отмечает он.

  23. Главное отличие «Ансата-РТ» в современной авионике и «стеклянной кабине», благодаря которым вертолет может летать в любое время суток, что принципиально важно для воздушной скорой помощи. Пока «Ансат-РТ» сертифицирован только для визуальных полетов, но в Росавиацию подана заявка на сертификацию для выполнения полетов по приборам.

  24. По словам Панина, сертификация в продвинутом варианте займет примерно год.

  25. Как говорят летчики, компоновка кабины близка к Ми-38 (унификация — общемировая тенденция), но у «Ансата-РТ» диагональ экранов больше. Их высокое разрешение делает комфортными ночные полеты. Следующий этап совершенствования вертолета — установка автопилота.

  26. В движущуюся карту вбиты все возможные препятствия, а для полетов в каждом отдельном регионе карта обновляется.

  27. Шеф-пилот «Рычага», летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный летчик-испытатель России Николай Захаров говорит, что с детскими болезнями (типа повышенной вибрации) «Ансата» уже справились, теперь актуально увеличить дальность полета: с 450–500 км до 600–650 км, и возможность для этого есть.